Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Ивановская коррекционная школа№2»
Рассмотрено: на заседании методического объединения ____________________ Рук.метод.объединения _________/____________/ Протокол №____ от «___» _________ 20 г.
|
Согласовано: Зам. директора по УР ОГКОУ «Ивановская коррекционная школа№ 2» ____________ /__________/ «___» _________ 20 г.
|
Утверждаю: Директор ОГКОУ «Ивановская коррекционная школа № 2» __________/Фатина Л.В./ Приказ № ___ от «___» _________ 20 г.
|
Индивидуальная рабочая программа
для обучающейся 5 «Б» класса с ТМНР
Горбуновой Анастасии
на 2021-2022 учебный год
Составитель:
учитель Лемехова Н.А.
Иваново, 2021 г.
Пояснительная записка
Горбунова Анастасия - ребенок с тяжелыми, множественными нарушениями развития (ТМНР). Обучение по СИПР на основе АООП пр.№1599 вариант 2.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) определяет специфику освоения содержания образовательного стандарта на основе индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и службы психолого-педагогического сопровождения образовательной организации, комплексной диагностики психофизических возможностей ребенка, с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания.
Цель программы СИПР: развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и независимости в повседневной жизни.
СИПР направлен на развитие у ребенка максимально возможной навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и самостоятельности, и расширение жизненного опыта.
Продолжительность учебной недели – 5 дней. Количество учебных недель составляет 34. Соблюдается охранительный режим дня. На занятиях происходит смена видов деятельности с целью предупреждения утомления ребенка.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно –правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжѐлыми и множественными нарушениями развития, утвержденный приказом №1599 Министерства образования и науки Российской Федерации 19.12.2014.
3.Учебнай план и адаптированная образовательная программа школы.
Структура специальной индивидуальной программы развития включает:
1. Общие сведения о ребёнке.
2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося.
3. Индивидуальный учебный план.
4. Возможное содержание образования в условия организации и семьи:
4.1. Формирование базовых учебных действий.
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
4.3. Нравственное развитие.
4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
5. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
6. Возможные задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.
7. Внеурочная деятельность.
8. Коррекция поведенческих проблем
9. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
10. Необходимые технические средства и дидактические материалы.
11. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
1.Общие сведения о ребёнке.
ФИО ребенка: Горбунова Анастасия Михайловна
Возраст ребенка: 16 лет
Место жительства: г. Иваново, ул.7-я Завокзальная, д.29
Мать: Горбунова Ирина Владимировна
Год обучения: 5
2. Психолого-педагогическая характеристика
У Насти сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием.
Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий, ребенок передвигается в основном с помощью взрослого. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захвата карандаша. Мышечный тонус снижен, мелкая и артикуляционная моторика развита недостаточно. Отсутствует контроль над расслаблением и напряжением мышц, перераспределением мышечного тонуса, нуждается в уходе и присмотре.
Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти, низкая познавательная активность, что проявляется в резко пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Настя имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно, внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости. Внимание на предмете удерживает непродолжительное время. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития. Характерна повышенная утомляемость. Работоспособность (10 мин) быстро истощается. Настя не сосредотачивается на задании. Нарушено переключение внимания. Требуется неоднократная стимуляция внимания. Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Память кратковременная, неустойчивая, ситуативная. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные в них упражнения.
Девочка реагирует на свое имя, фамилию, различает по голосу окружающих взрослых. Не привлекает внимание взрослых с помощью вокализаций, двигательного беспокойства. Реагирует на обращенную речь.
Незнакомые ощущения или звуки вызывают ориентировочную реакцию, двигательное беспокойство. Не выражает эмоций, услышав свое имя. Узнает по голосу учителя-логопеда, воспитателя. В ответ на обращенную речь знакомых людей проявляет ориентировочную реакцию. Наиболее привлекательны для Насти занятия с музыкальным сопровождением. Любит слушать детские песенки, играть с колючим мячом, лентами, металлофоном, погремушкой.
Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Девочка отказывается от выполнения большинства заданий. Ребенку сложно следить глазами за своими движениями, нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия. Пытается обнаружить источник звука взглядом, поворачивается к нему. Ребенок Девочка испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный. Навыки самообслуживания не сформированы.
