ГКОУ ЛО "Тихвинская школаинтернат"
Разработала и провела Вшивцева Юлия Николаевна – учительлогопед
Технологическая карта логопедического занятия
Индивидуальное занятие. 5 класс.
Тема занятия: Дифференциация Ж–Ш
Тип занятия: актуализация знаний и умений
Технология: здоровьесберегающая, личностноориентированная, сотрудничества, игровая
Методы: словесный, наглядный, практический, сравнение и анализ, создание игровой
ситуации и ситуации успеха, рефлексия.
Цель: закрепление умения дифференцировать звуки Ж–Ш в словах, предложениях,
тексте.
Задачи:
Коррекционнообразовательные:
обеспечить восприятие, осмысление и запоминание правильной артикуляции
звуков Ж–Ш;
совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуков Ж и
Ш в словах, предложениях, тексте.
Коррекционноразвивающие:
закреплять слухо произносительную дифференциацию звуков Ж–Ш в словах,
предложениях, тексте;
закреплять знания о звуках Ж–Ш;
формировать навыки построения связного высказывания;
развивать фонематическое восприятие;
развивать лексикограмматический строй речи.
Коррекционновоспитательные:
воспитывать культуру речевого общения;
формировать функции контроля и самоконтроля;
воспитывать критичность и адекватное отношение к результатам своей
деятельности. Планируемые результаты:
Предметные:
уметь различать звуки и буквы Ж–Ш в словах, предложениях, тексте;
уметь правильно находить буквы Ж– Ш на письме, обозначать их по заданию;
уметь работать с деформированным текстом.
Личностные:
мотивация учебной деятельности, развитие познавательного интереса к
обучению;
мотивация учебной деятельности, активизация самостоятельности, интереса к
способу действий;
самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности;
сотрудничество с учителем;
проявление познавательных интересов и активности в данной области
предметной деятельности.
Место проведения: кабинет логопеда
Время занятия: 20 минут.
Оборудование: рабочая тетрадь, компьютер, колонки.
Материалы для практической работы: музыкальная композиция,
карточек.
Межпредметные связи: уроки письма, чтения, музыки, естествознания.
наборы Технология
проведения
Мотивация
(самоопредел
ение) к
учебной
деятельности.
Постановка
цели и задачи
занятия.
Мотивация
учебной
деятельности
обучающегос
я
Организация обучающегося и настрой на работу.
Деятельность учителя
Содержание и ход занятия
– Здравствуй, Витя! Сегодня на нашем занятии
присутствуют гости. Они пришли посмотреть, как мы с
тобой занимаемся. Чтобы наше занятие было интересным и
полезным, нам с тобой надо потрудиться.
Психологический настрой:
Начнём с того, что определим твоё настроение. Ведь у
каждого человека настроение бывает разное: замечательное,
плохое, отвратительное, тревожное, безоблачное,
солнечное, грустное, ужасное и т.д. Давай посмотрим на
картинки и определим твоё настроение. Выбери ту
картинку с выражением лица, которая больше подходит
твоему сегодняшнему настроению. Посмотри на эти
картинки. Какие настроения выражают эти лица?
Учительлогопед показывает картинки с изображением
разных эмоций (лицо строгое и сердитое, огорченное и
грустное, без эмоций, веселое и радостное).
Наше занятие мы начнем с небольшого стихотворения.
Послушай его внимательно.
Камышам шуршала мышь:
Ветер нам нарушил тишь!
Шепчут тихо камыши:
Тихо, мышка, не шурши!
Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?
Назови парный согласный для звука [Ш].
Сегодня мы будем говорить о звуках [Ш] и [Ж].
Витя, давай пошипим, как змея. Поднеси руку к горлышку.
А теперь пожужжим, как жук. Несколько раз по очереди
произнеси звуки [Ж] и [Ш]. При произнесении какого
звука горлышко дрожит? При произнесении, какого звука
Дозировка,
мин.
2
Деятельность обучающегося
–проявление интереса к
изучению материала.
– приветствует.
– эмоционально настраивается
на урок.
мимические
–выполняет
упражнения перед зеркалом.
объясняет
–высказывается,
почему выбрал именно эту
картинку.
Формирование
БУД
Проявление
положительного
отношения к
учебной
деятельности,
формирование
мотивации к
учению.
(Личностные
БУД)
Слушает вступительное слово
учителя.
Выдвигает варианты
формулировок тем, участвует в
обсуждении.
Звук [Ш].
Звук [Ж].
Подносит ладонь к горлу и
произносит «шшшшш», затем
«жжжж».
2
Использовать
имеющиеся
знания и опыт
(Регулятивные
БУД)
Формулирование
познавательной
цели
(Познавательны
е БУД) Актуализация
знаний
Совершенств
ование
навыков
звукового
анализа
Развитие
навыков
слогового
анализа и
синтеза на
уровне слова
горлышко не дрожит?
Звуки отличаются друг от друга? Чем они отличаются?
Напиши буквы Ж, Ш ладонью ведущей руки сначала в
воздухе, потом на столе.
Витя, сегодня к нам в гости пришли жук и букашка. Давай
составим их имена по первым буквам словкартинок.
Учительлогопед выдает предметные картинки.
Картинки: 1.жук, оса, ракушка, аист – Жора
2.мак, арбуз, шар, абрикос – Маша
Сегодня к нам в гости пришли Жора и Маша. И они просят
нас о помощи.
а) Игра «Паутинка»
Отгадай, от кого задание?
Плетёт он сеть, а не гамак,
Хотя он вовсе не рыбак.
И сети ставит не в реке,
А в уголке, на потолке.
