Специальная индивидуальная программа развития ученика с ТМНР
Оценка 4.6

Специальная индивидуальная программа развития ученика с ТМНР

Оценка 4.6
docx
19.02.2022
Специальная индивидуальная программа развития ученика с ТМНР
сипр 2021-2022 ученика с ТМНР.docx

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА   С.В.  РУДНЕВА   п.  ДЕ-КАСТРИ ДЕ-КАСТРИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ  УЛЬЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ХАБАРОВСКАГО КРАЯ

 

  УТВЕРЖДАЮ 

  Директор    школы   

________________  

 ___» ____________ г               

Принято на педсовете   

  протокол № ___   

     ______________                                                                                                                                                  

Рассмотрено   на   заседании   МО

Протокол   заседания МО №

от «___» ____________ 202__г.

___» ____________ г.                                                                                                             

 

 

 

Специальная индивидуальная программа развития

для обучающегося с тяжёлой и глубокой  умственной отсталостью на дому

5 класса (6 год обучения)

Величко Ксения Романовна

на 2021-2022 учебный год

СИПР разработан на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 ( Надеин Никита Сергеевич )

 

 

 

Составитель: Трофимова Вероника Анатольевна

 

п. Де-Кастри

2021

 

Структура СИПР

 

1.    Пояснительная записка.

2.    Общие сведения о ребёнке.

3.    Психолого-педагогическая характеристика.

4.    Индивидуальный учебный план.

5. Расписание индивидуальных занятий.

6. Содержание образования в условиях организации и семьи

6.1. Базовые учебные действия.

7.Условия реализации потребности в уходе и присмотре

8.Перечень  специалистов, участвующие в реализации СИПР

9.Программа сотрудничества с семьей обучающегося.

10.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.

11. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

12..Приложения.


1. Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающейся со стойким нарушением познавательной деятельности.

СИПР составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  (ФГОС с УО Приказ № 1599, вариант 2). СИПР разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).    Среди детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития (далее ТМНР) значительное количество неговорящих детей. Это предъявляет особые требования к учителю, организации самого процесса обучения и коммуникативной деятельности.

             Каждая из образовательных областей в «Программе» основана на понимании того, что дети этой нозологической группы обучаемы, то есть способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития.

           Однако даже при специальном обучении у них от­мечается более позднее появление лепета и первых слогов, за­держка проявления дифференцированной эмоциональной реак­ции, слабый интерес к окружающим объектам и игре, неадекват­ное поведение. Речь таких учащихся формируется крайне медленно и ограниченно, ее понимание даже на бытовом уровне в вербальной форме крайне затруднено.

          Речевые нарушения носят системный характер и распространяются на все ее функции — коммуникативную,  познавательную,  регулирующую.  Для этих учащихся характерны ярко выраженная неравномерность, фраг­ментарность развития, наличие в нем своеобразных «пустот» и пробелов, чрезвычайная скудость представлений, несформированность способов восприятия, социальная незрелость.

Кроме то­го, отсутствие коррекционной помощи приводит к чрезвычайно­му ограничению зоны ближайшего развития этих детей и под­ростков. Длительная невостребованность их потенциальных спо­собностей в сочетании с отсутствием помощи взрослого в развер­тывании своей собственной программы развития приводят к то­му, что фактически все формы активности находятся у них в обедненном, а нередко в редуцированном виде.

В работе с неговорящими детьми вербальные средства передачи информации малоэффективны, а зачастую не возможны, поэтому необходимость в создании специальных адаптивных программ для этой категории детей является на сегодняшний день актуальным.

              В данной программе в качестве основного средства взаимодействия осуществляющейся  на основе тщательной оценки возможностей ребенка для овладения словесной речью является невербальная коммуникация.

             Система коммуникации включает различные средства: слово, жест, фотография, картинка, символ. Ребенок сам выбирает то, или иное средство общения в определенной ситуации. Также учитывается, что альтернативные средства общения (жестовый язык, пиктограммы, символы) не могут полностью заменить речь, поэтому жест постоянно подкрепляется словом. 

              Для данной категории детей материал программы не регламентируются  временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материа­ла, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.

По мере обучения, в зависимости от ин­дивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

Этим обоснован  выбор  данной образовательной программы, которая  больше соот­ветствует тому содержанию, которое предлагается для изуче­ния детьми с ТМНР.

  «Программой» определены средства обучения, предметно-развивающая среда, формы взаимодействия со взрос­лыми участниками образовательного процесса, содержание обра­зовательного процесса в соответствии с общим и национально-региональным компонентом образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Цель «Программы обучения учащихся с ДЦП, осложненной умеренной и тяжелой у.о., имеющих тяжелый речевой дефект»,  состоит в максимальном включе­нии обучающихся в образовательный процессе, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, иг­ровой, элементарной учебной, общения, трудовой).

 

Цели реализации СИПР:

§  социальная адаптация ребёнка;

§  коррекция и компенсация нарушений развития;

§  доступное образование и воспитание;

§  общее и физическое развитие в соответствии с состоянием ребёнка и возможностями.

Задачи программы:

§  формирование социального поведения; коммуникативных умений: расширение социальных контактов, умение адекватно общаться, обращаться за помощью, соблюдая принятые правила приличия;

§  формирование и развитие коммуникативной функции речи;

§  умение выполнять инструкции педагога;

§  использование по назначению учебных материалов;

§  умение выполнять действия по образцу и по подражанию;

§  отработка навыков самообслуживания и личной гигиены для    достижения возможной степени независимости;

§  эмоциональное развитие, чувство уверенности, положительное отношение к самому себе и окружающим;

§  развитие умения занять себя в свободное время;

§  развитие умения участвовать в совместной игровой и досуговой деятельности.

Принципы:

§  приоритет воспитания в образовательном процессе;

§  личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения;

§  сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

Ценности программы:

·         определение необходимых и достаточных условий для проявления и развития индивидуальности ребенка.

·         приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка как активного носителя субъективного опыта в образовательном процессе.

Описание организационно-педагогических условий

            Обучение осуществляется по специальной индивидуальной программе развития для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями в развитии.

            Данная программа выбрана в соответствии с заключением ПМПК (№ 9348 от 13.10.2016), потребностями самого ребёнка и согласована с родителями.

Все учебные предметы для обучающейся с  умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы. Обучение направлено, прежде всего, на решение вопроса развития речи, как её регулирующей, так и коммуникативной функций. Ребёнка учат понимать обращённую к нему речь, выполнять несложные инструкции и указания взрослого, в данном случае учителя.

Индивидуальный учебный план направлен на решение следующих образовательных задач:

·         обеспечение базового образования;

·          реализацию системы коррекционно-развивающего обучения.

