«СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТРЕЛКА ИЗ БЛОЧНОГО ЛУКА ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 11.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одним из наиболее важных направлений, по нашему мнению, является увеличение объема специализированных упражнений, отвечающих по структуре движений, специфике избранного вида спорта. Мы считаем, что комплекс упражнений СФП координационной направленности будет способствовать повышению уровня специальной физической подготовленности и положительно влиять на техническое мастерство спортсменов, стреляющих из лука.
Иконка файла материала 251555.doc
«СПЕЦИАЛЬНАЯ  ФИЗИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА  СТРЕЛКА  ИЗ БЛОЧНОГО  ЛУКА  ВЫСОКОЙ  КВАЛИФИКАЦИИ»СОДЕРЖАНИЕ   Стр. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..……..……………..3  ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР  ПО ПРОБЛЕМАТИКЕ ИЗУЧЕНИЯ  СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ……….6 1.1. Особенности специальной физической подготовки  стрелков­ лучников…………………………………………………………………………...6 1.1.2. Особенности   выполнения   специализированной   разминки………. ……7 1.1.3. Упражнения координационной направленности как составляющая СФП…………………………………………………………………… ………....8 1.2. Значение специальных упражнений СФП для повышения уровня  специальной физической и технической подготовленности………………....10 ГЛАВА  II.   МЕТОДЫ   И   ОРГАНИЗАЦИЯ   ЦЕЛЬ,   ЗАДАЧИ, ИССЛЕДОВАНИЯ   ПО   ОПРЕДЕЛЕНИЮ   ВЛИЯНИЯ   КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ   СФП   КООРДИНАЦИОННОЙ   НАПРАВЛЕННОСТИ   НА ТЕХНИЧЕСКУЮ   ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ   СПОРТСМЕНОВ,   СТРЕЛКОВ ИЗ ЛУКА…………………………………………………………………………14 2.1.  Цель и задачи исследования…………………………………………….…14  2.2. Методы исследования………………….…………………….......................14 2.3. Организация исследования…………………………………………............20 ГЛАВА  III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ДО И ПОСЛЕ   ПРОВЕДЕНИЯ   ПЕДАГОГИЧЕСКОГО   ЭКСПЕРИМЕНТА ВКЛЮЧАЮЩЕГО, ОЦЕНКУ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ  И ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ   ВЛИЯНИЕ   КОМПЛЕКСА   УПРАЖНЕНИЙ   СФП КООРДИНАЦИОННОЙ   НАПРАВЛЕННОСТИ   НА   ПОКАЗАТЕЛИТОЧНОСТИ   У   СПОРТСМЕНОВ   СТРЕЛКОВ   ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ…………………………………………………………..…21 3.1. Анализ анкетирования.…………...……………………….……………..21 3.2. Анализ   влияния   применяемого   комплекса   упражнений   на   динамику изменения показателей точности ……………….…………………..………….24 ВЫВОДЫ…………………………………………………………………..…….30 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…….…………………..........................31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..……………...……........32 ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………….…………………….…...............36ВВЕДЕНИЕ Актуальность. Постоянная конкуренция, развитие новых технологий, стремительное повышение результатов требует от специалистов нахождение наиболее эффективных методик подготовки спортсменов и оптимизации  их двигательной деятельности.  Одним из наиболее важных направлений, по нашему мнению, является увеличение   объема   специализированных   упражнений,   отвечающих   по структуре движений, специфике избранного вида спорта.   Мы   считаем,   что   комплекс   упражнений   СФП   координационной направленности   будет   способствовать   повышению   уровня   специальной физической   подготовленности   и   положительно   влиять   на   техническое мастерство спортсменов, стреляющих из лука.   Однако   в   научно­методической   литературе   недостаточно   уделяется внимания   данной   проблеме,   отсутствует   научно   обоснованная   технология улучшения средств и методов с учетом особенностей спортсменов. В связи с этим,   проблема   разработки   комплекса   упражнений   СФП   координационной направленности для спортсменов, стреляющих из блочного лука,   является весьма актуальной. Гипотеза заключается   в   предположении   о   том,  что   применение разработанного   комплекса   упражнений   СФП   координационной направленности   положительно   повлияет   на   техническое   мастерство спортсменов.Объект: Специальная физическая подготовка спортсменов, стрелков из блочного лука. Предмет исследования:  Комплекс упражнений СФП координационной направленности. Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный комплекс   упражнений   СФП   координационной   направленности     позволит повысить   эффективность   тренировочного   процесса,   уровень   специальной физической   подготовленности,   и     как   следствие,   уровень     спортивных достижений квалифицированных спортсменов, стрелков из блочного лука.ГЛАВА  I.   ЛИТЕРАТУРНЫЙ   ОБЗОР   ПО   ПРОБЛЕМАТИКЕ ИЗУЧЕНИЯ   СПЕЦИАЛЬНОЙ   ФИЗИЧЕСКОЙ   ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ. 1.1. Особенности СФП у стрелков­лучников Специальная   физическая   подготовка   —   это   дальнейшее   специали­ зированное   развитие   общих   физических   качеств,   лежащих   в   основе   тех­ нической подготовки. Специальная физическая подготовка решает следующие задачи:  развитие   специальных   качеств   (общей   и   специальной статической выносливости, устойчивости, координации и т. д.);     развитие тонких кинестетических ощущений позы;  тренировка точности движений в пространстве; тренировка мышц кисти; тренировка «чувства времени» и т. д. [16,с. 34]. В настоящее время необходимость и важность физической подготовки как   базы   для   быстрого   достижения   высоких   устойчивых   результатов   в процессе спортивного совершенствования стрелков доказаны  теоретическими и экспериментальными исследованиями [16]. Стрельба   из   лука   ­   в   большой   степени   спорт   ощущений,   поэтому выходных   дней   должно   быть   минимальное   количество,   чтобы   не   было потеряно   «чувства   выстрела».   Чтобы   выйти   на   самый   высокий   уровень требуется   большое   количество   тренировок.   [30,31,36]Как   только   стрелок овладевает правильной техникой и готов соревноваться, объем тренировочнойнагрузки увеличивается до 200 и свыше выстрелов, 6 дней в неделю. Опыт выдающихся   спортсменов­стрелков   основывается   прежде   всего   на чрезвычайно высокой работоспособности [20,38,с. 59].  Для   спортивной   тренировки   характерно   постепенное   нарастание требований,   что   выражается   в   последовательном   выполнении   спортсменом таких заданий, которые мобилизуют его на овладение все белее сложных и совершенных навыков при постоянном повышении нагрузок [19,с. 64]. 1.1.1. Особенности выполнения специализированной разминки Под разминкой подразумевается выполнение специально подобранных упражнений,   которое   предшествует   выступлению   на   соревнованиях   или основной части занятий.[39,40] Специализированная разминка способствует такой настройке организма, при которой он «подтягивает», концентрирует свои резервы именно на тех участках, где предстоит особенно напряженная работа [8]. Включение   же   в   разминку   достаточно   напряженных неспециализированных упражнений (например, бега у стрелков) активизирует работу   главным   образом   мышц   ног,   иннервирующих   их   мелких   нервов, подходящих   нервных   стволов   и   соответствующих   участков   центральной нервной системы; сюда же организм направляет усиленные потоки крови с питательными веществами и кислородом.