Создание специальных условий получения образования детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Т.А.Корсун преподаватель ГБПОУ Каслинского промышленно Гуманитарного техникума – Верхнеуфалейский филиал
Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена социальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем в условиях свободы и достоинства
(Из декларации прав ребенка)
Инвалидность- социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты
Нормативная классификация Министерства труда и социального развития РФ и Министерства здравоохранения РФ от 29.01.1997г. № 1/30
лицо с ограниченными возможностями здоровья –
лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования
недостаток –
физический или психический недостаток, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого
ребенок –
лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет
взрослый –
лицо, достигшее возраста восемнадцати лет;
физический недостаток - подтвержденные в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хронические соматическое или инфекционное заболевания;
психический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствие повреждения мозга, умственная отсталость, задержка психического развития, создающие трудности в обучении
сложный недостаток - совокупность физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке
тяжелый недостаток - подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания и приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки
Создание специальных условий для получения образования всеми детьми с учетом их психофизических особенностей - основная задача в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья
Нормативно-правовая основа
Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 23 ст.2; части 3 и 6 ст.11; части 1,5,7 ст.12; ст.15; части 1,2, 4 ст.79
Приказ МОиН РФ от 30 августа 2013г. №1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального общего, основного общего образования
Приказ МОиН РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 г. «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений»
Приказ МОиН РФ от 19 декабря 2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Приказ МОиН РФ от 19 декабря 2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 сентября 2014г. № 664н «О квалификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы»
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008 г. N 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации»
Письмо МОиН РФ от 31 декабря 2014г. № 07-3131 «Об учете в работе центральных и территориальных ПМПК классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы»
Письмо МОиН РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты
Ч.3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Ч.6 В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ
Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Ч.1Содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Ч.2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Ч.4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Письмо МОиН РФ от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ОВЗ рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических возможностей.
Специальные условия в соответствии с №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
-условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
-предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
-обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность
организационное обеспечение
-создание нормативно-правовой базы,
-организация сетевого взаимодействия с внешними организациями,
-организация различных форм обучения в ОУ,
-организация питания и медицинского обслуживания,
-финансовое обеспечение,
-информационное обеспечение,
-материально-техническое обеспечение.
психолого-педагогическое обеспечение
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса:
-программа коррекционной работы, являющаяся составной частью основной образовательной программы, разрабатываемой ОУ,
-адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП),
-адаптированная образовательная программа, разрабатываемая с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении
- предусмотреть в штатном расписании или по договору с ЦППМСП специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью, нуждающихся в нем;
-организовать деятельность специалистов ПМП консилиума, разработку адаптированной образовательной программы (АООП)
Кадровое обеспечение
-укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ
-уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ
Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются реализация АООП обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями
Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) психолого-медико-педагогической комиссии
ПМПК подтверждает право конкретного ребенка на особую заботу, а вместе с этим и на дополнительные средства, которые государство должно выделять на создание ребенку специальных условий для получения образования
Основная социальная цель деятельности ПМПК – помочь детям и их родителям справляться с трудностями, живя в обычных условиях в окружении своих родных и близких
Организация деятельности ПМПК предполагает активное взаимодействие с образовательными учреждениями, МСЭ, здравоохранением, различными социальными и общественными службами. Специалисты ПМПК позиционируются как специалисты ресурсных центров по развитию инклюзивного образования, что способствует отказу от «медицинской», «дефектологической» модели восприятия трудностей ребенка.
Общественные родительские организации одной из основных проблем в организации деятельности ПМПК называют формальность обследования. Сотрудники ПМПК имеют дело с детьми, которых они видят впервые. Однако установить эмоциональный контакт с ребенком членам комиссии обычно не удается, либо они просто не пытаются с ним взаимодействовать. Кроме того, в своем заключении часто учитываются только характеристики и рекомендации государственных образовательных учреждений, в которых занимаются дети. Часто характеристики содержат лишь перечисление того, что ребенок не может делать и не делает по сравнению со сверстниками
Главным условием повышения объективности обследования ПМПК является:
1. Учет характеристик всех специалистов, работающих с ребенком.
