Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с умственной отсталостью (вариант 2) на дому 1 класс
Оценка 4.7

Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с умственной отсталостью (вариант 2) на дому 1 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
другое
1 кл
08.04.2024
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося с умственной отсталостью (вариант 2) на дому 1 класс
СИПР 23.docx

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌Министерство образования и науки Хабаровского края‌‌

‌Управление образования администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края‌

МБОУ НОШ № 3 с. Троицкое

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

________________________

Сергеева Н. В.

Протокол № 1 от «28» августа   2023 г.

 

СОГЛАСОВАНО

Педсовет

________________________

-

Протокол № 1 от «29» августа   2023 г.

 

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Запёка Л. З.

Приказ № 83 от «01» сентября   2023 г.

 

 

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ


1 класс


Обучающегося Мунина  Катерина Николаевна  

Индивидуальное обучение на дому с 01.09.2023 по 31.05.2024.

 

 

 

Составители:

            Глебко Екатерина Александровна

 

 

 

 

 

 

 

с. Троицкое 2023 

Группа (особые потребности): УО вариант 2

Класс: 1

Заключение ПМПК: Выявлены интеллектуальные, умеренные эмоционально-волевые речевые (системное недоразвитие речи) нарушения. Является обучающимся с ОВЗ. Нуждается в создании специальных условий. Рекомендовано обучение по АООП (Приказ 1599, вариант 2) с разработкой СИПР.

2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года.

Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся.

СИПР разработан на основе ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), АООП НОО обучающихся с УО (вариант 2).

Целью реализации СИПР является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности ребенка с нарушением интеллекта (нравственное, эстетическое, социально личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.

Задачи:

1. Создавать условия, способствующие развитию способностей обучающегося.

2. Формировать у ребенка положительную мотивацию к взаимодействию с педагогом в ходе содержательной деятельности.

3. Создавать условия для возникновения речевой активности и использования речевого материала в повседневной жизни.

      Роль учебного предмета

      Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом. В данной программе в качестве основного средства взаимодействия, осуществляющейся на основе тщательной оценки возможностей ребенка для овладения словесной речью, является невербальная коммуникация. Система коммуникации включает различные средства: слово, жест, фотография, картинка, символ. Ребенок сам выбирает то, или иное средство общения в определенной ситуации. Также учитывается, что альтернативные средства общения (жестовый язык, пиктограммы, символы) не могут полностью заменить речь, поэтому жест постоянно подкрепляется словом. Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается. 

СИПР реализуется в условиях индивидуального обучения на дому, в соответствии с утвержденным и согласованным с родителями учебным планом, и расписанием занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ 

Пояснительная записка 

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Общение и коммуникация детей является базисом для развития всей психики и личности ребенка. Именно в процессе формирования общения, включенного в другие виды деятельности, происходит развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер и становление личности ребенка  

Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими.

В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Цель обучения совершенствование умений пользоваться средствами коммуникации (невербальными и вербальными) в   процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

Содержание программного материала

Основное содержание учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

Структура каждого занятия состоит из 3 основных разделов: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации, чтение и письмо. Методы обучения основаны на игровых приемах с использованием пальчиковых игр для развития ручной и мелкой моторики, игр на развитие слухового внимания и фонематического слуха, интереса к прослушиванию коротких текстов, рассматриванию иллюстраций. 

Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач.

Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.

Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма. Программа состоит из двух разделов, соответствующих до букварных и букварных периодов.

В до букварного периода начинается работа по формированию у детей обще речевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелкой моторики. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.

Развитие слухового восприятия и речевого слуха в до букварного периода является основой для усвоения звуков речи. Освоение слоговых структур упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках речи и альтернативной коммуникации широко используются такие дидактические пособия, как карточки со слогами, букварные настенные таблицы. В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития учащихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.

Букварный период. В этот период у учащихся формируется звукобуквенный анализ и синтез как основа овладением чтением и письмом. Обучающиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки и различными таблицами. Читают отдельные слова и предложения, состоящие из двух слов. Большое внимание уделяется работе по развитию устной речи детей.

Особенности первых занятий по обучению письму заключается в том, что одновременно даются как технические навыки (правильно держать карандаш, правильно пользоваться им при проведении линии и т.д.), так и умение в изображении отдельных элементов букв.

 

Результаты изучения учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС УО и АООП для обучающихся с уме­ре­н­ной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. 

