Тименкаева Нафиса Исмагиловна воспитатель 1кв. категории МБДОУ Детский сад комбинированного вида №9 «Салават купере» город Азнакаево Азнакаевского муниципального района РТ, выступление на педагогическом совете из опыта работы
«Создание условий для творческого самовыражения через театрализованную
деятельность детей в старшей группе»
Театр - это великий
край, в котором ребенок радуется – играя,
А в игре он познает мир!
Творческие способности у детей появляются и
развиваются на базе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает
личность ребёнка, прививает устойчивый энтузиазм к литературе, музыке, театру,
совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к
созданию новейших образов, побуждает к мышлению.
Хочется поделиться своим небольшим опытом
театральной деятельности с моими детьми.
Драматизация для моих детей ближе, чем всякий
другой вид творчества, потому что она непосредственно связана с игрой и
содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Мои воспитанники
сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют готовый литературный
материал.
Предлагаю задания:
«Продолжи сказку» - направлен на активизацию творческого
потенциала детей. Предлагаю детям составить продолжение известных сказок « Кот
в сапогах», « Машенька и медведь», «Дюймовочка» (могла не просто сидеть, а
договориться, ведь она умеет говорить!) Подразумевается, что полюбившиеся герои
должны оказаться в ситуациях, требующих от них сноровки, бытовых умений, знаний
в различных областях, позволяющих успешно выйти из затруднительных положений.
«Сказки наизнанку» - кукольный или настольный театр по
известной сказке. Предлагаю детям придумать вариант сказки, где характеристики
героев изменены ( Пример: колобок – злой, а лиса добрая).
Итогом всех игр является спектакль. Его
подготовке уделяется большое внимание: выбираются сказки или пьесы,
распределяются роли по желанию детей. Готовые сценарии берем из книг или переделываем
сказки на новый лад. Дети с удовольствием заучивают свои роли, иногда даже
большие. Проигрывая каждую роль, мне приходится показывать детям, как надо
применять жесты и как выражать мимикой характер и настроение героя. Вместе с
родителями изготовляем костюмы и декорации к постановкам. Все, кто видит наши
постановки: сотрудники детского сада, родители, дети других групп - давали им
положительную оценку. По словам родителей, дети стали более эмоциональными,
более раскрепощёнными, выразительными. А как дети радовались аплодисментам,
сколько в их глазах при этом было счастья!
Активно использую игры – драматизации.
Участвуя в них, дети входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью.
Игра – драматизация оказывает большое влияние на речь детей. Они усваивают
богатство родного языка, его выразительные средства, используют различные
интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, стараются говорить
четко, чтобы его все поняли.
Для подбора средств выразительности
использую простые слова; здравствуйте, помогите, послушайте - говорим
по-разному; при чтении – сама передаю интонационно, т.к. наша речь служит
образцом для подражания детьми. Прежде чем, лиса, волк, медведь начнут
проситься в теремок, объявляю конкурс « Кто лучше?». Дети наперебой стараются.
Похвала – бурные аплодисменты.
К театрализации мы обязательно привлекаем
родителей, которые с удовольствием берут на себя роли героев сказок. Также
приобщаем родителей к подготовке спектаклей, тем самым, стараясь сблизить семью
с жизнью детей в детском саду. Совместные мероприятия взрослых, более старших
детей и наших воспитанников создают обоюдный интерес к театральному виду
деятельности.
Для проведения занятий, развлечений и
спектаклей, совместно с родителями изготавливаем декорации, атрибуты, маски,
костюмы сказочных персонажей,
Оборудовала
в группе центр театрализованной деятельности: оформила театрализованный уголок. В уголке располагаются:
различные виды театров; реквизит для разыгрывания сценок, спектаклей; атрибуты
для различных игровых позиций.
А также ширмы для показа кукольного театра,
кроме этого имеются мини-костюмерная.
Театрализованные игры воспитывают у детей
выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую
самостоятельность, совершенствуются внимание детей, зрительное восприятие,
подражательность, как основа самостоятельности. Эта форма работы с детьми даёт
возможность мне успешно реализовать целый ряд задач, одной из которых является
развитие творческих способностей детей.
Немалое место в моей работе с детьми по
театрализованной деятельности занимает организация кукольного театра.
Использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе
с детьми для развития в детях умственного, нравственного, эстетического воспитания.
Создает детям хорошее настроение, обогащает впечатлениями, вызывает у них
эмоции, способствует развитию патриотизма и художественного
воспитания. Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица наших
малышей во время спектакля убедительно свидетельствуют, как дети любят
кукольный театр, ждут с нетерпением открытия занавеса.
Очень важно его воспитательное значение.
В дошкольный период у ребенка начинают формироваться характер, интересы,
отношение к окружающему. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям
примеры дружбы, доброты, любви к России, честности, правдивости, трудолюбия,
показать слезы и смех, и образ современной жизни.
Кукольный театр, по своей природе близок и
понятен маленьким детям и поэтому имеет для них огромное эмоциональное
воздействие.
С
помощью родителей изготавливаем и применяем в работе с детьми следующие виды
кукольного театра: театр картинок;
фланелёграф; настольный театр; пальчиковый
театр; театр из пластиковых бутылок;
театр смешариков; театр игрушек; театр Би-ба-бо.
Сценой нашего театра является ширма. На ней и за ней происходит действие кукол, с
декорациями.
Дети познакомились с разными видами театров, с
удовольствием принимают участие в показе сказок, в драматизациях, но, некоторые
дети остаются пассивными. Тогда разыгрываю сценки отдельно на выбор. Обращаю
внимание при рассматривании иллюстраций на жесты, мимику героев. Спрашиваю
детей:
-Почему ты так решил, что он грустный? Как ты думаешь, что он говорит?
Привлекаю малоактивных детей на роли, где меньше
слов, проще движения. Поощряла за выход, и готовность выполнить роль (Пример: «
голос из за ширмы). Постепенно дети становились более активными. Театр, в
который мы играем с детьми, помогает детям узнать самих себя, заявить о себе,
попробовать, на что они способны, поверить в себя, перешагнуть через «я
стесняюсь», преодолеть робость и скованность.
В нашей группе повышенный интерес к
художественным произведениям, особенно к русским народным сказкам, а так же у
многих детей отмечается эмоциональная отзывчивость на художественные
произведения.
В настоящее время все дети с большим интересом
принимают участие в играх - драматизациях и проявляют самостоятельность в
театрализованных играх.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.