Самоанализ логопедического занятия
Учитель логопед
Вшивцева Ю.Н.
5
И.,
Виктор
Предмет: Логопедическая коррекция
Обучающийся:
Логопедическое заключение: ………
Тема: "Дифференциация ЖШ".
Тип занятия: актуализация знаний и умений.
Форма работы с обучающимся на занятии: индивидуальная.
Место занятия в теме: Логопедические занятия ведутся на основании рабочей программы
коррекционного курса
"Логопедическая коррекция" ("Коррекция дисграфии,
обусловленной
языкового анализа и синтеза"). По тематическому
планированию представленное занятие является 1 из 2 занятий по теме: "Дифференциация
ЖШ".
нарушением
класс
При планировании данного логопедического занятия мной были поставлены
следующие цели и задачи:
Цель: актуализировать знания и умения дифференцировать звуки Ж–Ш в словах,
предложениях, тексте.
Задачи:
Коррекционно образовательные:
обеспечить восприятие, осмысление и запоминание правильной артикуляции звуков
Ж–Ш;
совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуков Ж и Ш в
словах, предложениях, тексте.
Коррекционноразвивающие:
закреплять слухо произносительную дифференциацию звуков Ж–Ш в словах,
предложениях, тексте;
закреплять знания о звуках Ж–Ш;
формировать навыки построения связного высказывания;
развивать фонематическое восприятие;
развивать лексикограмматический строй речи.
Коррекционновоспитательные:
воспитывать культуру речевого общения;
формировать функции контроля и самоконтроля;
воспитывать критичность и адекватное отношение к результатам своей
деятельности.
Занятие построено в соответствии с возрастными и индивидуальнопсихологическими
особенностями обучающегося.
Использовала логопедические методы (словесный, наглядный, практический). Выбор и
использование методов определялись характером речевого нарушения, содержанием,
целями и задачами коррекционнологопедического воздействия, этапом работы,
возрастными,
индивидуальнопсихологическими особенностями обучающегося.
Преимущественно использовала словесные методы, сочетающиеся с наглядными. А
также использовала приёмы, направленные на применение речевых навыков и умений и
их совершенствование), создавала игровые ситуации и ситуации успеха, рефлексию.
Из практических методов логопедического воздействия выбрала: упражнения,
игры. На занятии были задействованы творческие упражнения, которые предполагают
использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.
При выполнении упражнений были соблюдены следующие условия:
— осознание ребенком цели упражнения;
— систематичность, которая реализуется в многократном повторении;
— постепенное усложнение условий с учетом этапа коррекции возрастных и
индивидуальнопсихологических особенностей ребенка;
— осознанное выполнение практических и речевых действий;
— самостоятельное выполнение, особенно на заключительном этапе коррекции;
— дифференцированный подход к анализу и оценке выполнения.
На занятии педагогом для обучающегося был предложен игровой метод это
использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими
приемами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами.
наглядные методы
Наряду с практическими методами использовала
рассматривание рисунков насекомых, а также показ образца выполнения задания,
способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных
методов. Наглядные средства были хорошо видны обучающемуся; подобраны с учетом
возрастных и индивидуальнопсихологических особенностей обучающегося; отвечали
задачам логопедической работы на данном этапе коррекции; сопровождались точной и
конкретной речью. В данном занятии пособия "Насекомые", "Чувства и эмоции",
"Собери эмоцию" использовались для развития лексикограмматического строя речи,
совершенствования связной речи.
Использование словесных методов
(рассказ, беседа, чтение) на занятии
определялось возрастными особенностями обучающегося, структурой и характером
речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.
Словесное изложение в начале занятия носило описательный характер, по мнению
педагога, предполагало воздействие на мышление обучающегося, воображение, чувства,
побуждало к речевому общению, обмену впечатлениями.
Такая форма обучения, как беседа, была предварительной и итоговой, обобщающей.
При использование беседы на занятии соблюдались следующие условия: опора на
достаточный объем представлений обучающегося, его уровень речевых умений и
навыков, которые находятся в «зоне ближайшего развития» обучающегося; учёт
особенности мышления ребенка; ясные, четкие вопросы, требующие однозначного
ответа; необходимость активизации мыслительной деятельности обучающегося
разнообразными приемами; характер проведения беседы соответствовал целям и
задачам коррекционной работы.
В процессе занятия использовались разнообразные словесные приемы: пояснение,
объяснение, педагогическая оценка.
