Создание информационной образовательной среды как одно из условий реализации ФГОС

  • docx
  • 01.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конкурсный проект Постниковой 1.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Создание информационной образовательной среды ОО

как одно из условий реализации ФГОС»

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Постникова С.Г.,

заместитель директора по ИОС,

учитель информатики

высшей категории

ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ»

с. Кинель-Черкассы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кинель – Черкассы,

2014

Содержание проблемы и актуальность проекта

В последнее десятилетие Россия активно стремится к созданию информационного общества. Резкое расширение информационного пространства, активное внедрение телекоммуникационных технологий, высокие темпы развития технологий хранения, переработки информации позволяют получить доступ к ней на международном, национальном, региональном уровнях. Потребности каждого человека, живущего в таких условиях, в постоянном пополнении своих знаний, повышении квалификации неуклонно возрастают.

Однако исследования процесса образования в современных условиях показывают, что существуют устойчивые противоречия между:

·          потребностью общества в нравственной и творческой личности и реальными условиями социальной среды, которые не всегда благоприятствуют формированию такой личности;

·          заложенными в содержание образования новыми ценностями и недостаточным использованием их потенциала;

·          системой современной социальной информации, необходимой для усвоения в образовательном процессе школы, и технологическим уровнем и обеспечением ее информационной среды.

Нравственная и социально-педагогическая дезадаптация молодого поколения, актуализируют проблему целостной организации информационного образовательного пространства, предоставляющего информацию о духовно-нравственном опыте и ценностях российского общества.

Актуальность темы развития информационной образовательной среды школы определяется новыми теоретическими представлениями о системе образования человека в условиях развития информационной цивилизации на глобальном уровне, Федеральной программы развития образования до 2020г., Президентской инициативы «Наша новая школа», ФГОС.

Указанные противоречия в системе образования в полной мере учитывает новый федеральный государственный стандарт, который в объективно происходящих условиях информационного общества, предлагает процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной:

·          быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;

·          получать, использовать и создавать разнообразную информацию;

·          принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.

Важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования является информационно – образовательная среда ОУ (ИОС).

С точки зрения образовательного процесса современная ИОС – это открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой интеллектуально и социально развитой личности.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. ИОС обеспечивает все направления деятельности образовательного учреждения.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ


,ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ В ГРУППАХ СОТРУДНИЧЕСТВА

,ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
,СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ
УСПЕШНОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

,ВОЗМОЖНОСТЬ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

,РАЗНОУРОВНЕВОСТЬ
СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА
,ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ
,СОЦИАЛИЗАЦИЯ
УЧАЩИХСЯ

,ОРИЕНТАЦИЯ НА
САМООБРАЗОВАНИЕ
,ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА,ГИБКОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАН. ОБР. ТЕХНОЛОГИЙ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информационно-образовательная среда должна обеспечить эффективную деятельность обучающихся по освоению основной образовательной программы общего образования и эффективную образовательную деятельность педагогических и руководящих работников по реализации основной образовательной программы общего образования, в том числе возможность:

·          создания, поиска, сбора, анализа, обработки и представления информации (работа с текстами в бумажной и электронной форме, запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением, общение в Интернете);

·          планирования образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

·          размещения и сохранения, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов, учебных материалов, предназначенных для образовательной деятельности обучающихся, а также анализа и оценки такой деятельности; доступа к размещаемой информации;

·          мониторинга хода и результатов учебного процесса, фиксацию результатов деятельности обучающихся и педагогических работников; мониторинга здоровья обучающихся;

·          дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогических работников, администрации образовательного учреждения, родителей (законных представителей) обучающихся, методических служб, общественности, органов, осуществляющих управление в сфере образования;

·          сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе с образовательными учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также органов, осуществляющих управление в сфере образования;

·          ограничения доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

·          учета контингента обучающихся, педагогических работников, родителей обучающихся, бухгалтерского учета в образовательном учреждении;

·          доступа обучающихся и педагогических работников к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижениям науки и искусства; электронным информационно-образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;

·          организации работы в режиме как индивидуального, так и коллективного доступа к информационно-образовательным ресурсам;

·          организации дистанционного образования;

·          взаимодействия образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения;

·          информационно-методического сопровождения образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, в том числе талантливых и одаренных, включая обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Функционирование информационной образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3451).

Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации ООП НОО и ОО включает характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации ООП НОО и ОО должно обеспечивать:

·          информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);

·          укомплектованность печатными и электронными информационно- образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования.

Информационное образовательное пространство общеобразовательного учреждения может быть рассмотрено как информационное пространство и как адаптивная среда. Устойчивый интерес к информационным процессам в обществе, воспитании, образовании связан не только с проблемой становления информационного общества, но и с развитием концепции образовательной среды как адаптивно-информационного пространства. Это дает возможность:

·          вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;

·          работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя при этом определенные коммуникативные умения, возможность широкого общения со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира;

·          свободного доступа к необходимой информации не только в информационных центрах своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования.

Цель проекта:

Развитие информационной образовательной среды школы, способствующей формированию личности учащихся, подготовки их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

 

Задачи реализации проекта:

1.       Модернизировать школьную информационную образовательную среду для обеспечения нового качества образования.

2.       Активизировать деятельность педагогического коллектива по использованию ресурсов ИОС.

3.       Формировать у участников образовательного процесса ИКТ-компетентность и информационную культуру.

4.       Развивать у обучающихся духовно-нравственную культуру, базовые национальные ценности; формировать УУД на основе использования педагогического потенциала ИОС школы.

5.       Привести материально-техническую базу информационной среды ОУ в соответствии с современными требованиями ФГОС.

Условия реализации проекта:

Для функционирования информационной образовательной среды необходимо наличие следующих компонентов:

1.       Аппаратное, программное и сетевое обеспечение среды.

2.       Наличие сервера, связывающего все эти элементы в единую информационную систему.

3.       Наличие творческой группы учителей, способных работать в информационной образовательной среде школы, обучить весь остальной педагогический коллектив к работе в этой среде.

К механизмам, позволяющим педагогическому коллективу школы обеспечить режим развития школы в информационном пространстве, относятся:

·          технологический и информационный подходы как основание для построения образовательного процесса в условиях информатизации;

·          развитие творческой индивидуальности школьников как феномен, проявляемый в условиях информатизации общества, заключается в самореализации потенциала личности  и формирование таких качеств, как уникальность, самобытность, созидательность, интеллектуальность, широта интересов;

·          мотивация и стремление к сотрудничеству в технологических системах (школьник - компьютер - педагог; школьник - образовательная среда - компьютер; компьютер - программное обеспечение - школьник).

Основные направления работы

Для достижения поставленных цели и задач школа (в лице администрации, учителей) при организации процесса обучения и воспитания должна обеспечить:

·          Овладение учащимися представлениями об информации (информационных процессах) как одном из основополагающих понятий, лежащих в фундаменте современной картины мира, о единстве информационных принципов строения и функционирования самоуправляющих систем различной природы, о роли информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека в информационном обществе.

·          Развитие алгоритмического и эвристического мышления школьников, создание условий для повышения креативности личности, формирование у учащихся операционного мышления, направленного на выбор оптимального решения.

·          Овладение школьниками представления об обучении и самообучении как особых видах информационных процессов, привитие умений использовать информационные технологии в образовании.

·          Создание у учащихся мотивации к правильному социальному поведению в глобальной информационной среде на основе соответствующих норм.

·          Подготовку к широкому практическому использованию информационных технологий в различных сферах жизни и деятельности, овладение основными средствами компьютерных технологий.

Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в школе:

1.       Мотивационный аспект. Применение информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе школы может усилить потребности учащихся в получении образования, поскольку создаются условия для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей школьников; широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня их общеобразовательной подготовки; удовлетворения образовательных потребностей учащихся в углубленном изучении определенных областей знаний; раскрытия творческого потенциала учащихся (участие в дистанционных образовательных проектах, конкурсах, олимпиадах и т.д.), расширения круга общения через сеть Интернет; освоения современных информационных технологий.