 Представленные рабочие программы по каждому предмету включают следующие разделы:

§  пояснительная записка, в которой даётся характеристика общих, коррекционных целей и задач обучения по данному предмету;

§  раздел, в котором представлены планируемые результаты (личностные и предметные) и система оценки индивидуальных достижений обучающейся;

§  раздел, в котором раскрывается содержание обучения;

§  календарно-тематическое планирование;

§  описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

 

 

 

 

 

                                                                          2.Общие сведения о ребёнке

 

 

ФИО ребенка: Надеин Никита Сергеевич, 06.09.2008г

Возраст ребенка: 13 лет

Место жительства, адрес : п. Де-Кастри, ул. Мира д. 48 кв. 3

Мать: Надеина Александра Анатольевна Анна Александровна

Отец: Надеин Сергей Викторович   ВГоломёдов ЕгореличРоман Анатольевич

Год обучения в МБОУ  СОШ п. Де-Кастри : с 01.09.2016 года

Ступень обучения: первая (5- класс, 6 год обучения)

Группа (особые потребности): ребёнок-инвалид

Рекомендации ПМПК: нуждается с создании специальных условий. Рекомендовано обучение по АООП (приказ 1599, вариант2) с разработкой СИПР. Рекомендованы занятия с дефектологом, психологом, логопедом, необходимо медицинское сопровождение психиатра и невролога.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    3.Психолого-педагогическое представление на учащегося

Психолого-педагогическое представление на учащегося

ФИО: Надеин Никита Сергеевич

Дата рождения: 06.09.2008 год

Учебное заведение: МБОУ СОШ имени Героя Советского Союза С. В. Руднева п. Де-Кастри Ульчского района Хабаровского края, 5 класс.

Анамнез:  ДЦП ТМНР.

Педагог-психолог: Кутлубаева Юлия Владимировна.

Никита в первый класс поступил с диагнозом ДЦП ТМНР. В первый год обучения проявлял агрессию по отношению к педагогу (кусался, старался ударить, скидывал методический и демонстративный материал со стола). По истечению полу года, выработалась система, стал привыкать, агрессивность нейтрализовалась.  На занятиях быстро утомлялся, работоспособность неустойчивая.  Инструкции воспринимал после многократного повторения, задания выполнял с помощью взрослого. Представления об окружающей действительности сформированы в малом объеме (в основном бытового характера). Движения не скоординированы, развитие графической деятельности неразвито, самостоятельно не рисовал, только  черкал, но не долго. Недостаточная концентрация внимания, отмечаются трудности в переключении внимания, маленький объем. Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Память механическая, отслеживается негибкое мышление. Интеллектуальное развитие ниже возрастной нормы.  У Никиты отсутствует речевая  деятельность.  Изредка издает звуки, чаще всего когда что-то не нравится. Интерес к занятию цикличный, задания выполняет совместно с психологом, нуждается в поддержке и участии взрослого. Необходима постоянная стимуляция к деятельности. Активно реагирует на похвалу, любит, чтоб гладили его по голове.

  На протяжении 5-ти лет обучения Никиты проводилась следующая работа: применялся полисенсорный подход, который обеспечивает использование максимально возможного количества анализаторов в знакомстве с предметами явлениями окружающего мира. Создавала условия для возникновения импульсов во всех областях восприятия при помощи хорошо организованных стимулов (массажи с использованием мячиков с шипами, Су-Джо и прочее). Поэтапно формировали умения выполнять манипуляции с предметами, учились различать предметы по их внешним и функциональным свойствам, пользоваться игрушками и другими предметами, в том числе доступными инструментами, по их назначению. Достигали результата деятельности путем последовательного выполнения определенных действий, руководствуясь образцом, устной или наглядной инструкцией (расположенными определенной последовательности предметами, пиктограммами). Динамика есть, продолжаем работу по всем направлениям.

Логопед: Шемякина Нина Васильевна.

Речевое окружение в семье без особенностей. В дошкольном возрасте занятия с логопедом не проводились.

У Никиты отсутствует речь, соответственно, у него не сформированы речевые процессы.

В 2020-2021 учебном году были запланированы :

Установление контакта с собеседником.

Реагирование на собственное имя.

Приветствие собеседника звуком (словом).

Привлечение к себе внимания звуком (словом).

Прощание с собеседником звуком (словом).

Приветствие (прощание) с использованием мимики.

Приветствие (прощание) с помощью жеста.

Привлечение внимания с помощью жеста.

 

Никита показал небольшой прогресс в обучении. Занимался всегда с удовольствием, с настроением. Часто использовал звуки для выражения своих эмоций.          

            Трофимова Вероника Анатольевна: Понимание обращенной речи у Никиты было ограниченно. Языковые средства несформированны, ребенок не владеет речью.   Мальчик  понимает названия некоторых реальных предметов, реагирует на свое имя,  слабо понимает обращенную речь, связанную с изучением нового материала. Находясь в хорошем настроении, соглашается на общение со знакомым педагогом, положительно реагирует на тактильный контакт, не избегает взгляда в глаза. При выполнении учебного задания Никите требуется посторонняя организующая помощь в связи со сниженной произвольностью действий. Может составить  кубик  на   кубик,  собрать  пирамидку  без  учета   цвета  и  величины. Мелкая  моторика  развита   очень  слабо,  не  может правильно брать  в  руку   карандаш,   кисточку,  выполняет  ими  отдельные штрихи.  Характер действий с предметами: хаотичный. Не использует поисковые способы ориентировки, действует без учета свойств  предмета, не переносит знания и опыт на новые предметы, в новую ситуацию. К игровым материалам и игрушкам проявляет высокий интерес. По инициативе взрослого может собирать мозаику (методом проб и ошибок). Реагирует на похвалу. Эмоциональное состояние стабильно. Эмоции выражены ярко. Может очень эмоционально радоваться, смеяться громко. Может меняться настроение, связано с усталостью, переутомлением. Тактильное обследование материала (крупа, вата фасоль, горох, пластилин, глина, целлофановый пакет, бумажные салфетки, бумага) не вызывает негативной реакции, прислушивается к ощущениям, улыбается, игры с материалом вызывают эмоциональную активность.  Динамика в развитие имеется.

            София Михайловна Нацвина: на занятиях Никита понимает обращённую к нему речь. Словесные инструкции повторяются ребенку неоднократно. При помощи рук и звуков может показать нужные предметы. Любит рассматривать картинки. Если, что – то узнает показывает несколько раз. Поведение ребёнка неустойчиво, ситуативно. Мелкая и крупная моторика не развиты. Затруднения проявляются при удержании равновесия (возникает общее напряжение, покачивание туловища). Обнаруживается замедленность в одной позе. Недостаточная концентрация внимания. Ребенок часто утомляется. Никита испытывает трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, низкая познавательная активность, плохая сосредоточенность. Расстройства эмоционально-волевой сферы в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности отсутствие самостоятельности.

