СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ АДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ
Каждый ребенок проходит адаптацию и учится жить в социуме. Начальным этапом является дошкольное учреждение. Ребенок остро переживает разлуку с родителями, родным домом. В этом аспекте очень важен опыт общения с другими людьми. Чем больше различных людей приходит в дом, тем адаптация в детском саду пройдет легче и быстрее Ребенок начинает общаться с разными людьми, у него снижается уровень страха перед новым человеком. Детей необходимо заранее готовить к детскому саду, развивать для наиболее безболезненного привыкания к дошкольному учреждению. Социальная и психологическая адаптация неотъемлемая часть жизни, она включает взаимное приспособление участников общения. На первом этапе участник общения входит в группу, узнает ее ценности, приоритеты, впоследствии он может вносить свои, изменять существующие. Выделяют две особенности успешной адаптации: 1. эмоциональная удовлетворенность; 2. способность легко и точно выполнять требования среды. Успешность привыкания возможна при условиях реализации педагогических условий – проведения беседы с родителями ребенка, анкетирования родителей, тематического родительского собрания. К.Д.Ушинский говорил, для того чтобы воспитать ребенка во всех отношениях, его надо знать во всех отношениях. После выполнении этих условий педагог учитывает особенности ребенка в работе с ним: наличие каких-либо медицинских ограничений (это могут быть аллергические реакции, группа здоровья, психическое состояние, эмоциональный фон). В связи с этим необходимо обеспечить комфортную развивающую среду пребывания в детском саду. С поступлением ребенка в детский сад, жизнь его полностью изменяется: новый распорядок дня, меняется режим, появляется ряд правил, которым необходимо следовать, меняется среда, окружение. Отсутствие родных, новая еда, появление новых требований к поведению. Его окружают новые взрослые и дети. Ребенок может испытывать дискомфорт, тревогу, а может быть и страх. Отсюда могут начаться нервные проявления: плач, отказ от еды, истерики, срывы… Большинство ребят приходят спокойно в детский сад, с интересом изучают обстановку, знакомятся с детьми и взрослыми, изучают игрушки и начинают играть. Есть ребята, которые не играют. Они рассматривают игрушки, наблюдают за другими детьми, их игрой, за воспитателем и няней, ведут себя нерешительно. Дети с тяжелой адаптацией могут страдать резкими перепадами настроения, ухудшением аппетита, нарушением сна. Отсутствие регулярного посещения детского садика негативно сказывается на привыкании к детскому саду. Необходимо отметить, что со стороны родителей должно быть уважительное отношение к педагогическому персоналу ДОО. При адаптации ребенка, родитель не должен пугать детским садом, чтобы у него не возникло негативного отношения к учреждению. Грамотная организация процесса общения, игры - необходимые условия для скорейшего привыкания ребенка к детскому саду. Знания педагога об особенностях ребенка, его характере, привычках, навыках поможет педагогу в этом аспекте. Считаем, что процесс общения здесь главный. Заинтересованность педагога в личности ребенка, проявление искреннего интереса к нему, уважительного отношения, ласки помогут адаптации в детском саду. В нашем детском саду работает группа кратковременного пребывания малышей. Эта группа помогает ребенку познакомиться с детским садом, новыми взрослыми, новыми детьми, некоторыми особенностями дошкольного учреждения. Недолгое пребывание является хорошим залогом адаптации при поступлении в детский сад. Регулярная работа педагогов в оказании психолого-педагогической поддержки семьи, повышении компетентности родителей (законных представителей) в вопросах укрепления здоровья, безопасности, развития, образования проводятся в соответствии с ФГОС, предметно-развивающей средой, модернизацией материально-технической базой ДОУ. Замечено, что необходимым условием привыкания к дошкольному учреждению так же является уважительное отношение родителей к педагогам. Ни в коем случае родитель не должен пугать ребенка детским садом во избежание негативного отношения к учреждению. На основании опыта нашей работы в детском саду считаем успешной адаптацию при выполнении ребенком следующих условий -эмоциональный фон ребенка спокойный, ребенок испытывает комфорт; -позитивное общение со сверстниками, активное участие в играх; -формируются коммуникативные навыки, осваивает навыки самообслуживания, соблюдает правила поведения ДОУ. Замечено, чем быстрее выстроятся доверительные отношения воспитателя с ребенком, тем устойчивее будет его положительное эмоциональное состояние. Необходимым условием для успешной адаптации ребенка в дошкольном учреждении является сплоченность родителей и педагогов. Также формирование познавательной, социальной сфер, воспитание самостоятельности ребенка - необходимые условия для развития успешного ребенка. Литература 1. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детсада/ Под ред. Л.И.Капла. – М.:Просвещение, 1983.-80 с., ил. 2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие. – Воронеж: «Учитель», 2006.-236 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.