Создание условий для «мягкого» включения детей - мигрантов в процесс обучения русскому языку
Оценка 4.8

Создание условий для «мягкого» включения детей - мигрантов в процесс обучения русскому языку

Оценка 4.8
Особые потребности
pptx
русский язык
Взрослым
13.11.2018
Создание условий для «мягкого» включения детей - мигрантов в процесс обучения русскому языку
презентация к статье на тему "Создание условий для «мягкого» включения детей - мигрантов в процесс обучения русскому языку". Современные условия жизни общества сопряжены со значительной миграцией. Если ребенок прибыл в Россию в 5-6 классах, работа по профилактике полуязычия может быть результативной, в 7-8 – такая работа требует больших усилий и особого подхода к таким учащимся. У учащихся возникает психологическая проблема из-за приобщения к новой культуре, к новым традициям, обычаям, ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе, которые не возможны без знания языка.презентация к статье
презентация к статье.pptx

Создание условий для «мягкого» включения детей - мигрантов в процесс обучения русскому языку

Создание условий для «мягкого» включения детей - мигрантов в процесс обучения русскому языку
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ  ДЛЯ «МЯГКОГО»  ВКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ­  МИГРАНТОВ В  ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ  РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Сообщение подготовила учитель  русского языка и литературы  высшей категории МБОУ СОШ № 56  – Юлдашева Ольга Вячеславовна

Создание условий для «мягкого» включения детей - мигрантов в процесс обучения русскому языку

Создание условий для «мягкого» включения детей - мигрантов в процесс обучения русскому языку
Современные  условия  жизни  общества  сопряжены  со  значительной  миграцией.  Если  ребенок  прибыл  в  Россию  в  5­6  классах,  работа  по  профилактике  полуязычия  может  быть  результативной,  в  7­8  –  такая  работа  требует  больших  усилий  и  особого  подхода  к  таким  учащимся.  У  учащихся  возникает  психологическая  проблема  из­за  приобщения  к  новой  культуре,  к  новым  традициям,  обычаям,  ценностным  ориентирам,  новым  отношениям  в  коллективе, которые не возможны без знания языка.      У учителей, в чьих классах появляются такие ученики, возникают вопросы:  «Как  организовать  учебный  процесс?»,  «Как  включить  в  работу  таких  учеников?»,  а  самое  главное  ­  «Как  обучить  русскому  языку  нерусских  учащихся,  создав  при  этом  комфортные  условия  для  овладения  русским  языком?».          Я ­ школьный учитель, имеющий стандартное филологическое образование,  предусматривающее  преподавание  русского  языка  в  качестве  родного.  Отсутствие у меня специального образования, учебника, ориентированного на  учеников такой категории, не позволяло в полной мере адаптировать ребят  к  обучению.  Однако  для  успешной  социализации  и  дальнейшего  обучения  минимум  содержания  по  русскому  языку  детьми  ­  мигрантами  должен  быть  усвоен  в полной мере.  Для этого   мне  нужно было определить цели и задачи  своей педагогической деятельности.

Создание условий для «мягкого» включения детей - мигрантов в процесс обучения русскому языку

Создание условий для «мягкого» включения детей - мигрантов в процесс обучения русскому языку
Основные цели преподавания  детям  билингвам: ­  создание  условий  для  «мягкого»  включения  детей  в  процесс  обучения,  ­  корректировка имеющихся знаний и формирование новых в области  русского языка,  ­  обучение  видам  речевой  деятельности  (аудированию,  чтению,  говорению, письму),  ­  создание у детей запаса наиболее употребительных русских слов для  элементарного общения,  - научить строить элементарные фразы на русском языке, употребляя слова в правильной грамматической форме.

Создание условий для «мягкого» включения детей - мигрантов в процесс обучения русскому языку

Создание условий для «мягкого» включения детей - мигрантов в процесс обучения русскому языку
Для  решения  данного  вопроса  я  обратилась  к  опыту  лингвистов,  разработавших  ряд  методик  преподавания  русского  языка  как  неродного  (нового):  • Балыхиной Т.М. (М.: Изд. Российского университета дружбы народов, 2007) я  узнала  о  лингводидактических  основах  преподавания  русского  языка  как  неродного (примерные тесты из этого сборника приведу ниже).             • Труд Н.В. Вятютнева (1984г.) познакомил меня с коммуникативно индивидуализированным  подходом,  который  помог  мне  основополагающих проблем – чему и как учить.  • Изучение опыта работы Лены Гиль («Русский язык как иностранный для детей»)  помогло  мне  в  планировании  работы  с  такой  категорией  учеников.  Предложенный  ею  метод  показался  мне  наиболее  удачным,  т.к.  являлся  вводным  курсом  русского  языка  для  учеников,  начинающих  изучать  язык  с  нуля. в  решении

