Специальная индивидуальная программа развития ученика 3 класса (3 год обучения)
Структура СИПР.
Содержание |
1. Индивидуальные сведения о ребенке |
2. Психолого-педагогическая характеристика ученика на начало учебного года |
3. Индивидуальный учебный план |
4. Условия реализации потребности в уходе и присмотре |
5. Содержание образования: |
5.1. Базовые учебные действия |
5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов |
5.3. Нравственное развитие |
5.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни |
5.5. Внеурочная деятельность |
6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР |
7. Программа сотрудничества с семьей |
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов |
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения |
1. Индивидуальные сведения о ребенке
ФИО ребенка :
Возраст ребенка:
Место жительства:
Мать:
Ступень обучения:
Заключение ПМПК (выписка)
2. Психолого-педагогическая характеристика ученика на начало учебного года.
Приоритетны учебно-коррекционные занятия:
1. Базовые учебные действия.
2. Предметно-практические действия.
3. Навыки самообслуживания.
3. Индивидуальный учебный план на 2022-2023 учебный год
Предмет |
Групповые занятия |
Индивидуальные занятия |
||||
|
Учитель |
Педагог – психолог |
Учитель АФК |
Учитель-логопед |
Учитель - дефектолог |
|
Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация |
2 |
|
||||
Математические представления |
2 |
|
|
|||
Окружающий природный мир |
2 |
|
|
|||
Окружающий социальный мир |
2 |
|
|
|||
Человек |
2 |
|
|
|||
Домоводство |
3 |
|
|
|
|
|
Адаптивная физкультура |
|
2 |
|
|||
Музыка и движение |
2 |
|
|
|||
Изобразительная деятельность |
3 |
|
|
|||
Сенсорное развитие |
2 |
|
||||
Предметно-практич. деятельность |
1 |
|
1 |
|||
Двигательное развитие |
|
1 |
|
|||
Альтернативная и дополнительная коммуникация |
|
2 |
|
|||
Коррекционно- развивающие занятия |
|
2 |
|
|||
Всего |
19 |
2 |
3 |
4 |
1 |
|
Внеурочная деятельность |
3 |
|
||||
Общешкольные мероприятия |
По плану работы класса и школы. |
|
||||
4. Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
|
1 урок |
Перемена |
2 урок |
3 урок |
4 урок |
Перемена |
5,6 урок |
ПН |
|
Прием пищи Гигиенические процедуры контроль |
|
|
|
Прием пищи Гигиенические процедуры Контроль |
Гигиенические процедуры
|
ВТ |
|
Прием пищи Гигиенические процедуры Контроль |
|
|
|
Прием пищи Гигиенические процедуры Контроль |
Гигиенические процедуры
|
СР |
|
Прием пищи Гигиенические процедуры Контроль |
|
|
|
Прием пищи Гигиенические процедуры Контроль |
Гигиенические процедуры
|
ЧТ |
|
Прием пищи Гигиенические процедуры Контроль |
|
|
|
Прием пищи Гигиенические процедуры Контроль |
Гигиенические процедуры
|
ПТ |
|
Прием пищи Гигиенические процедуры контроль |
|
|
|
Прием пищи Гигиенические процедуры контроль |
Гигиенические процедуры
|
Перечень необходимых специальных материалов и средств для ухода: влажные салфетки, бумажные полотенца, мыло, салфетки.