Продолжать работу с ребенком по всем направлениям: развитие ВПФ, мелкой и крупной моторики. Ребенок требует повышенного внимания, индивидуального сопровождения.

Шконда Элла Анатольевна: за время работы выявлены  нарушения координации движений. Мелкая моторика пальцев рук слабо дифференцирована (захват карандаша, кисти и т.д). Затрудняется при выполнении пальчиковых упражнений. Не сформированы  графомоторные умения. При выполнении задания (обвести предмет, заштриховать, работа в прописи), доступны только совместные, поэтапные действия со взрослым. На занятиях ребенок отвлекается, наступает состояние охранительного торможения. Иногда возможно проявление агрессии. Ребенок требует индивидуальной работы и повышенного внимания.

За прошедший период работы Никита после нескольких повторений выполняет словесные инструкции.  Заметно то, что стал спокойнее на занятиях.  Простые задания выполняет, но если сменить инструкцию задание ребенку сложнее.  Выявлена слабая динамика при помощи педагога.

 

Приоритетное содержание обучения и воспитания:

1. Базовые учебные действия.

2. Коммуникативные навыки.


4.Индивидуальный учебный план на 2021 – 2022 учебный год

Надеин Н.С.,  2008 г. р.,  5 класс (6 год обучения)

Обучается по специальной (коррекционной) программе

(приказ 1599 вариант 2)

 

Предметны  области

Предмет

Количество часов в неделю

  1. Обязательная часть

1.Язык и речевая практика

1.1 Речь и альтернативная коммуникация

0,5

2. Математика

2.1.Математические представления

0,5

3.Окружающий мир

3.1Окружающий природный мир

0,5

3.2Человек

0,5

3.3Окружающий социальный мир

0,5

3.4Домоводство

0,5

4. Искусство

4.1Музыка и движение

0,5

4.2Изобразительная деятельность

0,5

5. Физическая культура

5.1Адаптивная физкультура

1

6.Коррекционно-развивающие занятия

2

2. Часть формируемая участниками образовательных отношений

1.Альтернативная коммуникация

2

Итого

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные занятия -20 минут, в связи с низкой работоспособностью и утомляемостью, обучающейся с УО.

 

 

 

 

5.                  Расписание индивидуальных занятий с обучающейся 5 класса (шестой  год обучения)

 

День недели

Время

Предмет

Учитель

Понедельник

10.00-10.20

Альтернативная коммуникация

Шемякина Н.В

Вторник

11.40-12.00

Коррекционно-развивающие занятия

Кутлубаева Ю.В.

12.05-12.25

Коррекционно-развивающие занятия

Кутлубаева Ю.В.

13.30-13.40

Речь и альтернативная коммуникация

Трофимова В.А.

13.45-13.55

Математические представления

Трофимова В.А.

Среда

10.00-10.20

Альтернативная коммуникация

Шемякина Н.В

10.50-11.10

Изобразительная деятельность

Шконда Э.А.

11.15-11.35

Музыка и движение

Шконда Э.А

11.40-12.00

 

Окружающий природный мир

Окружающий социальный мир

Нацвина С.М.

Нацвина С.М.

12.05-12.25

 

Человек

Домоводство

Нацвина С.М.

Нацвина С.М.

Четверг

10.20-10.40

Адаптивная физкультура

Кутлубаева Ю.В.

 

 

 

6.Содержание образования

6.1. Базовые учебные действия.

Программа формирования базовых учебных действий (БУД) у обучающейся с  умственной отсталостью, направлена на формирование готовности ребёнка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

§  подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников,

§  к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. 

Формирование учебного поведения:

§  направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

§  умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);

§  использование по назначению учебных материалов;

§  умение выполнять действия по образцу и по подражанию. 

Формирование умения выполнять задание:

§  в течение определенного периода времени, 

§  от начала до конца, 

§  с заданными качественными параметрами. 

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.  д. 

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учётом особых образовательных потребностей обучающейся.  Решение поставленных задач происходит, как на индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных курсах в рамках учебного плана. 

Сформированность базовых учебных действий определяется по завершению обучения с учётом индивидуально-личностных особенностей обучающейся с УУО.

          Содержание БУД

1 полугодие

2 полугодие

1.Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с учителем, взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками.

 

 

¾     принятие контакта, инициированного взрослым

 

 

¾     установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса

 

 

¾     ориентация в учебной среде дома: (пространство, материалы, расписание)

  • нахождение места хранения игрушек

 

 

  • нахождение своего (рабочего) места за столом;

 

 

  • нахождение места хранения набора индивидуальных заданий;

 

 

·         нахождение места, предназначенного для игровой деятельности.

 

 

2. Формирование учебного поведения

 

 

¾    поддержание правильной позы на занятии

 

 

¾    направленность взгляда:

 

 

  • на говорящего взрослого

 

 

  • на задание

 

 

¾    умение выполнять инструкции педагога:

·         понимает жестовую инструкцию

·         выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываем с ученицей на данном этапе обучения)

 

 

¾    выполнение простых и двухступенчатых речевых инструкций:

  • «Посмотри на меня»
  • «Возьми»
  • «Дай»
  • «Покажи»
  • «Посмотри и возьми»
  • «Возьми и покажи»
  • «Подними и дай» 

 

 

¾    принятие помощи взрослого

 

 

¾    использование по назначению учебных материалов: бумаги; карандаша, мела.

 

 

¾    умение выполнять действия с предметами:

          выполняет действие способом рука – в - руке;

         по подражанию (подражает действиям, выполняемым педагогом);

         по образцу (последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога).

 

 

-соотнесение изображений на карточках   с предметами и   игрушками.

-соотнесение предмета с соответствующим изображением (по образцу)

 

 

-выполнение соотнесения одинаковых картинок (по образцу)

-соотнесение одинаковых предметов (по образцу)

 

 

3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками

 

 

         выполнение задания полностью (от начала до конца) (при организующей, направляющей помощи способна выполнить посильное задание от начала до конца),

         в течение определённого временного промежутка: (произвольное внимание на выполнении посильного задания 5-10 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Условия реализации потребности в уходе и присмотре

 

 

Рекомендации ПМПК: нуждается с создании специальных условий. Рекомендовано обучение по АООП (приказ 1599, вариант2) с разработкой СИПР. Рекомендованы занятия с дефектологом, психологом, логопедом, необходимо медицинское сопровождение психиатра и неврологам, психологом, дефектологом.

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Специалисты, участвующие в реализации СИПР

 

ФИО

 

Должность

Область ответственности

Трофимова В. А.

