Создание инструментального ансамбля как способ развития мотивации у детей среднего возраста.
Оценка 4.8

Создание инструментального ансамбля как способ развития мотивации у детей среднего возраста.

Оценка 4.8
docx
21.09.2022
Создание инструментального ансамбля как способ развития мотивации у детей среднего возраста.
Доклад МО 2022-2023.docx

Создание инструментального ансамбля как способ развития мотивации у детей среднего возраста.

ПДО : Лопатин П.В.

На современном этапе музыкального образования актуальной является проблема сохранения устойчивого интереса в обучении на инструменте. Осознавая это, педагоги уделяют большое внимание коллективному музицированию, так как занятия в группе учащихся и соблюдение определенных принципов в ансамбле, в наибольшей степени сохраняют любознательность в обучении. Таким образом, в современной ансамблевой педагогике не сформирована научная традиция в исследовании вопросов теории и практики ансамблевого исполнительства. В связи с этим становится актуальным поиск и разработка новых педагогических принципов, форм и методов, позволяющих максимально развить мотивацию музыканта-исполнителя к ансамблевому исполнительству. Обучение коллективному музицированию – задача, решать которую необходимо на всех стадиях обучения, начиная с самой ранней. Основным положительным моментом такой формы работы является то, что ансамблевое исполнительство пользуется неизменным успехом у слушателей, благодаря их широким художественно-выразительным техническим возможностям. В процессе ансамблевой игры можно проследить принципы развивающего обучения – это увеличение объема исполняемого в обучении музыкального материала и ускорение темпов его прохождения. Ансамблевая игра – есть не что иное, как усвоение максимума информации в минимум времени. Помимо накопления музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений, эти занятия способствуют улучшению процессов музыкального мышления. Интеллектуальная активность – важная цель для преподавателя. Играя в ансамбле, учащиеся приобретают опыт ансамблевой игры: учатся слушать друг друга, сопереживать, играть в одной манере, соблюдать синхронную артикуляцию, внимательно относиться к звуковому балансу, фразировке.

В работе с ансамблем можно выделить следующие цели: развитие умения работать в группе; выработка стремления к самостоятельному мышлению и проявлению собственной инициативы; формирование личной культуры обучающихся.

Основные задачи:

-практическое применение и закрепление навыков и знаний, полученных в   специальных классах;

-развитие музыкального слуха и вкуса;

-приобретение навыков совместного музицирования, необходимого для участия в самодеятельных музыкальных коллективах после окончания школы;

-развитие способностей согласовывать свои исполнительские намерения с действиями других участников ансамбля;

-повышение требований в отношении музыкально-исполнительских навыков, умения соподчинять все средства выразительности ради построения общего художественного целого, выражения общей художественной цели;

-воспитание коллективной творческой и исполнительской дисциплины;

-знакомство с лучшими образцами классической и современной музыки;

Любой ансамбль – это не только неразрывное, единое художественное целое, в котором индивидуальное «Я» каждого из участников перерастает в общее творческое «Мы», но и диалог. В таком  диалоге всегда доминирует принцип равноправия. В этом заключено отличие ансамблиста от оркестранта.

Рассматривая вопрос ансамблевой техники необходимо подчеркнуть, что важнейшим свойством является синхронность общего звучания. Достигаемая в результате выбора оптимального темпо-ритма произведения, достижения необходимого тембрового, динамического, и артикуляционно-штрихового баланса звучания всех участников ансамбля. Синхронность звучания возникает в результате единого понимания участниками темпа, метра и ритма. В процессе работы над произведением учащиеся должны найти тот темп, который наиболее точно выражает характер художественного образа, и в то же время, способствует выявлению индивидуальных черт и технических возможностей, свойственных данному коллективу.

Достижению ансамблевого единства в значительной мере способствует визуальный контакт между исполнителями. Например, при необходимости начать вместе произведение один из партнеров должен дать ауфтакт едва заметным, но четким движением головы – точно в том темпе, в котором будет звучать пьеса. Аналогичный прием может быть целесообразным и в момент завершения музыкального сочинения, снятия последнего звука или аккорда. Необходимость визуальных контактов при игре в ансамбле обусловлено самой музыкой, в которой обычно много диалогов, «общения голосов».

