Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)
Оценка 4.7

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
дефектология
5 кл
14.11.2019
Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)
Разработка урока занятия с применением нескольких методов интерактивного обучения. Предлагаемая разработка представляет собой описание теоретического вопроса по проблеме организации уроков в режиме интерактивного обучения, проводимых в условиях интерактивного обучения,с технологией интерактивного обучения, этапами организации урока в форме интерактивного обучения, с интерактивными упражнениями на уроке, с разработками уроков в интерактивном режиме.
Моя разработка 1..docx
ГБОУ СОШ № 277 Кировского района Санкт­Петербурга, Дёмочка Светлана Владимировна Учитель­ логопед Использование технологии интерактивного обучения                                                   на логопедических занятиях г. Санкт­Петербург, 2019 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение Теоретический блок:   Урок, как форма организации обучения                 Современные подходы к типологии и структуре урока     Интерактивное обучение                               Технологии интерактивного обучения                   Концепции и технологии интерактивного обучения Практический блок: ­ Тема:  Времена года. Зима ­ Тема:     Однокоренные слова. Корень слова ВВЕДЕНИЕ    Актуальность  данной методической разработки  определяется следующим.  Ситуация в современном российском образовании динамично изменяется.  Субъекты образовательного взаимодействия – управленцы разного уровня,  педагоги, учащиеся, их родители, другие заинтересованные лица – быстро  реагируют на происходящие изменения. Меняются их запросы и ожидания в  отношении друг друга, появляются и апробируются новые формы  сотрудничества, трансформируются мотивы, побуждающие участников  продолжать или прекращать контакты друг с другом. Меняется мир – меняется человек. Свободная самореализация человека  лишь подчеркивает личную ответственность человека за выбор жизненного  пути, жизненное самоопределение, социальную компетентность, поиск места в жизни и ее смысла. Возникает необходимость в создании таких  организационно­педагогических условий, которые способствовали бы  становлению социальной компетентности школьника в образовательной среде  школы. Предлагаемая   разработка   представляет   собой     описание   вопроса   по   проблеме   организации   уроков   в   режиме теоретического   интерактивного обучения, а также систему уроков, проводимых  в условиях интерактивного   обучения,   что   поможет   педагогам   познакомиться   с технологией интерактивного обучения,  этапами организации урока в форме интерактивного   обучения,   с     интерактивными   упражнениями   на   уроке,   с разработками уроков в интерактивном режиме.  Что такое интерактивное обучение? В педагогике различают несколько моделей обучения: 1)   пассивная   ­   ученик   выступает   в   роли   «объекта»   обучения   (слушает   и смотрит) 2)   активная   ­   ученик   выступает   «субъектом»   обучения   (самостоятельная работа, творческие задания) 3)   интерактивная   ­   inter   (взаимный),   act   (действовать).   Процесс   обучения осуществляется   в   условиях   постоянного,   активного   взаимодействия   всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Использование   интерактивной   модели   обучения   предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение   проблем.   Исключается   доминирование   какого­либо   участника учебного   процесса   или   какой­либо   идеи.   Это   учит,   гуманному, демократическому подходу к модели.                 Интерактивные технологии обучения  ­  это   такая  организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим,   основанным   на   взаимодействии   всех   его   участников процесса обучающего познания. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс  организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются  вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и  рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала  означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен  знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в  атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не  только получать новое знание, но и развивает саму познавательную  деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и  сотрудничества. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие  диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к  совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.  Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и  одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся  критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа  обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные  мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях,  общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются  индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские  проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными  источниками информации, используются творческие работы. Тем педагогам, кто решился работать в интерактивной технологии,  предлагаем помнить о некоторых правилах организации интерактивного  обучения на уроках обществознания. Технологии интерактивного обучения 1)Работа в парах. 