Создание условий для самостоятельной творческой деятельности старших дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ
Детское творчество – это форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа и создает нечто новое для других и себя. Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Поэтому, развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью развития одарённости. Известный австрийский композитор Карл Орф говорил: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагога – воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление». Самостоятельная музыкальная деятельность является одной из сложных форм организации музыкальной деятельности детей, поскольку возникает она при наличии следующих условий: • интереса ребенка к музыке; • наличия устойчивых умений, навыков детей, полученных на музыкальных занятиях; • запаса музыкальных впечатлений; • создания условий в ДОУ; • создания условий в семье. Цель: развитие творческих способностей детей во всех видах музыкальной деятельности. Задачи: • стимулировать интерес дошкольников и творческие проявления к музыкальной деятельности в ДОУ; • обеспечивать самостоятельную (индивидуальную и совместную) деятельность детей, возникающую по их желанию и интересам; • способствовать получению и закреплению знаний о музыке; • стимулировать развитие творческих способностей; • развивать музыкальность, любознательность, стремление к экспериментированию; • учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) предполагают, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, у ребёнка должны быть развиты творческие способности, т.е. он должен обладать: развитым воображением, инициативностью, самостоятельностью, любознательностью. Поэтому музыкальный руководитель, который проводит НОД в детском саду, может помочь развить у каждого ребёнка необходимые качества, без которых дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной. Формирование творческих способностей на музыкальных занятиях в детском саду будет успешным, если музыкальный руководитель сможет грамотно наладить работу по разделу «Музыка». Если он будет способствовать тому, чтобы музыкальная игра стала и оставалась ведущей деятельностью дошкольника на музыкальных занятиях. Если он будет использовать в работе метод проектов, когда дети постигают всю технологию решения задач - от постановки вопроса до представления результата. Если он будет учить ребёнка оформлять в речевой форме свои фантазии и раздумья, а значит, самим постоянно говорить с ним. Музыкальный зал - это площадка для утренней гимнастики, место для ежедневной музыкальной непосредственно-образовательной деятельности, развлечений, концертная и театральная сцена, музыкальная гостиная и место для встреч с родителями и педагогами. В нашем музыкальном зале преобладают яркие цвета, создающие праздничное настроение у детей и взрослых. В каждое время года наш зал преображается. Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала отражает содержание различных образовательных областей. РППС даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его творческие способности с учётом его склонностей, интересов, уровня активности и заинтересованности. Примерный перечень развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала можно условно разделить на 4 группы: • детские музыкальные инструменты и игрушки; • музыкально-дидактические игры и пособия; • аудиовизуальные пособия и мультимедийные средства развития; • атрибуты для творческих сюжетно-ролевых игр и танцев и праздников. Для того чтобы самостоятельная музыкальная деятельность детей была активной, важно уделять внимание воспитанию инициативы, самостоятельности детей на музыкальных занятиях. В процессе слушания музыки важно создание «поисковых ситуаций», в которых дети самостоятельно ищут ответ на поставленный вопрос, совместно с педагогом анализируют прослушанное произведение, высказывают свое отношение к музыке. В пении педагогу следует обратить внимание на самостоятельное исполнение песен дошкольниками в сопровождении и без сопровождения инструмента, а также на включение в музыкальное занятие заданий на развитие песенного творчества. Пропеть имя, поздороваться песенкой. Игра на детских музыкальных инструментах вызывает у детей большой интерес. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать, подбирать мелодии по слуху. Разученный репертуар, не представляющий уже трудности, дети переносят в быт, используют в своих играх. В музыкальноритмической деятельности дети учатся самостоятельно двигаться в пляске, хороводе. Используя знакомые элементы танцев, комбинируют их по-новому, придумывают новые движения, построения. Музыкальные игры, задания на развитие танцевального творчества, инсценировки песен развивают креативность, воображение, фантазию, т.е. качества, которые так необходимы для развития активной самостоятельной деятельности дошкольников. Таким образом, музыкальный руководитель, грамотно организуя музыкальное занятие, способствует приобретению форм самостоятельного поведения дошкольников. Для развития музыкальных способностей ребенка, творчества и полноценной самореализации необходима гармонично-развивающая среда пребывания. Детям важно иметь свой «музыкальный уголок», который находится у нас в каждой группе. В распоряжении детей имеется большое количество настольных музыкальнодидактических игр, различных детских игрушечных музыкальных инструментов, платочки, султанчики и т.д. Источником вдохновения для детского творчества являются не только музыкальные занятия, но и праздники, различные виды развлечений (тематические концерты, театральные постановки, музыкальные вечера, игры, хороводы и т.д.). Они обогащают детей положительными эмоциями, расширяют представления об окружающем мире, развивают инициативу, творческую выдумку. Наиболее яркие моменты игр, плясок, инсценировок наши дети переносят в повседневную деятельность. Нужно создавать им такие условия и ситуации, в которых они могли бы придумать отдельные элементы танца, игры-инсценировки и т. д. Вношу в самостоятельную деятельность атрибуты, (например ленточки, платочки, султанчики), игрушки (би-ба-бо, мягкие игрушки), костюмы (русский сарафан, платочки, юбки), которые использовались на праздниках, развлечениях. Дети вновь обыгрывают их, видоизменяя способы и условия их применения, комбинируют в новых сочетаниях. В своей работе я использую множество различных атрибутов, так как они делают и занятия, и праздники ярче и интереснее, пробуждают детскую фантазию, помогают детям вжиться в роль. Побуждают детей к проявлению инициативы и творчества. Это цветы, флажки, ленточки, платочки, маски животных, птиц, овощей, грибов, игрушки, куклы и т.д. Главное подбирать атрибуты с учетом возраста. Активное участие в изготовлении атрибутов принимают воспитатели, родители и дети. Мы стараемся подбирать атрибуты с учетом гендерного подхода. Мне очень нравится работать с тканью, так как это развивает координацию движений, чувство ритма, плавность движений, общую музыкальность. Это могут быть маленькие шарфики и большие полотна. В современных условиях, когда остро стоит проблема размытости художественноэстетического вкуса подрастающего поколения, одним из центральных направлений работы является уровень развитости музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст предоставляет большие возможности для формирования художественно-эстетических качеств, в том числе музыкально-творческой активности ребёнка. «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок» – В.А. Сухомлинский. Используемая литература: 1. Барташников А.А., Барташникова И.А. «Учись играя» Издательство «Фолио», 1997. 2. Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» М., «Флинта», 1998. 3. Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. «Диагностика и развитие креативности // Развитие и диагностика способностей» Под ред. В.Н. Дружинина и В.Д. Шадрикова. М., «Наука», 1991. 4. Головачева И.Н., Власенко О.В. «Окружающий мир и музыка. Учебно-игровые занятия для детей 4 – 6 лет» Издательство «Учитель», 2007. 5. Дубравская Е.И. Ступеньки музыкального развития. Журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2000. 6. Жучкова Г.Н. «Волшебная сила искусства» М.: Гном – пресс, 1997. 7. Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей» М.: 1997
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.