Настя сама может взять кубик, брусок в руку. Пирамидки, мозаику собирает. Характер действий с предметами: хаотичный. Не использует поисковые способы ориентировки, действует без учета свойств предмета, не переносит знания и опыт на новые предметы, в новую ситуацию.
Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции.
Приоритетными учебными предметами являются: «Речь и альтернативная коммуникация», «Человек», «Музыка и движение».
Приоритетами в коррекционно-развивающей области являются развитие предметно – практических действий («Действия с материалами», «Действия с предметами»), двигательное развитие, альтернативная коммуникация.
3. Индивидуальный учебный план на 2021– 2022 учебный год
Предмет |
Групповые занятия |
Индивидуальные занятия |
|||||||||
Учитель |
Учитель-логопед, дефектолог |
Педагог-психолог |
Учитель музыки |
Учитель физкультуры |
|||||||
Речь и альтернативная коммуникация |
2
|
|
|
|
|
|
|||||
Математические представления |
2 |
|
|
|
|
|
|||||
Окружающий природный мир |
2 |
|
|
|
|
|
|||||
Окружающий социальный мир |
2 |
|
|
|
|
|
|||||
Человек |
2 |
|
|
|
|
|
|||||
Домоводство |
3 |
|
|
|
|
|
|||||
Адаптивная физкультура |
|
|
|
|
|
2 |
|||||
Музыка и движение |
|
|
|
|
2 |
|
|||||
Изобразительная деятельность |
3 |
|
|
|
|
|
|||||
Коррекционно-развивающие занятия |
|
|
2 |
|
|
|
|||||
Итого |
22 |
||||||||||
Сенсорное развитие |
|
|
|
3 |
|
|
|||||
Предметно-практические действия |
3 |
|
|
|
|
|
|||||
Двигательное развитие |
|
|
|
|
|
2 |
|||||
Альтернативная коммуникация |
|
|
2 |
|
|
|
|||||
Всего |
10 |
|
|||||||||
Внеурочная деятельность |
5
|
|
|||||||||
Итого |
37 |
|
|||||||||
4.Возможное содержание образования в условия организации и семьи
4.1. Базовые учебные действия.
Содержание БУД (УУД) |
На начало учебного года |
1 полугодие |
2 полугодие |
1.Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с учителем, взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками. |
|
|
|
¾ принятие контакта, инициированного взрослым |
|
|
|
¾ установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса |
|
|
|
¾ ориентация в учебной среде дома: (пространство, материалы, расписание) ¾ нахождение места хранения игрушек |
|
|
|
¾ нахождение своего (рабочего) места за столом; |
|
|
|
¾ нахождение места хранения набора индивидуальных заданий; |
|
|
|
¾ нахождение места, предназначенного для игровой деятельности; |
|
|
|
2. Формирование учебного поведения |
|
|
|
¾ поддержание правильной позы на занятии |
|
|
|
¾ направленность взгляда: |
|
|
|
¾ на говорящего взрослого |
|
|
|
¾ на задание ¾ |
|
|
|
¾ умение выполнять инструкции педагога: ¾ понимает жестовую инструкцию ¾ выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения |
|
|
|
¾ выполнение простых и двухступенчатых речевых инструкций: __ «Возьми и принеси» ¾ «Дай» ¾ «Сядь» ¾ «Встань и подойди» ¾ «Покажи» ¾ «Подними и принеси» |
|
|
|
¾ принятие помощи взрослого |
|
|
|
¾ использование по назначению учебных материалов: бумаги; карандаша, мела. |
|
|
|
¾ умение выполнять действия с предметами: ¾ Выполняет действие способом рука –в -руке; ¾ По подражанию (подражает действиям, выполняемым педагогом); ¾ По образцу (последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога). |
|
|
|
¾ соотнесение изображений на карточках с предметами и игрушками. ¾ соотнесение предмета с соответствующим изображением (по образцу) |
|
|
|
¾ Выполнение соотнесения одинаковых картинок (по образцу) ¾ соотнесение одинаковых предметов (по образцу) |
|
|
|
3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками |
|
|
|
¾ выполнение задания полностью (от начала до конца) (при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца), ¾ в течение определенного временного промежутка: (произвольное внимание на выполнении посильного задания 5-10 мин.) |
|
|
|
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Содержание |
1 полугодие |
2 полугодие |
Речь и альтернативная коммуникация |
||
Коммуникация
|
|
|
указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
|
|
|
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации |
|
|
понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов, обозначающих признак предмета (величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание простых предложений.