Личностные:

·          Коммуникативные умения (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого и сверстника в разнообразных ситуациях взаимодействия.

·           Интерес и поддержание взаимодействия с новым взрослым и сверстником.

·          Потребность в общении со сверстниками и поддержание коммуникативной ситуации доступными обучающемуся способами.

·          Знать свое имя и ответить на вопрос «Как тебя зовут?» доступным для него средством коммуникации (словом, карточкой, табличкой).

Предметные:

·          Элементарные графо-моторные умения.

·          Потребность к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым.

·          Соотнесение иллюстрации со знакомым текстом.

·          Правильно произносить за учителем слова, состоящие из одного и двух звуков.  

·          Называть слова по предметным картинкам.   

·          Образовывать из усвоенных букв слоги. 

·          Читать слоги.   

·          Знать звуки и соотносить с буквами.

·          Обводить карандашом простейшие фигуры по трафаретам, закрашивать и штриховать их.    

·          Правильно использовать пишущий предмет 

·          Писать основные элементы букв.

Базовые учебные действия:

·          Умение использовать невербальные и вербальные средства коммуникации в соответствии с общепринятыми нормами коммуникативного поведения.

·          Готовность к положительным формам взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

·          Выполнять инструкцию взрослого в разных ситуациях.

·          Выражать собственные потребности и желания доступными средствами коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми.

·          Проявлять коммуникативную активность в знакомых ситуациях.

 

Календарно-тематическое планирование

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

1 класс (первый год обучения)

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1-3

Диагностика.

3

4

Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя.

1

5

Культура общения: приветствие, прощание

1

6

Умение просить о помощи. Выражение благодарности.

1

7

Люди и имена

1

8

Звучащие предметы

1

9

Я вижу, я слышу

1

10

Эмоции

1

11

Я и мои помощники

1

12

Пойми меня

1

13

Моя семья

1

14

Приглашение к взаимодействию с помощью альтернативных средств коммуникации. Лепим вместе.

1

15

Представление о цвете

1

16

Представление о форме

1

17

Различение предметов по цвету и форме

1

18

Составление композиций из деталей одного цвета.

1

19

Составление композиций из 2-3 деталей разного цвета.

1

20

Контакт

1

21

Приглашение к взаимодействию с помощью альтернативных средств коммуникации. Строим вместе.

1

22

Звуки вокруг нас

1

23

Животные

1

24

Как говорят животные.

1

25

Слушание сказки «Теремок».

1

26

Приглашение к взаимодействию с помощью альтернативных средств коммуникации. Рисуем вместе.

1

27

Понимание слов, обозначающих признак действия

1

28

Понимание слов, обозначающих действия предмета

1

29

Понимание слов, обозначающих предмет птицы

1

30

Слушание сказки "Колобок".

1

31

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (за, под, перед и др.).

1

32

Понимание, употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов (на, около и др.)

1

33

Приглашение к взаимодействию с помощью альтернативных средств коммуникации. Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.)

1

34

Игрушки

1

35

Игрушки

1

36

Понимание слов, обозначающих предмет посуда

1

37

Понимание слов, обозначающих предмет мебель

1

38

Понимание слов, обозначающих предмет одежда

1

39

Понимание слов, обозначающих предмет обувь

1

40

Понимание слов, обозначающих предмет овощи

1

41

Понимание слов, обозначающих предмет фрукты

1

42

Понимание слов, обозначающих предмет продукты

1

43

Понимание слов, обозначающих предмет транспорт

1

44

Понимание слов, обозначающих предмет бытовые приборы

1

45

Слушание сказки "Репка"

1

46

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) на основе сказки «Репка»

1

47

Слушание сказки "Маша и медведь"

1

48

Понятия высоко, далеко

1

49

Звук и буква А.

1

50

Нахождение буквы А, а.

1

51

Звук и буква О.

1

52

Нахождение буквы О, о.

1

53

Звук и буква У.

1

54

Нахождение буквы У, у.

1

55

Чтение Ау, Уа, ау, уа, Оа, Ао, Уо, Оу.

1

56

Звук и буква И.

1

57

Нахождение буквы И, и.

1

58

Звук и буква Ы.

1

59

Звук и буква Е.

1

60

Нахождение буквы Е, е.

1

61

Звук и буква Ё, ё

1

62

Звук и буква Э, э

1

63

Звук и буква Ю, ю

1

64

Звук и буква Я, я

1

65

Чтение и написание гласных слогов.

