Создание ситуаций успеха на уроке, как одно из условий
развития школьной мотивации
2 сл Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Помочь приобрести эту уверенность стремится школа. Однако с момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельности, а также проблема поиска наиболее эффективных методов и средств организации образовательного процесса.
Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Важнейшим открытием 2-й половины XX века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха!
Если помочь ребёнку хоть один раз достичь положительного результата, то можно смотивировать его на будущую деятельность. Основываясь на положительных эмоциях, ребёнок и в следующий раз с удовольствием возьмётся за работу.
3 сл Виктор Федорович Шаталов утверждал, что, для того чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу? Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке. Она создается путем сочетания условий, которые обеспечивают успех. 4 сл Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Успех рождает сильный дополнительный импульс, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду как таковому. Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Её переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.
5 сл Василий Александрович Сухомлинский писал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться». Ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Школа может сделать из него неудачника. И если он теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и школу, и ее методы обучения. 6 сл Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Ведь желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается.
7 сл С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
8 сл Д жой Бразерс считал, что «Успех меняет человека. Он делает человека уверенным в себе, придает ему достоинство, и человек обнаруживает в себе качества, о которых не подозревал раньше».
9 сл Создание ситуации успеха на уроке имеет свой алгоритм:
1. Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. (Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.)
10 сл 2. Второе условие – снятие страха – Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
11 сл авансирование успешного результата - Настроить учащихся на необходимый лад перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребенка, повышает активность и его свободу.
12 сл 3. Ключевой момент – высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? ради чего? зачем? Мотив – сильнейший механизм.
13 сл 4. Реальная помощь в продвижении к успеху – скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения.
14 сл Прием персональной исключительности, основанием служит любое соответствующее предлагаемой деятельности достоинство школьника: физическая сила, четкость мышления, оригинальность восприятия, хорошая память, находчивость и т. п.)
15 сл мобилизация активности или педагогическое внушениеНаправлена на выполнение конкретных действий:
16 сл Краткое экспрессивное воздействие – педагогическое внушение, собранное в яркий фокус (За дело! Приступаем!).
6. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты).
17 сл 7. Оценивание – оценка не производится в целом, она не произносится «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы.
18 сл ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА
· Демонстрируйте детям полное доверие;
· Помогайте ученикам формулировать, уточнять цели, задачи, стоящие перед классом и перед каждым ребёнком в отдельности;
· Всегда исходите из того, что у детей есть внутренняя мотивация к учению;
· Будьте для детей источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью;
· Развивайте в себе способность чувствовать эмоциональный настрой класса и принимать его;
· Открыто выражайте классу свои чувства
19 сл Существует ряд приемов создания ситуации успеха на уроках. Предлагаю ознакомиться с некоторыми
Приемы создания ситуаций успеха
Эмоциональные поглаживания
Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит "молодец", тридцать раз - "умница" и раз десять: "Ребятки, я горжусь вами!".
Похвала. Страшна ли она? Но только ли это похвала? Или констатация факта? Может быть, ребенок потому и старается, что поверил учителю: «Да, я молодец, да, я умница. Я заслужил эти слова. Я все время буду доказывать, что умница и молодец!» Внушаем ребенку веру в себя. Не грозит ли это девальвацией похвалы? Дети привыкнут к такому потоку ласкающих слух эпитетов и перестанут их замечать. Ребенок не редко слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.
«Дефицит радости познания порожден дефицитом радости преподавания» (Белкин А.С.)
Прием «Даю шанс»
Речь идет о заранее подготовленной отдельным педагогом ситуации, при которой ребенок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для самого себя собственные возможности, способности. Подобную ситуацию учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит; сумеет как-то материализовать.
Прием «следуй за нами»
Для неуспевающего школьника учитель находит интеллектуального спонсора. Спонсор — значит обеспечивающий за свой счет, бескорыстно, безвозмездно, не связанный никакими требованиями, принуждениями.
Наиболее эффективный путь — привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств «старшего», и осознание собственного интеллектуального «Я». В то же время слабому ученику лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание. Он не испытывает свою унизительную слабость перед одноклассниками, у него существует аванс доверия к возможностям своего спонсора.
Прием «Заражение»
«Заразить» детский коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Тогда ребенок, послуживший источником этого заражения, будет чувствовать, как бы умноженную радость не столько за себя, сколько за окружающих.
Прием «Отсроченной отметки»
Отметка выставляется лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о д в и ж е н и и вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс!
Прием «Эврика»
Секрет приема прост: заключается «в стремлении учителя разбудить мысль учеников, дать возможность каждому сделать свое маленькое открытие, а окружающих, превратить в соучастников, включить в процесс творчества» (Амонашвили Ш.А.).