|
|
|
Чтение и письмо: |
|
|
рисование вертикальных линий; рисование горизонтальных линий; рисование наклонных линий; рисование волнистых линий; обведение по трафарету простых предметов; обведение клеточек.
|
|
|
Математические представления |
|||||
Количественные представления: · нахождение одинаковых предметов; · объединение предметов в единое множество; · различение множеств (один, много, мало, пусто); · сравнение количества (один – много); · изменение количества (один – много); · число и цифра 1, 2, 3, 4, 5,6,7,8,9,10.
|
|
|
|||
Представление о форме и цвете: · круг; · квадрат; · треугольник; · точка; · прямая линия; · кривая линия.
|
|
|
|||
Представления о величине: · большой – маленький, больше – меньше; · длинный – короткий, длиннее – короче; · высокий – низкий, выше – ниже; · широкий – узкий; шире – уже; · тяжелый – легкий, тяжелее – легче; · глубокий – мелкий; глубже – мельче; · толстый – тонкий, толще – тоньше.
|
|
|
|||
Пространственные представления: · верх – низ; вверху – внизу; · право – лево, справа – слева; · впереди – сзади; · посередине; · первый – последний; · перед, после, между.
|
|
|
|||
Временные представления: · времена года; · сутки, части суток (утро, день, вечер, ночь); · рано – поздно.
|
|
|
|||
Окружающий природный мир |
|||||
Растительный мир |
|||||
Сезонные изменения в природе осенью. Комнатные цветы. Практическая работа. Фрукты. Овощи. Ягоды. Кустарники. Грибы. Викторина «Растительный мир» |
|
|
|||
Животный мир. |
|
|
|||
Сезонные изменения в природе поздней осенью. Домашние животные. Дикие животные. Домашние птицы. Дикие птицы. Водоплавающие птицы. Значение птиц в жизни человека, в природе. |
|
|
|||
Объекты природы. |
|||||
Сезонные изменения в природе зимой. Небо. Звезды. Ветер. Термометр. Огонь. Полезные ископаемые. Нефть Полезные ископаемые. Газ. Значение полезных ископаемых для человека. Водоемы. Озеро. Явления природы. Дождь. Явления природы. Туман. Викторина «Неживая природа» |
|
|
|||
Временные представления |
|
|
|||
Сезонные изменения в природе весной. Погода. Календарь погоды. Практическая работа. Дидактическая игра «Времена года». Соотнесение погоды и времен года. Дни недели. С/р игра «Выходной день «Времена года. Сезоны. Календарь. Загадки и пословицы о лете. Викторина «Временные представления» |
|
|
|||
Человек |
|||||
Представления о себе. |
|
|
|||
- Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка) - Знание назначения частей тела -Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы) -Знание назначения частей лица |
|
|
|||
Семья. |
|
|
|||
-Узнавание (различение) членов семьи -Узнавание (различение) детей и взрослых |
|
|
|||
Гигиена тела. |
|
|
|||
-Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук) - Вытирание лица - Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица (открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица) - Чистка зубов -Полоскание полости рта -Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта (открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетки, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой) -Расчесывание волос |
|
|
|||
Окружающий социальный мир |
||
«Школа», «Продукты питания», «Предметы быта», «Квартира, дом, двор» |
|
|
- Узнавание (различение) электробытовых приборов: телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер - Знание назначения электроприборов -Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод -Знание назначения предметов мебели -Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож - Знание назначение предметов посуды Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе. |
|
|
Изобразительная деятельность |
||
Аппликация. |
|
|
- Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. - Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. - Сминание бумаги - Отрывание бумаги заданной формы (размера) - Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали) -Скручивание листа бумаги -Намазывание всей (части) поверхности клеем -Выкалывание по контуру -Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги - Сборка изображения объекта из нескольких деталей. |
|
|
Лепка. |
|
|
-Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина -Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп -Разминание пластилина (теста, глины) -Раскатывание теста (глины) скалкой -Отрывание кусочка материала от целого куска - Откручивание кусочка материала от целого куска - Отщипывание кусочка материала от целого куска - Отрезание кусочка материала стекой - Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура) -Катание колбаски на доске (в руках) - Катание шарика на доске (в руках) -Получение формы путем выдавливания формочкой -Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.) -Сгибание колбаски в кольцо -Закручивание колбаски в жгутик -Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок - Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами) -Скручивание колбаски (лепешки, полоски) -Защипывание краев детали - Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием) |
|
|
Рисование. |
|
|
-Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды -Освоение приемов рисования карандашом -Соблюдение последовательности действий при работе с красками (опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д.) -Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы -Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов - Рисование точек -Рисование (вертикальных, горизонтальных, наклонных) линий - Соединение точек - Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура) - Заполнение контура точками -Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка -Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению) |
|
|
Домоводство |
||
1.Обращение с кухонным инвентарем. |
||
Кухня. Чистота-залог здоровья. Правила уборки на кухне. Моющие средства для кухни. Кухонные приборы. Ложки и вилки. Правила мытья кухонных приборов. Мытье ложек и вилок. Кухонная мебель. Назначение кухонной мебели. Стол и стулья. Мытье кухонного стола. Экскурсия в кабинет СБО. Электробытовые приборы на кухне. Газовая и электрическая плита. Техника безопасности при работе с плитой. Правила ухода за плитой. Холодильник. Назначение холодильника. Правила ухода за холодильником. Викторина «Моя кухня» |
||
2. Покупки |
||
Я иду в магазин. Виды магазинов. Продуктовый магазин. Отделы магазина. Выбор продуктов. Срок годности продуктов. Молочные продукты. Хлебобулочные изделия. Взвешивание товаров. Оплата покупки. Места хранения покупок. Сюжетно-ролевая игра «Покупка продуктов» |
||
3.Уход за вещами |
||
Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства. Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи» Машинная стирка. Различение составных частей стиральной машины. Сортировка белья перед стиркой. Закладывание и вынимание белья из машины. Установка программы и температурного режима. Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи в стиральной машине» Глажение утюгом. Различение составных частей утюга. Соблюдение последовательности действий при глажении белья. Глажение кухонной салфетки.
|
||
4.Приготовление пищи |
||
Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления салата. Обработка овощей. Резание овощей ножом. Экскурсия в школьную столовую. Сервировка стола. Выбор посуды и столовых приборов при сервировке стола. Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола. Сервировка стола для чая. Виды чая. Способы заваривания чая. Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей». Холодные напитки. Морс. Виды морсов. Способы приготовления морсов. Правила хранения холодных напитков.
|
||
5.Уборка помещений и территории |
||
Уход за комнатными растениями. Протирка пыли с цветов. Пересадка цветов. Опрыскивание цветов. Значение комнатных цветов для человека. Уборка территории. Уборка бытового мусора. Уборка территории. Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Сгребание травы и листьев. Уход за уборочным инвентарем. Уход за уборочным инвентарем. Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора. Вытирание поверхности мебели. Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Инвентарь для уборки снега. Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Мытье стекла. Мытье зеркала. Дежурство по столовой. Уборка класса. Последовательность уборки. Инвентарь для уборки класса. Уборка класса.