1

66

Повторение пройденного за год.

1

 

Всего:

66

 

II. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Пояснительная записка

 

Рабочая программа  по предмету «Математические представления» разработана в соответствии с федеральными государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  с учетом примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2); адаптированной образовательной программы для детей, обучающихся по ФГОС ОВЗ и детей – инвалидов.

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.

Цель программы:

формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

 Задачи программы:

·         формировать умение различать количество предметов;

·         выделять один предмет из группы и составлять группу из отдельных предметов;

·         сравнивать предметы по величине, форме;

·         продолжать учить различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много);

·         учить различать части суток, соотносить действие с временными промежутками;

·         определять время по часам;

·         учить соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;

·         учить пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах;

·         решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

Содержание программы:

Программа предполагает работу по следующим разделам: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

Временные представления.

Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.

Количественные представления.

 Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств). Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег. Числовой ряд 1 – 10.

Представления о величине.

Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.

Представление о форме.

Геометрические фигуры: квадрат, куб, брус, точка. Соотнесение геометрических фигур с геометрическими телами.

Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду. Знакомство с понятиями: о ширине: «широкий», «узкий». Сравнение предметов по ширине: шире - уже, одинаковой ширины; о высоте: «высокий», «низкий». Сравнение предметов по высоте: выше, ниже, одинаковой высоты; о глубине: «глубокий», «мелкий». Сравнение предметов по глубине: «глубже - мельче», одинаковой глубины; отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, следом, следующий за.

 

Планируемые результаты обучения

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

 

Предполагаемые результаты обучения 

·         Усвоить счет в пределах 5.

·         Образование и запись в пределах 5.

·         Сравнивать числа, стоящие рядом в числовом ряду.

·         Уметь выделять большее или меньшее число.

·         Соотносить число, количество, цифру.

·         Складывать и вычитать в пределах 5 на конкретном материале.

·         Уметь решать примеры в пределах 5.

·         Составлять и решать задачи по практическим действиям.

·         Работать с геометрическим материалом - отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях.

Личностные

·         освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

·         развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

·         развитие навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях;

·         основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

·         социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

·         овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
            Предметные

·         Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.

·         Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости. 

·         Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).

·         Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

·         Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. 

·         Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах

 

Календарно-тематическое планирование

по предмету «Математические представления»

1 класс (первый год обучения)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Цвет и назначение предметов.

1

2

Круг. Размеры предметов: большой – маленький.

1

3

Сравнение предметов. Одинаковые, равные по величине.

1

4

Слева – справа. В середине, между. Квадрат.

1

5

Вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под.

1

6

Сравнение двух предметов: длинный – короткий.

1

7

Внутри – снаружи, в, рядом, около. Треугольник.

1

8

Сравнение двух предметов: широкий – узкий.

1

9

Сравнение двух предметов: широкий – узкий.

1

10

Высокий – низкий.

1

11

Глубокий – мелкий.

1

12

Впереди – сзади, перед, за.

1

13

Первый, последний, крайний, после, следом, следующий за.

1

14

Толстый – тонкий. Сравнение двух предметов.

1

15

Временные представления. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Рано – поздно.

1

16

Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день.

1

17

Временные представления: быстро – медленно.

1

18

Понятие массы: тяжелый – легкий, тяжелее – легче.

1

19

Сравнение предметных совокупностей. Много – мало, несколько.

1

20

Сравнение предметных совокупностей. Один – много, ни одного.

1

21

Временные представления: давно – недавно.

1

22

Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.

1

23

Сравнение предметных совокупностей. Больше – меньше, столько же, одинаковое (равное) количество.

1

24

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях.

1

25

Понятие о величине: большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий, больше – меньше, длиннее – короче, одинаковые, равные, выше – ниже, шире – уже.

1

26

Понятие о количестве: много – мало, один, больше, меньше, поровну, столько же.

1

27

Пространственные представления: верхний – нижний, правый – левый, рядом, около, между, за, посередине, дальше – ближе, вверху – внизу, выше – ниже, справа – слева, впереди – позади, вперед – назад.

1

28

Соотнесение предметов по количеству в пределах 5 без называния чисел (один к одному) путем наложения и приложения слева направо, соблюдая интервалы.

1

29

Слова, раскрывающие сущность сложения и вычитания: было, осталось, стало, вместе, добавить, убрать.