5. Содержание образования
5.1. Базовые учебные действия и мониторинг по полугодиям
Содержание |
I полугодие |
II полугодие |
1. Формирование базовых учебных действий |
|
|
Готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся |
|
|
Формирование учебного поведения: |
|
|
направленность взгляда на говорящего взрослого |
|
|
направленность взгляда на задание |
|
|
выполнение инструкций педагога: (например, дай, встань, сядь, посмотри и др.) |
|
|
использование по назначению учебных материалов |
|
|
Выполнение действия: |
|
|
- «рука в руке» |
|
|
- по подражанию |
|
|
- по образцу |
|
|
- по инструкции |
|
|
Коррекция поведенческих проблем
Проблемы поведения |
Функция поведения. Способы и методы коррекции |
I полугодие |
II полугодие |
Утомление, спит на занятиях. |
Сенсорная интеграция. Игры и упражнения для развития тактильной, зрительной системы, слухового восприятия. Частая смена деятельности. |
|
|
5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
Содержание |
I полугодие |
II полугодие |
Речь и альтернативная коммуникация |
|
|
Установление зрительного контакта с собеседником. Принятие партнера по коммуникации. |
|
|
Произносить лепетные слова, имеющие предметную соотнесенность. |
|
|
Понимание простой словесной инструкции. Выполнение действий по словесной инструкции. |
|
|
Соотнесение предметов с их словесным обозначением, с графическим изображением. |
|
|
Определение первого звука в слове (в сильной позиции). |
|
|
Узнавание графического изображения буквы в слоге, слове. |
|
|
Чтение слога, слова. Составление слогов из букв разрезной азбуки. |
|
|
Чтение предложения из 2-3 слов |
|
|
Составление предложения из двух слов по картинке с помощью вопросов |
|
|
Умение использовать в качестве средства коммуникации: |
|
|
взгляд, мимику, жест, звук, звукопроизношение, предметный символ |
|
|
графические изображения (фото, рисунок, пиктограмма, др. знаки, в т.ч. печатное слово, таблицу букв) |
|
|
Математические представления |
|
|
Различать и сравнивать множества и предметы по форме, величине, удаленности. |
|
|
Ориентироваться в схеме тела, пространстве, на плоскости, во времени. |
|
|
Соотносить число с соответствующим количеством предметов, группировать разнородные предметы, обозначать цифрой. |
|
|
Пересчитывание предметов в доступных пределах, выделение и различение предметов по количественному признаку, по подражанию, показу, образцу, слову. |
|
|
Письмо цифр (шаблон, трафарет, пример). |
|
|
Обозначение арифметических действий знаками. |
|
|
Иметь представление о задачах на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц. |
|
|
Соотносить заданный цвет с цветом предмета. |
|
|
Представление о деньгах, их счет. |
|
|
Различение частей суток, соотнесение действие с временными промежутками. |
|
|
Окружающий природный мир |
|
|
Представление о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонным изменениям. |
|
|
Знание значения солнца в жизни человека и в природе. |
|
|
Умение распознавать и различать объекты животного и растительного мира. |
|
|
Знание названий отдельных деревьев и цветов. |
|
|
Представление об объектах и явлениях неживой природы. |
|
|
Знание значение зерновых культур в жизни человека. |
|
|
Умение различать дни недели. |
|
|
Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья. |
|
|
Знание элементарных правил бережного обращения с растениями. |
|
|
Элементарные представления о течении времени. |
|
|
Окружающий социальный мир |
|
|
Первоначальные представления о мире, созданном человеком. |
|
|
Представления о предметах и материалах, изготовленных человеком. (бумага, дерево, стекло, металл, ткань) |
|
|
Представления о профессиональной деятельности людей, работающих в школе |
|
|
Представление о дружеских взаимоотношениях |
|
|
Умение сообщать свой адрес |
|
|
Правила поведения в общественных местах и на улице |
|
|
Представление о России и государственной символике |
|
|
Представление о праздниках, традициях |
|
|
Человек |
|
|
Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других. |
|
|
Представление о своей семье, взаимоотношениях в семье. |
|
|
Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. |
|
|
Умение пользоваться краном |
|
|
Умение ухаживать за руками, ногтями |
|
|
Умение ухаживать за лицом |
|
|
Ухаживать за полостью рта |
|
|
Ухаживать за волосами |
|
|
Ухаживать за ушами |
|
|
Ухаживать за телом |
|
|
Использовать гигиенические средства |
|
|
Соблюдать последовательность действий в туалете |
|
|
Представления об одежде, обуви, головных уборах, о видах одежды |
|
|
Одевать, снимать предметы одежды, обуви |
|
|
расстегивать / застегивать (развязывать / завязывать) липучки, молнии, пуговицы, кнопки, ремни, шнурки |
|
|
соблюдать последовательность действий при одевании / раздевании |
|
|
контролировать свой внешний вид |
|
|
различать правый и левый ботинок (сапог, тапок) |
|
|
Соблюдать правила поведения и последовательность действий за столом в столовой. |
|
|
ИЗО |
|
|
Освоение доступных средств изобразительной деятельности, использование различных изобразительных технологий: |
|
|
Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности. |
|
|
Пользоваться кистью (обмакивать ее в краску, снимать лишнюю краску и воду, проводя кистью по краю баночки, промывать кисть в воде). |
|
|
Умение рисовать: прямые линии, точки, волнистые линии; длинные и коротких штрихи; ритмы штрихов; дугообразные линии; замкнутые линии. |
|
|
Умение оставлять графический след на бумаге, доске и т.п. с помощью пальца, других частей тела, карандаша, фломастера, кисти, мела и др.. |
|
|
Положительное отношение к процессу изобразительной деятельности, положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности. |
