Создание педагогических условий в ДОУ для формирования у дошкольников гуманного отношения к природе посредством наблюдения
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем,
Удивиться, узнать, полюбить.
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души.
Природа – самое удивительное из того, что нас окружает, это немало интересных и увлекательных встреч, но при условии внимательного и осторожного общения с ней.
Сегодня особенно остро стоит вопрос о нравственном, гуманном отношении человека к миру природы. Это связано с потребительским и часто агрессивным отношением к природе, девальвацией нравственных ценностей. Эти и другие негативные тенденции деструктивно влияют на развивающуюся личность ребёнка, в результате у него воспитывается прагматичное, антигуманное, а порой и жестокое отношение ко всему живому. Из сказанного следует, что формирование нравственной, гуманной личности необходимо начинать как можно раньше, уже в дошкольном детстве. Психологи и педагоги отмечают, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития у детей нравственно-ориентированной деятельности в природе (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, В.Г.Нечаева). У дошкольников появляется бескорыстная нравственная мотивация: они начинают испытывать потребность в проявлении добра, заботы о ком-либо, осознавать обязанности как перед другими людьми, так и перед объектами живой и неживой природы. Природа представляет собой богатый материал для воспитания у дошкольников гуманизма. Общение с ней побуждает детей к размышлению о ценности всего живого, об ответственности каждого человека за все, что происходит с ним. Иногда ребенку не просто выразить и проявить гуманное отношение ко взрослому, сверстнику, значительно легче это сделать во взаимодействии с природой, когда дошкольник чувствует себя более уверенным, сильным, умеющим и знающим.
Потребность в общении детей с природой при формировании экологической культуры может быть удовлетворена специально организованным наблюдением в детском саду. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное.
Наблюдение – результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определенных знаний и культуры.
При организации и проведении наблюдений в детском саду важными являются три позиции: наличие природных объектов (не только на улице, но и в разнообразном по наполнению природном уголке), определение содержания наблюдения, поиск оптимальных форм и приемом включения в них детей.
Содержание наблюдений за животными и растениями складываются из следующих моментов:
· выделение самого объекта,
· рассматривание внешних особенностей,
· наблюдение за способами функционирования отдельных органов или частей тела у животных (разнообразие форм поведения),
· знакомство с компонентами внешней среды,
· выявление зависимости состояния живого организма от внешних условий.
В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающиеся всего несколько минут (за снежинкой на ладони; за поведением птиц у кормушки; полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду) и длительными, которые ведутся в течении многих дней, а иногда и недель (за поведением рыб в аквариуме; за изменением окраски листьев; за пробуждением и ростом растений). Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь, что доступно зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста. Наблюдения проводятся в непосредственной образовательной деятельности, на экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на участке, в уголке природы. Тематика наблюдений в разных возрастных группах различна. Так, например, в первой младшей группе интересны наблюдения – «капелька дождя за окном», в старшей группе – «птичья столовая» и т.д.
При организации наблюдений в природе важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков детей являлось не самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры в дошкольном детстве.
Наиболее эффективный способ проведения наблюдений – циклический. Каждый отдельный цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом природы. Каждое наблюдение имеет свою цель и определенное содержание. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное, надежное их усвоение.
Цикл наблюдений, как организационно-методическая форма педагогического процесса, имеет ряд достоинств:
- каждое новое наблюдение позволяет показывать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления;
- протяженность во времени, т.е. распределение наблюдений на достаточно длительный срок;
- многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый интерес к нему, в результате чего возникает потребность в новых самостоятельных наблюдениях без побуждения и руководства воспитателя;
- проведение наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты делает работу с детьми более разнообразной.
Организация наблюдений.
1.Наблюдаемый объект должен быть доступен для восприятия каждому ребенку, участвующему в наблюдении. В каждом конкретном случае воспитатель должен продумать, сколько детей могут одновременно участвовать в работе и как они могут быть размещены, чтобы получить всю необходимую чувственную информацию об объекте – рассмотреть его, ощутить характер поверхности, определить его температуру, исходящие от него звуки, запах. Так, вдоль длинной грядки можно разместить всю группу, а вокруг аквариума – не более 5-8 человек.
2. Словесная информация воспитателя не должна подменять восприятия объекта. Воспитатель должен словесно обозначить все то, что видят дети, но слово должно следовать за восприятием: только в том случае у ребенка формируется полноценное знание.
3.Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение – это психическая деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений дети не должны играть, манипулировать предметами.
Наблюдение строится по определенной структуре: начало, основная часть и заключительная часть.
Перед началом наблюдений необходимо сконцентрировать внимание детей. Здесь нецелесообразно использовать неожиданные эффекты, вызывающие сильные эмоции: эмоциональное возбуждение не позволит детям включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшими являются организационные приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность детей к совместной деятельности с педагогом: призыв посмотреть вместе что-то интересное, ласковая интригующая ситуация, загадка-описание, загадка-действие о предмете наблюдения.
Вторая – основная – часть обеспечивает детям самостоятельное получение чувственной информации. Педагог предлагает детям посмотреть на объект и задает им вопросы. Между вопросами должны быть паузы в 2-3 секунды. Эти секунды молчания и тишины очень важны: они позволяют детям сосредоточиться и, наблюдая за рыбкой, камнем, растением, найти ответ на вопросы. Основная часть должна быть цельной, единой. Её нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами. Но по прошествии нескольких секунд наблюдения можно предложить детям показать, как рыба открывает и закрывает рот, как прикрывает глаза птица. Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, помогают детям понять механизмы жизнедеятельности организмов, облегчают получение информации.
Завершить работу можно игрой или чтением сказки, стихотворения, рисованием.
Правильно организованные наблюдения позволяют педагогу целенаправленно формировать у ребенка гуманные качества, отслеживать динамику произошедших изменений в его нравственной сфере. Это дает возможность подводить дошкольников к тому, что необходимо не только сочувствовать объектам природы, но и оказывать им посильную, действенную помощь; важно сформировать у них понимание того, что все объекты живой и неживой природы нуждаются в бережном и заботливом отношении к ним. Ведущим личностным достижением детей должно стать подлинно гуманное отношение к величайшей ценности – Жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.