Профориентационная работа, как одна из составляющих модульного принципа организации воспитательно-образовательного процесса.
Оценка 5

Профориентационная работа, как одна из составляющих модульного принципа организации воспитательно-образовательного процесса.

Оценка 5
Мероприятия
docx
дефектология
5 кл
17.12.2018
Профориентационная работа, как одна из составляющих модульного принципа организации воспитательно-образовательного процесса.
Профориетационная работа в школе является немаловажным фактором, который впоследствии позволит выпускнику более легко , плавно и результативно адаптироваться в жизни, приобрести специальность и успешно трудиться. Учитывая низкую мотивацию умственно отсталых детей к получению профессии целом и к окружающему миру в частности наш коллектив разработал модульный принцип организации воспитательно-образовательного процесса, где профориентационная составляющая является одной из основных.
Профориентация - составляющая модуля.docx
Профориентационная работа как  одна из составляющих модульного принципа организации воспитательно­образовательного процесса Идея профессионального самоопределения во всей своей многогранности должна   стать   той   идеей,   вокруг   которой   сконцентрируется   всё   школьное   Задачи   школы   по   социальной   адаптации   учащихся образование. сформулированы давно, но остаются актуальными и сейчас. В начале прошлого века   П.   Знаменский   писал:   «Школа   должна   готовить   своего   воспитанника   к жизни, должна вооружить его в такой мере, чтобы, выйдя в бурное житейское море,   он   не   потерялся   среди   того   разнообразия,   какое   даёт   современная действительность, и сумел верно и с полным самообладанием реагировать на предъявляемые жизнью запросы. Для   этого   мало   сообщить   известный   запас знаний. Необходимо развить органы физической и психической жизни ребёнка настолько, чтобы он умел правильно истолковать показания внешних чувств, глубже вглядываться в окружающие явления, отличать главное и существенное от второстепенного и случайного.  Учащийся в школе  должен быть не только зрителем, но и действующим лицом. Надо дать ему возможность познать самого себя, пробудить в нём активность и самодеятельность». Начиная с 2008 года   состав учащихся школы претерпел качественные изменения.   У   нас   стали   обучаться   дети     Нижнетуринского   детского   дома   ­ интерната. Проживание   в   детском   доме   и   наличие   тяжёлых   форм   умственной отсталости накладывают отпечаток на общее развитие  таких детей. Отмечается крайне   узкое,   ограниченное,   специфическое   представление   об   окружающем   особенности мире.   Небольшой,   чаще   негативный   социальный   опыт, эмоционально­личностной   сферы   мешают   этим   детям   в   дальнейшем ориентироваться в социуме, а в мире профессий тем более. В этой связи работа • • • по   ознакомлению   с   окружающим   миром,   работа   по   социальной   адаптации   и профориентации воспитанников является для нас одной из приоритетных.  Для профориентационной работы в 8 ­ 9 классах в качестве основы мы использовали  программу «Я и моя профессия» Резапкиной Г.В. с некоторыми дополнениями и изменениями в программу Чернявской А.П. «Психологическое консультирование по профессиональной ориентации», цели которой: нахождение своего образа «Я»; приобретение умений, необходимых при выборе профессии; содействие   актуализации   процессов   и   механизмов   профессионального самоопределения   учащихся,   обогащение   их   знаний,   умений   и   навыков   в выборе жизненного и профессионального пути. Занятия   включают   в  себя   использование   психологической   диагностики; активных   форм   и   методов,   каковыми   являются:   экскурсии;   встречи   с представителями   профессий;   беседы.   Регулярность   занятий   ­   1   раз   в   месяц. Продолжительность одного занятия составляет 45 минут.  Но   данных   занятий   для   самоопределения   наших   учащихся   в   мире профессии недостаточно. Мы включили в программу детей начальной школы, т.е. с 3­го класса. Но и тогда проблемы профориентации не были решены в полном   объёме.   Возникшая   ситуация   заставила   искать   новые,   более эффективные формы работы.  