На занятии применялись образовательные технологии, которые обеспечивали
комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития и обучения, реализацию его
природного потенциала:
здоровьеразвивающая;
информационнокоммуникативная технология;
личностноориентированного подхода;
элементы проблемнодиалогической технологии;
технология сотрудничества;
игровая
Использование данных технологий при проведении занятия обусловлено той целью и
задачами, которые были поставлены.
К ожидаемым результатам можно отнести:
повышение активности обучающегося на занятии;
улучшение результатов обучения; использование обучающимся приобретённых знаний и умений в практической
деятельности и повседневной жизни.
Содержание занятия соответствует поставленной цели и задачам, способствует
формированию навыков дифференциации звуков и букв ЖШ. В основу проведения
занятия было заложено сотрудничество педагога и обучающегося, как участников
процесса, т.к. такой вид занятия существенно повышает мотивацию учения,
продуктивность учебной деятельности, позволяет
раскрыть свои способности,
«раскрепостить» мышление.
При введении в тему обучающийся через проблемную ситуацию сам определил тему
занятия. Далее закреплял дифференциацию звуков через предложенные задания в порядке
нарастающей сложности с соблюдением всей необходимой поэтапности.
Для снятия усталости и напряжения
глаз была включена интерактивная
физкультминутка "Вальс насекомых", которая сняла у обучающегося напряжение,
создала эмоциональноположительный настрой.
Этап дифференциации букв ЖШ в словах был проведён через игру "Паутинка",
"Помоги муравью", "Четвертый лишний", где обучающийся показал хороший уровень
усвоения правильного употребления нужной буквы в словах.
в предложении
проходила через работу с
деформированным предложением (развитие мышления, внимания, словаря и развитие
речи).
Дифференциация
букв ЖШ
В начале и конце занятия проведена рефлексия. Выявлено эмоциональное состояние
обучающегося на начало и конец занятия.
Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной
теме, цели и задачам занятия. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия.
Смена видов деятельности позволила предотвратить
утомляемость от работы.
Обучающийся динамично переключался с одного вида деятельности на другую.
В течение занятия данные формы организации обучения чередовались в связи со
сменой видов деятельности обучающегося. Предъявлялись адекватные требования с
учётом речевых возможностей и личностных особенностей ребёнка. На каждом этапе
занятия использовался метод поощрения обучающегося (создавала ситуацию успеха).
В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи обучающегося.
Оказывала помощь при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки,
наводящие вопросы. Практиковала совместный ответ с педагогом, т.к. такой приём
снимает напряжение и активизирует неуверенных в себе ребенка.
Система работы обучащегося хорошо прослеживается на данном занятии: он хорошо
организован и активен на все этапах занятия. Внимательно слушал, давал ответы на
вопросы в точном соответствии с инструкцией, соблюдал речевой этикет при общении,
Анализируя деятельность обучающегося на занятии, хочется отметить, что он проявлял
познавательную активность, эмоционально реагировал на приемы активации деятельности,
использовал имеющиеся знания и умения, был заинтересован, внимателен, организован, с
помощью педагога приходил к решению поставленной задачи, формулировал собственное
мнение, делал выводы, что говорит о деятельностном подходе в обучении. Поддержанию
заинтересованности обучающегося
на протяжении всего занятия способствовали
увлекательная форма занятия, положительный фон, наглядные методы работы.
Считаю, что занятие было результативным. Содержание логопедического занятия
соответствовало программе, уровню развития, возрастным и речевым возможностям
обучающегося. Для проведения занятия были созданы социально психологические,
эстетические условия. Выбранные формы, методы и приёмы обучения рациональны и
направлены на достижение главной цели, так как они обеспечили мотивацию деятельности,
организацию обучающегося на достижение поставленных задач, помогли обобщить и
закрепить полученные знания. Несмотря на то, что выполнение некоторых заданий вызвало
трудности, результат не всегда совпадал с ожидаемым, мне удалось достичь поставленной цели занятия. Коррекционноразвивающие задачи были выполнены в полном объеме и цель
достигнута.
Занятие по логопедии "Дифференциация Ж-Ш" с самоанализом
Занятие по логопедии "Дифференциация Ж-Ш" с самоанализом
Занятие по логопедии "Дифференциация Ж-Ш" с самоанализом
Занятие по логопедии "Дифференциация Ж-Ш" с самоанализом
Занятие по логопедии "Дифференциация Ж-Ш" с самоанализом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.