ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальная индивидуальная программа развития (далее – СИПР) государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» г. Невинномысска (далее – ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23») на 2019-2020 учебный год для ребенка-инвалида представляет собой нормативно - управленческий документ, характеризующий имеющиеся возможности и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии, основные планируемые конечные результаты.
В процессе реализации программы в рамках деятельности ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23» осуществляется развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья ребёнка-инвалида в условиях общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности педагогического коллектива. Содержание специального (коррекционного) образования в ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23» направлено на формирование у обучающегося жизненно важных компетенций, эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности.
Раздел I.
Паспорт программы
Наименование программы - специальная индивидуальная образовательная программа развития для ребенка-инвалида с умеренной умственной отсталостью.
Нормативно-правовой базой для проектирования адаптированной программы является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08. 2013г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Заказчики программы - родитель несовершеннолетнего В. Л. В., учредитель – министерство образования и молодежной политики Ставропольского края.
Разработчики и участники реализации программы – директор, заместитель директора по УМР, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель надомного обучения школьный психолого-медико-педагогический консилиум в составе заместителя директора по УМР, учителей-логопедов, педагогов-психологов, врача-психиатра, врача-педиатра.
Основные исполнители программы - директор, администрация, педагогический коллектив.
Сроки реализации программы - 2019– 2020 учебный год
ЦЕЛЬ специальной образовательной программы развития – создать в ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23» систему психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида для освоения адаптированной программы.
Задачи программы −
· Определить особые образовательные потребности ребенка-инвалида;
· Создать условия, способствующие освоению ребенком-инвалидом индивидуальной образовательной программы;
· Разработать программно-методическое обеспечение для организации образовательного процесса;
· Организовать индивидуально-ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь ребенку-инвалиду с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей, включая программу коррекционной работы специалистов;
· Оказывать консультативную и методическую помощь родителю ребенка-инвалида по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Основные направления программы:
· создание условий для формирования адаптивной учебно-воспитательной системы по отношению к образовательным запросам обучающегося – ребенка-инвалида, его родителя, а также современного общества;
· создание условий для развития инновационной деятельности педагогов через мотивацию профессиональной деятельности;
· создание условий для формирования жизненно важных компетенций у обучающегося во время ведения учебно-воспитательного процесса;
· создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение, коррекцию и развитие здоровья у обучающегося во время учебно-воспитательного процесса;
· расширение материально-технической базы ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23»;
· создание условий для реализации индивидуального обучения и воспитания в процессе работы с родителем, воспитывающим ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Принципы реализации программы -
· Принцип гуманности, предполагающий соблюдение прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья и педагогического работника, закрепленного Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; создание в ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23» атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважении чести и достоинства личности ребёнка-инвалида, педагога.
· Принцип личностно-ориентированного подхода, состоящий в признании индивидуальности ребёнка-инвалида; обучение выступает как средство развития личности обучающегося; самореализация как процесс раскрытия и развития природных возможностей, задатков ребёнка-инвалида.
· Принцип коррекционно-развивающего компенсирующего обучения и воспитания, состоящий в интеграции действий педагогов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья на всех этапах обучения в ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23».
· Принцип сотрудничества, который регулирует построение взаимоотношений в образовательной организации на основе взаимного уважения и доверия учителей, ученика и родителя.
· Принцип целостности деятельности ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23» на основе единства процессов коррекции, развития, обучения и воспитания обучающегося.
· Принцип научности, предполагающий развитие у обучающегося понимания места и роли человека в современном мире; создание эффективной системы научно-методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции.
· Принцип программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы.
· Принцип вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23» использование различных методик и технологий с учетом изменений социального заказа, потребностей и интересов участников образовательного процесса.
· Принцип эффективности социального взаимодействия, который предполагает формирование у обучающегося навыков социальной адаптации, самореализации.
· Принцип индивидуализации, включающий всесторонний учёт уровня развития способностей ребёнка-инвалида, формирование на этой основе личных программ стимулирования и коррекции развития обучающегося; повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов ребёнка-инвалида.
· Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, который предполагает организацию образовательного процесса на наглядно-действенной основе.
Ожидаемые результаты:
· Обеспечение условий для максимальной самореализации обучающегося на основе использования инновационных коррекционных технологий, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта, развитие личности.
· Функционирование ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23» как системы, обеспечивающей формирование жизненно важных компетенций у обучающегосяна максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности, их успешную самореализацию в социальном включении.
· Создание здоровых и безопасных условий труда и учёбы.
· Укрепление кадрового потенциала ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23», совершенствование системы повышения квалификации педагогов образовательной организации.
Система организации контроля исполнения индивидуальной образовательной программы.