2)Ротационные (сменные) тройки. 3)Карусель. 4)Работа в малых группах. 5)Аквариум. 6)Незаконченное предложение. 7)Мозговой штурм. 8)Броуновское движение. 9)Дерево решений. 10)Суд от своего имени. 11)Гражданские слушания. 12)Ролевая (деловая) игра. 13)Метод пресс. 14)Займи позицию. 15)Дискуссия. 16)Дебаты.       Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно   придумать новые формы работы с классом. Часто используют на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них. Очень   нравится   детям   такой   вид   работы,   как   Карусель,   когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо­это сидящие неподвижно   ученики,   а   внутреннее   ­   ученики   через   каждые   30   секунд меняются.   Таким   образом,   они   успевают   проговорить   за   несколько   минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Технология Аквариум заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные  наблюдают и анализируют. Броуновское   движение   предполагает   движение   учеников   по   всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Дерево решений ­ класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников.   Каждая   группа   обсуждает   вопрос   и   делает   записи   на   своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают  на деревьях соседей свои идеи. Часто используют и такую форму интеракции, как, «Займи позицию». Зачитывается   какое­нибудь   утверждение   и   ученики   должны   подойти   к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию. Иногда на обобщающих уроках используют такой прием, как Свеча. По кругу передается зажженная свеча, и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения.  Интерактивное   творчество   учителя   и   ученика   безгранично.   Важно только умело направить его для   достижения поставленных учебных целей. (2;3 – 10) Что   представляют   собой   формы   интерактивного   обучения?   В   настоящее время   методистами   и   учителями­практиками   разработано   немало   форм групповой работы для обучения праву. Наиболее известные из них – “большой круг”,   “вертушка”,   “аквариум”,   “мозговой   штурм”,   “дебаты”.   Эти   формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая­либо проблема в целом,   о   которой   у   школьников   имеются   первоначальные   представления, полученные   ранее   на   занятиях   или   в   житейском   опыте.   Кроме   того, обсуждаемые   темы   не   должны   быть   закрытыми   или   очень   узкими.   Так, например, нет смысла в групповом обсуждении вопроса о том, каким должно быть   наказание   за   хищение   или   какой   должна   быть   ставка   налога.   Важно, чтобы   уровень   обсуждаемой   проблемы   позволял   перейти   от узкоэкономических (правовых, политических, исторических и пр.) вопросов к широкой постановке проблемы.(4; 20) Концепция и технология интерактивного обучения  основаны на явлении интеракции (от англ. interaction ­ взаимодействие, воздействие друг на друга). В процессе обучения происходит межличностное познавательное общение и взаимодействие   всех   его   субъектов.   Развитие   индивидуальности   каждого школьника и воспитание его личности происходит в ситуациях общения и взаимодействия   людей   друг   с   другом.   Адекватной,   с   точки   зрения сторонников этой концепции, и наиболее часто применяемой моделью таких ситуаций является учебная игра. М.В. Клариным, Ю.С. Тюнниковым и др. изучены   образовательные   возможности   игры,   применяемой   в   процессе обучения:   игры   предоставляют   педагогу   возможности,   связанные   с воспроизведением   результатов   обучения   (знаний,   умений   и   навыков),   их применением, отработкой и тренировкой, учетом индивидуальных различий, вовлечением в игру учащихся с различными уровнями обученности. Вместе с тем игры несут в себе возможности значительного эмоционально­личностного воздействия, формирования коммуникативных умений и навыков, ценностных отношений.   Поэтому   применение   учебных   игр   способствует   развитию индивидуальных и личностных качеств школьника. Под   технологией   интерактивного   обучения   (ТИО)   мы   понимаем   систему способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате   которого   создаются   условия   для   переживания   учащимися ситуации   успеха   в   учебной   деятельности   и   взаимообогащения   их мотивационной,   эмоциональной   и   других   сфер.   интеллектуальной, Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи: познавательную;  коммуникативно­развивающую;  социально­ориентационную. И позволяет: реализовать субъект ­ субъектный подход в организации учебной деятельности;  формировать   активно­познавательную   и   мыслительную деятельность   учащихся;   усилить   мотивацию   к   изучению   предмета;  создать благоприятную   атмосферу   на   уроке;  исключить   монологическое преподнесение   учебного   материала   и   дублирование   информации,   которая может быть получена из доступных источников; самопроизвольно запоминать специальные   термины   и   сведения;   отрабатывать   в   различных   формах коммуникативные   компетенции   учащихся.  