Создание поликультурных и межпредметных образовательных проектов как один из эффективных методов развития творческих способностей и воспитания толерантности у учащихся разных возрастных групп
Александрова Анна Александровна
учитель английского языка
МБОУ «Гимназия 75»
Как бы ни хотелось нам приостановить время, оно неумолимо движется вперед. Меняется мир, меняются люди, меняются требования к ним. Особенно изменились в последние годы требования к преподаванию иностранных языков, в частности английского.
Новые методики заставили нас иначе взглянуть на построение уроков, изменилось отношение к процессу обучения.
Воспитание в духе толерантности рассматривается Российским правительством в качестве безотлагательного императива. “В сфере образования воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, терпимости должно стать нравственно – философской основой, важнейшей задачей для всех преподавателей”, - подчёркивается в Общероссийской федеральной целевой программе “Формирование установок толерантного сознания и профилактик экстремизма в российском обществе”
Когда же и с чего начинать воспитание толерантности? Как научить детей быть толерантными? Чем раньше учитель (воспитатель, родитель) поможет ребёнку осознать неповторимость своей личности, а также личности его сверстников, тем проще будет ребёнку в дальнейшем успешно адаптироваться к окружающему его миру.
Как сформировать у детей навыки толерантных отношений? Ответ, думаю, однозначный: только через деятельность. Деятельность может быть и речевая, и практическая, в зависимости от возрастных особенностей детей, их интересов и склонностей.
Многие учителя оценили использование проектной деятельности учеников как один из наиболее эффективной в формировании интереса к предмету.
Во все времена в образовании существовала проблема развития одаренных детей. Эти дети всегда требовали к себе особого подхода, никогда не ограничивались минимальным набором предлагаемых знаний. Их пытливый ум стремился к открытиям и познанию неизведанного. Всем известно, что на современном этапе развития общества происходят глубокие социальные и экономические преобразования. Научно-технический прогресс накладывают свой отпечаток на все сферы деятельности человека, в связи с чем выдвигаются повышенные требования к уровню творческих способностей личности, умеющей самостоятельно решать разнообразные задачи, встающие в процессе профессиональной деятельности и подготовки к ней. В связи с этим в наше время требуется целенаправленная подготовка учащихся к творческой деятельности. Учителя стараются находить инновационные методы развития творческих способностей учеников в школьном учебном процессе и за его пределами. Довольно просто подобрать и реализовать творческие проекты в начальной и средней школе. Сложнее становится в старшем звене, когда творческая активность у многих учащихся угасает, и все силы бывают направлены на подготовку и успешную сдачу экзаменов, отработку типовых заданий, что отнюдь не направлено на развитие творческих способностей личности. На помощь учителю могут прийти такие современные методы работы с одаренными учениками как написание исследовательских работ по разным предметам и создание образовательных проектов. При этом совсем необязательно, чтобы работа велась одним учителем по конкретной дисциплине. Например, в нашей школе практикуется создание межпредметных образовательных проектов, когда группа учителей помогает учащимся работать в выбранном направлении и защитить свою работу на проводимых в высших образовательных учреждениях конкурсах.
Примером здесь может послужить участие наших учеников в новом конкурсе, проводимом на базе Казанского Федерального Университета «Новые проекты для нашего будущего». В конкурсе принимают участие образовательные проекты старших школьников с защитой на английском (или другом иностранном) языке. Таким образом, ученики не только глубже изучают определенные науки, но и совершенствуют навыки владения иностранным языком.
Одной из представленных работ стал проект по созданию образовательного Интернет-ресурса, а именно, сайта «Происхождение жизни», работу над которым учащимся помогали вести учителя биологии, информатики и английского языка. Для создания данного образовательного ресурса учащимися была проведена большая исследовательская работа по поиску информации, изучению истории вопроса. Тема, так же, была выбрана неслучайно, т.к. проблема происхождения жизни на Земле всегда вызывала огромный интерес у людей. На каждом историческом этапе развития общества люди предлагали различные объяснения, порой самые фантастические. Знания, полученные ранее на уроках биологии, легли в основу проекта, а известный интерес современных молодых людей к созданию собственных полезных Интернет-ресурсов побудил к созданию своего образовательного ресурса для школьников.
Целью проекта стало создание информационного сайта, посвященного вопросам происхождения жизни на Земле, донесение до пользователей сайта существующих в современном мире гипотез происхождения жизни с представлением научной оценки. Создатели проекта поставили перед собой следующие такие задачи как, например, изучить и проанализировать основные концепции происхождения жизни, ознакомиться с трудами учёных в области изучения происхождения жизни, сопоставить гипотезы происхождения жизни с научными фактами, выяснить, какая теория наиболее убедительна и в итоге создать Web-Сайт.
Актуальность проекта и практическая значимость работы состояла в том, что вопрос о происхождении жизни интересен не только сам по себе, но и в тесной связи с вопросами эволюции форм жизни. В наши дни для многих людей стал привычным поиск информации в сети Интернет, используя информационные сайты, поэтому создание именно такого продукта показался наиболее востребованным в современном образовательном пространстве. Целевой аудиторией данного проекта являются старшеклассники и все, кто интересуются данным вопросом.