|
ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ |
||
1.Предметно-практические действия |
|
|
Выполнение по подражанию, с помощью учителя и самостоятельно следующих действий: -собирание листов бумаги, монет; -открывание и закрывание ящиков, водопроводных кранов; подбор крышек к разным по размеру коробкам; открывание и закрывание сосудов с завинчивающимися крышками, пробками; -пользование клавишными и кнопочными выключателями; заполнение мелкими предметами сосудов с широким и узким горлышком; -набирание ложкой сахара (крупы); -опускание больших (маленьких) шаров в соответствующие отверстия; -нанизывание колец на штырь; -нанизывание крупных бус на проволоку, шпагат, тонкий шнур; -нанизывание колец пирамидки с учетом цвета; удерживание предмета одной (двумя) руками, подбрасывание его, толкание; -складывание трех составной матрешки |
|
|
2.Конструирование |
|
|
Работа со строительным материалом (объемными фигурами), действия с ним: ощупывание, манипулирование, прием наложения друг на друга (постройка башни из 2—4 кубов одного размера, разного размера; постройка стола (куб и параллелепипед), скамейки (кубы и параллелепипед); прием приложения друг к другу (постройка дорожек из кубов, параллелепипедов), постройка стула, дивана, кровати). Выполнение построек из одноцветных деталей, выбирая из разноцветных. Накладывание счетных палочек на их контурное изображение с учетом цвета. Складывание по подражанию и по образцу разрезных картинок из 4—5 частей, разрезанных по горизонтали и вертикали, с помощью учителя. |
|
|
3.Работа с мозаикой |
|
|
Повторение и закрепление умений, приобретенных в I классе. Выкладывание по подражанию и по образцу: -прямого длинного ряда из одноцветной мозаики; -двух параллельных длинных прямых рядов из мозаики двух цветов; -чередующегося ряда через один элемент (красный — синий — красный — синий); Выкладывание узоров с соблюдением цвета: «Елочки и грибочки» (зеленый, красный, зеленый, красный); «Башня и флаг» (вертикально 3 белых и 1 красный элемент); «Гуси с гусятами» (1 белый элемент, 2 желтых, 1 белый, 2 желтых); «Ромашка», «Цветок на стебле» (1 желтый элемент, вокруг 6 элементов белого цвета). |
|
|
4.Работа с пластическими материалами |
|
|
Практическое закрепление приобретенных в I классе навыков работы с пластическими материалами (раскатывания, разминания, разрывания, сплющивания), правил работы с ними. Формование пластических материалов различными формами. Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя. Лепка по образцу и самостоятельно изделий, выполняемых в I классе. Освоение новых способов лепки. Отщипывание пальцами кусочков пластилина и скатывание мелких шариков. Лепка мелких шарообразных предметов из теста и пластилина: вишни, бусы, конфеты. Сплющивание шара между ладонями. Лепка по подражанию и по образцу предметов плоской формы: лепешки, блины, шляпки грибов. Обыгрывание выполняемых действий. Вдавливание небольших углублений на поверхности шара большим (указательным) пальцем. Лепка изделий путем вдавливания: миска, тарелка, блюдце. |
|
|
5.Работа с бумагой и фольгой |
|
|
Упражнения с бумагой и фольгой: -сгибание листа пополам; -складывание листа бумаги, фольги с угла на угол, по средней линии; -разглаживание листа от центра к краю; -разрывание бумаги, фольги по сгибу. Изготовление закладки из цветной бумаги путем сгибания. Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги (фольги) на полосе картона в определенной последовательности слева направо или чередуя по цвету. Составление предметных изображений, состоящих из одной (двух) частей. Узнавание, нахождение, показывание, называние предметных изображений, состоящих из одной (двух) частей, накладывание их на контурное изображение, составление целого из частей, включение в несложные композиции. Предметная аппликация из готовых форм: «Скворечник», «Веселый снеговик», «Подводное царство» и др. |
|
|
6. Работа с нитками и тканью |
|
|
Действия с тканью: -складывание в коробку, мешок; -заворачивание в ткань, различную по фактуре, предметов разной формы; -укрывание (раскрывание) тканью куклы, себя самого, товарища. Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя. Разрывание ниток (нитей) разной длины и толщины. |
|
|
7.Работа с природными материалами |
|
|
Сбор, сортировка по форме, размеру природных материалов с помощью учителя. Участие в первичной обработке природных материалов. Различение, выбор и называние природных материалов: сухие веточки, хвоя, крылатки, семена. Размещение природных материалов на хранение. Экскурсии на выставки работ из природных материалов. Предметная аппликация без наклеивания: «Осенние листья», «Узор из семян». Комбинированные работы из природных материалов и пластилина Практическое усвоение приемов труда при совместном с учителем изготовлении: грибов (ножка — пластилин, шляпка — каштан); ежика (туловище из пластилина, иголки из хвои). Составление композиций: «Ежик на лесной дорожке», «Ежик и грибы». |