Что   же   позволяет   достигать активизации   познавательной   деятельности   учащихся   при   интерактивном обучении? Конечно же, научно­методические основы, на которых базируется интерактив ­   это обучение через опыт и сотрудничество; учет различий в стилях познания; поисковые и исследовательские методы; игровые методы. В группе   интерактивного   обучения   должны   осуществляться   две   основные функции, необходимые для успешной деятельности:  решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.)  оказание поддержки членам группы в ходе   совместной   работы.  Выбирая   ту   или   иную   форму   проведения   урока, учитель   руководствуется   какими­то   своими   профессиональными   и личностными   принципами.   Например,   для   меня   было   важно   найти   такую форму   урока,   которая   бы,   кроме   того,   чтобы   выполняла   познавательную задачу, могла бы:  задействовать на уроке весь класс (при интерактиве все участники и нет сторонних наблюдателей); в полной мере учесть возрастные особенности   детей   (игра   –   неотъемлемая   часть   жизни   любого   человека); учитывала   бы   мои   личностные   особенности:   темперамент,   готовность   к импровизации, творчеству Во многом мне помог семинар в г. Москве по курсу «Устойчивое развитие», который весь проходил в интерактивном режиме. Этапы проведения интерактивных форм.   Разминка.  Объединение в группы.  Организация учебной деятельности учащихся в группе.   Подведение итогов  Презентация групповых решений  Рефлексия  Формирование групповой общности можно начать со своеобразной разминки – эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и т.д. Затем   формирование   микроклимата   занятия   продолжаются   на   этапе объединения   в   группы.   Как   правило,   здесь   есть   три   пути:   Первый   путь предлагает школьникам объединяться в группы «по желанию». Плюсы такого подхода   заключаются   в   учете   межличностных   связей   школьников.   Но существуют   и   минусы:   формируются   группы,   неравные   по   силе,   поэтому результаты совместной деятельности могут сильно различаться. Кроме того, внутри   группы   может   сложиться   атмосфера,   когда   интерес   к   общению вытесняет необходимость решения учебной задачи. И еще важный момент: упускается возможность общения с разными учащимися, искать компромиссы при   неприятии   их   по   каким­либо   причинам,  учиться   строить   отношения   с разными   людьми.   Второй   путь   заключается   в   формировании   групп   самим учителем,   принимая   во   внимание   конкретные   задачи   урока,   учитель предусматривает состав группы. Например, при изучении темы «Домашние животные» учитель обязательно включает ученика, у которого живет кошка, или   собака,   или   рыбки   и   пр.   В   противном   случае   у   учащихся   не   будет предмета для заинтересованного обсуждения. Третий путь – формирование малых   групп   путем   случайного   подбора.   Здесь   в   качестве   способов используются   специальные   приемы.   Например,   разрезанная   открытка, «Сколько   ног?»,   «Что   в   руке?»   и   др.   Следующий   этап   интерактивного обучения   –   организация   учебной   деятельности   учащихся   в   группе.   Он включает несколько ступеней:  усвоение учебной задачи, стоящей перед группой;  процесс поиска (обсуждения) лучшего решения;  суммирование мнений и подведение итогов групповой работы;   презентацию   группового   решения   поставленной   задачи   в   рамках, определенных педагогом. Участники   малых   групп  работают,  сидя   в   кругу.  При   этом   стол   в   центре группы  вовсе   не обязателен:  потребность  в нем  может  возникнуть,  только если   задание   включает   настольную   игру,   выполнение   письменных   или графических работ. Важно, чтобы участники группы находились близко друг к другу – это способствует повышению эффективности работы. Функции в группе   могут   быть   четко   распределены   на   основе   самоорганизации участников:   учитель   предлагает   роли,  а  участники   определяют,  кто  какую будет   исполнять.   Важно,   что   роль   лидера   отсутствует,   а   обязанности распределены   так,   что   ни   один   участник   в   группе   не   доминирует. Невозможность   доминирования   обеспечивается   и   сменой   ролей   в   ходе выполнения заданий, что также дает возможность каждому участнику освоить широкий спектр функций.  Организация групповой деятельности Компоненты деятельности Функции группы, ведущие к успешной деятельности Решение задач Оказание поддержки Роли членов группы Инициатор, разработчик,  Вдохновитель, гармонизатор, координатор, контролер,  оценщик, интерпретатор,  организатор общения,  доброжелательный  секретарь, «гонец»,  докладчик, хранитель  времени и др. слушатель. Содержание Внесение, принятие  Поддержка начинаний,  деятельности предложений, сведений,  побуждение к мнений, их обработка. высказываниям, принятие  чужих идей. Результат  Мобилизация всех членов на  Укрепление взаимной  поиск и достижение  поставленной перед группой  приязни членов группы и их  сплоченности, что облегчает  цели. достижение групповой цели.   