Создание условий для «мягкого» включения детей - мигрантов в процесс обучения русскому языку

Создание условий для «мягкого» включения детей - мигрантов в процесс обучения русскому языку
Изучение методики Елены Гиль натолкнуло меня на мысль о том, что очень важно,  чтобы обучающиеся имели правильный акустический образ тех слов и сочетаний,  которые им придется потом видеть в графическом изображении, писать и произносить  самим. Поэтому нельзя было игнорировать фонетическими заданиями. Так, например,  при работе над мягкостью – твердостью согласных, я начинала занятия с фонетической  зарядки.           Такая таблица может первое время постоянно висеть в аудитории, и ее можно  предлагать читать ученикам в качестве фонетической разминки для отработки звукопроизношения.         Моя практика показала, что не все из детей­мигрантов решаются сразу заговорить  на  занятии.  Поэтому    я  ввела  период  активного  слушания,  позволяющий  учащимся  «мягко войти в работу», адаптироваться в окружающей обстановке. Я считаю, что это  очень важно и в общепедагогическом плане, так как обучающиеся на начальном этапе,  не  обнаруживая  собственных  языковых  слабостей,  участвуют  в  речевой  деятельности.  Кроме того, слушание играет большую роль в процессе становления навыков и умений  во всех видах речевой деятельности. Слушание и понимание речи создает предпосылки  для положительного переноса их на остальные виды РД.

Создание условий для «мягкого» включения детей - мигрантов в процесс обучения русскому языку

Создание условий для «мягкого» включения детей - мигрантов в процесс обучения русскому языку
Я родом из Узбекистана, окончила Ташкентский институт русского языка  и  литературы,  поэтому  неплохо  владела  узбекским  языком.  Этот  навык  мне  очень помог.       Наиболее продуктивными на первых порах, по моим наблюдениям, стали  уроки диалоги, на которых я давала специальные упражнения, направленные на  обогащение  словарного  запаса  учеников  и  понимание  того,  о  чем  идёт  речь  в  предложенном тексте. Для этого использовала принесённые ребятами семейные  фотографии,  по  которым  дети  рассказывали  мне  о  тех,  кто  изображён  на  них  (это были предложения –коктейли из узбекских и русских слов). Там, где ребята путались в  выборе русских слов, я им помогала. Затем я полностью воспроизводила текст  ребёнка,  чтобы  он  слышал  правильную  речь,  а  после  этот  текст  повторял  ученик. Комол            Бу мен.        Бу менинг  ое.   Ота – отец.      Это я.        Это моя мама

Создание условий для «мягкого» включения детей - мигрантов в процесс обучения русскому языку

Создание условий для «мягкого» включения детей - мигрантов в процесс обучения русскому языку
Работая над текстом по темам «Моя семья»,  «Мой друг», я использовала следующие  задания:  1. Послушайте текст.  (Предложения и словосочетания были типовые.  Необходимы яркие иллюстрации к предложениям,  возможны фото родных. Текст и задания к нему  пока читаю сама). 2.  Найди  картинки,  подходящие  по  смыслу  текста.  Затем  предлагала  вместе  прочитать  текст  по  фразам.  После  этого  давала  текст,  но  разрезанный  на  отдельные  предложения,  применяя  технологию  и  предлагала  восстановить  услышанный  текст.  Если  возникали  трудности,  и  ребенок  попросил  о  помощи, помогала восстановить «рассыпной текст»  по схеме учитель – ученик и наоборот. Затем  ещё  раз  читали  получившийся  текст,  и  ребёнок  самостоятельно  восстанавливал  текст  по  теме.  предложения,  рассыпанного

Создание условий для «мягкого» включения детей - мигрантов в процесс обучения русскому языку

Создание условий для «мягкого» включения детей - мигрантов в процесс обучения русскому языку
Примерные тексты для урока:     Это двор. Во дворе много детей. Они играют в мяч (кубики, волейбол,  куклы, в машинки). Во дворе много деревьев. Около деревьев стоят скамейки. Бабушки и дедушки сидят на скамейках. Они отдыхают и  разговаривают. Вопросы к тексту: Что нарисовано на картинке? Что растёт во дворе? Где дети? Что они делают?  Что стоит около деревьев? Кто сидит на скамейках? Что они делают?     Этапы работы над данным текстом: 1. Фонетическая зарядка на произношение отдельных звуков, звукосочетаний: УШ­УШ­УШ;  ШКА­ШКА­ШКА; УШКА­УШКА­УШКА УШКА­УШКА ­БАБУШКА;                 ДЕ­ДЕ­ДЕ­ДУ­ДУ­ДУ; УШКА­УШКА­УШКА­ ДЕДУШКА ГР­ГР­ГР­          ИГР­ИГР­ИГР­   АТЬ­АТЬ­    ИГРАТЬ 2. Чтение текста полностью 3. Различение предложений текста 4. Подыскивание картинок к предложению 5. Тренировка употребления в речи вопроса «Кто это?» 6. Самостоятельное воспроизведение текста с опорой на картинку. Выполнение задания типа «Прослушай предложение и подбери к нему картинку». Затем задание «Восстанови запутавшиеся предложения»