Учитель начальных классов

 

Язык и речевая практика

Математика

 

Кутлубаева Ю. В

Педагог-психолог

Коррекционно-развивающие занятия, физическая культура

Шконда Э.А

Педагог-психолог

Искусство

Шемякина Н.В.

 

Учитель - логопед

Альтернативная коммуникация

Нацвина С.М

 

Социальный педагог

 

Окружающий мир

 

9.Программа сотрудничества с семьей обучающегося.

 

Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи.  Программа обеспечивает сопровождение семьи,  воспитывающей ребенка-инвалида путем организации проведения различных мероприятий.

 

 

Задачи

Мероприятия

Повышение осведомленности родителей (законных представителей) об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

·         индивидуальные консультации родителей (законных представителей) со специалистами ( по запросу родителей)

обеспечение участия семьи (законных представителей) в разработке и реализации СИПР

·         участие родителей (законных представителей) в разработке СИПР;

·         посещение родителями уроков/занятий;

·         консультирование родителей (законных представителей) по вопросам обучения ребенка.

организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

·        личные беседы;

·        присутствие родителей (законных представителей) на занятиях и обсуждение результатов.

организация участия родителей (законных представителей) во внеурочных мероприятиях

·         привлечение родителей (законных представителей) к планированию, разработке и реализации мероприятий:

·             «1 сентября – День Знаний»

·             «Новогодний праздник»

·             «Последний учебный день»

 

10.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

 

В качестве средств для выполнения заданий  подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).

Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).

Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.

Конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.

Используются доступные ребенку музыкальные инструменты (трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, металлофоны, свистульки, деревянные ложки и др.).

В качестве средств для выполнения заданий  подобраны материалы, которые развивают сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, кисточка с перьями, ворсовая щеточка для расслабления мелких мышц пальцев, ручной массажер для расслабления мышечной мускулатуры тела, гелевая игрушка для развития кистей рук, шарик с жесткой, шероховатой поверхностью  и колючками для развития тактильных ощущений, ткани, меховые шарики, лоскутки и т. д.

Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе используются информационно-компьютерные технологии.

Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие модули, мячи, кубики, пирамидки,  пазлы, мозаики, футляры с вырезанными в их крышках контурами предметов, как для правильного помещения, так и для ошибочных вариантов;

трафареты,      закрепляемые      неподвижно      в      приборе «Школьник», с внутренним контуром;

доски, покрытые слоем пластилина или другими вяжущими веществами;

геометрические фигуры, доступные для изучения в соответствии с возрастными возможностями;

карточки с рельефными рисунками линий, геометрических  плоских предметов (бархат, пластмасса, наждачная бумага);

магнитные доски;

строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строительный материал, строительные наборы, состоящие из однотонных и разноцветных предметов различной геометрической формы, пластмассовые конструкторы (ЛЕГО);

наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров;

сборно-разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные;

наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы;

наборы палочек;

сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа; набор коробок, прозрачные ёмкости;

пуговицы разного размера и различных цветов;

природный материал: ракушки, камушки, шишки;

муляжи овощей и фруктов;

материал для лепки: пластилин;

палочки разной длины и ширины для рисования на песке, манке;

наборы кистей, карандашей, фломастеров, мелков;

детские музыкальные инструменты.

 

 

 

11.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

 

Надеин Никита, ученик 5 класса за 2021-2022 гг

 

Условные единицы:

- не выполняет задания (-)

- выполняет задание со значительной помощью педагога (пп)

- выполняет задание с частичной помощью педагога (п)

- выполняет задание по последовательной инструкции (и)

- выполняет задание по образцу (подражанию) (0)

- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки (сш)

- выполняет задание самостоятельно (без ошибок) (+)

 

Показатели самостоятельности учащегося

Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним).

Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого.

Действие выполняется  ребенком с частичной помощью взрослого.

Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально).

Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу.

Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.

Ребёнок узнаёт объект

-не всегда узнаёт объект

-не узнаёт объект

Профиль развития учащегося с умеренной умственной отсталостью

Действия

Уровень овладения

Когнитивные

Сенсорно-перцептивные

Сенсорно-двигательные

Графомоторные навыки

Навыки невербальной коммуникации

Общение и речь

Изобразительная деятельность

 

 

 

 

Уровни овладения:

4-по образцу

3-по инструкции

2-по подражанию

1-с привлечением внимания

Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

2. Не выявить наличие представлений

3. Представление на уровне:

- использования по прямой подсказке

- использование с косвенной подсказкой (изображение)

- самостоятельное использование

 

 

№ п/п

Направление коррекционно-логопедической работы

Период

середина года

конец года

1       

Формирование психологической базы речи, высших психических функций: внимание, восприятие, память, воображение, мышление

 

 

2       

Выполнение артикуляционных упражнений

 

 

3       

Выполнение дыхательных упражнений

 

 

4       

Развитие мелкой моторики

 

 

5       

Развитие фонематического слуха и восприятия

 

 

6       

Формирование сенсорных эталонов

 

 

7       

Формирование пространственной ориентировки

 

 

8       

Возникновение потребности в общении

 

 

9       

Возникновение речевой активности и использование усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни

 

 

10   

Понимание обращённой речи (Импрессивная речь)

 

 

11   

Создание предпосылок к развитию самостоятельной устной речи умения употреблять в ходе общения слоги, простые слова, звукоподражания) – экспрессивная речь

 

 

12   

Развитие познавательной активности

 

 

13   

Развитие умения соотносить предметы и действия с их словесным обозначением

 

 

14   

Формирование звуковой культуры речи   

 

 

15   

Умение понимать и выполнять простейшие инструкции

 

 

16   

Формирование предпосылок к осмысленному чтению и письму (узнавание (различение) образов графем (букв), графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов)).

 

 

17   

Формирование начальных навыков чтения и письма (называние буквы, чтение простого (гласного, закрытого) слога, написание буквы)

 

 

 

 

Программы представлены в

 

приложении  №1 Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

приложении  №2Рабочая программа по предмету «Математические представления»

 

Дата                                                                                                                                                          Подпись

«___» ________ 20___ г.                                                                                                         _______________________                                                                       

                                                                                                                                                   ______________________

                                                                                                                                                  ____________ ________


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯКОММУНИКАЦИЯ.

Пояснительная записка.

Речь и альтернативная коммуникация – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Физическая недостаточность  ограничивает формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно  затруднено, либо невозможно.

В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.

Смыслом обучения общению является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

Обучающие задачи  по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении индивидуальной программы обучения выбирается обучающая задача  и, в зависимости от возможностей  ребенка подбирается средство коммуникации для реализации поставленной задачи. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, используются альтернативные средства коммуникации. Например, обучение выражению согласия может происходить с использованием жеста и/или пиктограммы. Подбор и освоение этих средств осуществляется индивидуально в рамках коррекционного курса.

Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать произнесенные слова, словосочетания, предложения и связные высказывания, различать напечатанные слова.

 Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в общении слова, строить словосочетания, предложения, связные высказывания, писать отдельные буквы и слова.

Обучение импрессивной и экспрессивной речи может проводиться параллельно. В случае более сложных речевых нарушений у ребенка, сначала осуществляется работа над пониманием речи, а затем над ее употреблением (в зависимости от индивидуальных возможностей детей).

В учебном плане предмет представлен на каждой ступени обучения.

Особенности курса: Общение с умственно отсталым ребёнком осуществляется в  процессе любой деятельности: на уроках, музыкальных занятиях, в процессе игровой деятельности, на прогулках и экскурсиях. Известно, что общение тесно связано с общим психическим развитием ребёнка. Базовыми предпосылками для развития речи является коммуникативная направленность общения, интерес ребёнка к окружающему миру, слуховое внимание и восприятие, готовность речевого аппарата. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. Развитие речи как средства  общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы.

Особенности психофизического развития детей с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей. Часть детей, отнесенных к категории обучающихся с ТМНР, имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза, вследствие которых они полностью  или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации..

Развитие этих предпосылок и определяет содержание основных задач, имеющих коррекционную направленность при обучении умственно отсталого ребёнка. У ребенка речь отсутствует, поэтому программа направлена на стимуляцию слухового и зрительного анализаторов, а также на эмоциональный отклик у ребенка. Хотя речь плохо развита, но ребенок стремится к общению, интересуется различными видами пособий, книг и др.

Задачи:

-учить понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений, рисунков

-развивать умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом

-развивать умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения и фиксировать взгляд на лице партнёра

-учить пользоваться индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями, либо другим доступным способом

-   учить понимать и выполнять словесные инструкции (на, дай, возьми)

-   продолжать  учить реагировать на своё имя

Коррекционные задачи:

-   создавать у детей предпосылки к развитию речи

-   формировать артикуляционные способности

-формировать умение произносить гласные звуки (а, о, у, и) и соотносить их с определёнными игрушками

-   формировать умение высказывать свои потребности с помощью жестов и мимики

-   учить понимать обращённую речь

-   формировать навыки адекватного реагирования на речь взрослого

-   побуждать к эмоционально-звуковому выражению чувств

-   учить пониманию речи и жестов

-         развивать мышление и память в процессе общения со взрослым на основе обогащения представлений об окружающем

-   Основные формы и методы обучения - это практические упражнения и опыты, зарисовки в тетрадях, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение пословиц и поговорок, народных примет, стихов, рассказов, рассматривание картин.

-   На всех уроках используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, коррекции. Каждый урок построен так, чтобы он мог доставить детям радость познания и вызвать желание повторной встречи с учителем.

-   В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2 для обучающихся с умственной отсталостью) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей обучающегося.

Содержание предмета.

 

Коммуникация.

Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда,  указательного жеста, изображения, слова. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Задавание вопросов. Соблюдение дистанции в разговоре. Общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния. Прощание с собеседником.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.). Понимание слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.). Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание обобщающих понятий (по возможности).

Экспрессивная речь. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов,  действия.   Употребление  слов,   обозначающих   свойства  (признаки)  объектов     и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.). Употребление слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.). Употребление словосочетаний, простых и сложных предложений. Употребление обобщающих понятий. Пересказ текста по плану. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение последовательности событий. Составление элементарного рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление простого рассказа о себе. Составление простого рассказа по серии сюжетных картинок.

        

 

 

 

 

 

 

.Содержание учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация.»

 

Тема

Количество

 часов

Требование

к уровню

Различение звуков окружающей действительности

4

Отслеживание результатов в индивидуальных программах обучения по критериям.

Показатели самостоятельности учащегося (пс):

Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен).

Звукоподражание

9

Различие звуков

7

Понимание жестов

7

Выполнение действий совместно со взрослым, буквы А, У и др

7

 

 

Всего уроков

34


Тематическое планирование по предмету

Речь и альтернативная коммуникация.

 

№ п/п

Содержание разделов, тема уроков

Количество  часов

Различение звуков окружающей действительности

4

1

Развитие слухового внимания: стук, звон, шуршание, гудение, жужжание. Мое имя. Слушание сказки Г.Остера «Котёнок по имени Гав»

 

 

 

1

2

Развитие слухового внимания: воет, рычит, фыркает, тявкает, пищит. Развитие мелкой моторики:  пальцы, руки, потешка. Слушание стихотворения В. Степанова «Воробей»

 

 

 

 

 

1

3

Развитие слухового восприятия: лает, мяукает, мычит, блеет, хрюкает, ржёт. Подготовка руки к письму. Рисование на песке. Прослушивание сказки про Машу и Дашу. (Здороваться, прощаться).

 

 

 

 

1

4

Развитие слухового восприятия: по длительности звучания (долгие и короткие), силе (громко – тихо), темпу (быстро – медленно - умеренно), по тембру (детские гусли, балалайка). Подготовка руки к письму (проведение линий)

 

 

1

Звукоподражание

9

5

Кто как подает голос (домашние животные). Конструирование по образцу или методом наложения на образец из счетных палочек и полосок бумаги, обводка по контуру. Моя семья.

.

 

1

6

Кто как подает голос (голоса птиц). Подготовка руки к письму

(обведение по контуру). Сказка про мальчика Петю (хорошо, плохо).

 

 

1

7

Кто как подает голос (голоса диких животных.). Подготовка руки к письму (трафареты). Что такое книга?

 

 

1

8

Кто как подает голос (явления природы). Подготовка руки к письму (геометрические фигуры). Осень. Работа с сюжетной картиной.

 

 

1

9

Кто как подает голос (транспорт). Подготовка руки к письму. Волнистые линии. Сбор урожая. Работа с предметными картинками, муляжами.

 

 

1

10

Звуки музыкальных инструментов. Работа с картинками: (составление картины из отдельных картинок).  «Когда это бывает?» Закрашивание пальчиками, создание цветных пятен: «Осеннее дерево»  (дорисовка), «Дождь». 

1

11

Звуки рабочих инструментов. Прослушивание сказки «Теремок». Лепка без задания для ознакомления учащихся с основными свойствами теста, пластилина.

1

12

Кто как подает голос (насекомые). Привлечение к себе внимания. Выполнение поручений «Дай», «Покажи», «Найди», «Соотнеси». Зима. Работа с предметными картинками.

 Освоение учащимися основными приемами работы с тестом, пластилином: раскатывать, прямыми и круговыми движениями.

