Создание условий для развития одаренности на уроке и во внеурочное время.
Оценка 4.9

Создание условий для развития одаренности на уроке и во внеурочное время.

Оценка 4.9
docx
31.03.2021
Создание условий для развития одаренности на уроке и во внеурочное время.
2статья.docx

 

Александрова Анна Александровна

Учитель английского языка МБОУ «Гимназия №75»

г.Казань, ул.Гагарина, д.101А

 

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ НА УРОКЕ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

 

Проблема развития одаренных детей в условиях массового обучения всегда была и остается актуальной для учителя. Формирующиеся в России новые социально-экономические и политические отношения предъявляют все возрастающие требования к качеству подготовки специалистов, повышается уровень требований к выпускнику школы как саморазвивающейся творческой личности, готовой к дальнейшей жизнедеятельности, активно осваивающей ситуацию социальных перемен и участвующей в преобразовании общества. Главным качеством ученика можно считать его стремление к получению новых знанию, приобретению опыта применения этих знаний на практике.

 Проблема одаренности - это проблема личности. Если ребенок отличается от сверстников богатством своих эмоциональных состояний, неуправляемостью, повышенной любознательностью, неусидчивостью и бунтарством, независимостью поведения, честолюбием и усиленной потребностью в самовыражении, на него необходимо обратить внимание. (Привальцева Е.И., 2015)

Одаренных детей, как правило, отмечают высокая любознательность и исследовательская активность. Это дает возможность учителю использовать такую форму работы современного учителя во внеурочной и учебной деятельности как метод проектов.

Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI-ого века, предусматривающие прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Основные цели использования метода проектов:

·       формирование у учащихся установки на творческий подход к решению проблем из любой сферы человеческой деятельности, на развитие своих творческих способностей.

·       развитие способностей будущего выпускника к само­стоятельному конструированию и переконструированию информации;

·       освоение принципов, методов и последовательности учебного конструирования;

·       дальнейшее развитие умений и навыков;

·       развитие умений решать информационные задачи методами разрешения различных противоречий.

Для достижения данных целей в процессе обучения должны быть решены следующие задачи:

·       ознакомление учащихся с различными методами поиска новых решений различных проблем, в том числе информационных, коммуникационных и технических, и пополнения комплекса специальных заданий для развития творческих способностей;

·       ознакомление учащихся с принципами и методами обучения учащихся проектной деятельности;

·       формирование умений и навыков самостоятельной разработки проектной деятельности;

·       развитие умений пользоваться методической, технической и справочной литературой.

 

Воспитательные задачи данного метода:

·       приобщить учащихся к непрерывному научному и профессиональному совершенствованию;

·       выработать у учащихся потребность в постоянном самообразовании;

·       стимулировать потребность учащихся к постоянному творческому поиску. (Шипаева Л.С., 2011)

     Проектная деятельность заметно расширяет и углубляет познания учащихся в процессе работы над проектом, учит взаимодействовать друг с другом, овладевать умением пользоваться языком, формирует умение работы с информацией на английском языке. Участникам проекта приходится решать проблему, предлагая рациональные способы решения, находя убедительные аргументы, доказывающие правильность выбранного пути. При выполнении любых творческих заданий ученикам приходится использовать дополнительную литературу, средства массовой информации, возможности Интернета. Систематизируя методический опыт работы над проектами, можно выделить следующие этапы работы:

1.       Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике. Учитель как бы подталкивает учащихся к проектной работе.

2.       Дальше следует выдвижение гипотез решения выявленной проблемы т.н. мозговой штурм, обсуждение и обоснование каждой из гипотез.  На этом этапе идёт работа со все классом, дети высказывают пожелания, спорят, предлагают. Параллельно идет отработка речевых навыков.

3.       Далее учащиеся обсуждают методы проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе - по гипотезе), предлагают возможные источники информации для проверки выдвинутой гипотезы, обсуждают оформления результатов.

4.       Далее происходит сбор информации с помощью анкет, интервью. Параллельно решаются языковые задачи (говорение или письмо, а, так же, чтение или слушание).

5.       Затем следует оформление собранной информации для презентации. При этом учащиеся работают индивидуально и в группах, рисуют диаграммы, схемы и т.д.

6.       И, наконец, защита проектов каждой из групп. При этом все остальные становятся их оппонентами. Здесь подразумевается   объединение всего материала в единое целое и получение конечного продукта. Это может быть стенгазета, путеводитель по городу (району, квартире), небольшая презентация, журнал и т.д.

 

В течение 2016-2017 учебного года под руководством учителей нашей Гимназии учащиеся вели работу над несколькими проектами. Были, в частности, созданы сайты по темам: «Теории возникновения жизни на Земле», «Красная книга Республики Татарстан». В процессе работы по этим направлениям учащиеся проводили исследования, изучали литературу, проводили социологические опросы.

Велась работа над созданием сайта «Вся Казань на ладони», где учащиеся собрали информацию, которая, на их взгляд, может заинтересовать потенциальных посетителей нашего города. Информация включала в себя исторические сведения, достопримечательности, советы по размещению и т.д. Ученики 11 класса работали совместно с учащимися 8 классов. К данной работе привлекались как сильные ученики, так и учащиеся с весьма посредственными способностями. Каждый выполнял порученное ему индивидуальное задание. 

Еще один проект, осуществленный в течение учебного года – создание пальчикового театра.

Начиная работу над данным проектом, мы исходили из того, что речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Она должна быть живой, яркой, эмоциональной и выразительной. Но, к сожалению, не у всех малышей она такой является. Если у ребенка есть нарушения в речи, то в раннем дошкольном возрасте их можно легко устранить. А если этим не заниматься, то проблема останется с ним до школьного возраста. Тогда в школе ребенок будет испытывать трудности как в обучении, так и в общении со сверстниками.

Проводилось много исследований, которые показали, что абсолютно точно существует взаимосвязь между координацией мелких движений пальцев рук и речью. Учёные установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речь ребенка находится в пределах нормы. Таким образом, можно считать, что хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки.

В процессе работы над проектом экспериментально было доказано, что работа и игра с персонажами пальчикового театра способствует развитию речи у дошкольников и учащихся младших классов. Работа по данному направлению проводилась в одном из детских садов города Казани.

Понимая важность использования в работе метода проектов, наша гимназия совместно с институтом филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого, КФУ, организовала конкурс проектов «New projects for our future». Защита всех проектов проходила на иностранном языке.

В заключение хочется сказать, что помочь ребенку найти себя, а потом всячески поддерживать его - великая миссия настоящего учителя.  Поэтому в своей работе мы стараемся создать такие условия, при которых все дети могли бы реализовать свои способности и добиться успеха.

 

1.       Привальцева Е.И. Создание условий для развития математической одаренности на уроке и во внеурочное время, - nsportal.ru

2.       Шипаева Л.С. Методическое пособие по организации проектной деятельности учащихся - Сургут, 2011

 


 

Александрова Анна Александровна

Александрова Анна Александровна

При выполнении любых творческих заданий ученикам приходится использовать дополнительную литературу, средства массовой информации, возможности

При выполнении любых творческих заданий ученикам приходится использовать дополнительную литературу, средства массовой информации, возможности

Привальцева Е.И. Создание условий для развития математической одаренности на уроке и во внеурочное время, - nsportal

Привальцева Е.И. Создание условий для развития математической одаренности на уроке и во внеурочное время, - nsportal
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2021