«Создание информационной образовательной среды ОО
как одно из условий реализации ФГОС»
Автор: Постникова С.Г.,
заместитель директора по ИОС,
учитель информатики
высшей категории
ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ»
с. Кинель-Черкассы
Кинель – Черкассы,
2014
Содержание проблемы и актуальность проекта
В последнее десятилетие Россия активно стремится к созданию информационного общества. Резкое расширение информационного пространства, активное внедрение телекоммуникационных технологий, высокие темпы развития технологий хранения, переработки информации позволяют получить доступ к ней на международном, национальном, региональном уровнях. Потребности каждого человека, живущего в таких условиях, в постоянном пополнении своих знаний, повышении квалификации неуклонно возрастают.
Однако исследования процесса образования в современных условиях показывают, что существуют устойчивые противоречия между:
· потребностью общества в нравственной и творческой личности и реальными условиями социальной среды, которые не всегда благоприятствуют формированию такой личности;
· заложенными в содержание образования новыми ценностями и недостаточным использованием их потенциала;
· системой современной социальной информации, необходимой для усвоения в образовательном процессе школы, и технологическим уровнем и обеспечением ее информационной среды.
Нравственная и социально-педагогическая дезадаптация молодого поколения, актуализируют проблему целостной организации информационного образовательного пространства, предоставляющего информацию о духовно-нравственном опыте и ценностях российского общества.
Актуальность темы развития информационной образовательной среды школы определяется новыми теоретическими представлениями о системе образования человека в условиях развития информационной цивилизации на глобальном уровне, Федеральной программы развития образования до 2020г., Президентской инициативы «Наша новая школа», ФГОС.
Указанные противоречия в системе образования в полной мере учитывает новый федеральный государственный стандарт, который в объективно происходящих условиях информационного общества, предлагает процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной:
· быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;
· получать, использовать и создавать разнообразную информацию;
· принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.
Важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования является информационно – образовательная среда ОУ (ИОС).
С точки зрения образовательного процесса современная ИОС – это открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой интеллектуально и социально развитой личности.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. ИОС обеспечивает все направления деятельности образовательного учреждения.
Информационно-образовательная среда должна обеспечить эффективную деятельность обучающихся по освоению основной образовательной программы общего образования и эффективную образовательную деятельность педагогических и руководящих работников по реализации основной образовательной программы общего образования, в том числе возможность:
· создания, поиска, сбора, анализа, обработки и представления информации (работа с текстами в бумажной и электронной форме, запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением, общение в Интернете);
· планирования образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
· размещения и сохранения, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов, учебных материалов, предназначенных для образовательной деятельности обучающихся, а также анализа и оценки такой деятельности; доступа к размещаемой информации;
· мониторинга хода и результатов учебного процесса, фиксацию результатов деятельности обучающихся и педагогических работников; мониторинга здоровья обучающихся;
· дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогических работников, администрации образовательного учреждения, родителей (законных представителей) обучающихся, методических служб, общественности, органов, осуществляющих управление в сфере образования;
· сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе с образовательными учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также органов, осуществляющих управление в сфере образования;
· ограничения доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
· учета контингента обучающихся, педагогических работников, родителей обучающихся, бухгалтерского учета в образовательном учреждении;
· доступа обучающихся и педагогических работников к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижениям науки и искусства; электронным информационно-образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных;
· организации работы в режиме как индивидуального, так и коллективного доступа к информационно-образовательным ресурсам;
· организации дистанционного образования;
· взаимодействия образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения;
· информационно-методического сопровождения образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, в том числе талантливых и одаренных, включая обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Функционирование информационной образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3451).
Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации ООП НОО и ОО включает характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации ООП НОО и ОО должно обеспечивать:
· информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);
· укомплектованность печатными и электронными информационно- образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования.
Информационное образовательное пространство общеобразовательного учреждения может быть рассмотрено как информационное пространство и как адаптивная среда. Устойчивый интерес к информационным процессам в обществе, воспитании, образовании связан не только с проблемой становления информационного общества, но и с развитием концепции образовательной среды как адаптивно-информационного пространства. Это дает возможность:
· вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;
· работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя при этом определенные коммуникативные умения, возможность широкого общения со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира;
· свободного доступа к необходимой информации не только в информационных центрах своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования.
Цель проекта:
Развитие информационной образовательной среды школы, способствующей формированию личности учащихся, подготовки их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Задачи реализации проекта:
1. Модернизировать школьную информационную образовательную среду для обеспечения нового качества образования.
2. Активизировать деятельность педагогического коллектива по использованию ресурсов ИОС.