Одним из действенных выразительных средств исполнения является динамика. Умелое пользование ею помогает полнее раскрыть общий характер музыки, передать ее эмоциональное содержание, подчеркнуть конструктивные особенности формы.

Важнейшим критерием осмысленного исполнения произведения при игре в ансамбле является также артикуляция, то есть искусство произнесения музыки с той или иной степенью атаки, связности или расчлененности звуков. Участники ансамбля должны стремиться к максимальной согласованности артикуляции.

Большое выразительное значение в ансамблевом исполнительстве приобретает «исполнение» паузы, что связано напрямую с качеством ансамблевой игры. Правильно выдержанная пауза определяет характер начала и конца произведения, задает эмоциональный настрой исполнения, освобождает мышечный аппарата от напряжения. В определенных случаях необходимо найти место для паузы, «вздоха» в технически сложных эпизодах, что облегчит их исполнение, позволит учащимся на короткий миг расслабить свой моторно-двигательный аппарат. В то же время, нужно сказать и об активности паузы, как решающем факторе в ансамблевом музицировании. Закрепление навыка «исполнения» пауз является техническим процессом, что требует от учащихся сознательной работы по фиксации данного навыка.

Таким образом, исполнительская техника в ансамбле предполагает целый комплекс средств выражения: с одной стороны – владение инструментом каждым из участников ансамбля, с другой – координацию темпа, метро-ритма, динамики, артикуляции, тембров и ряда других элементов музыкального произведения. Исходным ориентиром в выборе тех или иных исполнительских приемов всегда должно быть эмоционально-образное содержание музыки. Техничен тот коллектив, который способен в звуке полноценно, художественно убедительно воплотить свои творческие намерения.

Именно ансамбли способны в особой степени развивать художественное мышление, вкус и общую эрудицию учащегося.

Ансамбль рождает дух соревнования, позволяет также активнее развивать творческие способности и технические навыки учащихся. Немаловажным здесь оказывается и то, что более сильный партнер может оказывать сильное художественное воздействие на менее продвинутого, существенно стимулировать развитие его музыкальных и технических навыков.

Коллективное исполнительство способно играть также существенную дисциплинирующую, организационную. Роль, поскольку ансамблист чувствует ответственность перед коллективом вместе с тем учащиеся имеют возможность обмениваться накопленными знаниями, что делает процесс их художественного обогащения особенно интенсивным.

При формировании ансамбля руководителю надо учитывать возраст, психологию, способности учеников, возможность посещать занятия. Необходимо учитывать и такой фактор, что при игре в ансамбле более слабый ученик подтягивается, более сильный – облагораживает игру в целом, порой в ущерб своим музыкальным амбициям, учится подчиняться единому замыслу. При подборе членов ансамбля преподавателю нужно тщательно продумать распределение учащихся по партиям, чтобы они соответствовали исполнительским возможностям учеников. Здесь одинаково недопустимы как завышение, так и принижение трудности партий. В первом случае учащийся будет слишком долго выучивать свою партию и просто плохо исполнять ее, во втором – он не получит от занятий в ансамбле ожидаемого творческого удовлетворения.

В наше время интенсивность рационального и эмоционального воздействия музыки на слушателей сохраняется. И, если благодаря усилиям крупнейших советских музыкантов ансамблевая музыка зазвучала, то сейчас она обосновывается в залах филармоний, музеев, галерей и т.д. В этом процессе присутствует несомненная мотивация молодых исполнителей, пропагандирующих этот вид искусства с увлечением и большой любовью, сохраняя и развивая тем самым лучшие традиции исполнительской школы.

В заключении следует отметить, что занятия в ансамбле являются одной из эффективных форм музыкального воспитания и развития учащегося. И будущему музыканту-профессионалу, и участнику самодеятельности игра в ансамбле, коллективные выступления дают яркие музыкальные впечатления: ансамбль радует его своими неожиданными возможностями, новыми тембровыми сочетаниями, яркой динамикой, захватывает общностью творческой задачи, объединяет и направляет музыкальные эмоции. Главное для всех форм работы - приоритет творческой инициативы  самого ученика. Задача педагога – развивать и активизировать творческое начало личности ребенка.