[28] Нетрудно видеть, что при таких неспециализированных   компонентах   разминки   настройка   организма происходит   «не   по   адресу»,   т.е.   не   по   отношению   к   той   двигательной функциональной системе, которой предстоит выполнить основную работу в лодке на тренировке или в соревновательной гонке (в эффекторную часть двигательной функциональной системы стрелка входят мышцы туловища и рук, несущие основную нагрузку).[39]Включение   в   разминку   неспециализированных,   выполняемых   с достаточным   напряжением   упражнений   в   той   или   иной   степени дезориентирует   и   дезорганизует   работу   организма   в   его   подготовке   к основной, тренировочной или соревновательной, двигательной деятельности [7]. Достигнув разнообразными  и нетрудными упражнениями ОФП общей активизации организма с оживлением именно общего фона циркулирования и обмена веществ в нем, последующими специальными упражнениями со все­ возрастающей   их   напряженностью   этот   общий   фон   трансформируется   в направленное и усиливающееся циркулирование энергообразующих веществ —  к   активным   элементам  двигательных   функциональных   систем,  которым предстоит выполнить напряженную работу в основной части тренировки или в соревновательном выступлении. [25]. 1.1.2. Упражнения   координационной   направленности   как составляющая СФП  Методика развития специальных качеств характеризуется некоторыми особенностями.  Как   правило,   сочетание   физических   нагрузок   с   ювелирной точностью   действий   по   производству   выстрелов   находится   во   взаимном противоречии.   Например,   совершенствование   выносливости   к   статическим нагрузкам   «загрубляет»   тонкие   координационные   функции   двигательной системы.   Решение   таких   задач   возможно   только   при   использовании разнообразных   форм   и   методов   тренировки   стрелка   на   различных   этапах подготовки. Так, выносливость к статическим нагрузкам должна повышаться главным   образом   в   начале   подготовительного   периода   тренировки   путем последовательного   применения   специальных   упражнений   на   длительность удерживания   различного   по   весу   оружия   сначала   без   уточнения,   затем   с некоторым уточнением по экрану и т. п. Основные же задачи по выработкенавыков наводки оружия, устойчивого его удерживания и согласованности со своевременным,   но   смещающим   оружие   нажатием   на   спусковой   крючок, решаются во второй части подготовительного и в соревновательном периодах [18,с. 58]. Развитие   способности   стрелка   от   выстрела   к   выстрелу   точно воспроизводить и длительное время сохранять усилия удерживания оружия в изготовке   должно   учитываться   как   главное   специфическое   направление силовой подготовки спортсмена [6,с.56 ]. Использование   разнообразных   упражнений   в   системе   общей   и   направленных   на   выработку специальной   физической   подготовки, достаточной силы в сочетании со специальной выносливостью, повысит потен­ циальные возможности стрелка [18,с. 49]. Качество координации движений зависит   от «чувства пространства», «чувства   времени», «мышечного  чувства»,   и  включают   в  себя   способность точно   соразмерять   и   регулировать   пространственные,   временные   и динамические параметры движений [22,с. 58]. Координационные   способности   или   двигательно­координационные способности   –   это   способность   целесообразно   координировать   движения (согласовывать,   соподчинять,   организовывать   их   в   единое   целое)   при построении и воспроизведении новых двигательных действий; Способность перестраивать координацию движений при необходимости изменить параметры освоенного действия или переключении на иное действие в соответствии с требованиями меняющихся условий [21,с. 62]. Качество координации движений, несомненно, обусловлено в какой­то мере   способностью   без   излишней   мышечной   напряженности   (скованности) поддерживать позу и особенно выполнять двигательные действия. Различают тоническую и координационную напряженность[26,с. 57].В   стрельбе   из   лука   преобладает   координационная   напряженность, которая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанной с излишней   активностью   мышечных   сокращений,   излишним   включением   в действие   различных   мышечных   групп,   в   частности   мышц­антагонистов, неполным и замедленным переходом мышц в фазу расслабления. При   всей   динамичности   двигательных   актов   они   всегда   связаны   с поддержанием   относительно   устойчивого   положения   тела   (оперативной позы),   т.е.   обеспечения   равновесия   как   состояния,   которое   достигается   в результате   противодействия   силам,   вызывающим   отклонение   тела   от целесообразного   положения:   силам   инерции,   реакции   опоры   и   др.   Без поддержания   определенной   устойчивости   позы   было   бы   невозможным   ни сохранение статических положений, необходимых в повседневной жизни, ни эффективное   выполнение   двигательных   действий   [23,с.126].   Роль устойчивости позы, понятно, особенно существенна при выполнении действий в условиях, способствующих ее нарушению (при малой площади опоры, при вращательных   движениях   и   т.д.).   Этим   определяется   жизненно   важное значение   того,   что   принято   называть   «способностью   поддерживать равновесие», т.е. способности обеспечивать устойчивость позы в статических положениях и ее балансировку во время перемещений [21,с. 62,22,с. 59]. 1.2. Значение специальных  упражнений  СФП для  повышения  уровня специальной физической и технической подготовленности  Использование лишь стрелковых упражнений замедляет и ограничивает развитие   функциональных   возможностей   стрелка.   В   соответствии   с основополагающими   положениями   теории   физического   воспитания эффективности основных упражнений можно значительно повысить, если они специальных будут своевременно   дополнены   использованиемподготовительных упражнений, отражающих структуру технических действий спортсмена и их психофизиологические особенности [18,с. 60]. Малоподвижный   характер   деятельности   спортсмена   в   стрельбе, казалось бы, обусловливает  снижение требований к уровню их физической подготовленности.  Однако  это не  так. Стрельба  связана  со  значительными напряжениями.   Кроме   того,   на   тренировках   и   соревнованиях   стрелок производит   больше   выстрелов   (удержаний   оружия),   чем   требуется   по правилам   соревнований,   поэтому   воздействие   нагрузки   на   организм увеличивается. Поза, принимаемая стрелком для выполнения упражнения в большей   или   меньшей   степени   ухудшает   осанку,   развивает   сутулость, искривляет   позвоночник.   Особенно   неблагоприятно   это   сказывается   на юношеском организме. У стрелков с большим стажем наблюдаются сколиоз (изменение осанки) [9]. Кроме физической нагрузки стрелки испытывают  и большие нервные напряжения [26]. Чтобы выдержать большие тренировочные и соревновательные нагрузки на   мышечную   и   нервную   системы,   нужно   быть   хорошо   физически   под­ готовленным, для этого необходимо применять различные средства обшей и специальной физической подготовки [16,с. 34,17,с. 15]. Упражнения   общей   физической   подготовки   направлены   на   развитие силы,   обшей   выносливости,   быстроты,   ловкости.   