«Создание условий, формирующих и развивающих познавательные способности учащихся через решение нестандартных задач на уроках обществознания».
Оценка 4.7

«Создание условий, формирующих и развивающих познавательные способности учащихся через решение нестандартных задач на уроках обществознания».

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
обществознание +1
9 кл—11 кл
25.04.2017
«Создание условий, формирующих и развивающих познавательные способности учащихся через решение нестандартных задач на уроках обществознания».
Для того, чтобы ребенок относился к учебе более осознано, знания, которые он получает в школе, должны приобрести для него личностный смысл. С помощью проблемно-познавательных задач, нестандартных ситуаций, которые бы затронули учащихся, вызвали бы у них интерес к изучению предмета, заставили бы задуматься, я создаю условия, при которых будут формироваться, и развиваться познавательные способности. Поэтому ключевым направлением для развития познавательной деятельности было выбрано моделирование проблемных ситуаций на уроках обществознания.В данной статье рассматривается проблема профессионального самосовершенствование педагогов в условиях воспитания поколения, способного к нетипичным, творческим решениям в современной школе. Педагогом проведена масштабная исследовательская работа по достижению поставленных целей. Представленная работа обусловливается интеграцией педагогических технологий и приемов, использования их на практике, позволяющих выполнить целый ряд задач. Заслуга данной работы является систематизация и детализация опыта педагога для использования в педагогической практике учителями.
статья научная конференция в журнал.docx
«Создание условий, формирующих и развивающих познавательные способности учащихся через решение нестандартных задач на уроках обществознания». Л.М. Емельянова  МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района Республики Татарстан», учитель обществознания,  [email protected].   С   приходом   в школу   нового   ФГОС   изменилась   концепция   обучения и образования.   Учителя   стали   искать   нетрадиционные   способы   взаимодействия с учениками, новые методы ведения урока с позиции интерактивного диалога.    Одной из главных задач современной школы является воспитание поколения, способного к нетипичным, творческим решениям, а это означает, что необходимо, прежде   всего,   формировать   тип   сознания,   организацию   мышления,   позволяющую выстраивать социальные взаимодействия и отношения.    Проблема: в своей педагогической практике я столкнулась с проблемой низкой познавательной активности учащихся: ученики стремятся механически воспроизвести информацию, но не осмыслить ее; испытывают трудности в понимании взаимосвязей между явлениями и процессами.  Учеба для многих школьников, является не лично значимой целью,   а   нудной   обязанностью,   от   которой   хочется   как   можно   скорее избавиться.   В   результате   они   относятся   к   учебной   деятельности   формально,  не стремятся к высоким результатам, не реализуют свой потенциал.                Цель: для того, чтобы ребенок относился к учебе более осознано, знания, которые он получает в школе, должны приобрести для него личностный смысл.  С помощью   проблемно­познавательных   задач,   нестандартных   ситуаций,     которые   бы затронули учащихся, вызвали бы у них интерес к изучению предмета, заставили бы задуматься,   я   создаю   условия,   при   которых   будут   формироваться,   и   развиваться познавательные   способности.   Поэтому   ключевым   направлением   для   развития познавательной деятельности было выбрано моделирование проблемных ситуаций на уроках обществознания.    Методологический фундамент.  В своей педагогической практике я использую технологию проблемного обучения. Концептуальная основа проблемного обучения связана   с   психологической   теорией   мышления,   выдвинутой   С.Л.   Рубинштейном. Таким образом, основой проблемного обучения является моделирование реального творческого   процесса,   активизирующего   познавательную   деятельность   за   счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблем.    Примеры   использования   проблемно­познавательных   задач   на   уроках.  На практике   для   каждого   учителя   выбор   и   комбинация   приемов   использования проблемно­познавательных задач на уроке индивидуальны. Я предлагаю рассмотреть приемы, которые  применяются мной. Этап использования этих приемов   я назвала «Моддинг   –   мастерская».   