Любой веб-сайт создается с целью произвести впечатление и донести информацию до пользователя. Оформление или дизайн сайта - это творчество и целая наука. Именно дизайн сайта делает его уникальным и непохожим на другие сайты. Изучив достаточно источников, создатели проекта пришли к выводу, что на данный момент нет убедительных и неопровержимых доказательств в пользу какой-либо теории происхождения жизни, они надеются, что созданный ими сайт поможет интересующимся людям пролить свет на этот непростой вопрос. Проведенные в ходе работы исследования общественного мнения по данному вопросу, говорят о том, что около 90% опрошенных интересуются происхождением жизни или хоть раз в жизни задавали себе этот вопрос. Однако, мнения у опрошенных абсолютно разные, к тому же они могут меняться в течении жизни. Отсюда был сделан вывод, что проделанная работа была важной и актуальной, созданный продукт будет полезен людям, интересующимися вопросом происхождения жизни на Земле.
Таким образом, данный вид работ охватил сразу несколько направлений развития творческих способностей учащихся и позволил им проявить их для создания полезного образовательного информационного ресурса.
Возвращаясь к вопросу развития толерантности, важно отметить, что ее воспитание начинается уже со 2-го класса, когда дети впервые начинают изучать иностранный язык. Школьный предмет “Английский язык”, как никакой другой, представляет огромные возможности для всестороннего развития личности, формирования гуманистического мировоззрения, терпимости, миролюбия.
Общение на английском языке - это межкультурное взаимодействие. Можно ли достичь взаимопонимания, если мы не знаем (а иногда и не хотим знать), что наш собеседник отличается от нас уже потому, что родился и вырос в другой стране, в другой культуре? Очень важно донести до ребёнка, что чужая культура не хуже и не лучше нашей, она просто другая, и нужно терпимо и с пониманием относиться к этим различиям.
Считаю, что использование технологии диалога культур является одним из важнейших средств воспитания толерантности. Культура-это диалог, обмен мнениями и опытом, постижение ценностей и традиций других; в изоляции она увядает и погибает.
Обучение иноязычному общению в контексте диалога культур предполагает взаимосвязанное решение следующих коммуникативных, воспитательных, общеобразовательных и развивающих задач, а именно:
1. Познавательный (культурологический) аспект:
· активизация имеющихся в опыте учащихся знаний о культуре англоязычных стран;
· знакомство с культурой страны изучаемого языка путём сравнения имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями о своей стране, своей области, о себе самих;
· развитие у школьников способностей представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного и межкультурного общения.
2. Учебный аспект:
· формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, развитие культуры устных выступлений и письменной речи на английском языке;
· развитие умения читать аутентичные тексты лингвострановедческого содержания с различными учебными стратегиями;
3. Развивающий аспект:
· развитие у школьников способностей использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизации современного мира;
· развитие лингвострановедческой и речевой наблюдательности, творческого воображения, ассоциативного и логического мышления в условиях иноязычного учебного общения;
4. Воспитательный аспект:
· формирование у учащихся представлений о диалоге культур как сознательно избираемой жизненной философии, требующей от его участников уважения к другим культурам, языковой, этнической и расовой терпимости, готовности к изучению культурного наследия мира, к духовному обогащению достижениями других культур, более глубокое осознание своей родной культуры через контекст культуры англоязычных стран;
· воспитание чувства патриотизма, чувство гордости за свою культуру, свою страну;
· воспитание толерантности, потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи
Межкультурная коммуникация, как диалог культур может быть реализована исключительно на наследии собственного народа, национальной культуре, культуре родного края. Такие темы, как «Семейно-бытовая культура народов России и англоговорящих стран», «Национальная кухня народов России и стран изучаемого языка», «Этикет и обычаи разных народов», способствуют сравнительно-сопоставительному анализу учащимися различных аспектов собственной культуры и культуры стран изучаемого языка. Личная заинтересованность в предмете обсуждения и является тем каналом, через который в душу и сознание обучаемого проникает воспитательное воздействие, формируется толерантное отношение школьников к носителям иноязычной культуры. Здесь так же приходит на помощь проектная деятельность.
В курсе английского языка существует значительное количество тем, при изучении которых необходимо и возможно акцентирование проблемы воспитания толерантности. Например, на начальном этапе – это описание внешности. При введении лексики по данной теме, а так же в ходе составления диалогов обычно используются изображения людей с разным цветом кожи, одетыми в национальные костюмы, и обязательно с улыбающимися лицами.
Воспитывая толерантность школьников в контексте диалога культур, очень важно научить их умению самостоятельно выяснять, узнавать интерпретировать культурные ценности, соотносить существующие стереотипы с собственным опытом и делать адекватные выводы, а не пассивно получать информацию от учителя.
Принцип обучения в контексте диалога культур создаёт условия изучения культуры стран изучаемого языка с опорой на мировую культуру и переосмысление отечественной культуры в зеркале мировой культуры, результатом которого является
Преподавание английского языка в контексте диалога культур способствует воспитанию человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение, в том числе средствами английского языка. Осуществление обучения и воспитания в контексте культуры способствует формированию толерантности учеников к носителям любых культурных, религиозных, этнических традиций, воспитанию личности XXІ века.
В программу изучения английского языка в школе включено, к примеру, изучение праздников различных народов. Это ценный материал для проектной деятельности. На его основе могут проводиться различные мероприятия, в том числе, и для воспитания толерантности у детей.
Примером может стать, например, урок - конкурс «Три фестиваля», на котором ученики представляли три народа со своими национальными праздниками. Каждая команда выполняла индивидуальный проект. Основной целью мероприятия было показать красоту и индивидуальность эти праздников, научить уважать культуру другого народа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.