Спартакиада дошкольников «Дьулуур»
как средство приобщения детей к большому спорту
Охрана здоровья подрастающего поколения в нашем обществе имеет большое государственное и социальное значение. Именно дошкольный возраст является важнейшим периодом, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы физического, психического и социально-нравственного здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Одной из интереснейших форм приобщения детей к активным занятиям физической культурой и спортом является участие их в спортивно-массовых мероприятиях. Спартакиада – это массовое спортивное соревнование. Введение в практику дошкольных учреждений спартакиады позволяет реализовать потребность детей в движении, восполнить дефицит двигательной активности, создать эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка.
Мы искали такую форму работы, которая была бы интересна и полезна детям и взрослым. Все начиналось с внутрисадовской спартакиады, потом организовали улусное личное первенство «Кулунчук», которая стала новым этапом в поиске интересных и эффективных форм оздоровлении дошкольников улуса и выявление их спортивной одаренности.
Организовать массовую сдачу нормативов в дошкольных образовательных учреждениях не представлялось возможным по ряду причин. Во-первых, в системе дошкольного образования на фоне высокой вариативности образовательных программ нет единых требований к уровню физической подготовленности воспитанников. Во-вторых, почти во всех детских садах улуса физкультурно-оздоровительной деятельностью занимались воспитатели, не имеющие специального физкультурного образования, что, конечно же, отражается на качестве физической подготовки. В связи с этим было принято решение провести сдачу нормативов физкультурного комплекса для дошкольников в форме Спартакиады – спортивного праздника.
С 2005 года по инициативе детского сада «Чуораанчык» села Чурапча и при поддержке Чурапчинского улусного управления образования ежегодно проводится спартакиада «Дьулуур» призванная, способствовать развитию и популяризации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди дошкольников Чурапчинского улуса.
Основными целями и задачами проведения данного мероприятия было и остаётся:
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников, пропаганда здорового образа жизни;
- воспитание у детей любви к физкультуре и спорту, приобщения их к традициям большого спорта;
- воспитание чувства ответственности и взаимной поддержки в детском коллективе.
- формирование волевых качеств: целеустремленность, выдержку, силу, ловкость, воспитывать желание побеждать и сопереживать;
- повышение качества физкультурно-оздоровительной работы, осуществляемой в учреждениях дошкольного образования улуса;
- определение уровня физической подготовленности дошкольников, а также профессиональной компетентности руководителей физического воспитания;
- мониторинг деятельности дошкольных образовательных учреждений в области физической культуры;
- выявление сильнейших и одаренных детей, для контроля за перспективами их дальнейшего развития;
- привлечения внимания общественности и средств массовой информации к вопросам укрепления здоровья подрастающего поколения.
Для проведения Спартакиады была составлена программа в соответствии с требованиями физкультурного комплекса нормативов «Кэнчээри» для дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия). Программа соревнований полностью адаптирована под возрастные особенности участников Спартакиады. В нее включены соревнования по бегу на 60 метров, прыжкам в длину с места, метанию мешочка на дальность (вес мешочка 200 гр.), прыжкам со скакалкой (30 сек.), бегу на 200 метров и по легкоатлетической эстафете.
Всем этим основным упражнениям детей учат в детском саду, поэтому здесь у них имеется возможность проявить свои умения в полной мере. Правила соревнований по тем или иным видам (длина дистанций, количество попыток и др.) определялся в соответствии с методикой физического воспитания ребенка дошкольного возраста.