Я   считаю,   с   помощью   этих   приемов   через   интерес   и мотивацию,  создаются  условия, предопределяющие формирование и   развитие       ученика. Примеры, предлагаемые ниже, могут быть использованы для работы с различными видами учебного материала (текст, иллюстрации, карты, видео и т.д.). При отборе материала стоит учитывать, что он должен быть нестандартным, интересным   и   увлекательным   для   учеников,   содержать   в   себе   некоторое противоречие, давать возможность формулирования заданий разного уровня. Идея  моего   педагогического   опыта   –   это   идея   тесной   связи   воспитания   и обучения с окружающей повседневной жизнью. В своей педагогической деятельности я опираюсь на неразрывную связь с ней, на формирование единства знаний и умений, сознательность и активность учащихся в целостном педагогическом процессе. Новизна методической разработки по предмету обществознание заключается в совершенствовании   образовательного   процесса   посредством   использования инновационных технологий, проектной деятельности и, что немало важно, создавать условия для формирования познавательной активности подрастающего поколения. Педагогическая   деятельность,   на   мой   взгляд,   должна   быть   направлена   на формирование   творчески   мыслящей   личности,   способной   к   самообразованию, саморазвитию   и   самовыражению.   Поэтому   на   уроках   необходимо   учить   ребят слушать и слышать, уважать мнение собеседника; продуктивно усваивать учебный материал;   активно   и   творчески   работать;   анализировать   факты   и   информацию; творчески подходить к изучаемому материалу и проявлять свою индивидуальность. Метод   «Видеомотивация».  Предлагаемые   учащимся   видеоситуации   должны быть близки к повседневной жизни и вместе с тем вызывать неоднозначные оценки и подходы. В ходе обсуждения ситуаций важно, чтобы учащиеся не просто обсудили предлагаемый   сюжет,   но   и   проанализировав   увиденное,     дали     правовую   или нравственную   оценку   случившегося.   Ситуации   могут   быть   реальными   и выдуманными,   но   основанными   на   реальных   фактах.  Примеры.   В   9   классе   при изучении   темы   «Защита   прав   потребителей»   проблемная   ситуация   создается   с помощью просмотра видеоролика  с сюжетом, где  покупатель отбирает ряд товаров, идет к кассе и обнаруживает, что денег на все отобранные товары у него не хватает. Продавец   с   таким   поведением   покупателя   не   согласен.  Учитель   предупреждает учеников   о   наличии   противоречий   в   действиях   продавца,   просит   найти   это противоречие и на его основе сформулировать вопрос, адресованный продавцу или производителю.       Осуществляется   «выход»   на   один   из   этапов   решения   ключевой проблемы   урока.   Учащиеся   приходят   к   пониманию     о   возможности   различных позиций,   представителей   социума.   Видят   многообразие   подходов   к   оценке социальным реалиям. Учащиеся учатся сравнивать, сопоставлять факты.      Наглядность,   информативность   видеосюжетов   помогает   организовать интеллектуальную   деятельность   на   уроке,   лаконично   и   ёмко   представить материал. Прием   «Видеомотивация»       позволяет     ключевую     проблему   урока, прочувствовать визуально. Заставляет задуматься, это означает, что учитель     создал условие для совершенствования личности ребенка. Метод «Музыкальная мозаика» .   Практика . Учитель начинает урок с  предложения послушать музыку.  Отбирается именно тот музыкальный материал,  который поможет ученикам воспринимать социальные реалии, факты, события,  изучаемые на уроке, изображенные средствами музыки. Это помогает учащимся не  только глубже раскрыть сущность  урока, но и решить ряд воспитательных задач.   Пример: в 8 классе на тему: «Революция и эволюция. Развитие общества». Цель  проблемного задания: учащиеся должны определить тему урока. Описание: учитель  начинает урок следующими словами: «Ребята, сейчас вы услышите одно из самых  известных музыкальных произведений австрийского композитора XIX века Иоганна  Штрауса младшего. Ваша задача – по духу музыки, по тем впечатлениям, которые она у вас вызовет – определить название этого произведения, а тем самым и тему нашего  урока». Учитель включает запись «Революционного марша», после окончания,  которого учащиеся предлагают свои варианты названий. Весьма вероятно, что  подростки придут к правильному ответу (музыка вполне соответствует своему названию), но даже если этого не произойдет, время не будет потеряно напрасно:  музыка создает хороший эмоциональный фон, настраивает учащихся на нужный лад.    