Они   также   являются средствами  активного отдыха [12]. Сила стрелку необходима для того, чтобы многократно поднимать и удерживать оружие. Без нее невозможно добиться устойчивости оружия[13]. От   уровня   развития   общей   выносливости   зависит   способность   к длительному и многократному выполнению стрелкового упражнения [11].Быстрота как физическое качество не находит своего непосредствен­ ного выражении в стрелковом спорте, даже в скоростной стрельбе. Но она необходима в двигательных реакциях и мышечных переключениях[1]. Ловкость   и   в   наибольшей   мере   координация   нужна   для   выполнения точного выстрела. Вся техника стрельбы обусловлена развитием координаци­ онных способностей [5,с. 174]. Одним   из   наиболее   важных   средств   обшей   физической   подготовки   Комплексы   этих стрелка   являются   общеразвивающие   упражнения. упражнений   составляются   с   учетом   последовательного   воздействия   на различные группы мышц.  Специальная   физическая   подготовка   стрелка   способствует   более быстрому приобретению и закреплению специальных двигательных навыков. С ее помощью решаются следующие задачи: развитие специальных качеств (общая   и   статическая   выносливость,   устойчивость,   координация   и   т.   п.), развитие   тонких   кинестетических   ощущений   позы,   тренировка   точности движений   в  пространстве,  дозированных   усилий   при   нажиме   на   спусковой крючок, развитие силы мышц руки, «чувства времени» и др. [5,с. 214]. Основными средствами специальной подготовки являются специальные комплексы   упражнений.   Они   подбираются   в   соответствии   с   задачей тренировки.   Наиболее   полная   имитация   достигается   тренировкой   без выстрела   во   всех   упражнениях,   что   позволяет   стрелку   отрабатывать различные элементы техники и развивать необходимые специальные качества. [5,с. 223]. Главная     особенность     специальных     упражнений — избирательное вовлечение   ими   в   активность   и   усиленное   развитие   двигательных функциональных   систем,   которые   реализуют   целевую   (соревновательную) двигательную деятельность — делает эти упражнения наиболее ценными и эффективными в спортивной тренировке [1,с. 3].Систематическое преобладание в тренировочном процессе активности специфических   для   данного   вида   спорта   двигательных   функциональных систем,   обеспечиваемое   регулярным   применением   специализированных упражнений,   нейрофизиологически   оценивается   организмом   как   важно значимое   для   жизни.   Поэтому   для   двигательных   функциональных   систем, которые их реализуют, организм создает своего  рода «режим наибольшего благоприятствования», при котором его адаптационный ресурс избирательно и преимущественно направляется в компоненты этих систем для обеспечения как   высокой   текущей   их   деятельности,   так   и   для   усиленного   морфо­ функцнонального их развития [10,12,с. 31,15,с. 58]. Специальные   тренировочные   упражнения,   вовлекая   в   работу   двигательные   функциональные   системы специфические   (целевые) способствуют  избирательно  направленному  развитию      производительности этих систем, причем не только за счет усиления входящих в них составных элементов,  но   также   в   значительной   степени   и   за   счет   совершенствования организации   данных   ДФС,   создания   для   них   «режима   наибольшего благоприятствования»   в   организме,   что   является   важнейшим   фактором повышения   эффективности   двигательной   деятельности,  лежащего   в   основе свойственного ей феномена экономизации [22,с. 58]. Надо отметить, что в практике спорта нередко можно встретиться с применением   специальных   упражнений,   в   которых   нарушается   принцип отражения цели: когда те или иные элементы в них выполняются на уровнях, явно   превышающих   целевой,   что,   естественно,   отвлекает   какую­то   часть адаптационного ресурса организма от приспособления к другим составным элементам целевого упражнения, чем нарушается оптимальная сбалансиро­ ванность содержания тренировочных воздействий [33,35]. В   результате   литературного   обзора   нами   установлено,   что   вопросы, касающиеся совершенствования специальных физических качеств в большейстепени   обеспечивающих   достижение   высоких   спортивных   результатов   в стрельбе из блочного лука, разработаны недостаточно и требуют проведения дальнейших исследований.   ГЛАВА  II.   ЦЕЛЬ,   ЗАДАЧИ,   МЕТОДЫ   И   ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ   ПО   ОПРЕДЕЛЕНИЮ   ВЛИЯНИЯ   КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ   СФП   КООРДИНАЦИОННОЙ   НАПРАВЛЕННОСТИ НА   ТЕХНИЧЕСКУЮ   ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ   СПОРТСМЕНОВ, СТРЕЛКОВ ИЗ ЛУКА 2.1. Цель и  задачи исследования Цель  работы    совершенствование   специальной   физической подготовленности спортсменов, стрелков из блочного лука Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи : 1. Проанализировать   научно   и   научно­методическую литературу, касающуюся вопросов специальной физической подготовки в различных видах стрелкового спорта. 2. Разработать   и   апробировать   комплекс   упражнений   СФП координационной направленности.3. Оценить   влияние     комплекса   упражнений   СФП координационной направленности на изменении показателей точности двигательных действий.  2.2. Методы исследования 1. 2. 3. 4. Анализ научной и научно­методической литературы. Анкетирование и интервьюирование. Педагогический эксперимент. Регистрация координат попадания стрел в мишень и оценка целевой точности 5. Методы математической статистики. 2.2.1. Описание методов исследования 1) Анализ научной и научно­методической литературы  Анализ   литературных   источников   проводился   на   основе   изучения учебно­практических   пособий,   материалов   научных   конференций,   статей спортивных   журналов,   диссертационных   работ.   Проанализировано   41 литературных   источников   отечественных   и   зарубежных   авторов.   Анализ психолого­методологической и научной литературы позволил нам определить степень разрешённости данной проблемы, обосновать её актуальность. На его основе была разработана гипотеза, поставлена цель исследования, определены задачи и методы исследования. 2) Анкетирование и Интервьюирование  Применялось   для   выяснения   отношения   тренеров   и   спортсменов высокой   квалификации   к   использованию   специальных   физических упражнений,   направленных   на   то,   чтобы   подготовить   мышцы   и   организмспортсмена к длительной работе. Был предложен ряд вопросов, на которые предлагалось ответить тренерам и спортсменам (анкета прилагается). АНКЕТА Уважаемый стрелок! Специализация   стрелкового   спорта   проводит   исследование   с   целью разработки комплекса специальных физических упражнений для повышения уровня специальной физической подготовленности тренировочного процесса. Ответив на вопросы нашей анкеты, Вы поможете внести необходимые коррективы в структуру и содержание подготовки стрелков из лука.  АНКЕТИРОВАНИЕ  ПРОВОДИТСЯ  АНОНИМНО 1. Пол                                                       муж.          жен. 2. Возраст                                                 ____________ 3. Спортивный разряд (звание)              ____________ 4. Стаж занятий стрельбой из лука        ____________ 5. Лучший результат в сезоне                 ____________ 1. Считаете   ли   Вы   необходимым   применять   специальные физические упражнения характерные для стрельбы из лука?     