СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Оценка 4.6

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Оценка 4.6
Образовательные программы +1
docx
психологическая работа +2
Взрослым
30.05.2018
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование ребенка с ТМНР, с учетом его особых образовательных потребностей во 2 классе МОУ «Семёновская средняя общеобразовательная школа» Свободненского района Амурской области» (обучение на дому).
СИПР Соломенник Лилия.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Семёновская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрена и рекомендована к  утверждению на  Педагогическом совете Согласована ЗДУВР Утверждена  Директор         /Бобрышева Е.Н./ Протокол от_______2017 г.   ______/Богданова Г.В./ № ___ «___»__________2017 г. Приказ от__________2017 г.   №___                                СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ  обучающейся второго класса Соломенник Лилии на 2017­2018 учебный год Возраст: 8 лет учитель высшей категории Максимович Раиса Петровна стаж работы 27 лет с. Семёновка 1 2017 Пояснительная записка Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на  основе адаптированной основной общеобразовательной программы  образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной  (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми и множественными  нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на  образование ребенка с ТМНР, с учетом его особых образовательных  потребностей во 2 классе МОУ «Семёновская средняя общеобразовательная  школа» Свободненского района Амурской области» (обучение на дому). Нормативные документы: ­ Конституция Российской Федерации (ст.43). ­ Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273­ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации» (в редакции Федеральных законов от 07.05.2013г. № 99­ФЗ, от  07.06.2013г. №120­ФЗ, от 02.07.2013г. № 170­ФЗ, от 23.07.2013г. №203­ФЗ, от 25.11.2013г. №317­ФЗ, от 03.02.2014г. № 11­ФЗ, от 03.02.2014г. № 15­ФЗ, от  05.05.2014г. № 84­ФЗ, от 27.05.2014г. № 135­ФЗ, от 04.06.2014г. №148­ФЗ, от  28.06.201г. №182­ФЗ, от 21.07.2014г. №216­ФЗ, от 21.07.2014г. № 256­ФЗ,от  21.07.2014г. № 262­ФЗ, от 31.12.2014г. № 489­ФЗ, от 31.12.2014г. № 500­ ФЗ,от 31.12.2014г. № 519­ФЗ, от 29.06.2015г. №160­ФЗ, от 29.06.2015г. №  198­ФЗ, от 13.07.2015г. № 213­ФЗ, от 13.07.2015г. № 238­ФЗ, от 14.12.2015г.  № 370­ФЗ, от 29.12.2015г. № 388­ФЗ, от 29.12.2015г. № 389­ФЗ, от  29.12.2015г. № 404­ФЗ, от 30.12.2015г. №458­ФЗ, от 02.03.2016г.  № 46 ­ ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральными законами от  04.06.2014г. №145­ФЗ, от 06.04.201г. № 68­ФЗ ­ Федеральный  государственный образовательный стандарт общего образования для  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской  Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599. ­ Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по  основным общеобразовательным программам начального общего, основного  общего и среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года №1015, с изменениями от 17 июля 2015 года №734). ­ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля  2015 г. № 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286­15 “Санитарно­ эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и  воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность  по адаптированным основным общеобразовательным программам для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”. ­ Примерная адаптированная основная образовательная программа общего  образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 2 ­ Адаптированная основная общеобразовательная программа образования  обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными  нарушениями (вариант 2) МОУ «Семёновская средняя общеобразовательная  школа» Свободненского района Амурской области. Структура СИПР Содержание  1. Общие сведения о ребенке  2. Психолого­педагогическая характеристика 3. Индивидуальный учебный план   4. Расписание индивидуальных занятий 5. Содержание образования   5.1. Базовые учебные действия  5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов   6. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации  СИПР   7. Программа сотрудничества с семьей   8. Перечень необходимых технических средств и дидактических  материалов 9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения   10. Приложения Стр. 4 4 ­ 5 6 7 8 ­ 10 10 ­ 11 11 – 21 21 22 ­ 23 23 24  25 ­ 28 1. Общие сведения о ребенке ФИО ребенка: Соломенник Лилия Константиновна Возраст ребенка: 8 лет (05.09.2008 г.