 

1

13

Звуки в доме. Праздник «Новый год» Лепка «Грибы» (раскатывание, скатывание, расплющивание).

 

1

Различение звуков

7

14

Различение звуков а,у. Звук о. Выражение удовольствия, неудовольствия, звучащим предметом. К. Чуковский « Мойдодыр» Дорисовка «Дорожка к домику» (пальчиками)

 

15

Различение звуков а,у,о. Игра «Продолжи» письмо по пунктиру, точкам. Время года – зима. Цвет зимы – белый. Основные признаки и явления природы. Работа с пиктограммами.

1

16

Прощение у собеседником звуком, словом, предложением. Ролевая игра «Прости меня».  Рисование на манке: «Дорожка», «Дождик», «Ручеек»

1

17

Слушание аудиозаписей, узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голоса животных. Сказка «Зимовье зверей» Рисование по клеткам. Упражнения на закрепление умений изображать точки «Проведи линию от точки до точки»

1

18

Привлечение внимания звучащим предметом. Обводка по внутреннему трафарету: «Яблоко», «Помидор»

 

1

19

Прослушивание аудиокниг.  Звуки природы. Рисование по клеткам. Упражнения на закрепление умений изображать точки «Проведи линию от точки до точки»

1

20

Игра - имитация  «Теремок» (имитация движений, звукоподражание) Дорисовка» «Светофор» (пальчиками)

1

Понимание жестов

7

21

Игровые упражнения, имитирующие природные явления:   «Солнышко и дождик» (жесты и мимика: холодно – хмурится, солнышко-улыбка, идет дождик – пальчик по столу). Упражнение на нахождение нужных элементов для аппликации. Игра «Что лишние?»

1

22

Выражение жестом согласия, несогласия, удовольствия, неудовольствия, благодарности своих желаний. Работа с парными картинками. Игра  «Что изменилось?»  Пальчиковая гимнастика: «Сорока-сорока», «Ладушки», Бегут пальчики по дорожке», «Пальчик, пальчик, где ты был».

1

23

Игровые упражнения для совершенствования движений мимической мускулатуры перед зеркалом и по образцу. Самомассаж рук, с помощью различных массажеров: мячики, втулки, природный материал (желуди, шишки)

1

24

Обращение за помощью. Работа с пиктограммами. Весна. . Основные признаки и наблюдения в природе. Тренировочные упражнения на развитии двигательной памяти, последовательно организованных движений и  консервативного праксиса: игры с пирамидками, матрешками, кубиками.

1

25

Упражнение на узнавание: овощи, фрукты  по их изображению на иллюстрациях (настольная   игра «Лото»).

1

26

Понимание слов, обозначающих действие предмета (пить, есть, туалет). Слушание  произведения  К. Чуковского «Федорино горе». Упражнение с внутренними трафаретами: дерево, осенние листья.

1

27

Понимание слов, обозначающих действие предмета (рисовать, играть, лепить) Цветы. Работа с предметными картинками. Игры с красками (пальчиками): дерево (дуб), листья (клен, дуб).

 

 

1

Выполнение действий совместно со взрослым, буквы А, У и др

7

28

 Буквы А,а. Письмо по пунктиру, точкам буквы А. Понимание слов, обозначающих предмет (чайная посуда: чайник,   чашка, блюдце) работа с карточками – словами

 

29

Буквы У,у Письмо по пунктиру, точкам буквы У. Понимание слов, обозначающих предмет (столовая  посуда: кастрюля, тарелка, ложка, вилка и т.д) работа с карточками – словами.

 

 

30

 Чтение Ау, Уа. Письмо по пунктиру, точкам слогов Уа, Ау. Понимание слов, обозначающих предмет (одежда: рубашка, брюки, носки, платье, юбка) работа с карточками – словами. 

 

31

 Буквы О,о. Письмо по пунктиру, точкам букв О,о. Понимание слов, обозначающих предмет (обувь: сапоги, ботинки, тапочки, кроссовки) работа с карточками – словами.

 

32

Буквы И.и.. Письмо по пунктиру, точкам букв И,и. Понимание слов, обозначающих действие предмета (пить, есть, туалет) работа с карточками – словами.

 

33

Буква ы. Письмо буквы ы. по пунктиру, точкам. Понимание слов, обозначающих действие предмета (рисовать, играть, лепить) работа с карточками – словами.

 

34

Буквы Э,э. Письмо по пунктиру, точкам буквЭ.э. Понимание слов, обозначающих предмет (овощи: картофель, помидор, огурец) . Работа с карточками – словами.

 

 

 

 

 

. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение

1. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии Стребелева Е.А., Катаева А.А. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2001

2. Альтернативная коммуникация (методический сборник) Штягинова Е.А. Новосибирск, 2012 г.

3. Графические средства для альтернативной коммуникации;

4. Таблицы букв;

5. Карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;

6. Наборы букв;

7. Коммуникативные таблицы и тетради для общения;

8. Сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

9. Карточки для индивидуальной работы;

10. Веер букв, таблицы, плакаты;

11. Карандаши;

12. Пластилин;

13. Краски.

 

 

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

 ноутбук;

 -принтер;

 обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи, аудио и видеоматериалы.

Приложения к программе

Примерные проверяемые умения, учебный материал.

Речь и альтернативная коммуникация.

№ задания

2 вариант

1

Умение воспринимать устную речь.

2

Умение понимать смысл прочитанного, находить ответ на картинке.

3

Письмо букв, слогов по образцу в указанных пределах по программе.

4

Узнавание и воспроизведение пройденных букв.

 

Критерии оценки выполнения задания

Степень понимания смысла задания, инструкции обучающимся. (П)

Количество баллов.

Полное понимание смысла задания, инструкции.

4 балла

Частичное понимание смысла задания, инструкции; требуется уточнения, дополнения учителя.

3 балла

Частичное понимание смысла задания, инструкции; требуется многократное повторение, объяснение.

2 балла

Непонимание смысла задания, инструкции.

1балл

 

Качественные показатели успешности выполнения заданий

по разделу «Речь и коммуникация».

ФИО обучающегося

Баллы за выполнение заданий

Всего баллов

Уровень выполнения работы

Отметка

 

 

 

 

 


МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

                 

Пояснительная записка.

.                  Рабочая программа по учебному предмету  составлена на основе  Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, 2011г.

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний.

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.

Обучающей задачей является получение на занятиях представления о различных признаках предметов, обучение сравнивать и устанавливать взаимно однозначные соответствия, получение представлений о количестве и числе, элементарных математических представлений о форме, величине, количественных (дочисловых), пространственных, временных представлений и др.

Процесс обучения математике неразрывно связан с ре­шением специфической задачи коррекционных образователь­ных учреждений — коррекцией и развитием по­знавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпе­ливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять конт­роль и самоконтроль.