Управление реализацией специальной индивидуальной программы развития ребенка осуществляют администрация ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23», педагогический совет.
Утверждение специальной индивидуальной программы развития проведено решением педагогического совета ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23» (протокол № 1 от «___» _______ 2019г.)
Раздел II
Характеристика обучающегосяпо индивидуальной образовательной программе
1. Фамилия, имя, отчество – В.В.(Ф.И.О.)
2. Дата рождения – 06.08. 2007 г.
3. Характеристика особенностей обучающегося (дата обследования – 08.09. 2019г.)
Темп деятельности и работоспособность: темп деятельности неравномерен, работоспособность низкая, отмечается быстрая утомляемость, нуждается в дозировке нагрузки и отдыха.
Особенности внимания: объем внимания равен 2 объекта из 4, внимание неустойчивое, легко отвлекается на любой посторонний раздражитель, преобладает непроизвольное внимание, концентрироваться и переключатся с одного вида деятельности на другой не может.
Особенности памяти: запоминает объекты очень медленно. Память кратковременная, преобладает механический способ запоминания. Преобладает зрительная память (увиденные образы запоминает 1 из 3 объектов (при повторе задания 2 из 3) и 1 объект (последний) из 3 восприняв на слух).
Особенности мышления: мыслительные процессы на низком уровне.
Времена года знает, называет. Величины (большой маленький дифференцирует), из большого количества предметов разной величины одинаковые мячи не увидел. Фигуры по цвету и форме разложил не правильно, названия основных фигур знает (круг, треугольник, квадрат), но называет не все, так как Вениамин плохо разговаривает. Он по запросу учителя может выбрать картинку и показать.
В серии картинок «Чего не хватает?» недостающие предметы разложил не правильно. В серии картинок «Исключи лишнее» лишние предметы указал не верно, пояснить, почему не может, т.к. речь ребенка плохо развита. Последовательные сюжетные картинки с простым сюжетом раскладывает с ошибками. Со сложным сюжетом требуется помощь педагога.
По словесной инструкции учителя указывает на животных, но названия не произносит, использует звукоподражание (корова – «му-му). Дифференцирует домашних и диких животных, но корову отнес к диким животным. Родо - видовыми отношениями не владеет. Из множества картинок выбирает отдельно посуду, овощи, фрукты, одежду, животных, транспорт, а овощи, фрукты и профессии вызывают затруднения. Из серии картинок «Заплатки» правильно выполнил 1 из 5. Разрезные картинки «мальчика» собрал самостоятельно, «бабочку» самостоятельно, но с опорой на образец. Ведущий вид мышления – наглядно-действенный.
Особенности речи: Речевые навыки не сформированы, использует звукоподражание и элементы «лепетной» речи.
Пространственные представления не сформированы. Орфографический режим не соблюдает, даже при проставленных ориентирах учителем.
Сформированность учебных навыков (характерные ошибки)
Чтение: Показывает при запросе учителя 5 гласных букв («а», «о», «у», «и», «ё»), 7 -8 согласных букв называет с опорой на предметные картинки), остальные не дифференцирует, следовательно навык чтения не сформирован. Мальчик не разговаривает, преобладает звукоподражание.
Письмо: мелкая моторика развита плохо. Ручку держит не правильно, элементы букв выводить не умеет. Помощь учителя берет по настроению.
Математика: математические навыки не сформированы. Прямым и счетом владеет в пределах 10. По запросу учителя показывает и называет числа от 1 до 10. Дифференцирует понятия «один» - «много», не различает понятие «мало», геометрические фигуры не различает. Временные представления не сформированы. Условие элементарной арифметической задачи с использованием счетного материала не понимает, начинает раздражаться. На момент обследования значимым взрослым является мама, поэтому помощь иногда берет от неё.
Особенности эмоционально-личностной сферы Эмоционально-волевая регуляция деятельности не сформирована. Настроение крайне неустойчиво: от гипервозбудимости до заторможенности реакций. На контакт со взрослыми не идет, убегает от учителя, прячется под стол, капризничает без причины, плачет, иногда проявляет агрессию по отношению к матери (кидает в неё пенал, книги, ручку, отказывается выполнять задание). Со сверстниками пытается общаться на уровне жестов и лепетной речи, может длительно наблюдать за действиями детей, не вступая в игру.
Санитарно-гигиенические навыки сформированы частично, но требуют постоянного контроля со стороны взрослого.