Да Нет Затрудняюсь ответить Применяю ______________________________________________ 2. Как   часто   в   тренировке   Вы   применяете   специальные физические упражнения?     Систематически Иногда Не применяю ______________________________________________ 3. Какие   упражнения   вы   применяете   для   специальной физической подготовленности?  ______________________________________________ ________________________________________________________ 4. В   какой   части   занятия   Вы   применяете   специальные физические упражнения?     В подготовительной В основной В заключительной ______________________________________________ 5. Что,   по   вашему   мнению,   в   большей   степени   влияет   на результативность стрельбы?    Уровень физической подготовленности Уровень технико­тактической подготовленности Уровень психологической подготовленности  Уровень интеллектуальной подготовленности ______________________________________________ 6. Как   Вы   считаете,   влияет   ли   уровень   специальной физической подготовленности на результативность стрельбы?     Влияет Не влияет Затрудняюсь ответить ______________________________________________ 7. Что,   по   Вашему   мнению,   мешает   систематическому применению   комплекса   специальных   физических   упражнений   в тренировочном процессе?  Отсутствие методической литературы и практических рекомендаций   Отсутствие тренера Отсутствие желания ______________________________________________ 3) Педагогический эксперимент В   ходе   эксперимента   был   опробован   разработанный   комплекс упражнений СФП  во время подготовительного периода. До и после применения комплекса собирался материал для дальнейшей оценки точности двигательных действий испытуемых. Стандартизация условий проведения эксперимента происходила за счёт исключения   различий   между   полом   спортсменов   и   классом   оружия,   т.к. дистанция была едина, а диаметр мишени варьировал. До   и   после   использования   предложенного   комплекса   упражнений дважды   были   проведены   контрольные   стрельбы   и   собраны   координатыпопаданий   в   мишень   9   стрел.   Расчет   производился по формулам Башлыкова­Казиева.   величин   показателей   точности Испытуемые вносили данные координат попаданий в анкету спортсмена (рис. 1), выданную каждому стрелку­лучнику перед началом стрельбы.  Показатели точности двигательных действий спортсменов­лучников были занесены в электронные таблицы. АНКЕТА – КАРТОЧКА результатов стрельбы из лука       Ф.И.  ____________________        Год рожд. _______________        Спорт. звание ____________        Стаж занятия стрельбой         из лука __________________        Спорт. общество __________        Тренер ___________________        Личный рекорд: в М­1 _____                                                        в КД­2 _____ в ОСК­1______ Характеристики оружия марка лука   ____________ сила натяжения лука                   _______________________ длина плеча ____________                   марка стрел  ____________                   «база» лука  ____________                                                      начальная скорость вылета стрелы  (НСВС) ________________ длина рукоятки__________ Дистанции ___________ Число _____ Время ______         х      у       очки  х     у       очки        сумма    сумма       х     у     очки          сумма х     у    очки     сумма 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Общая сумма ___________ Личная подпись _________________ Рис 1.  Анкета спортсмена для внесения результатов стрельбы из лука. 4) Регистрация координат попадания стрел в мишень и оценка целевой точности. Анкета, которая   применялась для регистрации координат попадания стрел в мишень находится в приложении.   Показатели точности регистрировались до и после соревнований, в начале и конце тренировочного занятия.В   работе   использовался   метод   оценки   целевой   точности,   Наиболее   Башлыковым   и   М.Х.   Казиевым. предложенный   И.П. информативными   показателями   для   стрелков   из   лука   являются систематические   и   случайные   ошибки   по   вертикали   и   горизонтали (приложение 1) (Т.В. Байдиченко).   5) Методы математической статистики Оценка точности двигательных действий лучников осуществлялись по формулам:[4] 1) Систематическая   ошибка   (CE)   –   разность   между результатом,  который   спортсмен   хотел   показать,  и  средним значением результатов нескольких попыток: 1n   n СЕ = Хж+        ∙Σ Хi ,   i=1 где Xж ­ желаемая величина измеряемого показателя (в случае стрельбы это   координаты   центра   мишени),  Xi  –  величина   измеряемого   показателя, зарегистрированная в i­й попытке, n – число попыток. 2) Случайная   ошибка   (VE)   является   показателем вариативности результатов отдельных попыток (Xi) с учётом CE:                     Σ (Хi ­ [Хж + СЕ]²) n i=1           VЕ =                    n ­ 1           Условные обозначения аналогичны применявшимся выше.По   величине  VE  можно   судить   о   том,   насколько   хорошо закономерности техники у данного спортсмена воспроизводятся от попытки к попытке, т.е. VE может рассматриваться как показатель освоенности техники. По   показателям  CE  и  VE  можно   определить   ошибки   стрельбы, показанные в приложение 1. 2.3. Организация исследования Исследование проходило в несколько этапов ­ с сентября 2014 г. по апрель 2015г. I   этап (сентябрь 2014 г. – ноябрь 2014 г.) – изучение и анализ научно­ методической литературы по проблеме исследования (всего 41 источник).В анкетировании   приняло   участие   16   респондентов­спортсменов   высокой квалификации и специалистов в стрельбе из лука. Педагогическое наблюдение тренировочной   и   соревновательной   деятельности   проводилось   на   базе стрелкового тира «50 метров»   кафедры ТиМ прикладных видов спорта и экстремальной деятельности. По результатам исследований был   разработан комплекс специальных физических упражнений; II     этап   (декабрь   2014   г.­   февраль   2015   г.)  –   Апробирование разработанного   комплекса   упражнений   СФП     и   сбор   материала   для дальнейшей   оценки   точности   двигательных   действий   испытуемых   в анкете(рис.1). В   исследовании   приняли   участие   13   высококвалифицированных спортсменов (МС) – ведущих спортсменов Москвы и России по стрельбе из лука. Исследование проводилось на протяжении 4 недель (подготовительный период). До   и   после   использования   предложенного   комплекса   упражнений дважды   были   проведены   контрольные   стрельбы   и   собраны   координаты попаданий   в   мишень   9   стрел.   Расчет     величин   показателей   точностипроизводился   по   формулам   Башлыкова­Казиева.   Динамика   изменений показателей точности у спортсменов регистрировалась величинами ошибок. III     этап   (февраль   2015г.   –   апрель   2015   г.)  –   проводилась статистическая обработка полученных данных и интерпретация результатов, написание 3 главы и оформление дипломной работы.