3. Формировать у участников образовательного процесса ИКТ-компетентность и информационную культуру.
4. Развивать у обучающихся духовно-нравственную культуру, базовые национальные ценности; формировать УУД на основе использования педагогического потенциала ИОС школы.
5. Привести материально-техническую базу информационной среды ОУ в соответствии с современными требованиями ФГОС.
Условия реализации проекта:
Для функционирования информационной образовательной среды необходимо наличие следующих компонентов:
1. Аппаратное, программное и сетевое обеспечение среды.
2. Наличие сервера, связывающего все эти элементы в единую информационную систему.
3. Наличие творческой группы учителей, способных работать в информационной образовательной среде школы, обучить весь остальной педагогический коллектив к работе в этой среде.
К механизмам, позволяющим педагогическому коллективу школы обеспечить режим развития школы в информационном пространстве, относятся:
· технологический и информационный подходы как основание для построения образовательного процесса в условиях информатизации;
· развитие творческой индивидуальности школьников как феномен, проявляемый в условиях информатизации общества, заключается в самореализации потенциала личности и формирование таких качеств, как уникальность, самобытность, созидательность, интеллектуальность, широта интересов;
· мотивация и стремление к сотрудничеству в технологических системах (школьник - компьютер - педагог; школьник - образовательная среда - компьютер; компьютер - программное обеспечение - школьник).
Основные направления работы
Для достижения поставленных цели и задач школа (в лице администрации, учителей) при организации процесса обучения и воспитания должна обеспечить:
· Овладение учащимися представлениями об информации (информационных процессах) как одном из основополагающих понятий, лежащих в фундаменте современной картины мира, о единстве информационных принципов строения и функционирования самоуправляющих систем различной природы, о роли информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека в информационном обществе.
· Развитие алгоритмического и эвристического мышления школьников, создание условий для повышения креативности личности, формирование у учащихся операционного мышления, направленного на выбор оптимального решения.
· Овладение школьниками представления об обучении и самообучении как особых видах информационных процессов, привитие умений использовать информационные технологии в образовании.
· Создание у учащихся мотивации к правильному социальному поведению в глобальной информационной среде на основе соответствующих норм.
· Подготовку к широкому практическому использованию информационных технологий в различных сферах жизни и деятельности, овладение основными средствами компьютерных технологий.
Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в школе:
1. Мотивационный аспект. Применение информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе школы может усилить потребности учащихся в получении образования, поскольку создаются условия для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей школьников; широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня их общеобразовательной подготовки; удовлетворения образовательных потребностей учащихся в углубленном изучении определенных областей знаний; раскрытия творческого потенциала учащихся (участие в дистанционных образовательных проектах, конкурсах, олимпиадах и т.д.), расширения круга общения через сеть Интернет; освоения современных информационных технологий.
2. Содержательный аспект. Возможности информационно-коммуникативных технологий могут быть использованы при построении содержания обучения в школе, прежде всего, при реализации профориентационной работы, предпрофильной подготовки и профильного обучения, либо на внутрипрофильную специализацию обучения и построение индивидуальной образовательной траектории. Одним из вариантов может стать использование школой возможностей дистанционного обучения, вт.ч. для учащихся с ВОЗ, заказ дистанционных учебных курсов, предлагаемых заочными школами и образовательными центрами в сети Интернет.
3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения общеобразовательных и профильных учебных дисциплин, для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала, для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Кроме того, учитель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебно-методического комплекса авторского элективного курса.
4. Организационный аспект. Информационно-коммуникативные технологии могут быть использованы в различных вариантах организации модульного и блочно-модульного обучения: при проведении групповых и индивидуальных занятий, при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе специального индивидуального плана; при создании в школе профильных групп (внутри класса) и профильных классов.
5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тест и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый. Использование различных тестов и тестовых заданий для контроля и оценки образовательных результатов учащихся приобретает особую актуальность в связи с необходимостью подготовки выпускников к сдаче ГИА и ЕГЭ.
Для определения составляющих процесса подготовки учителей к организации обучения на основе ИКТ необходимо учитывать:
· уровень готовности учителей к использованию электронных ресурсов в образовательном процессе;
· необходимость выбора специфических форм реализации подготовки в рамках конкретных программ по учебным дисциплинам, обеспечивающих «открытую» методику при проведении занятий;
· пространственно - реальную информационную инфраструктуру школы, обеспечивающую возможность организации самостоятельной работы учащихся и возможность проведения уроков в компьютерном классе.
Таким образом, формируется информационная модель школьного содержания образования, которая интегрируется с информационными системами разного уровня.