В процессе поиска решения задачи при интерактивном обучении происходит столкновение   различных   точек   зрения   учащихся.   Поэтому   педагог   в зависимости   от   ситуации   может:   изначально   обозначить   допустимые   и недопустимые формы взаимодействия; дождаться конфликтной ситуации и уже   постфактум   познакомить   учащихся   с   нормами   поведения   в   группе; совмещать   первый   путь   со   вторым.   Следует   выделить   следующие   нормы поведения   в   процессе   интерактивного   обучения:   в   совместной   работе   нет «актеров» и «зрителей», все – участники; каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая; следует говорить так, чтобы тебя понимали;   высказываться   непосредственно   по   теме,   избегая   лишней информации;   если   прозвучавшая   информация   не   вполне   ясна,   задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял?..»); только после этого делаются выводы; каждый имеет право попросить каждого о помощи; каждый обязан помочь тому, кто обращается за помощью; критикуются идеи, а не личности; цель в совместной деятельности заключается не в «победе» какой­либо одной точке зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме. Учитель не вмешивается в работу малых групп, но ни на минуту не теряет контакта с учащимися, исподволь наблюдая за работой. Именно молчаливое ненавязчивое наблюдение – основная функция учителя,   которая   обеспечивает   его   соучастие,   понимание   состояния аудитории.   Результатами   наблюдений   могут   стать   лучшее   понимание особенностей   учащихся,   совершенствование   заданий   и   методики   обучения. Процесс подведения итогов показывает, насколько удалось группе выполнить поставленную задачу. Существует несколько «подводных камней», к которым должен   быть   готов   учитель.   Например,   на   представлении   решения   группы вдруг выясняется, что «рупор группы» («спикер», «ритор», «говорун» и пр.) высказывает   свое  мнение,  а  не   мнение   группы.   Или,  наоборот,  в   процессе защиты   оказывается,   что   далеко   не   каждый   член   группы   в   состоянии объяснить   и   доказать   решение.   Следовательно,   функция   группового сплочения   не   была   реализована   в   достаточной   мере.   Педагог   не   должен бояться заострить на этом внимание класса с тем, чтобы в будущем мнение группы действительно отражало совокупное мнение всех членов. Это значит, что в процессе обсуждения нужно учиться слушать друг друга, принимать чужую   точку   зрения,   уступать   или,   напротив,   находить   такие   аргументы, которые,   не   обижая,   доказывают   правильность   позиции   или   мнения.   От внутригруппового   общения   обсуждение   переходит   к   межгрупповому. Организация   презентации   групповых   решений   зависит   от   задуманного построения всего занятия и может реализоваться в различных формах. Организация межгруппового общения Формы   межгруппового общения Варианты презентации групповых решений Совместно индивидуальная Совместно     – Каждая   группа   представляет   итог   своей деятельности;   решения   обсуждаются,   из   них выбирается лучшее («ярмарка») – Продукт деятельности каждой группы становится последовательная определенной   ступенью   к   решению   общей проблемы («лесенка», «эстафета») Совместно взаимодействующая    – Из   предложений   выбираются   определенные аспекты   групповых   решений,   на   основании которых   затем   вырабатывается   общий   для   всего коллектива итог («мозаичная картинка»)    Следующий этап интерактивного обучения – рефлексия прошедшего занятия. Эффективность   этого   этапа   зависит   от   многих   факторов:   учебное взаимодействие   должно   выполнять   не   только   функцию   решения   учебной задачи,   но   и   оказания   поддержки   членам   группы.   Если   первая   функция осуществляется   в   силу   самой   учебной   ситуации,   то   реализация   второй оценивается именно на рефлексивном этапе. Сложность его заключается не столько   в   нежелании   учащихся   разобраться   в   своих   чувствах,   сколько   в неумении выразить свои ощущения. Поэтому педагогу надо заранее подобрать вопросы,   помогающие   школьникам   понять   и   адекватным   образом   выразить отношение к происходящему. Например: Легко ли работать в группе? Кто ощущал себя некомфортно и почему? Что испытывает человек, которому не дают высказаться? педагог заинтересован в том, чтобы школьники учились понимать и конструктивно оценивать происходящее, поэтому он должен быть готов принять различные точки зрения учащихся, даже если они негативные. Нужно ли бояться негативных отзывов учащихся о работе? Нет, они все равно будут, особенно на первых занятиях, поскольку не все ученики готовы к такой коммуникативно­интенсивной, эмоционально и интеллектуально насыщенной форме   учебы.   