Создание специальных образовательных условий в рамках пилотного введения ФГОС ОВЗ
Оценка 4.9
Особые потребности
docx
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
20.12.2018
В статье описан опыт создания создания специальных образовательных условий в рамках пилотного введения Федерального образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в небольшой сельской школе. Хотелось бы рассказать о том, как всё начиналось, разрабатывалось и планировалось, и какого результата удалось достичь в такие короткие сроки.
создание условий введения ФГОС НОО ОВЗ.docx
Создание специальных образовательных условий
в рамках пилотного введения ФГОС ОВЗ
В сентябре 2015 года 22 школы Новосибирской области стали
первопроходцами в обучении детей с ОВЗ по Федеральному
государственному образовательному стандарту начального общего
образования. В число «пилотных» школ вошла и наша Доволенская средняя
школа № 1. Сегодня у нас уже есть первые итоги работы организации
обучения детей с ЗПР в условиях «пилотного» введения ФГОС .
Вся работа проходила в несколько этапов. Началось все
Хотелось бы рассказать о том, как всё начиналось, разрабатывалось и
планировалось, и какого результата удалось достичь в такие короткие сроки.
с
организации психологопедагогического сопровождения обучающегося с ЗПР
в 1 классе. У ребенка, который начал регулярное обучение, была выявлена
полная неготовность к обучению в школе. Внимание, память и мышление не
соответствовали возрастной норме, коммуникативные способности были
тоже на низком уровне. К тому же был очень высокий уровень тревожности.
Начинающий школьную жизнь ученик постоянно плакал, боялся общаться с
одноклассниками и учителем.
После наблюдения за ребёнком в течение месяца стало ясно, без
психологопедагогического сопровождения не обойтись. Алгоритм работы
был единый: проведение ПМПк, подготовка характеристики на ТПМПК ( в
г. Каргат) , получение рекомендаций, повторный ПМПк, организация работы с
ребёнком (разработка индивидуального образовательного маршрута, создание
адаптированной общеобразовательной программы для ребенка в ЗПР,
планирование коррекционноразвивающей работы).
За основу адаптации учебных программ по предметам и разработке
коррекционноразвивающих курсов бралась основная общеобразовательная
программа . К ней добавлялись рекомендации ТПМПК, они же вставлялись в
разделы общей АОП и рабочих программ по предметам.
Каждый специалист сопровождения
планировал коррекционно
развивающую работу на основе рекомендаций ТПМПК.
Я , как педагогпсихолог, реализовывала и продолжаю реализовывать
коррекционноразвивающем программу «Другие мы» . Психологическая
помощь направлена на адаптацию ребенка в школе, развитие высших
психических функций, развитие коммуникативных навыков и снятие
повышенной тревожности обучающегося. Занятия с ребенком проводятся в
игровой форме. Начинаются с разминки под музыку. Решаются логические
задачи, проводятся
игры с кукольным театром (для стабилизации
эмоционального фона и снятия тревожности), игры в песочнице.
Используются упражнения по развитию памяти, мышления и внимания.
Большая работа ведется и с родителями. Рекомендации специалистов, советы,
консультации, беседы сделали свое дело. Родители стали активными
участниками и помощниками в образовательном процессе своего ребенка. Проведя промежуточную диагностику в конце 2 четверти, мы уже увидели
результаты своей работы. У ученика
снизился уровень школьной
тревожности, стабилизировалось эмоциональное состояние, улучшились
школьная адаптация и уровень коммуникативных навыков .
В логопедическом сопровождении ребёнка с ЗПР , имеющего и
нарушения речи, очень важно тесное сотрудничество с учителем, педагогом
психологом, родителями. Основным направление работы логопеда стало
именно сотрудничество, информирование, консультирование и советы, как
работать с ребёнком: осуществлять контроль над правильной речью, развивать
навыки самоконтроля, помогать в оформлении ответа на уроках и в
организации речевого общения со сверстниками. И после нескольких месяцев
такого тесного взаимодействия есть первые результаты логопедической
помощи. У ребенка улучшилось фонематическое восприятие; поставлен
свистящий звук [С] .
Социальный педагог организует свою работу с ребенком ЗПР через
групповые занятия. В коррекционноразвивающей работе большое значение
уделяется ролевым играм, как одной из основных форм педагогической
поддержки в плане успешной социализации ребёнка в среду сверстников, и
театрализованных игр и упражнений. Результатами этой деятельности стало
то, что ребенок охотнее общается не только со сверстниками, но и включился
во внеурочную деятельность школы (посещает кружки и факультативы).
А учитель и классный руководитель первого класса в работе с
ребёнком ЗПР делает упор на максимальную индивидуализацию процесса
обучения. Это индивидуальные задания, задания на карточках, опора на
зрительное восприятие, большое количество наглядности и типовых заданий с
выделением главных моментов на доске, карточках в виде схем,
«напоминалок» на полях тетрадей; повтор заданий; организующая и
направляющая помощь при выполнении заданий; одобрение, подбадривание,
похвала на всех этапах урока. Это те формы и методы работы, которые были
рекомендованы специалистами ТПМПК. Применение этих методов тоже дало
положительные
результаты: повысился уровень знаний по учебным
предметам, ребенок научился взаимодействовать со сверстниками на уроке и
во внеурочное время.
Конечно всех проблем пока не удалось решить. Ребенку и дальше
требуется
сопровождение специалистов. Психолого педагогическое
сопровождение безусловно будет продолжено . Но участники пилотного
введения ФГОС для детей с ЗПР нашей школы в перспективе, при
стабильной положительной динамике, уверены у ребенка
есть все
предпосылки к переходу с адаптированной
программы на
общеобразовательную . Отрадно, что педагогам нашей школы удалось
«создать островок успешности для конкретного ребёнка». Для этого мы
делаем все , как рекомендовали, пошагово, медленно, но уверенно идя к
намеченной цели – помочь ребёнку освоить учебную программу и адаптироваться в среде сверстников! Мы уверены, педагогическому
коллективу школы удалось уверенно и обдуманно вступить, запустить и
добиться первых результатов «пилотного введение стандартов».
Создание специальных образовательных условий в рамках пилотного введения ФГОС ОВЗ
Создание специальных образовательных условий в рамках пилотного введения ФГОС ОВЗ
Создание специальных образовательных условий в рамках пилотного введения ФГОС ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.