В рамках проекта предусматривается реализация следующих направлений работы:
1. Координационное направление включает в себя:
· сетевое взаимодействие учреждений, обеспечивающих школьную информационную инфраструктуру;
· интеграция в рамках данного направления деятельности учреждений дополнительного, общего и профессионального образования; культуры, спорта, досуга; производство, создание производственно-образовательной корпорации;
· поддержка образовательных инициатив в области развития ИОС;
· информационное обеспечение системы тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной траектории учащихся в рамках профильного обучения;
· обеспечение нормативно-правовой базы ИОС.
2. Информационное направление:
· организация работы виртуальной Интернет - библиотечной сети и виртуальных лабораторий;
· создание электронного банка образовательных программ и методических материалов для работы со школьниками в условиях введения ФГОС, проектно-исследовательской, профориентационной работы;
· организация сетевого управления производственно-образовательной корпорацией;
· размещение информации на сайте;
· консультационная поддержка.
3. Диагностическое направление:
· проведение и анализ диагностики детей, направленной на выявление способностей детей, мониторинг их развития;
· создание банка данных по взаимообмену инновациями в работе с др. учреждениями, в т.ч. проекта Ассоциированные школы ЮНЕСКО».
4. Кадровое направление:
· определение критериев эффективности педагогической работы в условиях ИОС;
· повышение квалификации педагогов на разных уровнях по проблемам совершенствования информационной культуры;
· оказание информационной и методической помощи педагогам по внедрению новых программных продуктов, оборудования;
· создание условий для реализации и применения современных педагогических технологий, включая ИКТ, кейс-технологии, модульные, блочно-модульные, обучение в сотрудничестве, портфолио.
5. Развивающее направление:
· создание информационной среды для реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся в учреждениях общего и дополнительного образования, в т.ч. в дистанционной форме;
· организация курсов углубленного изучения предметов, дистанционных, очно-заочных школ, мастер-классов, проектно-исследовательских виртуальных лабораторий;
· создание условий для участия детей в семинарах, конференциях, конкурсах и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня, в т.ч. дистанционных;
· внедрение информационной и дистанционной системы наставничества и научного руководства;
· обеспечение материально-технической базы для реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся;
· создание системы электронного мониторинга по достижению нового качества образования.
Этапы реализации проекта
Первый этап – организационный - реализовался в 2011-2012, 2012-2013 уч.г. Он включал в себя создание нормативно-правовой и материально-технической базы, получение и анализ информации о состоянии информационно-образовательной среды, возможных моделях взаимодействия с др. учреждениями, отработку отдельных форм и методов работы, организацию информационно-методического обеспечения и повышения квалификации педагогических кадров по заявленным проблемам.
Второй этап- этап реализации (2013-2014, 2014-2015 уч.г.) связан с непосредственной работой на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется систематическая и целенаправленная работа со школьниками в учреждениях общего и высшего образования, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий. Создание структур информационной образовательной среды: ИМЦ, проектно- исследовательских виртуальных лабораторий, виртуальный методкабинет. Вступление в программу ассоциированных школ ЮНЕСКО.
Осуществление работы по индивидуальной образовательной траектории учащихся, в т.ч. через технологию модульного планирования.
Пополнение и обновление банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик по развитию личности учащихся. Обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов.
Психологическая, информационно-педагогическая и социальная поддержка детей.
Третий этап – обобщающий. Анализ полученных в ходе реализации проекта результатов планируется провести в 2015-2016 уч. году. На этом этапе также предполагается определить проблемы, возникшие в ходе реализации проекта, пути их решений и составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении.
Информационное обеспечение проекта
Информационное обеспечение проекта предполагает:
· деятельность Центра, направленную на систематизацию, анализ и распространение информации по проблеме;
· создание и пополнение банка данных по учебным программам, методикам диагностики по развитию личности ребенка;
· информирование общественности о работе в данном направлении в региональных СМИ и сети Интернет;
· представление творческих достижений педагогов и учащихся в сети Интернет;
· обновление Сайта школы по вопросам проектной деятельности и профориентации.
Ожидаемые результаты
Реализация проекта позволит достигнуть следующих качественных результатов образования:
Для учащихся:
· умение создавать информационную среду своей учебной деятельности;
· развитие одаренности всех типов (интеллектуальной, академической, творческой, психомоторной и др.);
· умение самостоятельно организовывать работу с информационными потоками;
· способность делать самостоятельный выбор при определении сферы своих интересов;
· возможность непрерывного обучения и профессионального самоопределения;
· способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю, проведение самопрезентации.
Для родителей:
· обеспечение открытости информации о деятельности школы;
· рост удовлетворенности информационной средой школы, способствующей развитию личности детей;
· повышение уровня коммуникативной активности и заинтересованности в деятельности школы.