    Целью обучения детей математике является привитие сис­темы таких знаний, умений и навыков, которые являются действенными, практически ценными и обеспечивали  подготов­ку детей с тяжёлой умственной отсталостью к социально - трудовой деятельности.

Особенности курса. В связи с особенностями психического развития детей с нарушением интеллекта все обучение носит наглядно-практический характер, т.е. математические представления они усваивают, наблюдая за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами. Математическое развитие ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития идёт в единстве с процессом развития, воспитания, овладения речью и развитием наглядных форм мышления. Осваивается на уровне, доступном индивидуально каждому ребёнку. Осуществляя действия по подражанию, дети видят каждый предмет, находящийся в руке педагога, и каждое выполняемое им действие: выбор необходимого предмета, способы деятельности с ним и последовательность выполнения действий – дается в готовом виде. Однако на первых порах даже выполнение заданий по подражанию может вызывать трудности, поэтому довольно часто приходится прибегать к совместным действиям: педагог берет руку ребенка в свою и совместно с ним выполняет  нужное действие. (Совместные действия используются в самом начале обучения, а в дальнейшем – при формировании новых навыков и выполнении сложных заданий.) Совместные действия и действия по подражанию готовят ребенка к выполнению действий по образцу, а затем по словесной инструкции. Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения такими приемами, как наложение и приложение. При первичном выделении того или иного признака (качественного или количественного) сопоставляются контрастные предметы (количества предметов), отличающиеся только данным признаком. У него речь отсутствует, поэтому программа направлена на стимуляцию слухового и зрительного анализаторов, а также на эмоциональный отклик у ребенка, но ребенок стремится к общению, интересуется различными  видами пособий, книг и др. Он показывает  цифры, но не по порядку, пытается считать, используя игрушки. Учится показывать геометрические фигуры.

Коррекционные задачи:

Через формирование учебных навыков корректировать недостатки внимания, памяти, мелкой моторики рук, развитие зрительно-слухового внимания, ориентировочных реакций, понимания элементарных инструкций.

Основные формы и методы обучения - это практические упражнения и опыты, зарисовки в тетрадях, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение пословиц и поговорок, народных примет, стихов, рассказов, рассматривание картин.

На всех уроках используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, коррекции. Каждый урок построен так, чтобы он мог доставить ребёнку радость познания и вызвать желание повторной встречи с учителем. Выбор методов и приемов  обучения на каждом занятии зависит от новизны изучаемого материала и от индивидуальной подготовки ученика к получению новых знаний.

Так, в ходе формирования новых знаний и умений сначала учат выполнять действия по подражанию, при этом педагог дает образец речевого сопровождения каждого действия. На следующих занятиях методы и приемы обучения другие. Дальше можно переходить к выполнению действий по образцу и даже словесной инструкции, можно потребовать от воспитанников сопровождения своих действий речью и отчета о проделанной работе или, как и прежде, используются действия по подражанию и совместные действия, и педагог сам сопровождает речью все действия детей.

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант2) результативность обучения  может   оцениваться   только   строго   индивидуально   с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Требованию к уровню подготовки обучающегося.

Обучающаяся должен получить возможность научиться :

-выделять 1 и много предметов из группы;

-соотносить количество 1 с количеством пальцев;

-сравнивать множества по количеству, используя практические способы сравнения (приложение и наложение) и счёт, обозначая словами больше, меньше, поровну;

-различать предметы по цвету, форме, величине;

-соотносить части суток с режимными моментами;

-выполнять по подражанию простейшие манипуляции с объёмными формами из детского конструктора, используя две – три формы (кубик, «кирпичик», «крыша»);

-складывать фигуры из счётных палочек по подражанию и по показу;

-складывать разрезные картинки из двух частей, разрезанных по вертикали  или  горизонтали;

-чертить прямую, волнистую линию по подражанию;

-понимать слова, используемые учителем  при создании конструкций: возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, дорожка, лесенка, ворота;

-сооружать несложные постройки по образцу и словесной инструкции из строительного, природного и бросового материала.

Обучающийся должен получить возможность знать:

-количественные понятия: один, много, поровну;

-цвет: красный, синий, жёлтый, зелёный;

-величину: большой – маленький;

-форму: шар, куб, «крыша» (треугольная призма) и геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;

-название времени года;

-название, расположение и назначение помещений в доме.

 

 

Содержание учебного предмета Математические представления

 

Тема

Количество

часов

Требования

к уровню

Понятие о числе

3

Отслеживание результатов в индивидуальных программах обучения по критериям.

Показатели самостоятельности учащегося (пс):

Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен).

Действие выполняется ребенком:

со значительной помощью взрослого

-      с частичной помощью взрослого

      -по последовательной инструкции (по изображению или вербально)

Число и цифра 1-5

6

Соответствие количества, цифры

2

Практические упражнения с цифрой

4

Понятие о величине

2

Понятие веса

2

Понятие о количестве

4

Временные представления

2

Геометрические формы и фигуры

5

Дидактические игры

4

 

 

Всего часов:

34

 

Тематическое планирование по предмету

Математические представления

 

№ урока

Содержание разделов, тем уроков

Количество  часов

Понятие о числе

3

1

Игры и упражнения с разрезными картинками (2-6 частей). Понятие о числе.

1

2

Конструирование: упражнение «Собери чебурашку» из деталей округлых форм. Понятие о числе.

1

3

Конструирование: упражнение «Построй дом». Понятие о числе.

1

Число и цифра 1-5

6

4

Счет в пределах 4. Знакомство с цифрой «0».  Рисование цифры «0». Упражнение «Угадай, кто спрятался?»

1

5

Состав числа 4. Конструирование из кубиков «Построй мост». Рисование цифры «1».

1

6

Рисование цифры «2». Конструирование из кубиков «Построй ворота»

1

7

Рисование цифры «3». Конструирование из кубиков (4-5 деталей) «Построй заборчик».

1

8

Рисование цифры «4». Конструирование из кубиков «Построй гараж».

1

9

Рисование цифры «5». Игры с водой

1

Соответствие количества, цифры

2

10

Игры с мозаикой:  «Бусы». Число и цифра 1-5. Соответствие количества и цифры.

1

11

Состав числа 5. Число и цифра 1-5. Соответствие количества и цифры. Конструирование: упражнение «Посади елку».

1

Практические упражнения с цифрой

4

12

Конструирование «Цифра 1, цифра 2» т из природного материала, шнурков.

1

13

Конструирование «Цифра 3, цифра 4». из природного материала, шнурков.

1

14

Конструирование «Цифра 5». из природного материала, шнурков.

1

15

Решение задач в пределах 3. Упражнения и игровые ситуации со счетными палочками «Ёлочка»

1

Понятие о величине

2

16

Измерение мебели с помощью руки. Игры с мозаикой «Гирлянда».