Изучив многочисленную методическую литературу, мы пришли к выводу, что   наиболее   интересным   для   нас   является   инновационный     опыт   МДОУ детского сада № 10 г. Бирска по организации педагогического процесса через реализацию тематических модулей. Возникла   рабочая   гипотеза:   модульный   принцип,   как   форма воспитательно­образовательной работы школы, может способствовать наиболее эффективному  формированию у  детей представлений об окружающем мире в целом, и о мире профессий в частности. С   осени   2009   года   в   нашей   школе   ведётся   работа   по   проектированию модулей,   внедрению   их   в   воспитательно­образовательный   процесс.   Первый модуль «Чудо­дерево» был пробным, поэтому тему выбрали несложную. Очень много   материала   было   собрано.   Дети   узнали   о   многообразии,   строении   и значении   деревьев;   о   способах   их   размножения,   познакомились   с   деревьями нашего края,   с экзотическими деревьями разных   стран, с трудом людей их выращивающих, сами провели опыт по высаживанию саженцев. Итогом данного модуля стала коллективная творческая работа «Сад фантазий и улыбок».  Такая работа над модулем показала, что для более глубокого раскрытия темы,   её   эмоционального   насыщения   необходимо   привлечение   не   только участников   образовательного   процесса,  но   и  социальных  партнёров.  Большое количество субъектов, задействованных в реализации модуля, немалый объём информации, разнообразие видов деятельности показали, что всю работу   по теме модуля необходимо чётко планировать. Для этого нами была разработана таблица:  № Класс Форма проведения Структуры Место проведения взаимодействия, ответственные мероприятия Содержание мероприятий Данная   таблица   позволила   не   только   спланировать   мероприятия,   но   и скоординировать   работу   детей,   педагогов,   родителей   и   их   законных представителей, специалистов других учреждений.  Новая   форма   организации   воспитательно­образовательного   процесса позволила   на   основе   какого­либо   сюжета   интегрировать   многие   виды деятельности, решать одновременно несколько задач, реализовывать принципы воспитания и обучения в игре, т.к. игра является основным видом деятельности данного   контингента   учащихся,   и   именно   в   игре   наши   ученики   становятся главными действующими лицами в приобретении жизненных умений и навыков. Итогом каждого модуля является общешкольное мероприятие. Главная  цель  всех   модулей:   формирование   у   детей   с   ограниченными возможностями   здоровья   представлений   об   окружающем   мире,   их социализация, профориентация  и адаптация в социуме  на основе  совместной работы   образовательного   сообщества   по   деятельности объединённых одной темой.       Организуя работу, мы ставили перед собой задачи:   выполнению   разных   видов • способствовать формированию объективных знаний об окружающем мире; развивать познавательную и творческую активность детей; • • формировать коммуникативную культуру учащихся; • • • • развивать способности к деловому сотрудничеству всех участников процесса и самоопределению учащихся; развивать и корригировать эмоциональную, нравственную сферы; совершенствовать физические и трудовые навыки;  обогащать, активизировать словарь детей. Каждый модуль имеет свои задачи, которые формулируются, исходя из конкретной   темы,   а   так   же   определяет   профиль   учреждений   и   специальности, с которыми будут ознакомлены учащиеся.   те Любой из модулей несёт  познавательную ценность: дети приобретают определённый объём знаний. Воспитательная ценность модуля заключается в   том,   что   он   позволяет   охватить:   умственное,   сенсорное,   нравственное трудовое, эстетическое воспитание ребёнка; проводить коррекционную работу. Социализация и профориентация личности  осуществляется за счёт того, что   детям   всё   время   приходится   общаться   друг   с   другом,   вступать   во взаимодействие   со   взрослыми:   педагогами,   родителями,   с   представителями других   профессий.   Выполнение   детьми   доступных   и   привлекательных   видов деятельности, работа в индивидуальном ритме дают возможность реализовать личностно ориентированную модель обучения. При реализации таких модулей как: «Котовасия», «Каша – пища наша», «Как   не   удивиться,   глядя   на   водицу»,   «Толерантность»,   «Жить   на   свете интересно», «Да здравствует мыло душистое», «В гостях у Осени», «В мире музыки»,   «Праздник   снега»,   «О   красоте   и   школьной   прическе»   мы познакомились  с миром профессий: ветеринар, хлебороб, повар, сантехник и работник   очистных   сооружений,   психолог,   биолог   и   геолог,   краевед, парикмахер, медсестра и санитарка медучреждения и многих других. А уже в этом учебном году нами реализован модуль « Есть много дел вокруг для умелых рук», в котором каждая группа продлённого дня работала по изучению одной специальности.  