Но   для   того,   чтобы   объяснить   истоки   негативной   оценки педагог должен проанализировать занятость и эмоциональное состояние этого ученика. Был ли он принят в групповую работу? Не проявлялась ли агрессия по   отношению   к   ученику   со   стороны   одноклассников,   педагога? Соответствовал   ли   подбор   содержания   учебного   задания   силам   и возможностям этого ученика? Эффективность рефлексивного этапа зависит также   от   готовности   учащихся   к   самоанализу.   Важно,   чтобы   рефлексия присутствовала на каждом занятии, чтобы в нее на первых порах включались все без исключения учащиеся (позже можно остановиться на заслушивании реплик   нескольких   человек).   С   первого   же   занятия   необходимо   принять правило «трех нельзя»: нельзя говорить о том, что уже было сказано; нельзя отказываться от сообщения своего мнения группе (под каким бы то ни было предлогом);   нельзя   прятать   за   высказыванием   свое   дурное   настроение. Главный   принцип   разбора   ошибок   совместной   работы:   разбирать   не содержательную   ошибку   (например,   неверно   составленную   схему),   а   ход взаимодействия!!! Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае   не   ставить   детям,   работавшим   вместе,   разных   оценок.   Полностью отказаться   от   оценки   за   продуктивность   учебной   деятельности   в   наших условиях   не   представляется   возможным,   поскольку,   с   одной   стороны, целенаправленность   интерактивного   обучения   окажется   вытесненной психотренинговыми эффектами, а с другой – остается актуальным требование администрации   о   «наполняемости   отметок»   в   классных   журналах. Интерактивное   обучение   определенным   образом   изменяет   требования   к работе педагога. Педагог  с учетом  актуальных  запросов развития системы образования   должен   обладать   следующими   умениями:   организовывать процесс   исследования   задачи   таким   образом,   чтобы   оно   воспринималось обучаемым как собственная инициатива; целенаправленно организовывать для учащихся учебные ситуации, побуждающие их к интеграции усилий; создавать учебную атмосферу в классе и дозировать свою помощь учащимся; осознавая педагогическое   взаимодействие   как   влияние   реакций   обучаемых   на управляющие   воздействия   педагога,   решать   нестандартные   учебные   и межличностные   ситуации;   сохраняя   свой   научный   авторитет,   помогать учащимся   не   попадать   под   его   зависимость,   которая   сковывает   их а   проявлять   самостоятельность   в мыслительную   деятельность, интеллектуальном поведении. Таким образом, основы методики организации интерактивного   обучения   включают   следующие   положения:   нахождение проблемной формулировки темы занятия организация учебного пространства, располагающего к диалогу; мотивационная готовность учащихся и педагога к совместным усилиям в процессе познания;  создание   специальных   ситуаций,   побуждающих   школьников   к интеграции усилий для решения поставленной задачи;  выработка и принятие правил учебного сотрудничества для школьников и педагога;  использование общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и «поддерживающих»     приемов   т.д.;  оптимизация   системы   оценки   процесса   и   результата   совместной деятельности;  развитие   общегрупповых   и   межличностных   навыков   анализа   и самоанализа. В   таком   понимании   интерактивное   обучение   как   форма   образовательного процесса действительно способно стать тем фактором, который оптимизирует сущность и структуру педагогических взаимодействий. Практический блок Интерактивные упражнения:  «Аквариум» Учащиеся   объединяются   в   группы   по   5­6   человек.   Одна   из   групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его.   Остальные   учащиеся   не   вмешиваются   в   обсуждение,   а   внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих. После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа. «Два, четыре – вместе» Учащимся   предлагается   проблема   или   информация,   которую   они сначала   отрабатывают   самостоятельно,   затем   обговаривают   в   парах,   далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обговаривание вопроса.   «Микрофон» Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод. «Синтез идей» Данное   упражнение   предусматривает   выполнение   группами   поэтапно всех   видов   заданий   урока:   на   отдельных   листах   бумаги   первая   группа выполняет первое задание, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников. Можно   перед   началом   работы   создать   экспертную   группу,   которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы. «Мозговой штурм» Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обговаривание. Метод «ПРЕСС» Это   упражнение   развивает   умение   формулировать   высказывание   по определенному   дискуссионному   вопросу   в   сжатой   форме,   выразительно, аргументировано, лаконично. «Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов: 1. – Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…») 2. – Обоснование своей мысли («… Так как…») 3. – Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…») 4. – Обобщение, выводы («Итак…»). «Обучая – учусь» Материал   урока   делится   на   отдельные   блоки   по   количеству   учащихся   в классе.   