ГЛАВА  III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ДО   И   ПОСЛЕ   ПРОВЕДЕНИЯ   ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА   ВКЛЮЧАЮЩЕГО,   ОЦЕНКУ   ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ     И   ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ   ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА   УПРАЖНЕНИЙ   СФП   КООРДИНАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ   НА   ПОКАЗАТЕЛИ   ТОЧНОСТИ   У СПОРТСМЕНОВ СТРЕЛКОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ 3.1. Результаты анкетирования В   ходе   анкетирования     было   выявлено   отношение   спортсменов   и тренеров   к   использованию   специально   подготовительных   упражнений,   для повышения   уровня   специальной   физической   подготовленности   стрелков   из блочного лука. Результаты представлены в таблице 1. № 1 Таблица 1.  Результаты анкетирования, характеризующие отношение спортсменов к использованию специализированных специально подготовительных упражнений для стрелков из блочного лука. Вопрос Результаты анкетирования (%)   Считаете ли Вы необходимым специальные применять физические упражнения характерные   для   стрельбы   из лука (классического/блочного)?       Да Нет Затрудняюсь ответить Применяю2 3         Как   часто   в   тренировке   Вы применяете специальные физические упражнения?   Систематически Иногда Не применяю     упражнения Какие вы применяете   для   специальной физической подготовленности? Натяжение лука Имитация   выстрела   со жгутом Удержание   лука   на заданное время с заданными интервалами Удержание   жгута   на заданное время с заданными интервалами   лука   Удержание в натянутом   положении   и совмещение мушки с районом прицеливания 4 В   какой   части   занятия   Вы применяете специальные физические упражнения?    В подготовительной5 6 7          В основной В заключительной Что,   по   вашему   мнению,   в большей   степени   влияет   на результативность стрельбы? Уровень   физической подготовленности Уровень   технико­ тактической подготовленности Уровень   психологической подготовленности Уровень интеллектуальной подготовленности Как   Вы   считаете,   влияет   ли уровень специальной физической   подготовленности на результативность стрельбы?   Влияет Не влияет Затрудняюсь ответить   Что,   по   Вашему   мнению, мешает систематическому   применению комплекса специальных   физических упражнений   в   тренировочном процессе?  Отсутствие методической литературы и практических рекомендаций  Отсутствие тренера Отсутствие мотивации Как   мы   видим   по   данным   таблицы   1,   тренеры   и   спортсмены,   в большинстве,   правильно   понимают   значение   и   необходимость   применения   но специальных   физических   упражнений   в   стрелковом   спорте, систематически   используют   лишь   47   %   опрошенных.   Средний   показатель применения   специальных   физических   упражнений   связан,   в   основном,   с отсутствием методической литературы, практических рекомендаций и с тем, что   упражнения   для   стрелков   из   классического   лука   не   раскрывают специфику выполнения выстрела из блочного лука. Это связано с тем, что структура выполнения выстрела из блочного лука значительно отличается по характеру режимов работы мышц от выстрела из классического лука в связи с конструктивными особенностями блочного лука. Установлено, что в реализации выстрела участвуют следующие мышцы: широчайшая мышца спины, задние пучки дельтовидной мышцы, подостная, малая и большая круглые, трапециевидная, большая и малая ромбовидные, а также мышцы предплечья, кисти, сгибатели и разгибатели туловища. 3.2. Анализ   влияния   применяемого   комплекса   упражнений на динамику изменения показателей точности  Для   выявления   величин   показателей   точности   двигательной деятельности   стрелков   из   лука   высокой   квалификации   регистрировались координаты 9­ти попаданий в мишень.   Для каждого из испытуемых были рассчитаны систематическая и случайная ошибки отдельно по вертикали игоризонтали при помощи специально разработанной электронной программы по формулам И.П.  Башлыкова и М.Х. Казиева (таб. 2). Результаты показателей точности двигательных действий лучников до эксперимента. Таблица 2.  Показатели точности XCE 0,145 ­0,36 0,018 0,005 ­0,35 ­0,54 0,348 0,385 ­0,26 0,26 0,302 0,322 0,278 0,27 YCE Испытуемые ­0,16 1 ­0,23 2 0,15 3 0,06 4 ­0,67 5 0,55 6 0,55 7 0,31 8 ­0,08 9 ­0,68 10 0,33 11 0,75 12 0,26 13 0,37 Ср. показатель XCE – систематическая ошибка по горизонтали; YCE – систематическая ошибка по вертикали; XVE – случайная ошибка по горизонтали; YVE ­ случайная ошибка по вертикали. XVE 1,05 1,36 1,7 2,66 1,52 2 1,51 2,17 0,84 1,36 0,87 1,18 1,45 1,51 YVE 1,15 0,63 1,41 1,85 1,43 2,26 1,72 1,66 1,02 1,39 1,51 1,32 1,51 1,45Рис.2. Результаты показателей точности двигательных действий лучников до эксперимента. По результатам обработки данных  видно, что систематическая ошибка в разных плоскостях (XCE,YCE), как отрицательная, так и положительная, в то время как случайная ошибка у всех спортсменов только положительная. Значит, лучники с отрицательной величиной XCE склонны к смещению точки прицеливания   влево   от   центра   мишени,   а   положительная,   наоборот,   ­   к смещению точки прицеливания вправо от центра. А величина YCE со знаком «­»   говорит   о   том,   что   кучность   стрелка   из   лука   находится   ниже   центра мишени, а со знаком «+» ­ выше центра.  Известно, что чем меньше величина случайной ошибки (XVE,YVE), тем более освоенной можно считать технику спортсмена, и наоборот.  Это подтверждается нашим экспериментом, так как величины  XCE  и YCE, как видно в таблице, очень малы и не превышают габарита «10», потому что   у   высококвалифицированных   лучников   материальная   часть   грамотно подогнана.   Величины   случайной   ошибки   по   вертикали   и   горизонтали (XVE,YVE)   в   большей   степени   зависят   от   технического   мастерства спортсменов.XVE является показателем того, что спортсмен затрачивает  различное время на выполнение выпуска, что   вероятней всего влечет за собой рывок (следствие недостаточного развития позного равновесия) YVE    является   показателем   того,   что   спортсмен   в   момент   серии использует   разные   точки   опоры   для   прикладки   и   имеет   разную   длину натяжения тетивы, в следствии   поднятия левого плеча (т.е. недостаточного уровня статической выносливости). Результаты показателей точности двигательных действий лучников                                           Таблица 3.  Испытуемые 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Ср. показатель после эксперимента. Показатели точности XCE 0,09 ­0,22 ­0,01 0,04 ­0,33 0,4 0,3 ­0,22 ­0,21 0,3 0,28 ­0,31 0,256 0,228 XVE 0,9 1,15 1,3 2,5 1,42 1, 8 1,49 2,16 0,82 1,4 0,81 1,16 1,5 1,45 YCE 0,1 ­0,18 0,13 ­0,05 0,44 0,39 0,31 ­0,24 0,03 ­0,5 0,22 0,42 ­0,16 0,29 YVE 0,87 0,7 1,01 1,23 1,4 1,7 0,62 1,35 0,57 1,05 1,24 0,78 1,05 1,4Рис.3 Результаты показателей точности двигательных действий лучников после эксперимента. После  использования   комплекса     упражнений   СФП   координационной направленности произошли изменения в показателях точности стрельбы, что видно в табл.3.   В   большей   степени   уменьшился   средний   показатель   систематических ошибок по вертикали и горизонтали (XCE,  YCE) и не выходил из габарита «Х».   Это   значит,   что   применённый   комплекс   упражнений   положительно повлиял   на   техническую   подготовку   спортсменов­лучников.   