р.) Место жительства: с. Семёновка, ул. Молодёжная, д.8, кв.2. Мать: Соломенник Анастасия Петровна  Отец: Соломенник Константин Александрович Год обучения в МОУ Семёновская СОШ: 1 Ступень обучения: I Группа (особые потребности): 2 3 2. Психолого­педагогическая характеристика на начало учебного года Семья полная (многодетная, малообеспеченная), состоит из пяти  человек. Мама – домохозяйка. Папа работает бульдозеристом в  Инжпромстрое. Родители заботливо и доброжелательно относятся к дочери,  заинтересованы в успешном развитии ребенка. В семье есть старший сын –  пятиклассник Максим и младшая дочь – Василиса (1 год 4 месяца). Семья  социально благополучная. Культурно­бытовые условия в семье  удовлетворительные. По заключению ПМПК (от 10 июня 2017 года) ребёнок относится к  категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих  нарушение интеллекта и нуждающихся в создании специальных условий  получения образования, коррекции нарушений развития и социальной  адаптации на основе специальных педагогических подходов. У Лилии наблюдается несформированнность:  языковых   средств   на   фонетико­фонематическом   и   лексики­ грамматическом   уровнях   с   преобладанием   недоразвития смысловой речи;   навыков социального функционирования;  наблюдается отставание в познавательной сфере. Общий осведомительный уровень­ ниже возрастной нормы. Моторная ловкость – низкий уровень сформированности из­за  ограничения движения рук (ДЦП, двойная гемиплегия умеренно выраженная); девочка не может правильно держать ручку или карандаш. Мотивация: преобладает социальная – мотивация одобрения. Критичность: снижена. Работоспособность: низкая. Темп деятельности: снижен, в виду повышенной утомляемости. Особенности внимания: низкий уровень концентрации и устойчивости,  плохая переключаемость. Особенности памяти: кратковременная, низкий уровень. Интеллектуальное развитие: задержка психического развития. Временные и пространственные отношения: практически не  сформированы. Эмоционально­ волевая сфера: низкий уровень развития  произвольности и самоконтроля. 4 Девочка не владеет в полном объеме речью. Отмечается своеобразное  нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико­фонематического,  лексического и грамматического. Затруднено или невозможно формирование  устной и письменной речи, т. к. у ребенка системное недоразвитие речи в  тяжелой степени выраженности. Словарный запас ограничен бытом. В активе небольшое количество  нечетко произносимых слов­звуков. Иногда трудно понять, что говорит  ребёнок. Не знает многих предметов, форму, размер, цвета. Звукоподражает  мяуканью кошки, лаю собаки. Не всегда показывает на картинках людей и  животных: хаотично водит пальцем по картинкам. Знает некоторые названия  продуктов питания, показывает их по картинке. Обобщающие понятия не  сформированы. Голос тихий, дикция смазанная, темп речи медленный. Речь  мало модулированная, невыразительная. Слоговая структура слова нарушена.  Слова со сложной слоговой структуры воспроизводить не может, искажает их. Не понимает грамматических изменений слова, не владеет навыками  словообразования. Связная речь развита плохо. Повторяет простые фразы из  двух и более слов. Программы по преподаваемым дисциплинам в прошлом учебном году  ребёнком не усвоены, так как не соответствуют её развитию. Причина  недостатков в обучении состоит в том, что нет понимания изученного  материала. Общий темп деятельности медленный, учебная мотивация не  сформирована. Быстро устаёт. К удачам и неудачам в обучении Лиля  безразлична, не стремится преодолеть затруднения. При осмысливании и  воспроизведении материала испытывает затруднения. Ей требуется  постоянная помощь учителя в виде наводящих вопросов и подсказок.  Прочность запоминания словесного материала, цифр, букв ­ низкая.  Способность к волевому усилию снижена, начатое до конца не доводит.  Уровень общего развития низкий. Выраженное недоразвитие познавательных процессов, нарушение речи,  двигательные нарушения, несформированность навыков самообслуживания  обуславливает выбор таких разделов из программы обучения, которые  направлены на их коррекцию. Таким образом, выстраивается интегрированная модель коррекционно­ образовательной программы. Приоритетные образовательные области: 1. Речь и речевая практика. 2. Математика. 3. Окружающий мир. 4. Искусство. 5. Физическая культура. 6. Коррекционно – развивающие занятия. 5 3. Индивидуальный учебный план  Предметные области  Учебные предметы Язык и речевая  1. практика Речь и альтернативная  коммуникация 2. 3. Математика Математические  представления Окружающий мир Окружающий природный  мир Человек  Окружающий социальный  мир 4. Искусство Музыка и движение Изобразительная  деятельность 5. Физическая культура Адаптивная физкультура 6. Коррекционно­ развивающие занятия Итого: Количество часов ­ 2  класс 3 2 2 3 1 2 3 2 2 20 Всего за  год 102 68 68 102 34 68 102 68 68 680 6 4. Расписание индивидуальных занятий 14.30 – 14.50 14.20 14.30 14.50  15.00 15.00 ­15.20 15.30 – 15.50 15.20 15.30 н Человек е м е р е П н Человек е м е р е П н Изобразительна е м е р е П н Человек е м е р е П н Изобразительна е м е р е П природный  мир Адаптивная  физкультура н Окружающий  е м е р е П н е м е р е П а н е м е р е Коррекционно е занятие а н е м е р е П а н е м е р е а Адаптивная  физкультура Коррекционно е занятие я деятельность П я деятельность  П   14.00 – 14.20 л Речь и  и н Д и л е д е н е д е н о П   Математическ альтернатив­ ная к и н р о т В а Речь и  д е р С ие  представления П н е м е р е П а Изобразитель­ ная  деятельность н Музыка и  е м движение е р е альтернативна я г Математичес­ кие  представления П иродныймир н Окружающийпр е м е р е П н Музыка и  е м движение е р е а Речь и  альтернативна я н Окружающий  е м е р е П социальный  мир р е в т е Ч ц и н т я П Продолжительность учебной недели – 5 дней.  