Учащиеся   отрабатывают   и   обмениваются   информацией,   создавая временные   пары,   после   чего   происходит   коллективное   обговаривание   и закрепление учебного материала. «Выбери позицию» Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Учащиеся класса выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и понятие правильного решения.  «Карусель» Учащиеся   размещаются   в   два   круга   лицом   друг   к   другу.  Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос. «Совместный проект» Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом. Эти техники могут «работать» на разных этапах урока. Этап урока % Методическая цель Примерные методики Сконцентрировать  «Мозговой штурм» внимание и вызвать  интерес к изучению  «Блицопрос» «Микрофон» Через эпиграф Через слово Через название Мини­лекция Ознакомление с  раздаточным  материалом Презентация  домашнего задания Стимуляция, Дебаты, Семинар, Работа в  малых группах,  «ПРЕСС»,  «Карусель»,  «Микрофон»,  I. Мотивация врем. 5% II. Оглашение темы  задач 5% III. Получение  5% необходимой  информации данной темы. Обеспечить понимание  учащимися их  деятельности, чего они  должны достигнуть в  результате урока, что  его ожидает. Инструктаж учащихся  для выполнения задания. IV. Интерактивное  задание 60% Практическое усвоение  материала. V. Подведение  итогов 25% Обсуждение с целью  закрепления материала. «Снежный ком»,  «Защита проекта»,  «Аквариум» «Большой круг», «ПРЕСС», «Неожиданное  предложение», «Снежный ком», «Проект», «Творческое  задание» Как  строится интерактивный урок?  Что является его  принципиальными составляющими? Примерная схема: 1. Мотивация – 2 минуты (5%) 2. Постановка задачи ­ 2 минуты (5%) 3. Исходная информация и инструктаж ­ 2 минуты (5%) 4. Практическое   усвоение   материала   через   интерактивное   задание   –   24 минуты (60%) 5. Подведение итогов, рефлексия – 10 минут (15%). Итак, принципиальные линии интерактива: ­ линия переживания опыта в диалоге; ­ линия рефлексии (осмысление как информации, так и самого себя). Рефлексия  в   системе   интерактива   –тоже   диалог   с   учеником   о   способах действия – приобретает чрезвычайно важное значение: из опроса – только 41% могут дать оценку своему ответу, 53% ­ объяснить ход выполнения задания.  В методике описаны организационные формы рефлексии: «Хочу спросить» «Для меня сегодняшний урок…» Экспертно­наблюдательная комиссия «Сообщи свое Я» «Пантомима» (смайлики) самочувствия и пр. Существуют типовые вопросы итоговой рефлексии: Что понравилось /нет? Какие  задания оказались трудными/ легкими? Почему? Что тебе помешало справиться с заданием? Почему я предложила такую работу, а не иную ­ разгадай ход мысли? Почему работали в парах? Что тебе   это   дало?   Чему   ты   научился?   В   чем   разобрался?   Чем   бы   хотели заниматься на следующем уроке? Какова, по логике, тема следующего урока? Что считаешь нужным сделать дома? Ход урока Тема занятия: Времена года. Зима.  Однокоренные слова. Корень слова. Цели:  Углубление знаний детей об однокоренных словах.  познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;  развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал;   научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;  воспитывать бережное отношение к природе. Задачи:   Составление алгоритма выделения корня в однокоренных словах;   Расширение и обогащение словарного запаса учащихся;   Развитие связной устной и письменной речи учащихся.  Оборудование:   слайды,   проектор,  экран,  ПК,  презентация выполненная в Power Point,  толковый словарь С.И. Ожегова,  фотографии с изображением изучаемых объектов,   раздаточный материал,                                                    Ход урока: 1. Организационный момент (сообщение темы и цели урока). (Звучит музыка Чайковский ­ Времена года. Декабрь. Святки.) Ночью в полях, под напевы метели. Дремлют, качаясь березы и ели: Месяц меж тучек над полем сияет, ­ Бледная тень набегает и тает: Кажется ночью: меж белых берез Бродит в пушистом сиянье Мороз. 2. Проверка знаний и умений.      1. Слайд. Игра “Я знаю пословицы и поговорки о зиме”.  (Расскажите, какие поговорки и пословицы вы знаете о зиме?). 2. Слайд  .    Пословицы и поговорки про зиму 1. Будет зима – будет и лето. 2. Без шубы и валенок и зима без конца. 3. В зимний холод всякий молод. 4. Зима спросит, что летом припасено. 5. Не пугай, зима, весна придет. 6. Что летом родится, то зимой пригодится. 7. Зима – не лето, в шубу одета. 8. Зимой льдом не дорожат. 9. Летом ногой копнешь, а зимой рукой возьмешь. 10.Помни это, что зима не лето. 3. Слайд  .    Пословицы и поговорки про месяцы Декабрь год кончает, зиму начинает. Январь – году начало, зиме  середка. В январе – морозы, в феврале – метель. Февраль силен метелью, а март капелью. Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый. В феврале зима с весной встретятся впервой. 