На этапе организации и проведения спартакиады у оргкомитета возникали трудности, связанные с выбором испытаний и оценкой результатов. За 12 лет проведения спартакиады, для более четкого выявления результатов соревнований менялись длина дистанции в беге, также нормативы: 2005 г. – подъем туловища; 2006-2007 гг. – прыжок в высоту с разбега с 2008 г. поменяли на сдачу норматива в прыжках со скакалкой. В этом случае мы, организаторы, руководствовались следующими принципами:
- упражнения должны соответствовать возрасту детей и быть безопасными для их жизни и здоровья;
- упражнения должны иметь количественную оценку;
- выбранные упражнения должны входить в большинство программ по физическому воспитанию дошкольников;
- при выборе упражнений необходимо соблюдать преемственность со школьной программой;
- выполнение упражнений не должно занимать много времени;
- неудобство в выведении результатов из-за равных показателей.
Анализ результатов показал, что уровень физической подготовленности воспитанников ДОУ Чурапчинского улуса выше показателей нормативов физкультурного комплекса «Кэнчээри».
Соревнования, как правило, проходят на высоком эмоциональном уровне и дают детям возможность познать ощущение радости движений, учат сталкиваться с самыми необычными ситуациями и находить себя в них, помогают познать самого себя, почувствовать локоть товарища, понять ответственность перед своей командой. Кроме того, во время соревнований у детей развиваются необходимые двигательные качества, определяющие правильность физического развития ребенка.
Каждый год маленькие спортсмены на высоком уровне демонстрируют свою спортивную форму в беге, метании, прыжках, эстафете. Всё это вызывает бурю эмоций, восторга, как у самих участников, так и у болельщиков соревнований.
За 12 лет проведения спартакиады среди маленьких спортсменов были определены самые сильные, быстрые, ловкие, показавшие высокие спортивные достижения, рекорды.
Спартакиада «Дьулуур» проводится двенадцатый год и имеет большое значение для системы образования Чурапчинского улуса:
- была выстроена преемственность между школой и дошкольными учреждениями в области физической подготовки детей;
- определены единые подходы к оценке физической подготовленности детей дошкольного возраста на уровне муниципалитета;
- увеличилось количество дошкольников с высоким уровнем физической подготовленности;
- увеличилось количество команд, принимающих участие в спартакиаде;
- в дошкольных учреждениях возрос интерес к занятиям физической культурой и спорту.
- повысился уровень компетентности руководителей команд, количество инструкторов физической культуры с физкультурным образованием.
Анализируя итоги соревнований за весь период проведения спартакиады можно с уверенностью сказать, что рейтинг участия детских садов стабилен, выявлены сильнейшие команды по подготовке маленьких спортсменов, намечена систематическая работа физкультурных инструкторов по повышению уровня физической подготовленности дошкольников. Опыт проведения спартакиады и результаты обсуждения специалистами и общественности показал принципиальную возможность практической реализации спортивно-массового мероприятия, и её достаточно высокий воспитательный, образовательный и развлекательный эффект в системе педагогической работы с дошкольниками.
Участие в Спартакиаде дает детям возможность уже в дошкольном возрасте прийти к пониманию того, что занятия физкультурой и спортом – это неотъемлемая часть здорового образа жизни человека. На спартакиаде дети могут ощутить себя настоящим спортсменом, а также понять, что – соревнования - это своеобразный праздник, на котором за одного ребенка активно болеет вся команда. Это еще один способ воспитания у маленьких спортсменов – чувство коллективизма, товарищества, ответственности, взаимной поддержки и сплоченности в детском коллективе.
Для организаторов самое главное, что участники и болельщики получают заряд бодрости, отличного настроения, желание участвовать в Спартакиаде на следующий год, и новые силы для работы с детьми в формировании здорового образа жизни и интереса к физкультуре и спорту.
Список литературы:
1. Казначеев В.П. Здоровье нации: Просвещение: образование. – М.: Просвещение, 1996. 2. Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. – СПб.: Изд-во «Детство-Пресс», 2008. – 32 с.
3. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 176 с.
4. Уржумцева О.А., Васильева В.П. и др. Программ- но-нормативные документы по физическому воспитанию для дошкольных образовательных учреждений: Министерство образования РС(Я), Упр.физ.воспитания и спорта. – Якутск, 2002. – 84 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.