Итак, нужно создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя придет к выводу, раскрывающему ранее неизвестное.
Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это глубоко личное «открытие», но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
Ребенок, особенно в младших классах, который имеет уже какой-то накопленный интеллектуальный запас, но не может им по-настоящему воспользоваться, напоминает заведенный пружиной познания, механизм, которому нужен первоначальный толчок. «Успех открытия не может возникать на пустом месте. Его надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения…» (Сухомлинский В.А.).
Прием «Умышленная ошибка»
Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.
Прием «Линия горизонта»
Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир. неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, временными неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума, восхищение перед его бесконечным движением.
Главная роль отведена учителю. Слова его, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск его искреннего стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.
Прием “Обмен ролями” или о пользе занятий, которые ведутся неправильно.
Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты “обмена ролями”, превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: “Чем ярче личность, тем ярче коллектив”
Прием «Авансирование».
Смысл авансирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т. п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе ученикам такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.
Прием "Холодный душ".
На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда ухудшается. Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи, оценки переживают бурно. Как правило, они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников - быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в себе в самоуверенность.
Слайд 20. Прием «Формирование положительной "Я"- концепции» у школьников.
Положительная "Я"- концепция (я нравлюсь себе и другим, я многое могу) способствует успеху, отрицательная (я не нравлюсь, не способен) - мешает успеху, ухудшает результаты, приводит к изменению личности в отрицательную сторону.
Для того чтобы формировать положительную "Я"- концепцию у школьника, необходимо: видеть в каждом уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее (все дети талантливы); создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость; понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, "Я"- концепции ребенка (ребенок хорош, плох его поступок); помогать детям в реализации себя в деятельности .
Слайд 21 Формирование положительной я-концепции возможно только при условии создания соответствующей эмоционально-психологической атмосфере урока.
Слайд 22 Нетрадиционные формы урока, позволяющие создать ситуацию успеха:
Урок – диалог, урок – соревнование
Уроки – консультации
Уроки с групповыми формами работы
Уроки – творчества
Уроки – аукционы
Уроки – конкурсы
Уроки - игры
Слайд 23 Нетрадиционные формы обучения
Интегрированные занятия, объединённые единой темой или проблемой
Комбинированные занятия, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала
Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества и культуры умственного, учебно-продуктивного и творческого труда
Бинарные уроки (один урок проводят два преподавателя одновременно; например, музыка и литературное чтение «Описание природы в искусстве»)
В своей педагогической деятельности я стараюсь создать «ситуацию успеха» для каждого учащегося. В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим стараюсь подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений, и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. Слайд 24 Надёжным путём создания ситуаций успеха является дифференцированный подход. Выполнение разноуровневых заданий: по форме, по сложности, по объему, предполагает разную умственную деятельность и помогает учесть индивидуальные особенности детей, Слайд 25 учит детей рассчитывать свои силы и возможности, достигать определенной планки, напрягая все силы. Только так знания будут расти. А там, где будет успех, там будет и интерес.
Слайд 26 Созданию ситуации успеха способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая индивидуально и самостоятельно. Слайд Слайд 27 Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников. Слайд 28 Формы коллективной учебной работы обучающихся, используемые мной в своей педагогической деятельности: работа в парах постоянного и сменного состава, работа в микрогруппах (тройках, четверках), работа в группах (5-7 человек), коллективная работа (класс делится на 2-3 группы или выполняется общее для всего класса задание).
Слайд 29 Говоря о коллективных формах обучения, нельзя не сказать о проектных технологиях. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами.
Слайд 30 Значение метода проектов в технологии создания ситуации успеха на уроке:
развитие активной позиции ученика в учебной деятельности, его самостоятельности, инициативности;
воспитание умения работать в коллективе, развитие коммуникативных способностей;
Слайд 31 повышение уверенности обучающихся в себе, мотивации учения;
построение учебного процесса с опорой на интересы детей.
Слайд 32 ИКТ также позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус учителя, использовать различные виды деятельности на уроке, помогающие созданию ситуации успеха на уроке.
Слайд 33 Создание ситуаций успеха можно осуществлять и через использование на уроке эффектов, развивающих интерес к учёбе:
Эффект новизны;
Эффект разнообразия;
Эффект занимательности;
Эффект увлекательности форм и метода изложения;
Эффект использования ярких художественных средств;
Эффект образности;
Эффект игры;
Эффект удивления школьника;
Эффект поиска;
Эффект парадоксальности.