2.       Содержательный аспект. Возможности информационно-коммуникативных технологий могут быть использованы при построении содержания обучения в школе, прежде всего, при реализации профориентационной работы, предпрофильной подготовки и профильного обучения, либо на внутрипрофильную специализацию обучения и построение индивидуальной образовательной траектории. Одним из вариантов может стать использование школой возможностей дистанционного обучения, вт.ч. для учащихся с ВОЗ, заказ дистанционных учебных курсов, предлагаемых заочными школами и образовательными центрами в сети Интернет.

3.       Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения общеобразовательных и профильных учебных дисциплин, для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала, для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Кроме того, учитель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебно-методического комплекса авторского элективного курса.

4.       Организационный аспект. Информационно-коммуникативные технологии могут быть использованы в различных вариантах организации  модульного и блочно-модульного обучения: при проведении групповых и индивидуальных занятий, при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе специального индивидуального плана; при создании в школе профильных групп (внутри класса) и профильных классов.

5.       Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тест и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый. Использование различных тестов и тестовых заданий для контроля и оценки образовательных результатов учащихся приобретает особую актуальность в связи с необходимостью подготовки выпускников к сдаче ГИА и ЕГЭ.

Для определения составляющих процесса подготовки учителей к организации обучения на основе ИКТ необходимо учитывать:

·          уровень готовности учителей к использованию электронных ресурсов в образовательном процессе;

·          необходимость выбора специфических форм реализации подготовки в рамках конкретных программ по учебным дисциплинам, обеспечивающих «открытую» методику при проведении занятий;

·          пространственно - реальную информационную инфраструктуру школы, обеспечивающую возможность организации самостоятельной работы учащихся и возможность проведения уроков в компьютерном классе.

Таким образом, формируется информационная модель школьного содержания образования, которая интегрируется с информационными системами разного уровня.

В рамках проекта предусматривается реализация следующих направлений работы:

1.     Координационное направление включает в себя:

·          сетевое взаимодействие учреждений, обеспечивающих школьную информационную инфраструктуру;

·          интеграция в рамках данного направления деятельности учреждений дополнительного, общего и профессионального образования; культуры, спорта, досуга; производство, создание производственно-образовательной корпорации;

·          поддержка образовательных инициатив в области развития ИОС;

·          информационное обеспечение системы тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной траектории учащихся в рамках профильного обучения;

·          обеспечение нормативно-правовой базы ИОС.

2.     Информационное направление:

·          организация работы виртуальной Интернет - библиотечной сети и виртуальных лабораторий;

·          создание электронного банка образовательных программ и методических материалов для работы со школьниками в условиях введения ФГОС, проектно-исследовательской, профориентационной работы;

·          организация сетевого управления производственно-образовательной корпорацией;

·          размещение информации на сайте;

·          консультационная поддержка.

3.     Диагностическое направление:

·          проведение и анализ диагностики детей, направленной на выявление способностей детей, мониторинг их развития;

·          создание банка данных по взаимообмену инновациями в работе с др. учреждениями, в т.ч. проекта Ассоциированные школы ЮНЕСКО».

4.     Кадровое направление:

·          определение критериев эффективности педагогической работы в условиях ИОС;

·          повышение квалификации педагогов на разных уровнях по проблемам совершенствования информационной культуры;

·          оказание информационной и методической помощи педагогам по внедрению новых программных продуктов, оборудования;

·          создание условий для реализации и применения современных педагогических технологий, включая ИКТ, кейс-технологии, модульные, блочно-модульные, обучение в сотрудничестве, портфолио.

5.     Развивающее направление:

·          создание информационной среды для реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся в учреждениях общего и дополнительного образования, в т.ч. в дистанционной форме;

·          организация курсов углубленного изучения предметов, дистанционных, очно-заочных школ, мастер-классов, проектно-исследовательских  виртуальных лабораторий;

·          создание условий для участия детей в семинарах, конференциях, конкурсах и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня, в т.ч. дистанционных;

·          внедрение информационной и дистанционной системы наставничества и научного руководства;

·          обеспечение материально-технической базы для реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся;

·          создание системы электронного мониторинга по достижению нового качества образования.