1

17

Измерение предметов с помощью ноги. Рисование цифр «0,1,2,3,4,5». Упражнения и игровые ситуации со счетными палочками, ленточками на столе: «Широкая и узкая дорожка»,

1

Понятие веса

2

18

Единицы измерения веса – килограмм. Взвешивание предметов на весах. Сравнение по весу: тяжелее – легче (игры с песком).

1

19

Сравнение по весу: тяжелее – легче, одинаково. (игры с водой).

1

Понятие о количестве

4

20

Состав числа 4. Номера специальных служб и способы их вызова.

1

21

Состав числа 5. Соотнесение количества в пределах пяти с пальцами рук.

1

22

Лепка из глины цифр 1-5. Пространственные отношения: от себя/ к себе.

1

23

Решение задач в пределах трёх. Игровые упражнения на выбор предмета по образцам на ориентировку по форме.

1

Временные представления

2

24

Времена года (лето, осень) и их основные признаки.

1

25

Просмотр фильмов о природе в разное время года.

1

Геометрические формы и фигуры

5

26

Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Группировка предметов по форме.

1

27

Упражнение «Нарисуй круг»

1

28

Упражнение «Нарисуй квадрат». Конструирование из кубиков «Построй дом».

1

29

Упражнение «Нарисуй треугольник»

1

30

Прямоугольник. Рисование и раскрашивание геометрических фигур Игры с крупой.

1

Дидактические игры

4

31

Игры со строительным материалом и дидактическими игрушками (сборно-разборными, мозаикой). Игра «Чудесный мешочек». Упражнения и игровые ситуации со счетными палочками, ленточками на манке: «Лесенка», «Забор».

 

1

32

Игра: «Найди фигуру». Игры с мозаикой «Укрась елку».

1

33

Игра: «Какой формы?» Обводка и штриховка по трафаретам объектов разной величины: большой-маленький  мяч, большая-маленькая матрешка. «Большие и маленькие пирамидки»

1

34

Упражнения на складывание разрезных картинок из 2-х частей: «Собери картинку». Игры с конструктивным  материалом:  «Домик для собачки»

1

 

 

 

 

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Структура СИПР 1. Пояснительная записка

Структура СИПР 1. Пояснительная записка

Пояснительная записка Специальная индивидуальная программа развития (далее

Пояснительная записка Специальная индивидуальная программа развития (далее

В данной программе в качестве основного средства взаимодействия осуществляющейся на основе тщательной оценки возможностей ребенка для овладения словесной речью является невербальная коммуникация

В данной программе в качестве основного средства взаимодействия осуществляющейся на основе тщательной оценки возможностей ребенка для овладения словесной речью является невербальная коммуникация

Задачи программы: § формирование социального поведения; коммуникативных умений: расширение социальных контактов, умение адекватно общаться, обращаться за помощью, соблюдая принятые правила приличия; § формирование и развитие…

Задачи программы: § формирование социального поведения; коммуникативных умений: расширение социальных контактов, умение адекватно общаться, обращаться за помощью, соблюдая принятые правила приличия; § формирование и развитие…

Общие сведения о ребёнке

Общие сведения о ребёнке

Психолого-педагогическое представление на учащегося

Психолого-педагогическое представление на учащегося

Привлечение к себе внимания звуком (словом)

Привлечение к себе внимания звуком (словом)

На занятиях ребенок отвлекается, наступает состояние охранительного торможения

На занятиях ребенок отвлекается, наступает состояние охранительного торможения

Индивидуальный учебный план на 2021 – 2022 учебный год

Индивидуальный учебный план на 2021 – 2022 учебный год

Расписание индивидуальных занятий с обучающейся 5 класса (шестой год обучения)

Расписание индивидуальных занятий с обучающейся 5 класса (шестой год обучения)

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т

Посмотри на меня» «Возьми» «Дай» «Покажи» «Посмотри и возьми» «Возьми и покажи» «Подними и дай» ¾ принятие помощи взрослого ¾ использование по назначению учебных материалов:…

Посмотри на меня» «Возьми» «Дай» «Покажи» «Посмотри и возьми» «Возьми и покажи» «Подними и дай» ¾ принятие помощи взрослого ¾ использование по назначению учебных материалов:…

Условия реализации потребности в уходе и присмотре

Условия реализации потребности в уходе и присмотре

Задачи Мероприятия

Задачи Мероприятия

В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы, которые развивают сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, кисточка с перьями, ворсовая щеточка для расслабления…

В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы, которые развивают сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, кисточка с перьями, ворсовая щеточка для расслабления…

Показатели самостоятельности учащегося

Показатели самостоятельности учащегося

Сформированность представлений 1

Сформированность представлений 1

Программы представлены в приложении №1

Программы представлены в приложении №1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РЕЧЬ И

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РЕЧЬ И

Особенности курса: Общение с умственно отсталым ребёнком осуществляется в процессе любой деятельности: на уроках, музыкальных занятиях, в процессе игровой деятельности, на прогулках и экскурсиях

Особенности курса: Общение с умственно отсталым ребёнком осуществляется в процессе любой деятельности: на уроках, музыкальных занятиях, в процессе игровой деятельности, на прогулках и экскурсиях

Основные формы и методы обучения - это практические упражнения и опыты, зарисовки в тетрадях, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение пословиц и поговорок, народных примет, стихов,…

Основные формы и методы обучения - это практические упражнения и опыты, зарисовки в тетрадях, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение пословиц и поговорок, народных примет, стихов,…

Содержание учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация

Содержание учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация

Развитие слухового внимания: воет, рычит, фыркает, тявкает, пищит

Развитие слухового внимания: воет, рычит, фыркает, тявкает, пищит

Кто как подает голос (явления природы)

Кто как подает голос (явления природы)

Привлечение внимания звучащим предметом

Привлечение внимания звучащим предметом

Понимание слов, обозначающих действие предмета (рисовать, играть, лепить)

Понимание слов, обозначающих действие предмета (рисовать, играть, лепить)

Карточки для индивидуальной работы; 10

Карточки для индивидуальной работы; 10

Частичное понимание смысла задания, инструкции; требуется многократное повторение, объяснение

Частичное понимание смысла задания, инструкции; требуется многократное повторение, объяснение

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Учится показывать геометрические фигуры

Учится показывать геометрические фигуры

Содержание учебного предмета Математические представления

Содержание учебного предмета Математические представления

Конструирование: упражнение «Посади елку»

Конструирование: упражнение «Посади елку»

Упражнения на складывание разрезных картинок из 2-х частей: «Собери картинку»

Упражнения на складывание разрезных картинок из 2-х частей: «Собери картинку»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2022