1

30

Слова, раскрывающие сущность сложения и вычитания: было, осталось, стало, вместе, добавить, убрать. Закрепление.

1

31

Сравнение предметов по размеру, по длине, по массе

1

32

Повторение пройденного.

1

33

Число и цифра 1. Написание цифры 1.

1

34

Один, одна, одно, одни. Сказка «Теремок».

1

35

Меры стоимости. Знакомство с монетой 1 рубль. Распознавание её.

1

36

Повторение. Понятие о количестве.

1

37

Повторение. Понятие о величине.

1

38

Повторение. Пространственные представления.

1

39

Повторение. Понятие массы.

1

40

Единицы (меры) стоимости – копейка, рубль. Обозначение: 1 р. Монеты: 1 р.

1

41

Число и цифра 1. Закрепление.

1

42

Число и цифра 2. Образование числа 2.

1

43

Числовой ряд. Состав числа 2. Написание цифры 2.

1

44

Знак сложения. + плюс, прибавить.

1

45

Человек и его тело (один, два, две).

1

46

Понятие «пара».

1

47

Понятия: поровну, равно.

1

48

Сравнение количества предметов.

1

48

Точка. Линии прямые и кривые

1

50

Знак вычитания. – минус, вычесть

1

51

Монета 2 р. Размен и замена

1

52

Число и цифра 3

1

53

Образование числа 3. Сказка «Три медведя»

1

54

Состав числа 3. Написание цифры 3

1

55

Сложение чисел в пределах 3 на конкретном материале

1

56

Вычитание чисел в пределах 3 на конкретном материале

1

57

Куб. Сложение и вычитание в пределах 3

1

58

Число и цифра 4

1

59

Образование числа 4

1

60

Состав числа 4. Написание цифры 4

1

61

Решение примеров в пределах 4. Присчитывание и отсчитывание по 1.

1

62

Составление и решение задач на основе практических действий. Брус

1

63

Число и цифра 5. Состав числа 5

1

64

Контрольная работа по теме «Первый десяток. Числа 1 - 5»

1

65

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

 

66

Составление и решение задач на основе практических действий

 

 

Всего:

66

 

III. ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР

Пояснительная записка

Рабочая программа  по предмету «Окружающий природный мир» разработана в соответствии с федеральными государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  с учетом примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2); адаптированной образовательной программы для детей, обучающихся по ФГОС ОВЗ и детей – инвалидов.

Цель программы:

формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

• уточнение имеющихся у детей представлений о живой и неживой природе, формирование новых знаний об основных ее элементах, расширение на основе наблюдений представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;

• формирование умения наблюдать за природными явлениями, сравнивать их, составлять описания доступным обучающемуся способом;

• формирование первоначальных сведений о природоохранной деятельности человека, обучение детей бережному отношению к природе;

• формирование представлений о частях суток, неделе, годе, временах года, явлениях природы, погоде текущего дня;

• формирование представлений о животном, домашних животных, диких животных; животных;

• формирование представлений о птице, домашних птицах, перелетных и зимующих птицах, водоплавающих птицах;

• формирование представлений о насекомых;

• формирование представлений о растениях, деревьях, фруктах, ягодах, овощах, цветах;

• формирование представлений о солнце, луне, земле и небе;

• формирование представлений о лесе, луге, воде, реке.

 

Содержание программы:

Растительный мир.

Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).

Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника.

Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека.

Животный мир.

Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни., овца Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.

Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека.

Объекты природы.

Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса – модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.

Временные представления.

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима).

 

Результаты изучения учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС УО и АООП для обучающихся с уме­ре­н­ной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. 

Личностные результаты

В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

  • проявлять познавательный интерес;
  • проявлять и выражать свои эмоции;
  • обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
  • участвовать в совместной, коллективной деятельности;
  • проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
  •  проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Предметные результаты

В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

  • совместные действия с педагогом;
  • деятельность по подражанию;
  • деятельность по образцу;
  • деятельность по последовательной инструкции;
  • самостоятельная деятельность ученика;
  • умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:

  • времена года, признаки времен год;
  • названия овощей, предусмотренных по годам обучения (огурец, помидор, картофель);
  • названия фруктов, предусмотренных по годам обучения (яблоко, груша, банан);
  • названия домашних животных, предусмотренных по годам обучения (кошка, собака, корова, лошадь);
  • строение дерева (ствол, ветки, крона, листья).