Этапы реализации проекта

Первый этап – организационный - реализовался в 2011-2012, 2012-2013 уч.г. Он включал в себя создание нормативно-правовой и материально-технической базы, получение и анализ информации о состоянии информационно-образовательной среды, возможных моделях взаимодействия с др. учреждениями, отработку отдельных форм и методов работы, организацию информационно-методического обеспечения и повышения квалификации педагогических кадров по заявленным проблемам.

Второй этап- этап реализации (2013-2014, 2014-2015 уч.г.) связан с непосредственной работой на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется систематическая и целенаправленная работа со школьниками в учреждениях общего и высшего образования, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий. Создание структур информационной образовательной среды: ИМЦ, проектно- исследовательских виртуальных лабораторий, виртуальный методкабинет. Вступление в программу ассоциированных школ ЮНЕСКО.

Осуществление работы по индивидуальной образовательной траектории учащихся, в т.ч. через технологию модульного планирования.

Пополнение и обновление банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик по развитию личности учащихся. Обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов.

Психологическая, информационно-педагогическая и социальная поддержка детей.

Третий этап – обобщающий. Анализ полученных в ходе реализации проекта результатов планируется провести в 2015-2016 уч. году. На этом этапе также предполагается определить проблемы, возникшие в ходе реализации проекта, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.

Информационное обеспечение проекта

Информационное обеспечение проекта предполагает:

·          деятельность Центра, направленную на систематизацию, анализ и распространение информации по проблеме;

·          создание и пополнение банка данных по учебным программам, методикам диагностики по развитию личности ребенка;

·          информирование общественности о работе в данном направлении в региональных СМИ и сети Интернет;

·          представление творческих достижений педагогов и учащихся в сети Интернет;

·          обновление Сайта школы по вопросам проектной деятельности и профориентации.

Ожидаемые результаты

Реализация проекта позволит достигнуть следующих качественных результатов образования:

Для учащихся:

·          умение создавать информационную среду своей учебной деятельности;

·          развитие одаренности всех типов (интеллектуальной, академической, творческой, психомоторной и др.);

·          умение самостоятельно организовывать работу с информационными потоками;

·          способность делать самостоятельный выбор при определении сферы своих интересов;

·          возможность непрерывного обучения и профессионального самоопределения;

·          способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю, проведение самопрезентации.

Для родителей:

·       обеспечение открытости информации о деятельности школы;

·       рост удовлетворенности информационной средой школы, способствующей развитию личности детей;

·       повышение уровня коммуникативной активности и заинтересованности в деятельности школы.

Для педагогов:

·       применение информационной и развивающей среды для интенсификации процесса формирования способностей учащихся - не менее 80%;

·       повышение мотивации в освоении современных технологий и снижение уровня «эмоционального выгорания»;

·       осуществление электронного мониторинга развития школы;

·       достижение высокого качества образования в школе.

Критериями эффективности педагогической деятельности в условиях информационной образовательной среды могут быть:

·       востребованность педагогами элементов, созданного на базе Интернет-ресурсов УМК (активность и уровень запросов);

·       динамика роста использования Интернет-ресурсов образовательного учреждения;

·       общий рост информационно-технологической компетенции учителей, в том числе готовность и способность к созданию собственных УМК третьего поколения.

Целевые показатели эффективности реализации проекта

Для определения уровня результативности мероприятий, осуществляемых в рамках реализуемого проекта, применяются следующие показатели:

·       Количество учащихся на 1 компьютер не более 5 чел.

·       Доля преподавателей, использующих ИКТ при подготовке учебных занятий, не менее 80 %.

·       Обеспеченность учебных дисциплин мультимедийными учебными ресурсами- 100%.

·       Доля предметов, которые преподаются с использованием ИКТ – не менее 85%.

