Профориентационная работа, как одна из составляющих модульного принципа организации воспитательно-образовательного процесса.
Оценка 5
Мероприятия
docx
дефектология
5 кл
17.12.2018
Профориетационная работа в школе является немаловажным фактором, который впоследствии позволит выпускнику более легко , плавно и результативно адаптироваться в жизни, приобрести специальность и успешно трудиться. Учитывая низкую мотивацию умственно отсталых детей к получению профессии целом и к окружающему миру в частности наш коллектив разработал модульный принцип организации воспитательно-образовательного процесса, где профориентационная составляющая является одной из основных.
Профориентация - составляющая модуля.docx
Профориентационная работа как одна из составляющих модульного
принципа организации воспитательнообразовательного процесса
Идея профессионального самоопределения во всей своей многогранности
должна стать той идеей, вокруг которой сконцентрируется всё школьное
Задачи школы по социальной адаптации учащихся
образование.
сформулированы давно, но остаются актуальными и сейчас. В начале прошлого
века П. Знаменский писал: «Школа должна готовить своего воспитанника к
жизни, должна вооружить его в такой мере, чтобы, выйдя в бурное житейское
море, он не потерялся среди того разнообразия, какое даёт современная
действительность, и сумел верно и с полным самообладанием реагировать на
предъявляемые жизнью запросы. Для этого мало сообщить известный запас
знаний. Необходимо развить органы физической и психической жизни ребёнка
настолько, чтобы он умел правильно истолковать показания внешних чувств,
глубже вглядываться в окружающие явления, отличать главное и существенное
от второстепенного и случайного. Учащийся в школе должен быть не только
зрителем, но и действующим лицом. Надо дать ему возможность познать самого
себя, пробудить в нём активность и самодеятельность».
Начиная с 2008 года состав учащихся школы претерпел качественные
изменения. У нас стали обучаться дети Нижнетуринского детского дома
интерната.
Проживание в детском доме и наличие тяжёлых форм умственной
отсталости накладывают отпечаток на общее развитие таких детей. Отмечается
крайне узкое, ограниченное, специфическое представление об окружающем
особенности
мире. Небольшой,
чаще негативный социальный опыт,
эмоциональноличностной сферы мешают этим детям в дальнейшем
ориентироваться в социуме, а в мире профессий тем более. В этой связи работа •
•
•
по ознакомлению с окружающим миром, работа по социальной адаптации и
профориентации воспитанников является для нас одной из приоритетных.
Для профориентационной работы в 8 9 классах в качестве основы мы
использовали программу «Я и моя профессия» Резапкиной Г.В. с некоторыми
дополнениями и изменениями в программу Чернявской А.П. «Психологическое
консультирование по профессиональной ориентации», цели которой:
нахождение своего образа «Я»;
приобретение умений, необходимых при выборе профессии;
содействие актуализации процессов и механизмов профессионального
самоопределения учащихся, обогащение их знаний, умений и навыков в
выборе жизненного и профессионального пути.
Занятия включают в себя использование психологической диагностики;
активных форм и методов, каковыми являются: экскурсии; встречи с
представителями профессий; беседы. Регулярность занятий 1 раз в месяц.
Продолжительность одного занятия составляет 45 минут.
Но данных занятий для самоопределения наших учащихся в мире
профессии недостаточно. Мы включили в программу детей начальной школы,
т.е. с 3го класса. Но и тогда проблемы профориентации не были решены в
полном объёме. Возникшая ситуация заставила искать новые, более
эффективные формы работы.
Изучив многочисленную методическую литературу, мы пришли к выводу,
что наиболее интересным для нас является инновационный опыт МДОУ
детского сада № 10 г. Бирска по организации педагогического процесса через
реализацию тематических модулей.
Возникла рабочая гипотеза: модульный принцип,
как форма
воспитательнообразовательной работы школы, может способствовать наиболее
эффективному формированию у детей представлений об окружающем мире в
целом, и о мире профессий в частности. С осени 2009 года в нашей школе ведётся работа по проектированию
модулей, внедрению их в воспитательнообразовательный процесс. Первый
модуль «Чудодерево» был пробным, поэтому тему выбрали несложную. Очень
много материала было собрано. Дети узнали о многообразии, строении и
значении деревьев; о способах их размножения, познакомились с деревьями
нашего края, с экзотическими деревьями разных стран, с трудом людей их
выращивающих, сами провели опыт по высаживанию саженцев. Итогом данного
модуля стала коллективная творческая работа «Сад фантазий и улыбок».
Такая работа над модулем показала, что для более глубокого раскрытия
темы, её эмоционального насыщения необходимо привлечение не только
участников образовательного процесса, но и социальных партнёров. Большое
количество субъектов, задействованных в реализации модуля, немалый объём
информации, разнообразие видов деятельности показали, что всю работу по
теме модуля необходимо чётко планировать. Для этого нами была разработана
таблица:
№ Класс
Форма
проведения
Структуры
Место проведения
взаимодействия,
ответственные
мероприятия
Содержание
мероприятий
Данная таблица позволила не только спланировать мероприятия, но и
скоординировать работу детей, педагогов, родителей и их законных
представителей, специалистов других учреждений.
Новая форма организации воспитательнообразовательного процесса
позволила на основе какоголибо сюжета интегрировать многие виды
деятельности, решать одновременно несколько задач, реализовывать принципы
воспитания и обучения в игре, т.к. игра является основным видом деятельности
данного контингента учащихся, и именно в игре наши ученики становятся
главными действующими лицами в приобретении жизненных умений и навыков.