Витя, поможем Жоре и Маше разобраться в паутинке,
которая написана на листе. Из слогов ты должен составить
слова и записать их в 2 столбика. Жора собирает слова со
звуком [Ж], а Маша со звуком [Ш].
Слова: шишка, лыжи, шорты, шуба, жираф, жаба.
Прочитай ещё раз внимательно слова лыжи и шишка.
Припомни правило о написании слов с сочетанием жи–ши.
б) Игра «Помоги муравью».
Отгадай, от кого задание?
Живёт в лесу малыш изящный,
Пусть ростом мал, да работящий.
Весь день без устали снуёт,
То прут, то брёвнышко несёт.
[Ш]
глухой,
Звук
произносится без голоса, а звук
[Ж] звонкий, произносится с
голосом.
Пишет.
Называет картинку, выделяет
первый звук. Затем из первых
звуков составляет слово. Имена
записывает
тетрадь,
подчеркивает буквы Ж и Ш.
в
От паука.
Выполняет задание.
Повторяет правило на
правописание ЖИШИ.
Выполняет задание.
От муравья.
12
Построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство,
поиск и
выделение
информации.
(Познавательны
е БУД).
Использовать
имеющиеся
знания и опыт.
Самооценивание
(Регулятивные
БУД)
Осознание
трудностей и
стремление к их
преодолению
(Личностные
БУД)
Пользоваться
накопленными
знаниями;
ориентироваться
в своей системе
знаний:
находить Витя, давай поможем Жоре и Маше, а также их другу –
муравью справиться со следующим заданием. Из слов
левого и правого столбиков составь словосочетания.
Соедини их линиями, выделяя буквы Ж Ш.
Слова:
Шов Змеиная
Карандаши Грубый
Кожа Цветные
Штанишки Тихий
Шорох Короткие
в) Игра «Найди лишний предмет».
Отгадай, от кого задание?
Всё жужжит она, жужжит,
Над цветком кружит, кружит,
Села, сок с цветка взяла,
Мёд готовит нам …
Задание от пчёлки Майи. Не забывай, что главные в игре
звуки. Какой предмет лишний? Почему? Где в
слове одежда стоит звук [Ж]?
Картинки:
Кукушка, бабушка, одежда, камыш.
Физкультмин
утка для глаз
Организация физкультминутки для глаз
насекомых».
«Вальс
Закрепление
навыка
языкового
и
анализа
синтеза на
уровне
предложения
Давай поможем Жоре и Маше в последнем задании. А от
какого насекомого это задание, мы сможем узнать,
прочитав правильно текст.
На карточке написан
деформированный текст:
Ната...а по... ла на лу…ок она увидела … ука … ук ле…
ал ...ивотом вверх он не мог улететь Ната…а перевернула
…ука он замахал крыльями и улетел
Они написали нам небольшой рассказ, но мне кажется, что
чтото здесь не так, а ты как думаешь?
Пчела.
Выполняет задание устно.
глазами
Следит
за
передвижениями насекомых на
экране.
Они не выделили предложения.
Начало предложения пишется с
большой буквы, а в конце
предложения ставится точка.
закономерности
(Познавательны
е БУД)
Осуществлять
действие по
образцу и
заданному
правилу,
адекватно
оценивать свои
действия.
Использовать
имеющиеся
знания и опыт.
(Регулятивные
БУД)
2 А как их надо выделить?
Правильно! Вставим пропущенные буквы Ш и Ж,
разделим текст на предложения.
О чём говорится в рассказе?
А как можно озаглавить этот рассказ?
Запишем название этого рассказа и вклеим рассказ в
тетрадь. Подчеркни буквы Ш и Ж. Каким цветом ты их
подчеркнёшь?
С помощью точек
отделяет
предложения друг от друга и
вставляет пропущенные буквы.
О жуке.
Жук.
Ж – синим, потому что звук Ж
звонкий, сильный, а Ш –
голубым, потому что звук Ш
глухой, слабый.
Называет слова.
Рефлексия и
самооценка,
информация
о домашнем
задании,
инструктаж
по его
выполнению
Назови из текста слова для букашки Маши и для жука
Жоры. Какие буквы и звуки любит каждый из них?
Соотнесение цели занятия и его результатов, самооценка
работы на занятии.
Подведём итог занятия:
Жора, Маша и их друзья – насекомые благодарят тебя,
Витя, за то, что ты помог им справиться с заданиями. Ты
сегодня хорошо потрудился. Молодец! Изменилось ли твоё
настроение? Какое оно сейчас?
Игра «Собери эмоцию».
Домашнее задание: заполнить кроссворд.
Анализирует
–
свою
деятельность (оценивает свои
достижения, чувства и эмоции,
возникшие в ходе и по
окончании работы).
– Отвечает на вопросы.
– Определяет перспективы,
планирует на будущее.
– «Собирает» из картинок
эмоцию на лице,
соответствующую его
состоянию в данный момент.
– Получает домашнее задание.
2
Рефлексия
мотивации,
способов
деятельности,
общения.
(Личностные
БУД)
Самооценивание
(Регулятивные
БУД)
Прогнозирование
Определение
внутренней
позиции
обучающегося.
(Личностные
УУД)
Занятие по логопедии "Дифференциация Ж-Ш" с самоанализом
Занятие по логопедии "Дифференциация Ж-Ш" с самоанализом
Занятие по логопедии "Дифференциация Ж-Ш" с самоанализом
Занятие по логопедии "Дифференциация Ж-Ш" с самоанализом
Занятие по логопедии "Дифференциация Ж-Ш" с самоанализом
Занятие по логопедии "Дифференциация Ж-Ш" с самоанализом
Занятие по логопедии "Дифференциация Ж-Ш" с самоанализом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.