4. Слайд  . Пословицы и поговорки о морозе 1. Мороз невелик, да стоять не велит. 2. Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет. 3. Мороз одетым кланяться велит, а неодетых сам посещает. 4. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. 5. Лиха крапива, а мороз ее губит. 6. Мороз любви не студит. 7. Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы – из слез слезы. 8. Где мороз ступает, там он снежные розы роняет. 9. Мороз зимы не портит. 10.Хоть морозец здоров, да нет комаров. 11. Стужа да мороз, на печи мужик замерз. 5. Слайд  .    Пословицы и поговорки о снеге 1. Снег глубок – и хлеб хорош. 2. Много снега – много хлеба. 3. Чтобы перетаскать весь снег, мешков не хватит. 4. Придет снег, появится и зима. 5. Как снежок ляжет, так и урожай уважит. 6. Белый снежок – каждому дружок. 7. Зима снежная – лето дождливое. 8.  Снег холодный, а от стужи укрывает. 9.  Где снег, там и след: не было снегу, не было и следу. 6. Слайд  .    3. Тест “Загадки о зиме”. Щиплет щеки, щиплет нос, Но не страшен нам : (мороз) На коньках я мчусь вперед,  Под ногами крепкий : (лед) Стали звездочки кружиться, Стали на землю ложиться, Нет, не звезды, а пушинки,  Не пушинки, а : (снежинки) Зимние каникулы! Веселые деньки! Нужны ребятам санки,  Лыжи и : (коньки) Наступили холода, Превратилась в лед вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым, Перестал медведь реветь, В спячку впал в бору медведь Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Зимой) 4. Работа по карточкам. Возьмите карточки со словами и обведите синим карандашом, слова, которые  имеют один корень Карточка 1. ­ Снег, снеговик, варежка,  снежинка, стужа, заснеженный. Карточка 2. ­  Мороз, морозить, ельник,  морозильник, подморозить,  Морозко, размораживать,  мороженый, дедморозовский,  новогодний. Карточка 3. ­Зима, зимний, зимовье,  перезимовать, зимующие,  заснеженный, мороженое. ­ Давайте теперь проверим. 5. Индивидуальный опрос:  Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица, Белокоса, белолица. Как махнула рукавом – Всё покрыла серебром. ­ Это зима и зимние месяцы. ­ Кто назовёт зимние месяцы? ­ Опишите зимние месяцы. Декабрь ­ это начало зимы. Это первый снежный месяц. Декабрь ­ это самый темный месяц. В это время самые длинные ночи и самые короткие дни.  Солнышко встает поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и  ходит по краю неба. А еще декабрь это последний месяц года.    Январь ­ это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы. Это самый  холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на  небе светит солнышко, а ночью ­ луна. В такую погоду щечки и носы  становятся красными и горят, как будто за них кто­то щепает. Это мороз. За  это его и прозвали Мороз ­ красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег  становиться теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке –  холодно, при тучах – тепло.    Февраль ­ последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые  большие сугробы. Это последний месяц зимы.  В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. А также хорошо в  такую погоду играть в снежки. А еще в феврале часто дуют ветры. Они  сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Поземка, Вьюга, Метель,  Пурга, Снежная буря. 6. Работа над новой темой. 7. Слайд. Зимой мы любим кататься на санках, коньках, лыжах. Мы  занимаемся зимними видами спорта. Какую одежду мы выберем для занятий  зимними развлечениями?  Работа ведется в группах. Каждой группе даётся раздаточный материал, в  наборе карточки с различными видами одежды, дети выбирают меховые  шапки, шарфы, костюмы, валенки, унты, перчатки, варежки, шерстяные  маски. ­ Нашей творческой группе предстоит образовать новые слова:  Образуйте  слова – предметы  от корня ­снег­ (имена существительные). (Задача для  Знаек); Образуйте слова – признаки от корня  – зим­ ( имена прилагательные).  (Задача для Почемучек).   Образуйте слова – действия от корня ­мороз­  (глаголы). (Задача для Исследователей.) ­ Рассмотрите фотографию с изображением зимнего леса. ­ Обратите внимание на то, что большинство деревьев стоит с обнаженными  от листьев голыми ветвями, кажется, что растения спят глубоким сном, но  это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как  хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой,  защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья  накопили запасы.  ­ Но не все деревья сбрасывают листья. ­ Скажите, какие деревья не сбрасывают листья? ­ Сосны и ели. Их иголки покрыты восковым налётом, поэтому им не страшен  мороз. Образуйте однокоренные слова, используя части речи: Существительное                   Прилагательное                                 Глагол  (Что?)                         (Какой? Какая? Какое? Какие?)             (Что делать?) Рисунок 1 Сосна. ( Задание Знайкам.) Рисунок 2 Ель. (Задание Почемучкам.) Рисунок 3. Кедр. (Задание Исследователям). 