Хотя   и незначительно,   но   уменьшилась   случайная   ошибка   в   горизонтальной плоскости   (XVE),   что   является   следствием   либо   недостаточно   хорошей наладки оружия, либо недостаточно одинаковой работы при растяжении лука. В   вертикальной   же   плоскости   показатели   улучшились   (YVE)   в   следствии повышения   уровня   специальной   выносливости   и   тренировки   на   позное равновесие. Комплекс  упражнений 1.1­1.7  имеет отношение к такой составляющей координационных   способностей   спортсмена,   как   позное   равновесие, отвечающее   за   способность   человека   воспроизводить   статическое напряжение, однообразие суставных углов, однообразное размещение центрамасс.   В   свою   очередь,   это   прежде   всего   связано   с   такими   элементами изготовки,   как   вариативность   размещения   корпуса   в   сагиттальной   и фронтальной плоскостях. Комплекс  упражнений 2.1­2.12, имеющий отношение к взаимодействию с оружием, вспомогательными  предметами  и тренажером,  непосредственно относится   к   развитию   специальной   силы,   выносливости,   точности воспроизведения длинны растяжения стрелы и т.д.  Комплекс     упражнений   3.1­3.8,   имеющий   отношение   к   работе анализаторов (тактильного, зрительного) и как следствие возможны изменения в   средней   точке   упора   (СТУ),   ошибок   в   прицеливании,   изменении   базы (расстояния от точки касания тетивой подбородка, до точки касания тетивой носа).Рис. 4.  Изменение показателей точности двигательных действий до и после применения комплекса СФП. Проанализировав   результаты   изменения   показателей   точности двигательной   деятельности   после   применения   комплекса   СФП представленные   на   рисунке   4,   мы   пришли   к   выводу,   что   апробация разработанного нами комплекса прошла успешно. Средние величины ошибок стрельбы уменьшились: XCE ­ от 0,315 до 0,19; YCE ­ от 0,37 до 0,24; YVE ­ от 1,45 до 1,04. XVE­ 1,5­ 1,4 Однако, хотелось бы подчеркнуть, что эффект закрепления   стабильности   выполнения   того   или   иного   элемента, краткосрочен,   поэтому   разработанный   комплекс   упражнений   рекомендуем использовать в учебно­тренировочном процессе круглогодично. ВЫВОДЫ Проанализировав   и   обобщив   полученные   данные,   можно   сделать следующие выводы: 1. В   ходе   исследования   были   изучены   основные   критерии, характеризующие уровень специальной физической подготовки стрелков.         На основе анкетирования и педагогических наблюдений тренеров и стрелков   высокой   квалификации   были   определены   наиболее   частоиспользуемые   специальные   физические   упражнения:   на   каждом   учебно­ тренировочных   занятии,   в   подготовительной   части,   влияющих   на   уровень специальной физической подготовленности. Далее, полученные   результаты были   систематизированы   и   представлены   в   виде     комплекса   упражнений координационной направленности. 2. Был   разработаны   и   апробирован   комплекс   упражнений, направленных   на   повышение   уровня   специальной   физической подготовленности   координационной   направленности   спортсмена   высокой квалификации,  состоящий   из   3­х   групп:   1)   на  «позное»  равновесие   2)     на развитие специальной силы, выносливости, точности воспроизведения длинны растяжения стрелы 3) направленный на  улучшение работы анализаторов. 3. Анализ   влияния   разработанного   нами   комплекса   специальных физических   упражнений   на   динамику   изменений   показателей   точности стрельбы   в   подготовительном   периоде   представлен   в     средних   величинах ошибок стрельбы по уменьшению: XCE ­ от 0,315 до 0,19; YCE ­ от 0,37 до  XVE­   1,5­1,4.   Полученные   результаты 0,24;  YVE  ­   от   1,45   до   1,04, определяют   упражнений на техническую подготовку спортсменов, стрелков из лука.   положительное   воздействие   примененного   комплексаПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ      На подготовительном этапе высококвалифицированным спортсменам рекомендуется   использовать   предложенный   нами   комплекс   упражнений координационной   направленности   с   целью   повышения   и   поддержания специальной   физической   подготовленности,   улучшения   технического результата у стрелков из блочного лука. Целесообразно   тренерам   или   спортсменам   самостоятельно   проводить планирование   нагрузки   и   контроль   за   правильным   выполнением   комплекса специальных физических упражнений во время тренировочных занятий.  Кроме   того,   целесообразно   использовать   представленную   в   работе методику регистрации координат попаданий и расчета показателей точности двигательных действий спортсменов для осуществления контроля за уровнем технической подготовленности стрелка из лука.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абрамович   П.А.   Специальная   физическая   подготовка   гребцов­ академистов   в   многолетнем   тренировочном   процессе   /   Абрамович   П.А., Жуков С.Е. // научное обоснование физ. Воспитания спортивной тренировки и подготовки   кадров   по   физической   культуре   и   спорту   //   Материалы  VII Международной научной сессии БГУФК и НИИФКиС РБ по итогам научно­ исследовательской   работы   за   2003  год.  Минск,  6­8  апреля  2004  г. –  Мн.: БГУФК. 3­4 с. 2. Байдиченко Т.В. Техническая подготовленность стрелков из лука и методы ее совершенствования: дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Байдиченко; ГЦОЛИФК. ­ М., 1989. ­ 142 с. 3. Байдыченко Т.В. Изучение факторов, влияющих на устойчивость системы "стрелок­оружие" в стрельбе из лука = Influencing factors upon the "archer­bow"  system  stability   /   Т.В.   Байдыченко,   В.В.   Лысенко  //   Теория   и практика прикладных и экстремальных видов спорта. ­ 2010. ­ N 3 (18). ­ С. 14­17.  4. Башлыков И.П. Оценка точности двигательных действий: Лекция для студентов, аспирантов и слушателей ФПК ГЦОЛИФКа/ И.П.Башлыков, М.Х.Казиев. – М.: 1989. 5. Бернштейн   Н.А.О   ловкости   и   ее   развитии./   Н.А.   Бернштейн,­ М.,ФКиС, 1991.­288с. 6. Бойко   В.   В.   Целенаправленное   развитие   двигательных способностей человека / В. В. Бойко – М. : Физкультура и спорт, 1987. – С. 55­60. 7. Вайцеховский С. М. Книга тренера / Ю. В. Верхошанский: ­ М.: ФиС, 1971. – с. 311.8. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. – М. : Физкультура и спорт, 1988.  9. Володина   И.   С.   Физическая   подготовка   стрелка­спортсмена   : Лекции   для   студентов   и   слушателей   РГАФК   /   И.С.   Володина   –   М. Редакционно­издательский отдел РГАФК, 1997. – С. 3­5. 10. Волкова   Е.А.   Влияние   механических   параметров   материальной части   на   изменение   показателей   точности   стрельбы   у   лучников   высокой квалификации   /   Е.А.   Волкова,   Т.В.   Байдыченко   //   Итоговая   научная конференция молодых ученых РГУФКСиТ. – М.: РГУФКСиТ, 2010. 11. Гачечиладзе   Я.   В.   Физическая   подготовка   стрелка   /   Я.В. Гачечиладзе, В. А. Орлов. – М. : ДОСААФ СССР, 1984. – С. 8­13. 12. Годик   М.   А.   контроль   тренировочных   и   соревновательных нагрузок./М.А. Годик, – М.: ФиС, 1980. – 31 с. 13. Городниченко   З.   А.   Физиология   Статических   напряжений: учебное пособие / З.А. Городниченко, – Смоленск. СГИФК, 1987. – с. 72. 14. Доленко Ф. Л. Спорт и суставы./Ф.Л. Доленко – М.: ФиС, 2005. – с. 258. 15. Друзь   В.   А.   Моделирование   процесса   спортивной тренировки./В.А. Друзь, ­ Киев – Здоров’я, 1976. – 65 с. 16. Жилина   М.   Общая   и   специальная   физическая   подготовка стрелка / М. Жилина // Разноцветные мишени. – 1982. – С. 32­36. 