Для педагогов:
· применение информационной и развивающей среды для интенсификации процесса формирования способностей учащихся - не менее 80%;
· повышение мотивации в освоении современных технологий и снижение уровня «эмоционального выгорания»;
· осуществление электронного мониторинга развития школы;
· достижение высокого качества образования в школе.
Критериями эффективности педагогической деятельности в условиях информационной образовательной среды могут быть:
· востребованность педагогами элементов, созданного на базе Интернет-ресурсов УМК (активность и уровень запросов);
· динамика роста использования Интернет-ресурсов образовательного учреждения;
· общий рост информационно-технологической компетенции учителей, в том числе готовность и способность к созданию собственных УМК третьего поколения.
Целевые показатели эффективности реализации проекта
Для определения уровня результативности мероприятий, осуществляемых в рамках реализуемого проекта, применяются следующие показатели:
· Количество учащихся на 1 компьютер не более 5 чел.
· Доля преподавателей, использующих ИКТ при подготовке учебных занятий, не менее 80 %.
· Обеспеченность учебных дисциплин мультимедийными учебными ресурсами- 100%.
· Доля предметов, которые преподаются с использованием ИКТ – не менее 85%.
· Доля преподавателей, прошедших переподготовку и повышение квалификации в области ИКТ – не менее 95%. (к концу программы хорошо бы 100%).
Прогнозируемый результат (идеальная модель ИОС школы)
· В школе сформировано единое информационно-образовательное пространство, объединенное единой локальной сетью.
· В школьную локальную сеть входят: автоматизированное рабочее место: директора, заместителей по УВР, НМР, ВР, ИОС, АХЧ, психолога, социального педагога, заведующего школьной медиатекой и библиотекой, 2 компьютерных класса, 10 мультимедийных (предметных) классов, 3 кабинета, оборудованных для обучения в дистанционном режиме детей с ОВЗ, 5 кабинетов оборудованых интерактивными досками, методический кабинет, 10 проектно-исследовательских лабораторий, 1 лингафонный кабинет.
· школа интегрирована в единое информационное пространство системы образования округа, региона, России;
· школа имеет возможность осуществлять дистанционное образование;
· компьютерная техника работает в режиме максимального использования ее технических ресурсов, позволяющем:
ü изучать информатику и информационные технологии на всех ступенях обучения, начиная со 2 класса;
ü осуществлять работу компьютерных классов в режиме «свободного доступа», по установленному графику;
ü организовать работу различных стационарных курсов, в том числе дистанционного обучения;
ü автоматизировать труд административной команды и педагогического коллектива, формирование и наполнение Базы данных;
ü сделать информационно-образовательные ресурсы Интернет, российского образовательного канала общедоступными для всех категорий обучающихся и педагогов;
ü обеспечить через сетевого методиста необходимую методическую поддержку всем членам педагогического коллектива.
Достигнутые результаты
В школе организован и действует информационный – методический центр (ИМЦ), обеспеченный следующим оборудованием и ресурсами:
Программный комплект «Федеральное собрание образовательных материалов. Полная версия. Содержание и методики», на 200 (двухстах) DVD-ROM дисках. |
1 |
Переплетная система Unibind |
2 |
Ламинатор Fellowes EXLA4 |
1 |
МФУ HP Color LaserJet СМ 1015 MFP |
1 |
Принтер HP LaserJet P2014 |
6 |
Ризограф Rizo RZ 370 |
1 |
Компьютер Asus P5В Dual Core E2180/2048 Mb/160Gb/GF9500GT/ DVD-RW/kbgmose |
15 |
Компьютер ПРАГМА Х 4 Intel Core2 Quad Q6600/DDR-2 2Gb/HDD320 Gb/Video Iht/FDD/DVD-RW kb/mose |
1 |
Мультимедиа – проектор Epson EMP-X5, 2200 ANSI, XGA |
2 |
Мультимедиа – проектор Epson EMP-1700 3 XLCD |
2 |
Ноутбук Asustek F7Z-QL60 (1,9)/2Gb/250Gb/17 « WXGA +/VD |
1 |
Экран настенный |
1 |
Деятельность ИМЦ способствует:
· формированию творческой личности, развитию у учащихся теоретического мышления, памяти, воображения;
· формированию у учащихся, современной информационной картины мира;
· формированию информационной культуры учащихся, педагогов школы, родителей;
· совершенствованию навыков использования информационных технологий, как основной составляющей профессиональной деятельности в современном информационном обществе;
· развитию телекоммуникаций;
· развитию у субъектов образовательного процесса знаний об устройстве и функционировании современной вычислительной техники.