|
|
Готовить рабочее место для работы и убирать его после работы. |
|
|
Соблюдать правила безопасности при работе с ножницами. |
|
|
Умение рисовать элементы узора: мазки, точки, прямые полоски, круги, составлять узоры на квадрате, круге, овале, полосе, располагать их в ритмической последовательности, проводить кистью ровные полосы, делать ровные мазки. |
|
|
Умение работать вместе с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ. |
|
|
Умение выполнять поделку по образцу, анализируя его и рассказывая о последовательности выполнения работы с помощью технологических карт (пиктограмм). |
|
|
Домоводство |
|
|
Представление и соблюдение правил ухода за одеждой и обувью |
|
|
Знание видов и назначения одежды и обуви |
|
|
Соблюдение правил дорожного движения |
|
|
Соблюдение правил техники безопасности |
|
|
Соблюдение правил поведения в общественных местах |
|
|
Соблюдение и выполнение гигиенических требований к жилому помещению |
|
|
Знание и соблюдение правил личной гигиены |
|
|
Сенсорное развитие |
|
|
Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека |
|
|
Способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога |
|
|
Умение целенаправленно фиксировать взгляд (на говорящем взрослом, на предмете) |
|
|
Умение использовать по назначению учебные материалы с помощью взрослого |
|
|
Умение выполнять действия по образцу и подражанию |
|
|
Умение классифицировать предметы по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам |
|
|
Знание основных геометрических фигур |
|
|
Различие основных цветов спектра |
|
|
Знание основных размеров и величин |
|
|
Умение определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов |
|
|
Умение составлять предмет из 2-3 частей |
|
|
Умение соотносить звук с его источником |
|
|
Способность различать и узнавать основные вкусовые качества продуктов |
|
|
Способность различать предмет по запаху (приятный-неприятный) |
|
|
Умение определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) |
|
|
Умение соотносить предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет |
|
|
Умение составлять сериационные ряды предметов по разным признакам |
|
|
Умение фиксировать взгляд на предмете |
|
|
Предметно-практические деятельность |
|
|
умеет сминать материал (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками и одной рукой. |
|
|
умеет разрывать материал (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны. |
|
|
умеет разминать материал (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками. |
|
|
умеет пересыпать материал (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками. |
|
|
умеет переливать воду с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.). |
|
|
умеет придавать материалу (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) заданную форму. |
|
|
сортирует мелкие предметы (горох, фасоль, кофе-бобы). |
|
|
умеет сматывать материал (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.). |
|
|
Музыка и движение |
|
|
Знать отличительные особенности произведений, различающихся по характеру: маршевые и плясовые, весёлые и грустные, быстрые и медленные. |
|
|
Знать отличительные особенности звуков, различающихся по высоте: высокие и низкие. |
|
|
Знать основные музыкальные инструменты и уметь определить их на слух. |
|
|
Уметь правильно формировать при пении гласные и согласные звуки. |
|
|
Воспроизводить несложный ритмический рисунок, соответствующий музыкальному произведению. |
|
|
Различать знакомые звуки природы, бытовые шумы (выбор из двух-трех). |
|
|
Двигаться под музыку по кругу (по одному и парами). |
|
|
Участвовать в подвижных музыкальных играх. |
|
|
Выполнять танцевальные движения с предметами в такт музыке. |
|
|
Участвовать в праздничных утренниках, развлекательных занятиях. |
|
|
Двигательное развитие |
|
|
Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений. |
|
|
Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться с помощью учителя. |
|
|
Освоение двигательных навыков, последовательности движений с помощью учителя, развитие координации. |
|
|
Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. |
|
|
Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др. с помощью учителя. |
|
|
Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: подвижные игры. |
|
|
Интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: подвижные игры, физическая подготовка с помощью учителя. |
|
|
Умение кататься на санках, играть в подвижные игры и др. с помощью учителя. |
|
|
Коррекционно-развивающие занятия |
|
|
Понимание обращенной речи, учебных инструкций. |
|
|
Направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание). |
|
|
Умение выполнять инструкции педагога по подражанию. |
|
|
Использование по назначению доступных учебных предметов. |
|
|
Умение выполнять совместные действия, действия по подражанию, доступные для ребенка имитационные действия. |
|
|
5.3. Нравственное развитие
· Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;
· Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных;
· Доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.);
· Умение выражать свои желания, делая выбор;
· Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.
5.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Участие ребенка в классных часах и беседах, по безопасному поведению учащихся на улицах и дорогах города и на классных часах по пожарной безопасности. Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.
· Знакомство с правилами личной гигиены, выполнение
· Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе.
· Безопасное поведение в окружающей среде.