Итогом каждого модуля является общешкольное мероприятие. Главная цель всех модулей: формирование у детей с ограниченными
возможностями здоровья представлений об окружающем мире,
их
социализация, профориентация и адаптация в социуме на основе совместной
работы образовательного сообщества по
деятельности объединённых одной темой.
Организуя работу, мы ставили перед собой задачи:
выполнению разных видов
•
способствовать формированию объективных знаний об окружающем мире;
развивать познавательную и творческую активность детей;
•
• формировать коммуникативную культуру учащихся;
•
•
•
•
развивать способности к деловому сотрудничеству всех участников процесса и
самоопределению учащихся;
развивать и корригировать эмоциональную, нравственную сферы;
совершенствовать физические и трудовые навыки;
обогащать, активизировать словарь детей.
Каждый модуль имеет свои задачи, которые формулируются, исходя из
конкретной темы, а так же определяет профиль учреждений и
специальности, с которыми будут ознакомлены учащиеся.
те
Любой из модулей несёт познавательную ценность: дети приобретают
определённый объём знаний. Воспитательная ценность модуля заключается
в том, что он позволяет охватить: умственное, сенсорное, нравственное
трудовое, эстетическое воспитание ребёнка; проводить коррекционную работу.
Социализация и профориентация личности осуществляется за счёт того,
что детям всё время приходится общаться друг с другом, вступать во
взаимодействие со взрослыми: педагогами, родителями, с представителями
других профессий. Выполнение детьми доступных и привлекательных видов
деятельности, работа в индивидуальном ритме дают возможность реализовать
личностно ориентированную модель обучения. При реализации таких модулей как: «Котовасия», «Каша – пища наша»,
«Как не удивиться, глядя на водицу», «Толерантность», «Жить на свете
интересно», «Да здравствует мыло душистое», «В гостях у Осени», «В мире
музыки», «Праздник снега», «О красоте и школьной прическе» мы
познакомились с миром профессий: ветеринар, хлебороб, повар, сантехник и
работник очистных сооружений, психолог, биолог и геолог, краевед,
парикмахер, медсестра и санитарка медучреждения и многих других.
А уже в этом учебном году нами реализован модуль « Есть много дел
вокруг для умелых рук», в котором каждая группа продлённого дня работала по
изучению одной специальности.
Возникшая ранее гипотеза, что модульный принцип, как форма
воспитательнообразовательной работы школы, может способствовать наиболее
эффективному формированию у детей представлений об окружающем мире, их
самоопределению и профориентации, нашла свое практическое подтверждение.
В основу модульного принципа организации воспитательно –
образовательного процесса должны быть положены следующие принципы:
•
•
•
•
•
единство всех участников УВП;
разнообразие форм и видов деятельности;
определённость функциональной нагрузки;
логическая связь между всеми составляющими модуля;
долгосрочности.
Реализуя данную форму работы, мы развиваем и корригируем у
детей: кругозор, основные психические процессы, коммуникативные навыки,
творческие способности, нравственные качества, физическую и моторную
деятельность.
Достичь положительных результатов нам позволяют разные формы и
виды деятельности: тематические беседы; экскурсии; дидактические и
сюжетные игры; словестные игры и упражнения; спортивные игры и опытно
соревнования;
экспериментальная и практическая деятельность; выставки; праздники;
работа с художественной литературой;
развлечения; игровые программы; разучивание песен, стихов, танцев;
художественно – продуктивная и театрализованная деятельность; просмотры
видеоматериалов; коллективная деятельность.
Опыт показал, что наличие собственных знаний и умений по теме –
обязательны, но непременными условиями успешной реализации любого модуля
являются: желание всех взрослых участников образовательного процесса
работать творчески; терпение; умение любить и принимать ребёнка таким, каков
он есть.
Работа по модульному принципу организации воспитательно
образовательного процесса в школе позволяет отметить следующие
положительные результаты:
•
•
•
успешно реализуются принципы педагогического сотрудничества, проблемного
обучения и воспитания, профориентации и работы по самоопределению;
идет формирование коммуникативных навыков;
создаются благоприятные условия для стимуляции познавательной активности
детей и развития их творческого потенциала.
Самым важным итогом деятельности по реализации модулей стало
сплочение всех участников педагогического сообщества – детей, педагогов,
родителей, сотрудников, социальных партнёров, представителей разных
профессий. Кроме этого наши выпускники, поступившие в полипрофильный
техникум имени Терёшкина, являются его гордостью и участвуют в областных
конкурсах наравне с учащимися массовых учреждений; часть ребят
трудоустроена по специальностям, презентованных в ходе работы над модулем.
Профориентационная работа, как одна из составляющих модульного принципа организации воспитательно-образовательного процесса.
Профориентационная работа, как одна из составляющих модульного принципа организации воспитательно-образовательного процесса.
Профориентационная работа, как одна из составляющих модульного принципа организации воспитательно-образовательного процесса.
Профориентационная работа, как одна из составляющих модульного принципа организации воспитательно-образовательного процесса.
Профориентационная работа, как одна из составляющих модульного принципа организации воспитательно-образовательного процесса.
Профориентационная работа, как одна из составляющих модульного принципа организации воспитательно-образовательного процесса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.