17. Жилина М. Я. Методика тренировки стрелка – спортсмена. / М. Жилина,­ М.: ДОСААФ, 1986. – 15с. 18. Иткис М. А. Специальная подготовка стрелка спортсмена / М. А. Иткис – М. : ДОСААФ СССР, 1982. – С.46­61. 19. Калиниченко Н. А. О некоторых вопросах техники стрельбы из лука./ Н.А. Калиниченко,­ М.: ФиС, 1971.­ с. 31120. Корх   А.   Я.   Стрелковый   спорт   и   методика   преподавания./А.Я. Корх, – М.: ФиС, 1986. 21. Лебединский   В.   М.   Система   подготовки   спортсменов   высокой квалификации (СПСВК) / В. М. Лебединский // Спорт и здоровье : первый межд. Научный конгресс 9­11 сен. 2003. Россия, СПб. : «Олимп­СПб», 2003. – Т.1 – С. 60­63. 22. Лях   В.И.  Важнейшие   для   различных   видов   спорта координационные   способности   и   их   значимость   в   техническом   и   технико­ тактическом   совершенствовании  //  Теория   и   практика   физ.   культуры./В.И. Лях,­ 1988, № 2, с. 57­59. 23. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры./Л.П.  Матвеев, ­ М.: ФиС, 2007. ­ 543 с. 24. Озолин И. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать./И.Г. Озолин, – М.: АСТ: Астрель, 2003. – с.863. 25. Орлов В. А. О физической подготовке зарубежных стрелков / В. А. Орлов, Я. В. Гачечиладзе // Разноцветные мишени. – 1985. – С. 56­59. 26. Особенности общей и специальной подготовки стрелка из лука / Бобр   С.А.,   Сыманович   П.Г.,   Сираж   А.Н.,   Машарская   Н.М.   //   Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту : Материалы III науч. сессии АФВиС Республики Беларусь... ­ Минск, 1998. ­ С. 261. 27. Стрельба из лука. Примерные программы спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР, и ШВСМ. ­М.: Советский спорт, 2006. 28. Струк Б. И. Тренажеры для подготовки стрелков из лука / Б. И. Струк,   Г.   М.   Петросян,   В.   Г.   Резников//   методические   рекомендации.   М., 1977, с.3­9. 29. Тарасова Л. В. Особенности развития организма юных стрелков в подростковом периоде /Л.В. Тарасова, – М.: ВНИИФК, 2002.30. Тарасова     Л.   В.  Ошибки   стрелка   //ж.   Ворошиловский   стрелок. /Л.В. Тарасова, ­ М., 1977 31. Тарасова   Л.   В.   Комплексная   оценка   общей   и   специальной подготовленности   высококвалифицированных   стрелков   из   лука   /   /Л.В. Тарасова, Корженевский А. Н.// Теория и практика физ. Культуры: Тренер: журнал в журнале. – 2006. ­ №3, с. 32­36. 32. Тарасова   Л.   В.   Исследование   физической   подготовленности стрелков из лука./ Л. В. Тарасова, В. Н. Ешеев, Г. Н.  Шадрина– М.: ВНИИФК, 2004. 33. Теория   спорта   /под   ред. Платонова В.Н.   Киев,   Виша   Школа, 1987,­422 с. 34. Тер­Ованесян   A.A.   Педагогические   основы   физического воспитания./ A.A. Тер­Ованесян,­ М.: Физкультура и спорт, 1978, ­С.118 35. Тер­Ованесян A.A.Педагогика спорта. / A.A. Тер­Ованесян, И.A. Тер­Ованесян,­ ­ Киев, Здоров я, 1986, ­С.53­72 36.   Федорин   В.   Н.   Общая   и   специальная   физическая   подготовка стрелка­спортсмена : учебное пособие / В. Н. Федорин. – Краснодар, 1995. – С. 30­31. 37. Федорин В.Н.   Методика   обучения   стрелков   спортсменов   на начальном этапе подготовки. / В. Н. Федорин,­ Краснодар, 1996, ­43 с. 38. Физическая   подготовка   спортсменов   высшего   класса:   [Cборник статей] / под общей ред. С. М. Вайцеховского. – М.: ФиС, 1969. – с. 192. 39. Шилин Ю. Н. Спортивная стрельба из лука. Теория и методика обучения[текст]:учебное   пособие  /   Ю.Н.  Шилин,  Е.Н.  Белевич.  –  М.:   ТВТ Дивизион, 2011.­280с. 40. Шилин   Ю.   Н.   Теория   и   методика   тренировки   в   дартс/   Ю.Н. Шилин, А.В. Каневская. – М.: Спортс Академ Пресс, 2003.41. Шилин Ю. Н. Физическая подготовка стрелков из лука. / Ю.Н. Шилин, – М.: РГАФК, 1995.ПРИЛОЖЕНИЯОшибки стрельбы и факторы, их вызывающие (по Байдыченко Т.В.) Ошибки  стрельбы Факторы, наиболее вероятно связанные с  ошибками стрельбы Систематическа 1. Не откорректирован прицел по горизонтали Приложение1. я ошибка по  горизонтали Систематическая  ошибка по вертикали 2. Выдвинута или убрана боковинка плунжера 3. Деформирована стрела или смещен  хвостовик на конусе при поклейке 4. Механические причины (тетива цепляет  крагу или нагрудник, изменена плотность  напальчника) 5. Несоответствие длины тетивы размерам лука 6. Постоянный завал (наклон) лука вправо или  влево 7. Изменение СТУ (средней точки упора) в  горизонтальной плоскости 8. Нарушена проекция тетивы относительно  постоянной точки ее фиксации у подбородка и носа 9. Изменена освещенность мишени 1. Не откорректирован прицел по вертикали 2. Положение гнезда на тетиве не соответствует высоте полочки и наоборот 3. Стрела без оперения или оно частично  отклеено 4. Деформированная стрела или смещен  хвостовик на конусе при поклейке 5. Зазор между стрелой и указательным пальцем при захвате тетивы 6. Угол, образованный фалангами пальцев взахвате относительно тетивы 7. Изменение базы (наклон головы вверх или  вниз) 8. СТУ смещена вверх или вниз 9. Изменена освещенность мишени 10. Дождь 1. Несоответствие механических параметров  стрел (веса, длины, размещения центра масс(ЦМ) и  т.д.) данным лука (силе натяжения тетивы, длине  рукоятки и плеч лука и т.д.) 2. Одна из частей лука находится на грани  поломки 3. Асинхронная работа плеч лука во время  выстрела 4. Скручивание одного из плеч лука или  рукоятки относительно вертикальной оси  5.Различное время, затраченное спортсменом на выполнение выпуска влечет за собой: а) различный угол схода тетивы с пальцев б) рывок 6. Движение левой рукой опережает движение  правой (складывание) может проявляться в виде  «реакции на кликер» 7. Вариации в воспроизведении СТУ 8. Порывы ветра 1. Несоответствие механических параметров  стрел (массы, длины, размещения ЦМ и т.д.) данным  лука (силе натяжения тетивы, длине рукоятки и плеч  лука и т.д.) 2.Одна из частей лука находится на грани  поломки Случайная ошибка по  горизонтали Случайная ошибка по  вертикали3.Наладка амортизаторов не соответствует  работе лука 4. Асинхронная работа плеч во время выстрела 5. Смещение одного из плеч лука или рукоятки  относительно поперечной оси 6. Нарушение воспроизведения длины  натяжения тетивы: ­ вариация длины «дотяга» после щелчка  кликера ­ при прикладке нет трех точек касания  (например, из­за жесткого напальчника нарушается  чувство контакта с тетивой)   7. Изменение начальной или угловой скорости  вылета стрелы вследствие неверного воспроизведения длины натяжения 8. Вариации в воспроизведении базы 9. Порывы ветра№ п Название  упражнени я и его  краткое  описание /п 1 1   – И.п. стойка   ноги врозь. Палка   на плечах сзади   шеи. Левая   рука прямая, кисть лежит на   одном конце палки, правя   рука согнута   в локте,   так же лежит на палке. Покачиваю щие движения вправо влево. Комплексы специальных физических упражнений. Приложение 2.  Рисунок Дозир овка Метод. указания Комплекс упражнений на позное равновесие 3 х 20  повтор. Спину держать ровно,   не сутулиться .   Голова повернута в   сторону щита. Упра жнение направлено на синхронну ю   работу плечевого пояса, чтобы управление прицелом велось   не только одной левой рукой. Упражнени е выполняется   плавно, без   резких движений. 5 х 20 – 30 сек. Упражнени е направлено на обеспечени е надежного упора   в лук. 1 2   Упор   от пола левой/право й   рукой. Упражнение позволяет почувствова ть, как переносится вес   тела   на левую/праву ю   руку, ощутить чувство «жесткости » в суставах левой   руки (лучезапяст ном, лучевом   и локтевом).Контролир овать  выборочно  эл.