ИМЦ предназначен также для проведения урочных и внеклассных занятий по различным предметам с использованием современных технических средств.
В соответствии с требованиями ФГОС материально-техническое оснащение ИМЦ обеспечивает возможность:
· реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;
· включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения естественнонаучных экспериментов с использованием учебного лабораторного (в том числе цифрового) оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений, цифрового (электронного) и традиционного измерений;
· создания материальных объектов, в том числе произведений искусства; обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов и оборудования; проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью, художественно-оформительских и издательских проектов;
· наблюдений, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;
· занятий музыкой с использованием традиционных народных и современных музыкальных инструментов, а также возможностей компьютерных технологий;
· размещения продуктов познавательной, проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в информационной среде образовательного учреждения,
· организации виртуального общения субъектов образовательного процесса (АСУ РСО, сайт школы, веб-страницы учителей, виртуальная методическая копилка МО, родительский лекторий, дистанционный консультативный пункт для родителей),
· создание электронной системы мониторинга.
С другой стороны в ИМЦ проводятся факультативные и кружковые занятия как по предметам и направлениям внеурочной деятельности, деятельности педагогического коллектива:
· издательство школьной газеты «ГОША» и школьной телестудии «ЗЕРКАЛО»;
· создание летописи школы и работа школьного виртуального музея;
· кружковая работа по предметам;
· кружковая работа “Web-строительство” по созданию школьного сайта;
· деятельность международного клуба по программе «Ассоциированные школы ЮНЕСКО»
· оформление исследований по проектам при организации проектно-исследовательской работы учащихся и учителей;
· дополнительные занятия для учащихся, не имеющих дома компьютерной техники;
· индивидуальная работа школьников по различным предметам (тренажеры, тестирование и т.п.);
· проводятся общешкольные мероприятия и родительские собрания;
· занятия учащихся с психологом;
· занятия по аудированию при изучении иностранного языка и организации виртуального общения с учащимися Ассоциированных школ ЮНЕСКО;
· а также, методические семинары и дистанционные педсовет.
В ходе реализации проекта в результате модернизации информационно-образовательной среды в школе действуют 2 кабинета информатики, медиатека со справочной, энциклопедической, научно-популярной и художественной литературой, сайт школы, родительский лекторий; виртуальный школьный музей, лингафонный кабинет.
Так как в школе существует кабинетная система, то для осуществления плодотворного процесса обучения почти во всех классных комнатах созданы Рабочего места учителей, оснащенные ноутбуками. Многие рабочие места учителей оснащены не только компьютерами, но и колонками, наушниками, мультимедиапроектором, интерактивной доской. Учителя, при проведении уроков, используют данную технику для разнообразной индивидуальной работы с учениками, тестирования или контроля знаний по теме урока или по предыдущем темам, повторения, изучения нового материала в индивидуальном темпе и т.п. Все такие организованные места в классных комнатах имеют беспроводной доступ в сеть Интернет.
Диаграмма 1
Соотношение оснащения учебных кабинетов
информационно-компьютерным оборудованием
С целью создания кадровых, материально-технических и других условий, обеспечивающих развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями ФГОС, в начальной школе используется в учебном процессе программно-технический комплекс на базе интерактивной доски ActivBoard. Освоение данного комплекса и приемов создания электронных уроков - флипчартов требует от педагогов прохождения обучения. Поэтому все педагоги начальной школы прошли обучающие курсы по теме «Методика эффективного внедрения в учебный процесс программно-технического комплекса на базе интерактивной доски ActivBoard», «Методические приемы создания электронных уроков-флипчартов в программе ActivInspire с использованием её виртуальных возможностей» и «Использование в учебном процессе учебно-лабораторного оборудования».
Использования ИКТ технологий в УВП учителями школы
Категории пользователей и формы использования информационной среды представлены в таблице.
Администрация школы |
Учителя - предметники |
Школьники |
- электронный документооборот; - базы данных учащихся, выпускников, сотрудников; - использование презентаций для докладов на конференциях и совещаниях; - получение необходимой информации из Интернета; - использование электронной почты; - мониторинг учебно-воспитательного процесса. |
- использование презентаций на уроках; - получение необходимой информации из Интернета; - использование на занятиях интерактивной доски, мультимедиапроектора; - конференции, выставки, конкурсы и пр.; - подготовка и проведение конкурсов; - ведение электронных журналов; - курсы по повышению квалификации в дистанционной форме. |
- на учебных занятиях; - при самостоятельной работе; - при работе над домашними заданиями; - для подготовки рефератов; - получение необходимой информации из Интернета; |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.