СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ (У.О) В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ
Бутримова Юлия Алексеевна, учитель биологии и географии
первой квалификационной категории.
КОУ ОО «Болховская общеобразовательная школа – интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – наиболее значимые из всех перечисленных по степени влияния на здоровье обучающихся. Главный их отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, подходов к решению возникающих проблем.
Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя -предметника. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного обучающихся больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение обучающихся в школе не наносило ущерба их здоровью. То есть создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся. В арсенале каждого учителя должны быть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей – качественным обучением – решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, сберечь нервную систему обучающихся, снять стрессы и напряжение, пагубно влияющие на здоровье обучающихся. Если для участников учебного процесса будут созданы оптимальные условия: гуманизация содержания урока, целесообразные формы организации учебного процесса, эффективные методы обучения, разнообразные виды поддержки обучающихся, право свободного выбора, комфортная пространственная среда, то это будет способствовать адаптации участников образовательного процесса на уроке. Учитель специальной (коррекционной) школы, готовясь к уроку, определяет уровень и длительность усилий, необходимых ему для выполнения той или иной работы всему классу и отдельными обучающимися, продумывает индивидуальный и дифференцированный подход, а также механизм восстановления и активации работоспособности на разных этапах занятий (игровые моменты, переключения, обязательные физкультминутки).
Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках. За время ведения моей педагогической деятельности я стараюсь включать на уроках приемы здоровьесберегающих технологий и учитывать возрастные и физиологические особенности обучающихся: учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях; проведение физкультурных пауз на уроках; эмоциональные разрядки на уроках; использование релаксационных упражнений; учет продуктивности урока, период снижения продуктивности с признаками утомления; дозировка домашнего задания и т.д.
Физкультминутки на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности обучающихся, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение воспитанников, снимают статистические мышечные нагрузки. Я стараюсь проводить их с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа. На своих уроках географии я использую как традиционные физкультминутки, так и физпаузы, которые так или иначе связаны с предметом «География» или конкретной темой урока.
Упражнения для активизации внимания и снятия напряжения.
1.Массаж ушных раковин для мобилизации сил и возможностей организма, повышения общего тонуса нервной системы, устранения утомления.
2. Релаксирующая пауза для снятия психического напряжения.
В целом система работы по формированию здоровьесберегающего пространства на уроках географии в коррекционной школе, заключается в следующем:
1) позитивная психологическая поддержка ученика (обязательно проведение урока с улыбкой, доброжелательно по отношению к ученику, даже если твое внутреннее состояние оставляет желать лучшего).
2) формирование дифференцированных групп по способу мотивации в изучении географии ;
3) создание оптимального тематического и поурочного планирования с целью достижения продуктивности в реализации учебных целей;
4) разработка различных форм проведения учебных занятий: урок-викторина, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-интервью, урок-квест и т.д.
5) внеклассные мероприятия экологической направленности (посещение парков, озер с обязательным выполнение каких-либо заданий)
6) использование компьютерных технологий для проведения физпауз;
7) разработка форм рефлексии урока;
8) проведение самоанализа и самооценки деятельности с целью установления результативности используемых способов деятельности.
Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания для развития личности обучающегося и, в конечном счете, снижают риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье обучающихся.
Список литературы:
1. Григорьянец, А.Г. Методика обучения географии в вспомогательной школе/ Григорьянец, А.Г. - М.: Владос, 1980.- 163с.
2. Занков, Л.В. Психология умственно отсталого ребенка [Текст]: учеб. пособие /Л.В. Занков. - М.: Владос, 2002. – 176с.
3. Козин, А.М., Антропова, Л.Г. Здоровьесберегающие аспекты профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья/ Козин, А.М., Антропова, Л.Г. - СПб «Питер», 2014 г. - №6.
4. Пороцкая, Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе /Т. И. Пороцкая. – М.: Просвещение, 1977. – 159 с.
5. Трофимова, Н.В. Основы специальной педагогики и психологии [Текст]: учеб. пособие /Н.Б. Трофимова, Н.М.Трофимова, С. П. Дуванова, Т. Ф. Пушкина.- СПб «Питер», 2010 г. - 304 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.