На занятиях происходит смена  видов деятельности с целью предупреждения утомления ребенка.  Каникулярное время и продолжительность учебного года в соответствии с  ФГОС. 5. Содержание образования Обоснование выбора данной программы 7 Обучающийся – ребенок с особыми образовательными потребностями,  которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы  развития, так как интеллектуальное развитие девочки не позволяет освоить  АООП (вариант 1).   Данная учебная программа составлена для обучающегося с умственной  отсталостью в умеренной степени,  с тяжелыми и множественными  нарушениями развития (ТМНР),  интеллектуальное развитие которого не  позволяет освоить АООП (вариант 1) направлена на формирование общей  культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям,  основанной на развитии личности и необходимых для  самореализации и жизни в обществе практических представлений,  умений и  навыков,   позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной  самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Целью реализации такой программы является обретение обучающейся  таких жизненных компетенций, которые позволяют ей достигать максимально  возможной    самостоятельности в решении повседневных жизненных задач,  обеспечивают её включение в жизнь общества на основе индивидуального  поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных  социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.         Данная учебная программа позволяет рационально и оптимально  организовать целостный процесс обучения больного ребенка с учетом его  актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию  здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным  возможностям. Программа учитывает личностно­ориентированную  направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом. Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать  временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия  планируются с учетом необходимости многократного повторения того или  иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже  освоенных умений.         По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей  ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.  Этим обоснован выбор данной образовательной программы соответствующей  содержанию, предлагаемому для изучения детьми с выраженной умственной  отсталостью.  Основные цели и задачи коррекционного обучения:  Развитие всех психических функций и познавательной деятельности  8 детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.   Развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов  деятельности.  Формирование представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих.  Формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в  социальной среде.  Формирование социально­бытовых, трудовых умений и навыков,  обеспечивающих жизнедеятельность;  Бытовая ориентация и социальная адаптация ­ как итог всей работы. Формы   организации   учебного   процесса:   индивидуальное   обучение   на дому Принцип построения занятий – коммуникативный, основанный на предметно­ практической деятельности. Организация и проведение занятий по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая   и   исполнительская.   Уроки­занятия   включают   в   себя   практические упражнения.  Последовательность использования упражнений:  практические упражнения;  упражнения с картинками;  «письменные» упражнения; Виды деятельности учащегося на уроке: ­ наблюдение; ­ упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,    аудиально­визуальные  (слушание, показ), ритмические; ­ игры­имитации, жестово­образные игры;  ­ рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка; ­ предметно­практическая деятельность: конструирование, лепка, аппликация, резание. Сроки освоения образовательной программы определяются  индивидуальными возможностями конкретного ребенка. 9 Ожидаемые результаты освоения программы:             Специальный образовательный стандарт, представленный в двух  взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и  формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы,  которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка  с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности.  Общий подход к  оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде. Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и  навыками достигает максимально доступного ему уровня жизненной  компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения,  оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского  общества. 5.1. Базовые учебные действия Содержание 1 полугодие 2 полугодие Формирование базовых учебных действий ­ поддержание правильной позы во время  занятия  ­ зрительный контроль действий своих рук во  время выполнения задания ­ направленность взгляда:  на говорящего взрослого  на задание ­ выполнение действий по подражанию:  похлопать в ладоши  помахать рукой  потопать ногами  поднять руки вверх ­ выполнение речевых инструкций:  «Возьми»  «Дай»  «Сядь»  «Встань»  «Покажи»   «Подними» 10 ­ использование по назначению учебных  материалов ­ выполнение задания от начала до конца ­ переход от одного задания (операции,  действия) к другому в соответствии с  расписанием занятий, алгоритмом действия и  т.