·       Доля преподавателей, прошедших переподготовку и повышение квалификации в области ИКТ – не менее 95%. (к концу программы хорошо бы 100%).

Прогнозируемый результат (идеальная модель ИОС школы)

·       В школе сформировано единое информационно-образовательное пространство, объединенное единой локальной сетью.

·       В школьную локальную сеть входят: автоматизированное рабочее место: директора, заместителей по УВР, НМР, ВР, ИОС, АХЧ, психолога, социального педагога, заведующего школьной медиатекой и библиотекой, 2 компьютерных класса, 10 мультимедийных (предметных) классов, 3 кабинета, оборудованных для обучения в дистанционном режиме детей с ОВЗ, 5 кабинетов оборудованых интерактивными досками, методический кабинет, 10 проектно-исследовательских лабораторий, 1 лингафонный кабинет.

·       школа интегрирована в единое информационное пространство системы образования округа, региона, России;

·       школа имеет возможность осуществлять дистанционное образование;

·       компьютерная техника работает в режиме максимального использования ее технических ресурсов, позволяющем:

ü  изучать информатику и информационные технологии на всех ступенях обучения, начиная со 2 класса;

ü  осуществлять работу компьютерных классов в режиме «свободного доступа», по установленному графику;

ü  организовать работу различных стационарных курсов, в том числе дистанционного обучения;

ü  автоматизировать труд административной команды и педагогического коллектива, формирование и наполнение Базы данных;

ü  сделать информационно-образовательные ресурсы Интернет, российского образовательного канала общедоступными для всех категорий обучающихся и педагогов;

ü  обеспечить через сетевого методиста необходимую методическую поддержку всем членам педагогического коллектива.

Достигнутые результаты

В школе организован и действует информационный – методический центр (ИМЦ), обеспеченный следующим оборудованием и ресурсами:

Программный комплект «Федеральное собрание образовательных материалов. Полная версия. Содержание и методики», на 200 (двухстах) DVD-ROM дисках.

1

Переплетная система Unibind

2

Ламинатор Fellowes EXLA4

1

МФУ HP Color LaserJet СМ 1015 MFP

1

Принтер HP LaserJet P2014

6

Ризограф Rizo RZ 370

1

Компьютер Asus P5В Dual Core

E2180/2048 Mb/160Gb/GF9500GT/ DVD-RW/kbgmose

15

Компьютер ПРАГМА Х 4 Intel Core2 Quad Q6600/DDR-2 2Gb/HDD320 Gb/Video Iht/FDD/DVD-RW kb/mose

1

Мультимедиа – проектор Epson EMP-X5, 2200 ANSI, XGA

2

Мультимедиа – проектор Epson EMP-1700 3 XLCD

2

Ноутбук Asustek F7Z-QL60 (1,9)/2Gb/250Gb/17 « WXGA +/VD

1

Экран настенный

1

Деятельность ИМЦ способствует:

·          формированию творческой личности, развитию у учащихся теоретического мышления, памяти, воображения;

·          формированию у учащихся, современной информационной картины мира;

·          формированию информационной культуры учащихся, педагогов школы, родителей;

·          совершенствованию навыков использования информационных технологий, как основной составляющей профессиональной деятельности в современном информационном обществе;

·          развитию телекоммуникаций;

·          развитию у субъектов образовательного процесса знаний об устройстве и функционировании современной вычислительной техники.

ИМЦ предназначен также для проведения урочных и внеклассных занятий по различным предметам с использованием современных технических средств.

В соответствии с требованиями ФГОС материально-техническое оснащение ИМЦ обеспечивает возможность:

·          реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;

·          включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения естественнонаучных экспериментов с использованием учебного лабораторного (в том числе цифрового) оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений, цифрового (электронного) и традиционного измерений;

·          создания материальных объектов, в том числе произведений искусства; обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов и оборудования; проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, художественно-оформительских и издательских проектов;

·          наблюдений, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;

·          занятий музыкой с использованием традиционных народных и современных музыкальных инструментов, а также возможностей компьютерных технологий;

·          размещения продуктов познавательной, проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в информационной среде образовательного учреждения,

·          организации виртуального общения субъектов образовательного процесса (АСУ РСО, сайт школы, веб-страницы учителей, виртуальная методическая копилка МО, родительский лекторий, дистанционный консультативный пункт для родителей),

·          создание электронной системы мониторинга.