Создание условий для «мягкого» включения детей - мигрантов в процесс обучения русскому языку

Создание условий для «мягкого» включения детей - мигрантов в процесс обучения русскому языку
При составлении мини текстов я  обнаружила, что ученикам трудно даётся  правильное употребление предлогов.  Чтобы не снизить интерес к занятиям, я  придумала на мой взгляд интересный способ  объяснения роли предлогов ЗАДАНИЕ: 1.Определи, какие я допустил ошибки в своём рисунке?  2.Определи  значение  каждого  предлога  (  Можешь  заглянуть  в  тетрадь  подсказку). 3. Запиши правильный вариант.       Дети    проговаривают,  какие  они  заметили  в  рисунках  ошибки  (более  сильные  учащиеся  могут  сказать    из­за  чего  допущены  эти  ошибки).  Я  записываю  на  доске  их  ответы.  Затем  обращаю  внимание  на  то,  какое  смысловое  значение  имеют  предлоги.  После  этого  мы  в  тетрадях  записываем  правильно  составленные  словосочетания,  объясняя  смысловое  значение каждого предлога.

Создание условий для «мягкого» включения детей - мигрантов в процесс обучения русскому языку

Создание условий для «мягкого» включения детей - мигрантов в процесс обучения русскому языку
ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ С ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫМИ  МЕСТОИМЕНИЯМИ  ПРЕДЛАГАЮ УЧЕНИКАМ  КАРТОЧКИ ПЕРФОРАТОРЫ ЗАДАНИЕ: Вставьте верные притяжательные  местоимения мой, моя или моё.  твой, твоя или твоё, ее Петя, это___ подарок? Да! Это ___подарок. Ира, это ___ коробка? Да! Это___ коробка? Это Вера, а это ____ мама. Это Лёля Николаевна, а это___ дочка­Лера.

Создание условий для «мягкого» включения детей - мигрантов в процесс обучения русскому языку

Создание условий для «мягкого» включения детей - мигрантов в процесс обучения русскому языку
Знакомство с понятием  рода существительных.  ЗАДАНИЕ: ­ Рассмотри картинки.  ­ Назови и напиши, что  изображено на них.  ­ Обрати внимание на  последнюю букву в слове. Начинала объяснять тему с женского рода, т.к. многие дети самостоятельно догадались,  что общее в этих словах — окончания.  Остальным достаточно лёгкой подсказки.   Объясняла, что Я – это замаскированное А.              Со  средним  родом  было  труднее,    но  дети  уже  готовы  обращать  внимание    на  окончания.        В мужском роде слова оканчиваются на разные согласные, но окончаний у них нет.  На 5­6 занятии. Тренируемся. И.т.д.

Создание условий для «мягкого» включения детей - мигрантов в процесс обучения русскому языку

Создание условий для «мягкого» включения детей - мигрантов в процесс обучения русскому языку
В заключение мне хочется сказать, что индивидуальные занятия и индивидуальный подход при обучении детей очень важны, это ­ одни из главных принципов педагогики на сегодняшний день. Тем более важны при обучении ребят, для которых русский язык неродной. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют, на мой взгляд, основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям:  знание и понимание детей  любовь к детям  основательный теоретический баланс  способность педагога размышлять и уметь анализировать.            Педагог не должен забывать, что ребенок ­ это субъект собственного развития, что каждый ребёнок самоцелен, что он раним и часто комплексует  из­за  плохого  владения  языком.  Дети  всегда  должны  чувствовать  поддержку  педагога,  а  учитель  должен  иметь  желание  помочь  ребёнку,  понять,  в  чём  заключается трудность, и помочь в ликвидации этой проблемы. Мне кажется,  что наша задача состоит в том, чтобы учащиеся смогли освоить новый для него  язык,  чтобы  качество  и  уровень  их  владения  изучаемым  языком  соответствовали задачам обучения.

Создание условий для «мягкого» включения детей - мигрантов в процесс обучения русскому языку

Создание условий для «мягкого» включения детей - мигрантов в процесс обучения русскому языку
Б Л А Г О Д А Р Ю В С Е Х З А В Н И М А Н И Е! ЖЕЛАЮ У СПЕХОВ В РАБОТЕ!!!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2018