Предполагается (ожидается), что учащиеся будут уметь:

  • определять признаки времен года;
  • показывать части тела;
  • дифференцировать овощи, фрукты;
  • различать домашних животных;
  • показывать составные части дерева.

 

Календарно-тематическое планирование

по предмету «Окружающий природный мир»

1 класс (первый год обучения)

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Времена года.

1

2

Осень.

1

3

Осенние месяцы.

1

4

Растения осенью.

1

5

Животные осенью.

1

6

Труд людей осенью.

1

7

Овощи. Помидор.

1

8

Овощи. Помидор.

1

9

Овощи. Помидор.

1

10

Овощи. Огурец.

1

11

Овощи. Огурец.

1

12

Овощи. Огурец.

1

13

Фрукты. Яблоко.

1

14

Фрукты. Яблоко.

1

15

Фрукты. Яблоко.

1

16

Фрукты. Груша.

1

17

Фрукты. Груша.

1

18

Фрукты. Груша.

1

19

Домашние животные. Кошка

1

20

Домашние животные. Кошка

1

21

Домашние животные. Кошка

1

22

Домашние животные. Собака.

1

23

Домашние животные. Собака.

1

24

Домашние животные. Собака.

1

25

Дифференциация животных: кошка, собака.

1

26

Дифференциация животных: кошка, собака.

1

27

Зима. Признаки зимы.

1

28

Зимние месяцы.

1

29

Осадки зимой.

1

30

Зимние забавы.

1

31

Дифференциация животных: кошка, собака.

1

32

Овощи.  Картофель.

1

33

Овощи.  Картофель.

1

34

Овощи.  Картофель.

1

35

Фрукты. Банан.

1

36

Фрукты. Банан.

1

37

Фрукты. Банан.

1

38

Дифференциация фруктов: яблоко, груша, банан.

1

39

Дифференциация фруктов: яблоко, груша, банан.

1

40

Дифференциация овощей: огурец, помидор, картофель.

1

41

Дифференциация овощей: огурец, помидор, картофель.

1

42

Весна. Признаки весны.

1

43

Весенние месяцы.

1

44

Животные весной.

1

45

Растения весной

1

46

Труд людей весной.

1

47

Домашние животные: корова.

1

48

Домашние животные: корова.

1

49

Домашние животные: корова.

1

50

Домашние животные: лошадь.

1

51

Домашние животные: лошадь.

1

52

Домашние животные: лошадь.

1

53

Дифференциация животных: корова, лошадь.

1

54

Дифференциация животных: корова, лошадь.

1

55

Деревья.

1

56

Деревья.

11

57

Деревья.

1

58

Лето. Признаки лета.

1

59

Летние месяцы.

1

60

Погода летом.

1

61

Летний отдых людей.

1

62

Дифференциация времен года.

1

63

Дифференциация времен года.

1

64

Повторение изученного материала.

1

65

Повторение изученного материала.

1

66

Повторение изученного материала.

1

 

Всего:

66

 

IV. Коррекционно-развивающий курс

Сенсорное развитие

                                              Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с умеренной степенью у/о, ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Задачи:

·         расширять диапазон воспринимаемых ощущений обучающегося;

·         стимулировать активность (под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например, эмоционально двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация);

·         формировать сенсорно-перцептивные действия (не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию), что в будущем поможет лучше ориентироваться в окружающем мире;

·         формировать способность эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

·         коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия цвета, звуков, особых свойств предметов.

Содержание программы

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

I. Зрительное восприятие:

-Формирование умения фиксировать взгляд на лице человека.

-Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете.

-Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете.

-Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом.

-Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся удаленным объектом.

-Формирование умения узнавать и различать цвет объектов.

II. Слуховое восприятие:

- Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука.

-Формирование умения прослеживать за (близко расположенным) перемещающимся источником звука (для детей с нарушениями зрения). - Формирование умения локализовать неподвижный (удаленный) источник звука.

-Формирование умения соотносить звук с его источником.

-Формирование умения находить одинаковые по звучанию объекты

III. Кинестетическое восприятие:

-Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека.

-Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами.

-Формирование адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов.

-Формирование адекватной реакции на давление на поверхность тела.

- Формирование адекватной реакции на положение тела.

- Формирование адекватной реакции на изменение положения тела.

- Формирование адекватной реакции на положение частей тела.

-Формирование адекватной реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

- Формирование умения различать свойства материалов.