С другой стороны в ИМЦ проводятся факультативные и кружковые занятия как по предметам и направлениям внеурочной деятельности, деятельности педагогического коллектива:

·          издательство школьной газеты «ГОША» и школьной телестудии «ЗЕРКАЛО»;

·          создание летописи школы и работа школьного виртуального музея;

·          кружковая работа по предметам;

·          кружковая работа “Web-строительство” по созданию школьного сайта;

·          деятельность международного клуба по программе «Ассоциированные школы ЮНЕСКО»

·          оформление исследований по проектам при организации проектно-исследовательской работы учащихся и учителей;

·          дополнительные занятия для учащихся, не имеющих дома компьютерной техники;

·          индивидуальная работа школьников по различным предметам (тренажеры, тестирование и т.п.);

·          проводятся общешкольные мероприятия и родительские собрания;

·          занятия учащихся с психологом;

·          занятия по аудированию при изучении иностранного языка и организации виртуального общения с учащимися Ассоциированных школ ЮНЕСКО;

·          а также, методические семинары и дистанционные педсовет.

В ходе реализации проекта в результате модернизации информационно-образовательной среды в школе действуют 2 кабинета информатики, медиатека со справочной, энциклопедической, научно-популярной и художественной литературой, сайт школы, родительский лекторий; виртуальный школьный музей, лингафонный кабинет.

Так как в школе существует кабинетная система, то для осуществления плодотворного процесса обучения почти во всех классных комнатах созданы Рабочего места учителей, оснащенные ноутбуками. Многие рабочие места учителей оснащены не только компьютерами, но и колонками, наушниками, мультимедиапроектором, интерактивной доской. Учителя, при проведении уроков, используют данную технику для разнообразной индивидуальной работы с учениками, тестирования или контроля знаний по теме урока или по предыдущем темам, повторения, изучения нового материала в индивидуальном темпе и т.п. Все такие организованные места в классных комнатах имеют беспроводной доступ в сеть Интернет.

Диаграмма 1

Соотношение оснащения учебных кабинетов

информационно-компьютерным оборудованием

С целью создания кадровых, материально-технических и других условий, обеспечивающих развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями ФГОС, в начальной школе используется в учебном процессе программно-технический комплекс на базе интерактивной доски ActivBoard. Освоение данного комплекса и приемов создания электронных уроков - флипчартов требует от педагогов прохождения обучения. Поэтому все педагоги начальной школы прошли обучающие курсы по теме «Методика эффективного внедрения в учебный процесс программно-технического комплекса на базе интерактивной доски ActivBoard», «Методические приемы создания электронных уроков-флипчартов в программе ActivInspire с использованием её виртуальных возможностей» и «Использование в учебном процессе учебно-лабораторного оборудования».

Использования ИКТ технологий в УВП учителями школы

Категории пользователей и формы использования информационной среды представлены в таблице.

Администрация школы

Учителя - предметники

Школьники

- электронный документооборот;

- базы данных учащихся, выпускников, сотрудников;

- использование презентаций для докладов на конференциях и совещаниях;

- получение необходимой информации из Интернета;

- использование электронной почты;

- мониторинг учебно-воспитательного процесса.

- использование презентаций на уроках;

- получение необходимой информации из Интернета;

- использование на занятиях интерактивной доски, мультимедиапроектора;

- конференции, выставки, конкурсы и пр.;

- подготовка и проведение конкурсов;

- ведение электронных журналов;

- курсы по повышению квалификации в дистанционной форме.

- на учебных занятиях;

- при самостоятельной работе;

- при работе над домашними заданиями;

- для подготовки рефератов;

- получение необходимой информации из Интернета;