В деятельности ПМПК реализуются мультдисциплинарный, междисциплинарный и трансдисциплинарный подходы:
Мультидисциплинарность предполагает равноправность учета мнений всех специалистов, педагогов, врачей и мнения родителей.
Междисциплинарность предполагает необходимость выработки коллегиального, согласованного решения исходя из мнений всех заинтересованных сторон и специальную технологию взаимодействия по его принятию.
Трансдисциплинарность предполагает исследование ситуации обращения в ПМПК сразу на нескольких уровнях, например физическом и ментальном, глобально и локально. Данный подход напрямую связан в прогнозированием формирования ресурсов развития и обретения жизненно необходимых компетентностей ребенком с ОВЗ и его семьей.
Главным условием повышения объективности обследования ПМПК является:
2. Документальные подтверждения возможностей ребенка (продукты творческой деятельности, видеозаписи занятий, мероприятий)
3. Соответствие процедуры обследования индивидуальным особенностям ребенка
Напряжение из-за непривычной процедуры, новизна ситуации, незнакомые люди, часто усталость из-за ожидания все эти обстоятельства могут помешать даже обычному ребенку продемонстрировать себя.
В настоящее время выделяют несколько вариантов организационных моделей деятельности в зависимости от региональной (социокультурной, географической, кадровой специфики):
- «Стационарная» в помещениях ПМПК («долгосрочная» - аналитико-консультативная и «краткосрочная» - диагностико-консультативная)
- «Выездная» («краткосрочная», «дистанционная»). Помещение ПМПК расположено далеко от места жительства ребенка и предполагает длительный переезд на транспорте или он невозможен по ряду семейных обстоятельств.
В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона на центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии, в том числе проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций
При заявлении законных представителей о смене образовательного маршрута или определении типа учреждения для ребенка, особое внимание уделяется уже -имеющимся оценкам
-характеристикам из образовательного учреждения
В случае если предоставленная документация содержит противоречивую информацию, взаимоисключающую (например: положительные оценки по общеобразовательной программе, заключение специалистов и диагноз врача-психиатра о том, что у ребенка легкая степень умственной отсталости) или заведомо ложную информацию, то это служит основанием для отказа в рассмотрении данных материалов на заседании ПМПК по данному случаю
При анализе документов соотносятся следующие данные:
•оценки по программе обучения,
•диагноз врача-психиатра,
•заключения специалистов из образовательного учреждения,
•характеристики из образовательного учреждения
По итогам заседания ПМПК родителям можно предложить заполнить анкету
Насколько Вам понятно решение комиссии?
-полностью понятно _____в основном понятно _____в основном непонятно _____полностью непонятно ______
Оцените качество взаимодействия членов комиссии с Вашим ребенком?
-высокое _______среднее низкое _______(почему)_________________________________________________
Оцените качество взаимодействия членов комиссии лично с Вами?
-высокое _______среднее ______низкое _______(почему)___________________
Каким образом Вы планируете использовать рекомендации комиссии:
-Буду следовать им полностью________Буду следовать частично __________ (укажите в какой части и почему)_____________________________________
-Не буду___ (почему) _________________________________________________
Какие Вы могли бы внести предложения в работу комиссии в целом, либо по отдельным её элементам_____________________________________________
В чем помогла Вам и Вашему ребенку работа комиссии?
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее – АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – организация).
- Стандарт устанавливает сроки освоения АООП НОО от четырех до шести лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей, указанных в приложениях к настоящему Стандарту
АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации (далее — ИПР) инвалида в части создания специальных условий получения образования.
- На основе Стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ (в т.ч. СИПР).
-Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК);
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
-Разработан для групп обучающихся с легкой, умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, а также с тяжелыми и множественными нарушениями развития (2 варианта, в т.ч. СИПР).
-Учитывает возрастные, индивидуальные особенности, особые образовательные потребности (в т.ч. присмотр и уход для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью).
-Устанавливает сроки освоения АООП: 9-13 лет.
-Предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования на основе заключения ПМПК и согласия родителей.
-Дополняется индивидуальной программой реабилитации (далее — ИПР) для детей-инвалидов в части создания специальных условий получения образования.
- АООП м.б. реализована в разных формах: совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах, организациях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.