Список литературы

1.     Вайсборд М. Андрее Сеговия и гитарное искусство XX века. М.: Советский композитор, 1989.

2.     Васина-Гроссман В. А. Музыка и поэтическое слово. М.: Музыка, 1978.

3.     Васина-Гроссман В. А. Русский классический романс XIX века. М.: Музгиз, 1956.

4.     Ван слов В. В. Изобразительное искусство и музыка. Л.: Музыка, 1977.

5.     Вещицкий П., Ларичев Е., Ларичева Г. Классическая шестиструнная гитара: справочник. М.: Композитор, 2000.

6.     Волков В. Гитарные школы и методики в России // Гитаристь. 1999. №1.

7.     Вольман Б. Гитара и гитаристы. Л.: Музыка, 1968.

8.     Вольман Б. Гитара в России. Л.: Музгиз, 1961.

9.     Вольман Б. Гитара. М.: Музыка, 1982.

10. Вольман Б. Русские печатные ноты XVIII века. М.: Музгиз, 1957.

11. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Просвещение, 1987.

12. Газарян С. Рассказы о гитаре. М.: Детская литература, 1987.

13. Гайдамович Т. А. Инструментальные ансамбли. М.: Музгиз, 1960.

14. Танеев В. Классическая гитара и музыкальная культура Востока // Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание. Материалы международной конференции. Тамбов: Изд-во ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2005.

15. Гарбузов Н. Зонная природа музыкального слуха. М.: Музыка, 1980.

16. Гат Й. Техника фортепьянной игры. М.: Музгиз, 1961.

17. Гинзбург Л. С. Камерная музыка в современной музыкальной практике // Камерный ансамбль. М.: Музыка, 1979.

18. Григорьев В. Ю. Николо Паганини. Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1968.

19. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.: Музыка, 1971.

20. Готлиб А. Фактура и тембр в ансамблевом произведении // Музыкальное исполнительство. Сборник статей. Вып. 9. М.: Музыка, 1976.

Основные положения:

1.    Актуальность создания инструментального ансамбля для развития мотивации

2.    Современный взгляд на проблему мотивации ансамблевого исполнительства

3.    Основные критерии ансамблевого исполнительства

4.    Репертуар и методические особенности ансамблевой техники


 

5.   

Создание инструментального ансамбля как способ развития мотивации у детей среднего возраста

Создание инструментального ансамбля как способ развития мотивации у детей среднего возраста

В работе с ансамблем можно выделить следующие цели: развитие умения работать в группе; выработка стремления к самостоятельному мышлению и проявлению собственной инициативы; формирование личной культуры…

В работе с ансамблем можно выделить следующие цели: развитие умения работать в группе; выработка стремления к самостоятельному мышлению и проявлению собственной инициативы; формирование личной культуры…

В процессе работы над произведением учащиеся должны найти тот темп, который наиболее точно выражает характер художественного образа, и в то же время, способствует выявлению индивидуальных…

В процессе работы над произведением учащиеся должны найти тот темп, который наиболее точно выражает характер художественного образа, и в то же время, способствует выявлению индивидуальных…

В то же время, нужно сказать и об активности паузы, как решающем факторе в ансамблевом музицировании

В то же время, нужно сказать и об активности паузы, как решающем факторе в ансамблевом музицировании

При подборе членов ансамбля преподавателю нужно тщательно продумать распределение учащихся по партиям, чтобы они соответствовали исполнительским возможностям учеников

При подборе членов ансамбля преподавателю нужно тщательно продумать распределение учащихся по партиям, чтобы они соответствовали исполнительским возможностям учеников

Вайсборд М. Андрее Сеговия и гитарное искусство

Вайсборд М. Андрее Сеговия и гитарное искусство

Гарбузов Н. Зонная природа музыкального слуха

Гарбузов Н. Зонная природа музыкального слуха
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2022