Возникшая   ранее   гипотеза,   что   модульный   принцип,   как   форма воспитательно­образовательной работы школы, может способствовать наиболее эффективному  формированию у  детей представлений об окружающем мире, их самоопределению и профориентации, нашла свое практическое подтверждение. В   основу   модульного   принципа   организации   воспитательно   – образовательного процесса должны быть положены следующие принципы: • • • • • единство всех участников УВП; разнообразие форм и видов деятельности; определённость функциональной нагрузки; логическая связь между всеми составляющими модуля; долгосрочности. Реализуя  данную форму работы,   мы развиваем   и   корригируем у детей: кругозор, основные психические процессы, коммуникативные навыки, творческие   способности,   нравственные   качества,   физическую   и   моторную деятельность. Достичь положительных результатов нам позволяют разные формы и виды   деятельности:   тематические   беседы;   экскурсии;   дидактические   и сюжетные   игры;   словестные   игры   и   упражнения;   спортивные   игры   и опытно­ соревнования; экспериментальная   и   практическая   деятельность;   выставки;   праздники;   работа   с   художественной   литературой; развлечения;   игровые   программы;   разучивание   песен,   стихов,   танцев; художественно   –   продуктивная   и   театрализованная   деятельность;   просмотры видеоматериалов; коллективная деятельность.  Опыт   показал,   что   наличие   собственных   знаний   и   умений   по   теме   – обязательны, но непременными условиями успешной реализации любого модуля являются:   желание   всех   взрослых   участников   образовательного   процесса работать творчески; терпение; умение любить и принимать ребёнка таким, каков он есть. Работа   по   модульному   принципу   организации   воспитательно   ­ образовательного   процесса   в   школе   позволяет   отметить   следующие положительные результаты: • • • успешно реализуются принципы педагогического сотрудничества, проблемного обучения и воспитания, профориентации и работы по самоопределению; идет формирование коммуникативных навыков; создаются благоприятные условия для стимуляции познавательной активности детей и развития их творческого потенциала. Самым   важным   итогом   деятельности   по   реализации   модулей   стало сплочение   всех   участников   педагогического   сообщества   –   детей,   педагогов, родителей,   сотрудников,   социальных   партнёров,   представителей   разных профессий.   Кроме   этого   наши   выпускники,   поступившие   в   полипрофильный техникум имени Терёшкина, являются его гордостью и участвуют в областных конкурсах   наравне   с   учащимися   массовых   учреждений;   часть   ребят трудоустроена по специальностям, презентованных в ходе работы над модулем.

Профориентационная работа, как одна из составляющих модульного принципа организации воспитательно-образовательного процесса.

Профориентационная работа, как одна из составляющих модульного принципа организации воспитательно-образовательного процесса.

Профориентационная работа, как одна из составляющих модульного принципа организации воспитательно-образовательного процесса.

Профориентационная работа, как одна из составляющих модульного принципа организации воспитательно-образовательного процесса.

Профориентационная работа, как одна из составляющих модульного принципа организации воспитательно-образовательного процесса.

Профориентационная работа, как одна из составляющих модульного принципа организации воспитательно-образовательного процесса.

Профориентационная работа, как одна из составляющих модульного принципа организации воспитательно-образовательного процесса.

Профориентационная работа, как одна из составляющих модульного принципа организации воспитательно-образовательного процесса.

Профориентационная работа, как одна из составляющих модульного принципа организации воспитательно-образовательного процесса.

Профориентационная работа, как одна из составляющих модульного принципа организации воспитательно-образовательного процесса.

Профориентационная работа, как одна из составляющих модульного принципа организации воспитательно-образовательного процесса.

Профориентационная работа, как одна из составляющих модульного принципа организации воспитательно-образовательного процесса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2018