Слайд 34 При конструировании ситуации успеха необходимо:
1.Не заострять внимание на негативном; чаще улыбайтесь, используйте элементы юмора при общении
2. Проявляйте интерес и великодушие к своим ученикам
3.Не давайте детям прозвища, не вешайте на них ярлыки
4.Не сравнивайте ребенка с другими, отмечайте « персональную исключительность»
5.Аргументируйте необходимость Ваших действий; ту отметку, которую вы ставите ученику
6.Оценивайте действия ученика с акцентом на детали
7.Не говорите много за детей, вызывайте их на диалог. ПОЗВОЛЯЙТЕ ИМ ВЫРАЖАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ
8.Не высказывайте недовольство ученику при всем классе, не применяйте угрозы.
9.Помните, что Вы, как педагог, формируете личность учащегося и частично несете ответственность за его дальнейшую судьбу.
Слайд 35 Ситуация успеха только тогда становится действенным средством активизвции образовательного процесса, когда она организуется на всех этапах образовательного процесса, усложняет учебные и воспитательные задачи, реализуется с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Слайд 36 3адание 1«Здравствуй, друг!»
Образовать пару. Когда пары сформированы, участники приступают к приветствию:
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (похлопывают друг друга по плечу)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)
Задание 2. Уважаемые коллеги! Давайте поиграем в игру «Это я, это я, это все мои коллеги» Прошу Вас хлопать в ладоши, если это высказывание про Вас. (действия педагога, которые не способствуют созданию на уроке ситуации успеха)
1. Останавливаю внимание на негативном.
2. Улыбаюсь, улыбаюсь, улыбаюсь.
3. Проявляю интерес к каждому ученику.
4. Даю прозвища
5. Сравниваю одного ученика с другим.
6. Отмечаю «персональную исключительность».
7. Аргументирую надобность действий.
8. Учу алгоритму действий.
9. Оцениваю действия ученика с акцентом на детали.
10. Много говорю за учеников, ведь я отлично знаю свой предмет.
11. Высказываю недовольство учеником, классом.
12. Верю в способности ученика.
13. Предупреждаю и угрожаю при невыполнении требований.
Задание 3. Уважаемые коллеги! Существует много способов поддержать ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. И это должно быть чем-то большим, нежели несколько фраз, которые всё время повторяются: «хорошо», «очень хорошо», «отлично». Искренность, творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения ребёнка. Прошу Вас по очереди привести варианты похвалы ученику (передают по очереди кубок и говорят).
Слайд 37 Рекомендации для учителей, которые хотят завоевать успех у учеников
1.Говорите популярно, воздействуйте на чувства, дайте детям веру в самих себя.
2.Не выступайте без широкого набора технических средств обучения. Не объясняйте "на пальцах", учащимся нужно показывать яркие схемы.
3.Речь учителя должна быть максимально выразительной. Юмор, шутки, смешные истории - обязательно!
4.Покажите причины неудач и пути исправления ошибок. Демонстрируйте смелость мышления, принципиальность в оценках.
5.Не критикуйте учащихся голословно, доказывайте и переубеждайте.
6.Будьте предельно откровенным.
7.Ваша помощь в решении проблем детей, поддержка их инициатив и начинаний будет принята, но благодарности не ждите.
8.Замечайте и поддерживайте успехи учащихся в познании окружающей жизни
Слайд 38 Помните! Успех надо постоянно поддерживать. Чтобы каждый ученик почувствовал себя успешным, надо брать в расчёт не только основные предметы. Если не удаётся достичь высоких результатов, например, в математике, можно увидеть успех ученика в рисовании, чтении или спорте.
мСегодня в школе как никогда актуальна проблема создания ситуации успеха. Наблюдения за участниками педагогического процесса позволяют выявить не только проблемы создания успешного взаимодействия, но и механизмы его разрушения.
Слайд 39 Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек». А можно сказать и так: «Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха».
Эдуард Асадов: Будь добрым, не злись, обладай терпеньем. Запомни: от светлых улыбок твоих зависит не только твое настроенье, но тысячу раз настроенье других.
Слайд 40 Из свода правил учителей
1. Улыбайтесь! Умудритесь быть счастливыми и красивыми!
2. Будьте терпеливы!
З. Внушайте каждому веру в свои силы.
4. Учитесь создавать ситуацию успеха.
5. Учите ребят дарить радость людям; отдавать каждому делу частицу сердца.
6. Учитесь у ребят! Вместе переживайте радость познания, а неудачи делайте стартом для новой работы.
7. Цените каждый миг совместного бытия. Вместе с детьми радуйтесь красоте: восходу и закату, картине художника, голосам птиц, изумляйтесь счастью подаренной жизни.
Будьте счастливы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.