Раздел III
Характеристика условий
Кадровое обеспечение |
С целью обеспечения ребенком-инвалидом освоения специальной индивидуальной программы развития реализацию учебно-воспитательного процесса будут осуществлять учитель надомного обучения – 1 чел (высшая категория) педагог-психолог – 1 человек (1категория) учитель-логопед – 1 человек (высшая категория) |
Психолого-педагогическое обеспечение |
С целью создания психолого-педагогических условий для проведения коррекционной работы в ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23 имеется комната психологической разгрузки, оснащенная современным оборудованием. Коррекционно-развивающая работа ведется на основе программы «Коррекция социально-эмоциональных проблем». Для профилактики физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок в ГКОУ школе-интернате № 23 функционирует школьный ПМПК. |
Программно-методическое обеспечение |
При организации обучения ребенка-инвалида используется адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант. С целью обеспечения коррекционной работы разработан учебный план, адаптированные рабочие программы по предметам учебного плана, индивидуальные образовательные маршруты - программы, программы для индивидуальной коррекционной работы. |
Материально-техническое обеспечение |
Материально-техническое оснащение ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23» позволяет обеспечить организацию обучения ребенка - инвалида по индивидуальной образовательной программе. Все предметные кабинеты оснащены мебелью, имеют освещение и тепловой режим, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям. В распоряжении ребенка-инвалида библиотека, кабинет психологической разгрузки, кабинет учителя - логопеда, кабинет социального педагога для осуществления социального сопровождения. |
Информационное обеспечение |
Обеспечение доступа к сетевых источникам информации, использование мультимедийных, аудио - видеоматериалов. Разработан сайт ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23» |
Раздел IV
Учебный план
по индивидуальной образовательной программе для обучающегося
4 класса с умеренной умственной отсталостью Валуйского Вениамина
Предмет |
Количество часов в неделю |
Обучение грамоте |
2 |
Математические представления |
3 |
Письмо |
3 |
Итого: учебная нагрузка |
8 |
Внеурочная деятельность |
6 |
Коррекция социально-эмоциональных проблем |
2 |
Логопедические занятия |
2 |
Итого |
|
Годовой календарный график работы по индивидуальной образовательной программе на 2019-2020 учебный год
Количество учебных недель - 34
1 четверть: С 02.09. 2019 г. по 26.10.2018 г. |
Осенние каникулы: С 27.10.2019 по 06.11. 2019г.
|
2 четверть: С 07.11.2019 г. по 29.12. 2019 г. |
Зимние каникулы: С 30.12. 2019г. по 12.01. 2020г.
|
3 четверть: С 13.01. 2020 г. по 23.03. 2020 г. |
Весенние каникулы: С 23.03. 2020г. по 31.03. 2020г.
|
4 четверть: С 01.04. 2020г. по 30.05. 2020г. |
Летние каникулы: С 31.05. 2020 г. |
Раздел V
План реализации коррекционных мероприятий с ребенком-инвалидом
Диагностическая работа
Психолого-педагогическое обследование |
Индивидуальная диагностика |
1-15 сентября 15-30 мая |
Определение актуального уровня развития |
Коррекционно-развивающая работа
Коррекционные занятия педагога-психолога с обучающимся по программе «Коррекция социально-эмоциональных проблем» |
Индивидуальные (групповые) занятия |
С 15 сентября по 15 мая |
Коррекция познавательных процессов |
Логопедические занятия |
Индивидуальные занятия |
С 15 сентября по 15 мая |
Коррекция речевого развития |
Консультативная работа
Родительские собрания по темам инклюзивного (интегрированного) образования |
Особенности семейного воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями |
|
Создание условий для формирования здоровой модели взаимоотношений в семье |
|
Воспитание правового сознания |
|
Формирование правовой грамотности |
Раздел VI
Основные требования к результатам реализации индивидуальной образовательной программы:
Планируемые результаты:
*предметные (индивидуальные достижения по отдельным предметам)
*личностные (индивидуальное продвижение в личностном статусе)
Мониторинг качества обучения через:
Контрольные срезы, сравнительные характеристики данных ПМПК на разных этапах обучения. Критерии оценки контрольных (итоговых) работ указаны в рабочих программах.
РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
ВЫПУСКНИК, АДАПТИРОВАННЫЙ К ИЗМЕНЯЮЩИМСЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ, С СФОРМИРОВАННЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛАБИЛЬНЫЙ, ФИЗИЧЕСКИ ЗДОРОВЫЙ.
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья»
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УМР ______С. Н. Метелкина «___»_________20__ г |
|
УТВЕРЖДАЮ Директор ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №23» ________А. А. Устинов «___»__________20___г. |
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
ДЛЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(Ф.И.О.)
на 2019– 2020 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка (учебный план, годовой календарный график)
2. Адаптированные рабочие программы по курсу
· Обучение грамоте
· Математические представления
· География
· Коррекция социально-эмоциональных проблем
· Логопедические занятия
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.