IV. Восприятие запаха:

- Формирование адекватной реакции на запахи.

- Формирование умения узнавать и различать объекты по запаху.

V. Восприятие вкуса:

- Формирование адекватной реакции на продукты.

- Формирование умения узнавать и различать продукты по вкусу.

- Формирование умения узнавать и различать вкусовые качества продуктов.

В соответствии с требованиями ФГОС УО и АООП для обучающихся с уме­ре­н­ной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. 

Возможные личностные результаты:

• основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

 • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; • формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

• формирование уважительного отношения к окружающим; • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

• освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

 • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Возможные предметные результаты:

 • формировать предпосылки к умению фиксировать взгляд на фигуре человека;

 • формировать предпосылки к навыку зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 частей);

 • различать и называть некоторые цвета спектра (красный и желтый);

• узнавать геометрические фигуры: круг и квадрат;

 • развивать умение сопоставлять предметы по форме, величине;

• формировать предпосылки к определению расположение звука относительно тела;

 • формировать адекватную реакцию на прикосновение человека;

• способность узнавать продукт по запаху;

 • составлять целое из 2-3 частей;

• формировать предпосылки к обследованию объектов тактильной чувствительности;

• способность различать основные вкусовые качества продуктов (горький, сладкий).

 

Календарно-тематическое планирование

По коррекционно развивающему курсу «Сенсорное развитие»

1 класс (первый год обучения)

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Диагностика.

1

2

Фиксация взгляда на лице человека.

1

3

Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете.

1

4

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка:

- на уровне глаз;

- выше уровня глаз;

- ниже уровня глаз.

1

5

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном справа от ребенка:

- на уровне глаз;

- выше уровня глаз;

- ниже уровня глаз.

1

6

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном слева от ребенка:

- на уровне глаз;

- выше уровня глаз;

- ниже уровня глаз.

1

7

Прослеживание взглядом за близко расположенным предметом:

- по горизонтали (вправо/влево);

- по вертикали (вправо/влево);

- по кругу (против часовой стрелки);

- вперед/назад.

1

8

Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

1

9

Различение цвета объектов:

- красный;

-синий;

-желтый;

-зеленый;

-черный.

1

10

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха:

-справа;

-слева.

1

11

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне плеча:

-справа;

-слева.

1

12

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне талии:

-справа;

-слева.

1

13

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука.

1

14

Локализация неподвижного удаленного источника звука.

1

15

Соотнесение звука с его источником.

1

16

Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

1

17

Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека.

1

18

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре:

-холодный;

-теплый.

1

19

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по вязкости:

-густой;

-жидкий;

-сыпучий.

1

20

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по состоянию:

-мокрый;

-сухой.

1

21

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по фактуре:

-гладкий;

-шероховатый.

1

22

Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов.

1

23

Адекватная реакция на давление на поверхность тела.

1

24

Адекватная реакция на горизонтальное положение тела.

1

25

Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

1

26

Различение свойств материалов:

-холодный,

-горячий.

-гладкий,

-шероховатый.

1

27

Различение свойств материалов:

-мокрый,

-сухой.

- жидкий,

-густой.

1

28

Адекватная реакция на запахи.

1

29

Различение объектов по запаху.

1

30

Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам:

-горький, сладкий;

- кислый, соленый.

1

31

Адекватная реакция на продукты, различные по консистенции:

-жидкий, твердый;

-вязкий, сыпучий

1

32

Различение продуктов по вкусу.

1

33

Диагностика.

1

 

Всего:

33

 

V. Коррекционно-развивающий курс

Предметно-практические действия

                                              Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Цель коррекционного курса: формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Задачи:

- формирование интереса к предметному рукотворному миру;

- освоение простых действий с предметами и материалами;

- умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.

- овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

Содержание программы

Коррекционный курс "Предметно- практические действия" (ППД) — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной, самостоятельной.

Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуляциями, собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте.

На уроках ППД дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры. В соответствии с указанными целями и задачами определяется содержание ППД.

Коррекционный курс включает следующие разделы:

- «Действия с материалами» -

«Действия с предметами»

Действия с материалами: сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)). Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.).

Действия с предметами: захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить).

Результаты освоения учебного курса

 В соответствии с требованиями АООП для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями), результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП , является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.