техники Упражнени е способству ет укреплени ю   мышц плечевого пояса   и повышени ю устойчивос ти системы «стрелок­ оружие». 3 х 10­ 12  повтор. 30 сек.  отдых (22  фунта / 9 кг) 10 по  вертик али; 10 по  горизон тали; По  часово й  стрелк е,  против  часово й *3  подход а 1 3 Max. удержание классическо го лука. 1 4     – «Качалка». И.п. стойка стрелка   из лука. Прицеливан ие со стрелой   на дистанции в мишень.   С растянутым луком переводить мушку   от габарита   8 до   8   в горизонталь ной и вертикально й плоскости за   счет   а) направленно го   усилия   в лук;   б)   за счет увеличения усилия направленнои на го натяжение лука правой рукой. Упражнение выполняетс я   для   того, чтобы   в соревновате льных условиях лучше контролиро вать положение прицела прицелом. С помощью этого упражнения можно укрепить мышцы плечевого пояса   спины. х Максималь ный  контроль  за точкой в мишени 10 х 20  сек 3  подход а по 30  сек 1 5 1 6   Прицеливан ие с лазерной указкой (вертикаль) Удержание мушки   в мишени   на 18 метров, с закрытыми глазами Прицеливат ься,   глаза закрыть,   по истечениюи времени открыть глаза   проверить положение мушки   в мишени 1 7 . 2х 30 выстре лов.   «Цапля». И.п.   –   стоя на   одной ноге (в начале   на левой потом на   правой). Свободная нога согнута   в коленном суставе находится позади голени другой ноги. Упражнение выполняетс я в основной части занятия Комплекс упражнений на развитие специальной силы, выносливости, Спину держать ровно. Упражнени е   можно выполнять в   разных вариантах:  а) с закрытыми глазами;  б)   стоя   на кирпиче;  в)   менять положение свободной ноги, выше/ ниже/ спереди/ сзади.     точности воспроизведения длинны растяжения стрелы2 1 Поднятие веса (жгута/лука ) на прямой вытянутой руке. Упражнение направлено на укрепление мышц плеча. 3 х 30  повтор. 30 сек.  отдых Спина  прямая,  левое  плечо не  поднимаем , левая  рука не  пронирует ся2 2 Max. удержание классическо го лука. 2 3 Натягивани е классическо го лука  Контролир овать  выборочно  эл.  техники Кол­во  серий  дается в  зависимост и от  тренирован ности  спортсмен а 3 х 10­ 12  повтор. 30 сек.  отдых (22  фунта / 9 кг)   3­5 подход ов по 20 повтор ений  30 сек.  отдых (22  фунта / 9 кг).2 4 Натягивани е   и   резкое откладыван ие 2 5 Упражнение с проволокой; тренажером ; со жгутом . 3х 20  раз  30 сек.  отдых (22  фунта / 9 кг) ОТ 2  до 10  серий  Кол­во  серий  дается в  зависимост и от  тренирован ности  спортсмен а 20  выстре лов * 4  подход а     Упражнени е с проволоко й или тренажеро м выполняет ся в статическо м режиме ; упражнени е со жгутом ­ в динамичес ком.Упражнени е способству ет укреплени ю   мышц плечевого пояса   и повышени ю устойчивос ти системы «стрелок­ оружие». 10 по  вертик али; 10 по  горизон тали; По  часово й  стрелк е,  против  часово й *3  подход а 2 6         – «Качалка». И.п. стойка стрелка   из лука. Прицеливан ие со стрелой   на дистанции в мишень.   С растянутым луком переводить мушку   от габарита   8 до   8   в горизонталь ной и вертикально й плоскости за   счет   а) направленно го   усилия   в лук;   б)   за счет увеличения усилия направленно го на натяжение лука правой рукой. Упражнение выполняетс я   для   того, чтобы   в соревновате льных условиях лучше контролировать положение прицела прицелом. С помощью этого упражнения можно укрепить мышцы плечевого пояса   спины. и 2 7   Прицеливан ие с лазерной указкой (вертикаль) 2 8 Удержание мушки   в мишени   на 18 метров, с закрытыми глазами Прицеливат ься,   глаза закрыть,   по истечению 10 х 20  сек Максималь ный  контроль  за точкой в мишени х 3  подход а по 30  секМинимизи ровать  время  зарядки  стрелы 3 х 40  выстре лов  3 х 10  выстре лов и времени открыть глаза   проверить положение мушки   в мишени 2 9 Безостаново чная стрельба   на 3 метра.  2 10   Стрельба по горизонталь ным / вертикальн ым   линиям. Такая стрельба позволяет определить наличие технических ошибок   по положению пробоин   в вертикально й и горизонталь ных плоскостях. Упражнение направлено на отработку (умение контролиро вать)   эл. Техники. 2х 30 выстре лов.   Спину держать ровно. Упражнени е   можно выполнять в   разных вариантах:  а) с закрытыми глазами;  б)   стоя   на кирпиче;  в)   менять положение свободной ноги, выше/ ниже/ спереди/ сзади. 3 х 20  выстре лов Формирова ние  правильной прикладки 2 11 12   «Цапля». И.п.   –   стоя на   одной ноге (в начале   на левой потом на   правой). Свободная нога согнута   в коленном суставе находится позади голени другой ноги. Упражнение выполняетс я в основной части занятия Упражнение для устранения ошибки ориентации прикладки по пипсайду. Стрельба без пипсайда для отработки прикладки на 3 метраКомплекс упражнений, направленный на  улучшение работы анализаторов 3 1   «Пружина». И.п.   –   ноги вместе. Упор   левой рукой в стену (штанга ворот,   щит, дверной косяк).  3 2 Поворот левого/прав ого   локтя (пронация   – супинация). 5 х 30  сек 3 х 30  повтор. 10 сек.  отдых Спину держать ровно,   не сутулиться .   Голова повернута в   сторону щита.  Упражнени е направлено на постановку правильног о положения левой руки в плечевом суставе. Плечо  должно  быть  опущено3 3 3 4   Упор   от пола левой/право й   рукой. Упражнение позволяет почувствова ть, как переносится вес   тела   на левую/праву ю   руку, ощутить чувство «жесткости » в суставах левой   руки (лучезапяст ном, лучевом   и локтевом).     – «Качалка». И.п. стойка стрелка   из лука. Прицеливан ие со стрелой   на дистанции в мишень.   С растянутым луком переводить мушку   от габарита   8 до   8   в горизонталь ной и вертикально й плоскости   5 х 20 – 30 сек. Упражнени е направлено на обеспечени е надежного упора   в лук. Упражнени е способству ет укреплени ю   мышц плечевого пояса   и повышени ю устойчивос ти системы «стрелок­ оружие». 10 по  вертик али; 10 по  горизон тали; По  часово й  стрелк е,  против  часово й *3  подход аза   счет   а) направленно го   усилия   в лук;   б)   за счет увеличения усилия направленно го на натяжение лука правой рукой. Упражнение выполняетс я   для   того, чтобы   в соревновате льных условиях лучше контролиро вать положение прицела прицелом. С помощью этого упражнения можно укрепить мышцы плечевого пояса   спины. и 3 5   Прицеливан ие с лазерной указкой (вертикаль) 10 х 20  сек Максималь ный  контроль  за точкой в мишени3х 20  выстре лов  Предельно е внимание уделяется  всем  элементам  техники  и  мышечным  ощущения м х 3  подход а по 30  сек 3 6 Стрельба   с закрытыми глазами на 3 м (горизонтал ь   –   работа мышц спины) 3 7 Удержание мушки   в мишени   на 18 метров, с закрытыми глазами Прицеливат ься,   глаза закрыть,   по истечению времени открыть глаза   проверить положение мушки   в мишени и3 х 20  выстре лов Формирова ние  правильной прикладки 3 8 Упражнение для устранения ошибки ориентации прикладки по пипсайду. Стрельба без пипсайда для отработки прикладки на 3 метраИсполнитель выпускной квалификационной работы               _________________________Черкашнева С.Г. Научный руководитель к.п.н., доцент кафедры ТиМ ПВС и ЭД   ___________________Байдыченко Т.В.                     Заведующий  кафедрой ТиМ  ПВСиЭД,  д.п.н., профессор                                      ____________________________Блеер А.Н. Дата защиты  ___________________ Оценка за работу  _______________Председатель  Государственной Аттестационной Комиссии         ______________________