Метод     «Парадоксальных ситуаций» или «Противоречивых фактов».     Вопрос о применении деятельностного подхода на уроках не нов, но, тем не менее,  вопросы мотивации и рефлексии на уроке являются наиболее сложными для учителя. Повышению мотивации обучающихся  на   уроках   обществознания      способствует  технология проблемно ­ диалогического обучения, которая позволяет заменить урок  объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.   Одним из основных  методов постановки учебной проблемы является создание проблемной ситуации.  Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым  вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. Этот  прием я использую  в своей работе, когда хочу чтобы ребенок взглянул по­иному на  очевидные, привычные вещи. Примеры.  8 класс тема  « Научное познание».  Учитель  предупреждает, что вопрос может таить ошибку. «В семье отец имеет рост 1м 87 см,  а мама 1м64 см. Какого роста будет их дочь к 16 годам?» Ответы могут быть  различными. (Житейское представление). Когда учитель предъявляет научный факт,  что нормальная девочка на 1,3 ­ 2,5 см выше ростом, чем её мать. Ученики   испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации). Парадокс всегда  рождает противоречие, а противоречия создают условия, для глубоких мыслей и  анализа.  Метод     «Большого увеличения».   Очень часто на уроке возникает  необходимость сконцентрировать внимание учеников на определенных деталях   урока   (картина,  иллюстрация, фрагмент  текста, проблема урока).  Этот  прием  помогает более подробно и детально рассмотреть материал, останавливаясь и отвечая на вопросы для генерирования интереса к определенной теме. Примеры. 10 кл. тема  «Познание и знание». Учитель предлагает просмотреть в начале изучения нового  материала, сканированный в большом увеличении глаз человека, который  поможет  определить ключевую идею уроку (понятие, проблему, событие и т.п.), решая   проблемные задания: можно ли определить границы нашего познания и насколько  можно познать окружающий нас мир. Прием способствует развитию аналитического  мышления. Развивается умение извлекать информацию из разных источников, умение  анализировать и сопоставлять факты, находить решение имеющимися ресурсами. Результативность .  Определить результативность ученика и учителя?  Для  учеников это достижение высоких показателей обучения, плодотворное участие в  предметных олимпиадах и научно­практических конференциях, развитие  положительных личностных качеств, таких  как гражданственность, патриотизм,  нравственность. Результат  же учителя определяется успехами его учеников в  образовательном процессе, личностным профессиональным ростом, ростом самого  педагога, признанием общественности. Мои результат и результаты моих учеников  представлены на диаграмме. Нестандартные задачи приемы проблемного обучения, используемые мною,  создают условия для формирования у учащихся активного подхода  обучению,  развитию креативного мышления, активизируют познавательную деятельность  обучающихся. Настоящее диктует модель будущих выпускников. Это: образованный,  воспитанный, интеллигентный человек. Здоровый физически и психически,  самостоятельный, конкурентоспособный, патриот, Человек Мира.

«Создание условий, формирующих и развивающих познавательные способности учащихся через решение нестандартных задач на уроках обществознания».

«Создание условий, формирующих и развивающих познавательные способности учащихся через решение нестандартных задач на уроках обществознания».

«Создание условий, формирующих и развивающих познавательные способности учащихся через решение нестандартных задач на уроках обществознания».

«Создание условий, формирующих и развивающих познавательные способности учащихся через решение нестандартных задач на уроках обществознания».

«Создание условий, формирующих и развивающих познавательные способности учащихся через решение нестандартных задач на уроках обществознания».

«Создание условий, формирующих и развивающих познавательные способности учащихся через решение нестандартных задач на уроках обществознания».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2017