Личностные результаты:

· Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

·  Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; 

· Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

· Формирование уважительного отношения к окружающим;

· Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

· Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

· Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

· Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

· Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

· Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

· Освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами

· Использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал; бумага и картон.

· Уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом).

· Уметь захватывать и удерживать предмет;

· Уметь сминать лист бумаги;

· Уметь открывать емкости для хранения;

· Уметь разрывать полоски бумаги на кусочки;

· Уметь погружать руки в сухой бассейн;

· Уметь доставать из сухого бассейна предметы;

· Уметь пересыпать крупы с помощью кулака;

· Уметь отбирать крупы (единичные представители круп);

 

Календарно-тематическое планирование

По коррекционно развивающему курсу «Предметно-практические действия»

1 класс (первый год обучения)

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Диагностика.

1

2

Сминание салфеток

1

3

Сминание газет

1

4

Сминание гофрированной бумаги

1

5

Разрывание бумаги

1

6

Разрывание ваты

1

7

Размазывание пластилина сверху вниз

1

8

Размазывание пластилина слева направо

1

9

Размазывание пластилина двумя руками.

1

10

Раскатывание пластилина двумя рукам. Ворота

1

11

Скатывание шара. Бусы

1

12

Скатывание шара. Колобок

1

13

Скатывание шара. Фрукты.

1

14

Пересыпание материалов (горох)

1

15

Переливание воды из большей емкости в меньшую.

1

16

Переливание воды с помощью воронки.

1

17

Наливание жидкости в кружку

1

18

Наматывание бельевой веревки

1

19

Наматывание ниток

1

20

Нажимание на предмет. Юла

1

21

Вынимание предметов из емкости

1

22

Складывание предметов в емкость.

1

23

Перекладывание предметов из одной емкости в другую

1

24

Мозаика. Цветы

1

25

Мозаика. Лодочка

1

26

Мозаика. Овощи

1

27

Мозаика. Бабочка

1

28

Нанизывание колец на стержень

1

29

Сборка пирамидки

1

30

 Сборка матрешки

1

31

Нанизывание бус

1

32

Повторение. Сыпучие материалы

1

33

Диагностика.

1

 

Всего:

33

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

Группа (особые потребности): УО вариант 2

Группа (особые потребности): УО вариант 2

I. РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

I. РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др

Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др

Потребность в общении со сверстниками и поддержание коммуникативной ситуации доступными обучающемуся способами

Потребность в общении со сверстниками и поддержание коммуникативной ситуации доступными обучающемуся способами

Составление композиций из деталей одного цвета

Составление композиций из деталей одного цвета

Звук и буква Ы. 1 59

Звук и буква Ы. 1 59

Содержание программы: Программа предполагает работу по следующим разделам: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления»

Содержание программы: Программа предполагает работу по следующим разделам: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления»

В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся

В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся

Сравнение двух предметов: широкий – узкий

Сравнение двух предметов: широкий – узкий

Повторение. Пространственные представления

Повторение. Пространственные представления

Для реализации цели были поставлены следующие задачи: • уточнение имеющихся у детей представлений о живой и неживой природе, формирование новых знаний об основных ее элементах,…

Для реализации цели были поставлены следующие задачи: • уточнение имеющихся у детей представлений о живой и неживой природе, формирование новых знаний об основных ее элементах,…

Земли из космоса. Узнавание глобуса – модели

Земли из космоса. Узнавание глобуса – модели

Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий природный мир» 1 класс (первый год обучения) № п/п

Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий природный мир» 1 класс (первый год обучения) № п/п

Дифференциация овощей: огурец, помидор, картофель

Дифференциация овощей: огурец, помидор, картофель

Задачи: · расширять диапазон воспринимаемых ощущений обучающегося; · стимулировать активность (под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например, эмоционально двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация);…

Задачи: · расширять диапазон воспринимаемых ощущений обучающегося; · стимулировать активность (под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например, эмоционально двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация);…

Формирование умения различать свойства материалов

Формирование умения различать свойства материалов

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка: - на уровне глаз; - выше уровня глаз; - ниже уровня глаз

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка: - на уровне глаз; - выше уровня глаз; - ниже уровня глаз

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре: -холодный; -теплый

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре: -холодный; -теплый

Рабочая программа разработана на основе

Рабочая программа разработана на основе

Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу)

Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу)

Использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал; бумага и картон

Использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал; бумага и картон

Нанизывание бус 1 32

Нанизывание бус 1 32
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2024