5.5. Внеурочная деятельность
Название мероприятия |
Планируемая деятельность ребенка в мероприятии |
Участие ребенка в мероприятии |
День знаний |
Присутствие на классном часу, участие. |
Артем присутствовал на классном часу, принимал участие. |
Онлайн-игра «Весенние загадки», «Большие права маленьких граждан» |
Выполнение заданий в игре. |
Выполнение и разбор заданий в игре. |
Участие в акции «Мамино сердце» |
Выполнение открытки к дню матери. |
Подготовка открытки в подарок маме. |
Новогодний праздник |
Подготовка к мероприятию: изготовление украшений класса, новогодних открыток; участие в новогоднем празднике |
Участвовал в украшении класса, подготовке открыток. |
Предметные недели |
Выполнение предложенных заданий – рисунки, поделки, участие в играх. |
Выполнение заданий. |
Игры |
Игры с мячом, настольные дидактические игры "Лото", "Домино», конструирование. |
В настольные игры играет, выбирает сам игру. Предпочитает конструктор. |
Выполнение творческих заданий |
Рисунки и аппликации. |
Нарисовал рисунок к праздникам: дню матери, новому году, 8 марта, дню космонавтики. |
6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР:
учитель -
учитель логопед –
Учитель АФК –
Учитель музыки –
Врач –
7. Программа сотрудничества с семьей
Задачи |
Мероприятия |
Отчет о проведении |
Обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации
|
консультирование; посещение родителями уроков/занятий в организации; домашнее визитирование |
В течение года |
Повышение осведомленности мамы об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка |
- индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в четверть и по запросу родителей) - консультации родителей по темам: "Организация свободного времени дома", "Реализация СИПР в домашних условиях", "Формирование предметно-практической деятельности" |
2 среда месяца |
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации |
- участие родителей в разработке СИПР - посещение родителями уроков/занятий - консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы. |
Два раза в четверть. |
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения |
личные встречи, беседы - ежедневный просмотр и информирование что делали на уроке. |
Ежедневный просмотр и информирование что делали на уроке. |
Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях |
- привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий в классе и в школе |
По календарному плану класса и школы. |
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
1. Объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);
2. Наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся);
3. Муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными;
4. Различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы; живой уголок, аквариум, скотный дворик, огород, теплица и др.
5. Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения и т.д. Кроме того, используются видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о ближайшем социальном окружении. По возможности, используются технические средства: компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.
6. Материалы из дерева: бумага, картон, газета, салфетки, стол стул, деревянная игрушка;
7. Предметы мебели: стол, стул, табурет, шкаф, комод, тумба, кровать, кресло, диван;
8. Электроприборы: телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, блендер, микроволновая печь, электрический чайник;
9. Предметы посуды: тарелка, стакан, кружка, вилка, ложка, нож;
10. Части дома: стена, пол, крыша, окно, дверь.
11. Материалы различной структуры: вода, вата, нитки для вязания в клубках, ткань, бумага, песок, глина, пластилин, деревянные палочки, металлические предметы, кусочки меха, стекла, свечи, в холодное время года – снег, лед и т.п. Необходимо иметь набор материалов по количеству детей в группе.
12. Конструкторы: металлический, пластмассовый
13. Материалы для изодеятельности: кисти, краски, альбомы, цветные карандаши, клей, ножницы, цветная бумага.
14. Наборы для рукоделия, бусины.
15. Природный материал.
16. Предметные и сюжетные картинки.
17. Наборы геометрических фигур.
18. Натуральные фрукты, овощи.
19. Емкости для жидкостей и сыпучих материалов.
Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе используются информационно-компьютерные технологии. На занятиях, педагог совместно с ребенком применяют ноутбук, планшет с программным обеспечением для мобильных компьютерных платформ (развивающие программы, игры). Есть и технические средства для обучения: телевизор, магнитная доска.
Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие мячи, кубики, пирамидки, пазлы, мозаики, и др.
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Условные обозначения.
Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним). |
! |
Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого. |
пп |
Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого. |
п |
Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально). |
и |
Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу. |
о |
Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно. |
с |
Ребёнок узнаёт объект |
у |
-не всегда узнаёт объект |
нву |
-не узнаёт объект |
н |
Сформированность представлений |
|
1. Представление отсутствует |
- |
2. Не выявить наличие представлений |
? |
3. Представление на уровне: |
|
- использования по прямой подсказке |
пп |
- использование с косвенной подсказкой (изображение) |
п |
- самостоятельное использование |
+ |
Заключение школьного психолого-педагогического консилиума по итогам учебного года:
Рекомендовано:
Учитель:
_______________________________ __________________
Родитель:
________________________________ ___________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.