|
|
4.3. Нравственное воспитание
Содержание |
Результаты наблюдений
|
|
1 полугодие |
2 полугодие |
|
Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, неделе, месяцу замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни; осознавать на доступном уровне значимость этих событий для каждого по отдельности и для всех людей. |
|
|
Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием карточек, доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.). |
|
|
Умение выражать свои желания, делая выбор; умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий; умение предвидеть последствия своих действий, понимать насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей; контроль своих эмоций и поведения. |
|
|
Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге. |
|
|
4.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Содержание |
Результаты наблюдений |
|
1 полугодие |
2 полугодие |
|
Представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды. |
|
|
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровье сбережения, режима дня. |
|
|
Знание правил здорового питания. |
|
|
Негативное отношение к факторам, нарушающим здоровье: сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания, нарушение правил гигиены, правильного питания. |
|
|
Умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях (доступными средствами обратиться за помощью, привлечь к себе внимание). |
|
|
5. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР
ФИО учителя |
Должность |
Лемехова Н.А. |
Учитель 5 «Б» класса |
Арсеенкова С.А. |
Логопед -дефектолог |
|
Учитель музыки |
Шилов А.Г. |
Учитель адаптивной физкультуры |
Михалина Т.М. |
Педагог-психолог |
Новикова А.Д. |
Учитель двигательного развития |
Пономарева Н.Е. |
Дефектолог |
6. Возможные задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.
Задачи |
Мероприятия
|
Отчет о проведении |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка |
-индивидуальные консультации родителей со специалистами (по запросу родителей).
|
|
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР |
-заключение договора о сотрудничестве между родителями и ОО; -Обсуждение специалистами совместно с родителями содержания обучения и воспитания ребенка, вносимого в СИПР; -посещение родителями уроков; -личные встречи, беседы; -ежедневный просмотр и записи в дневнике ребенка. |
|
Психологическая поддержка семьи |
-участие в тренингах; -участие в занятиях коррекционной группы; -индивидуальные консультации с психологом.
|
|
Организация участия родителей во внеурочной деятельности |
-привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий: ü «1 сентября – День Знаний» ü «Школа мастеров» ü «Новогодний праздник» ü «Пасха» ü «Здравствуй, лето!» -привлечение родителей к решению вопросов, связанных с управлением образовательной организацией.
|
|
7.Внеурочная деятельность
Название мероприятия
|
Планируемая деятельность ребенка
|
Участие ребенка в мероприятии |
День знаний
|
|
|
Новогодний праздник
|
|
|
«Масленица»
|
|
|
«Пасха»
|
|
|
Последний учебный день
|
|
|
8.Коррекция поведенческих проблем.
Проблемы поведения |
Способы и методы коррекции
|
1 полугодие |
2 полугодие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода:влажные салфетки, полотенце, бумажные полотенца, мыло, салфетки.
10. Необходимые технические средства и дидактические материалы.
-Пена, тесто, пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный материал (каштаны, желуди, шишки)
-Гимнастические мячи большого и среднего размера, детский мяч среднего размера, маты, кегли, батут, шведская стенка, шариковый бассейн, подвесные качели, утяжелители, эластичные бинты.
-Музыкальные игрушки, музыкальный центр, аудиозаписи, музыкальные инструменты (бубенцы, барабан, маракас)
11. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Условные обозначения
Уровни самостоятельности при выполнении заданий |
|
- не выполняет задание |
- |
- выполняет задание со значительной помощью |
зп |
- выполняет задание с частичной помощью |
чп |
- выполняет задание по подражанию |
п |
- выполняет задание по образцу |
о |
- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки |
сш |
- выполняет задание самостоятельно (без ошибок) |
+ |
Реакция на воздействия |
|
- негативная реакция |
нг |
- нейтральная реакция |
нр |
- положительная реакция |
пр |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.