Презентация «Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» для воспитателей ДО.
В презентации дано определение образовательной среды и определение предметно -пространственной среды, отражены цели, задачи и принципы построения предметно-пространственной развивающей среды. Высказывание ыдающего философа и педагога Жан Жак Руссо, Е.И. Тихеева.
«Создание предметно
пространственной
развивающей среды в ДОУ в
соответствии с ФГОС ДО»
Медведева Г.С.
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не
оказывала бы влияние, нет способности, которая
находилась бы в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребёнка конкретного мира.
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит
свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет
жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью,
его духовный рост будет совершенствоваться из самого
себя, от природы…»
Е.И. Тихеева
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из
первых предложил рассматривать среду, как условие
оптимального саморазвития личности, считая, что
благодаря ей, ребенок сам может развивать свои
индивидуальные способности и возможности. Роль
взрослого заключается в правильном моделировании такой
среды, которая способствует максимальному развитию
личности ребенка.
Образовательная среда – совокупность условий,
целенаправленно создаваемых в целях обеспечения
полноценного образования и развития детей;
Развивающая предметнопространственная среда – часть
образовательной среды, представленная специально
организованным пространством (помещениями, участком и т.
п., материалами, оборудованием и инвентарем), для развития
детей дошкольного возраста, в соответствии с особенностями
каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,
учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Создавая развивающую предметнопространственную
среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо
учитывать то, что она должна быть:
содержательнонасыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной,
безопасной.
Насыщенность ППР среды предполагает:
Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в
группе
Должна соответствовать возрастным особенностям и
содержанию программы
Полифункциональность материалов
предполагает:
Возможность разнообразного использования
различных составляющих предметной среды (детская
мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)
Трансформируемость пространства обеспечивает
возможность изменений РПП среды в зависимости
От образовательной ситуации
От меняющихся интересов детей
От возможностей детей
Вариативность среды предполагает:
Наличие различных пространств(для игры,
конструирования, уединения и пр.)
Периодическую сменяемость игрового материала
Разнообразие материалов и игрушек для
обеспечения свободного выбора детьми
Появление новых предметов стимулирующих
игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
Доступность для воспитанников всех помещений,
где осуществляется образовательная деятельность
Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям,
обеспечивающим все виды детской активности
Исправность и сохранность материалов и
оборудования
Безопасность среды:
Соответствие всех её элементов по обеспечению
надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны
быть сертификаты и декларации соответствия
При построении предметно – пространственной среды
также учитываются следующие принципы:
1.принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2.принцип активности, самостоятельности, творчества;
3.принцип стабильности, динамичности;
4.принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5.принцип эмоциогенности среды, индивидуальной
элементов в эстетической организации среды;
7.принцип открытости – закрытости;
8.принцип учёта половых и возрастных различий детей.
комфортности и эмоционального благополучия каждого
ребёнка и взрослого;
6.принцип сочетания привычек и неординарных
Создавая предметноразвивающую среду необходимо
помнить:
Среда должна выполнять образовательную, развивающую,
воспитывающую, стимулирующую, организованную,
коммуникативную функции. Но самое главное – она должна
работать на развитие самостоятельности и
самодеятельности ребенка.
Необходимо гибкое и вариативное использование
пространства. Среда должна служить удовлетворению
потребностей и интересов ребенка.
Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность
и возраст детей.
Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
В каждой группе необходимо предусмотреть место для
детской экспериментальной деятельности.
Организуя предметную среду в групповом помещении
необходимо учитывать закономерности психического
развития, показатели их здоровья, психофизиологические и
коммуникативные особенности, уровень общего и речевого
развития, а также показатели эмоционально
потребностной сферы.
Цветовая палитра должна быть представлена теплыми,
пастельными тонами.
При создании развивающего пространства в групповом
помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой
деятельности.
Предметноразвивающая среда группы должна меняться в
зависимости от возрастных особенностей детей, периода
обучения, образовательной программы.
Таким образом, предметно – развивающая среда создаёт
условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечение
максимального комфортного состояния ребёнка и его
развития.