7. Физкультминутка. ­ Встаньте и представьте, что мы с вами в зимнем лесу Мороза Ивановича. Солнце греет землю слабо, (Руки вверх и вниз) По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону) Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя) Побелел морковный нос. (Дети показывают нос) В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте) Вьюга злиться, Снег кружится, (Дети кружатся) Заметает все кругом Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками) 8. Продолжение новой темы.   8.   Слайд    .    Самостоятельная работа (для детей первой – второй группы) Задание: спишите текст, разделите его на предложения, вставляя  пропущенные знаки препинания. Зимнее утро Мы идем на утреннюю прогулку как  изменилось все в парке над пушистым  снежным ковром видно синее небо под ним стоят деревья деревья все в зимнем белом  уборе вдруг большая галка слетела с  дерева с высокой ели на нас посыпалась  снежная пыль раннее солнце еще стояло за деревьями солнце поднялось над нами и  осветило все окрестности.     Найдите слово, которое изменяется,  задайте к нему вопросы и выделите корень. Сколько получилось предложений?  9. Слайд  .    Проверь себя! Зимнее утро Мы идем на утреннюю прогулку.  Как изменилось все в парке над  пушистым снежным ковром. Видно синее небо.  Под ним стоят деревья.   Деревья все в зимнем белом уборе. Вдруг большая галка слетела с дерева. С высокой ели на нас посыпалась снежная пыль. Раннее солнце еще стояло за деревьями. Солнце поднялось над нами и осветило все окрестности. Творческая самостоятельная работа. (для обучающихся третьей группы) Давайте подберём однокоренные слова с корнем ­ лёд­ : 10. Слайд  .     ледник                                  ледышка                            ледниковый  ледниковый                          ледянка                              подлёдный  ледок                                      обледенение                      ледокол Слова мы записали. Попробуйте с этими словами сочинить небольшой  рассказ. (Дети сочиняют свои рассказы и записывают в тетрадь.)  Кто хочет прочитать свой рассказ? (Зачитывают несколько рассказов.) 9. Работа по группам А может ли быть такое, что корень в словах одинаковый, а слова не являются  однокоренными? (Дети отвечают.) Первая группа (карточки коричневого цвета) Что можете сказать об этих словах? Чем они похожи? Можно ли сказать, что  все они однокоренные? Будем работать в парах. Пообщайтесь и попробуйте разделить слова на 2  группы (в 2 столбика). Ученики выполняют задание в тетради: гора  горняк  горный  гористый  горка  горелка  горение горит Какая пара готова? Как рассуждали? (Дети объясняют принцип  распределения слов по группам.) (Проверка на слайде №11.) Какой корень у первой группы? (­гор­) А у второй? (­гор­) Все ли слова, данные в этом упражнении, являются однокоренными?  Какие слова непонятны? горняк – работник горной промышленности;  гористый – рельеф, местность с горами;  горелка – прибор, в котором происходит горение (слайд №12.) Сделаем вывод: У слов может быть одинаковый корень, но если они различны  по смыслу, то эти слова не являются однокоренными. Вторая группа (карточки розового цвета) Найди пары родственных слов и запиши их     утюг гроза город сапог       города    сапоги   грозы   сапожник                                                   утюжок грозовая                                                   городская                                                    утюги Какие пары родственных слов вы записали? Какие слова называются  родственными? Что заметили в корне слов? (Чередование согласных в корне  слова) (слайд №13.) Третья  группа (карточки голубого цвета) Выдели слово лишнее в данном ряду слов Брат, брать, братик, братишка. Ночь, ночевать, ночник, темнеть.  Дарить, подарок, подарочный, удар. Какие слова оказались лишними и почему? Какие слова называются  однокоренные? Как найти в слове корень? (слайд №14.) 10. Закрепление изученного материала. Слайд    . 15. Кроссворд на тему "Однокоренные слова" По горизонтали 2. Большая ложка для разливания жидкой пищи. 3. Маленький вареный пирожок. 4. Бывает сырая, а наоборот .... 5. Горячее жидкое кушанье. По вертикали 1. Настоявшийся чай, неразбавленный кипятком. 4. Ягоды, плоды, сваренные в сахаре. Слайд    . 16.    Проверь себя! 11. Тест­опрос.   17. Слайд. Если вы согласны с утверждением, ставьте знак “+”, если не согласны – знак  “­”.  1. Слова лес, лесок, лестница, лесистая являются однокоренными, т.к.  имеют общую часть слова.  2. Чтобы найти корень слова, нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в них общую часть.  3. Слова школьница, ученица, умница – однокоренные, т.к. в этих словах  есть общая часть.  4. Корень – это общая часть близких по смыслу слов.  5. Согласные звуки в корнях могут чередоваться.  Давайте проверим ваши ответы: 1) ­ 2) + 3) ­ 4) ­ 5) +    18. Слайд. 12. Подведение итогов.  Подведём итог занятия. О чем нужно помнить, работая с однокоренными  словами? 1) выяснить значение слова; 2) найти корень. Как правильно найти корень? (Ученики отвечают.) О чем бы вы еще хотели спросить меня по теме урока? Спасибо за урок. (Слайд №19.)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях (5 класс)

Использование технологии интерактивного обучения на логопедических занятиях  (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2019