Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Ильинская средняя общеобразовательная школа
имени полного кавалера ордена Славы И.И.Сидорова
142061, Московская область, г. Домодедово, с. Ильинское, д. 9/1
тел.: 8(49679)6-89-34, 8(49679)6-88-34, факс: 8(49679)6-89-34 E-mail: hcola1@rambler.ru
Статья на тему:
«Создание военно-морского флота во времена Петра Великого: морским судам быть!»
Автор:
Мурадян Венера Мишаевна,
Учитель истории и обществознания
контактный телефон: 8(910)458-63-85
e-mail: vens7788@yandex.ru
2021 год
«Во всём мире у нас только два верных союзника — наша армия и флот. Все остальные при первой возможности сами ополчатся на нас...» Александр III
Период правления Петра I - одно из интереснейших и неоднозначных времен в жизни России. Это было время становления России как великой державы, как империи, которую уважали, к мнению которой прислушивались. За период своего правления Пётр Великий модернизировал страну: он создал флот, регулярную армию и сильное государство, перенимая европейские достижения. В результате преобразований Россия вступила в Новое время, которое называется эпохой Петра Великого. С чего же все начиналось?
Легендарный российский флот, наводящий ужас на противников, берет свое начало буквально из детского увлечения будущего императора. Толчком к строительству кораблей в стране была случайная находка в амбаре: юный Петр I обнаружил в загородном дворце в Измайлово "судно некое иностранное". Находка заинтересовала мальчика, и он сразу же захотел узнать о ней больше, а еще лучше – лично испытать диковинную игрушку. Учитель Петра I, Франц Тиммерман, преподававший ему геометрию и фортификацию, как оказалось, был сведущ и в морском деле. Так он объяснил будущему императору, что это "бот аглинской" может плыть не только по ветру, но и против него. Находка требовала починки. Отремонтировав ботик, Петр сразу же совершил небольшую прогулку по реке Яузе. Позже «дедушку русского флота» (так называл ботик сам Петр) переносили в разные места (Плещеев пруд, Просяное озеро, Переяславское озеро), по мере того как росло мастерство царевича в судоходстве. Прямо на Переяславском озере он построил верфь и в 1692 году там кроме ботика ходили два малых фрегата и три яхты. Сооружением Потешной флотилии занимались мастера под руководством голландца Карштена Бранта, которого нанял еще отец Петра, Алексей Михайлович, для постройки Каспийского флота. Интересно, что для долговременной поездки на озеро Петру пришлось соврать матери Наталье Кирилловне: «куды я под образом обещания в Троицкий монастырь у матери выпросился». Так, Петр I постепенно постигал все азы мореходства.
Петр понимал, что без флота его страна не сможет войти в число великих держав. Он принялся всеми силами исправлять положение. «Морским судам быть!» - эти слова Петра I предопределили появление дня рождения Российского военно-морского флота. По настоянию императора, 20 октября 1696 года Боярская Дума приняла решение о создании в государстве регулярного флота. Так, первым регулярным формированием русского Военно-Морского Флота стала Азовская флотилия, историческое значение которой недооценить невозможно. Она была создана Петром I для борьбы с Османской империей за выход в Азовское и Черное моря. В короткий срок, с ноября 1665 по май 1699 года в Воронеже, Козлове и других городах, расположенных по берегам рек, которые впадают в Азовское море, было построено несколько кораблей, брандеры, галеры, морские лодки, струги, которые и составили Азовский флот.
После войны с Турцией за обладание Азовским морем, Петр Алексеевич, понимая, что успех в борьбе за выход к Балтийскому морю предопределяется наличием военной силы на море, приступает к строительству Балтийского флота. Так, в 1703 году, создаётся сильнейшее морское соединение современной России. На верфях рек Свирь, Сязь и Волхов закладываются речные и морские военные суда, на архангельских верфях строятся семь 52-пушечных кораблей и три 32-пушечных фрегата. Создаются новые верфи, растет число железоделательных и медно-литейных заводов на Урале. В Воронеже стали отливать корабельные пушки и ядра к ним. Для уверенного выхода к Финскому заливу, Петр I главные усилия сосредоточил на овладении земель, прилегающих к Неве и Ладоге. Возросшая мощь Балтийского флота позволила его силам 27 июля (7 августа) 1714 г. одержать блистательную победу над шведским флотом у мыса Гангут. В ходе Северной войны 1700–1721 гг. определились основные задачи флота, перечень которых остается практически неизменным до настоящего времени, а именно: борьба против военно-морских сил противника, борьба на морских коммуникациях, оборона своего побережья с морского направления, содействие армии на приморских направлениях, нанесение ударов и обеспечение вторжения на территорию противника с морского направления. Победа в Северной войне укрепила международный авторитет России, выдвинула ее в число крупнейших европейских держав и послужила основанием с 1721 г. именоваться Российской империей.
Понятно, что без труда многих специалистов, в том числе и иностранных, создать сильный флот, способный побеждать исконных мореходов-шведов, было бы невозможно. Но столь же очевидно, что в такие кратчайшие для истории сроки, без энтузиазма молодого императора Петра, который влюбился в морское дело и осознавшего его важность для государства, невозможно было бы свершить это великое дело. Петр Великий стал ярким примером человека, который обладая всей полнотой власти, действовал не столько принуждением, сколько личным примером, особенно в области морского дела.
Источники:
1.https://topwar.ru/102806-morskim-sudam-byt-kak-car-petr-nachal-sozdavat-flot.html
2. https://structure.mil.ru/structure/forces/navy/history.htm
3. https://fishki.net/2923581-korablestroenie-pri-petre-i.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.