д. Коррекция поведенческих проблем Коррекция негативизма Коррекция эмоционально ­ аффективных  стереотипов  5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий Содержание I полугодие II  полугодие 1. Язык и речевая практика  1.1. Речь и альтернативная коммуникация Коммуникация  Коммуникация с использованием вербальных  средств ­ установление зрительного контакта со взрослым ­ реагирование на собственное имя ­ приветствие собеседника ­ привлечение к себе внимания речью ­ выражение своих желаний с использованием слова ­ обращение с просьбой о помощи  ­ выражение согласия и несогласия ­ выражение благодарности  ­ соблюдение очередности в разговоре ­ ответы на вопросы  11 ­ задавание вопросов ­ соблюдение дистанции в разговоре ­ прощание с собеседником  Развитие речи средствами вербальной и  невербальной коммуникации  Импрессивная речь ­ понимание слов, обозначающих объекты/субъекты  (предметы, материалы, люди, животные и т.д.) ­ понимание слов, обозначающих признак предмета  (цвет, величина, форма и др.) ­ понимание слов, обозначающих число, количество  предметов (пять, второй и др.) ­ понимание слов, обозначающих места расположения  объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на  верхней полке» и так далее) ­ понимание словосочетаний, простых предложений Экспрессивная речь ­ употребление слов, обозначающих объекты/субъекты  (предметы, материалы, люди, животные и т.д.) ­ употребление слов, обозначающих признак предмета  (цвет, величина, форма и др.) ­ употребление слов, обозначающих число, количество  предметов (пять, второй и др.) ­ употребление слов, обозначающих места  расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.) ­ употребление словосочетаний, простых предложений Чтение и письмо  Начальные навыки чтения и письма ­ графические действия с использованием элементов  графем: обводка, штриховка, печатание букв 12 2. Математика 2.1.  Математические представления Количественные представления ­ нахождение одинаковых предметов ­ разъединение множеств ­ объединение предметов в единое множество ­ различение множеств («один», «много», «мало»,  «пусто») ­ представление о числовой последовательности ­ пересчет предметов по единице в пределах 3 ­ узнавание цифр 1­3 ­ соотнесение цифры с количеством предметов в  пределах 3 ­ написание цифры в пределах 3 ­ представление о денежном знаке Представление о форме ­ различение круглых и некруглых геометрических тел ­ рисование, штриховка, обводка геометрической  фигуры («треугольник», «квадрат», «круг») Представление о величине ­ различение по величине однородных и разнородных  предметов ­ сравнение предметов по величине ­ составление упорядоченного ряда (по убыванию, по  возрастанию) Пространственные представления ­ пространственные представления (верх, низ, перед,  зад, право, лево) 13 ­ определение месторасположения предметов в  пространстве («впереди», «сзади», «справа», «слева») ­ перемещение в пространстве в заданном направлении  («вперёд», «назад», «вправо», «влево») ­ ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина»,  «правая сторона», «левая сторона») Временные представления ­ различение времен года (осень, зима, весна, лето) ­ различение частей суток («утро», «день», «вечер»,  «ночь») ­ соотнесение действия с временным промежутком  («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра») ­ составление последовательности событий 3.Окружающий мир 3.1. Окружающий природный мир Растительный мир ­ представление о растениях (дерево, куст, трава) ­ представление о фруктах (яблоко, груша и т.д) ­ представление об овощах (лук, картофель, морковь и  т.д.) Животный мир ­ представление о строение животного (голова,  туловище, шерсть, лапы, хвост) ­ представление о домашних животных (корова,  лошадь, кот, собака) ­ представление о диких животных (лиса, заяц, волк,  медведь, белка, еж) ­ представление о строение птиц (голова, туловище,  клюв, крылья, ноги, хвост, перья) ­ представление о домашних птиц (курица (петух),  утка, гусь) 14 Временные представления ­ представление о временах года (осень, зима, весна,  лето) ­ представление о сезонных явлениях природы (дождь,  снег, гроза, радуга, туман, ветер) ­ представление о погоде текущего дня ­ представление о частях суток Объекты природы представление о Солнце (солнце, солнечный свет,  загорать) представление об огне (огонь, горячий, тепло, свет,  пожар) 3.2. Человек Представления о себе ­ узнавание (различение) мальчика и девочки по  внешнему виду ­ узнавание (различение) частей тела (голова (волосы,  уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки  (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня,  пальцы, пятка) ­ знание назначения частей тела ­ узнавание (различение) частей лица человека глаза,  брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы) ­ знание назначения частей лица ­ сообщение о состоянии своего здоровья ­ называние своего имени и фамилии ­ называние своего возраста ­ сообщение сведений о себе ­ рассказ о себе Семья 15 ­ узнавание (различение) членов семьи ­ узнавание (различение) детей и взрослых ­ определение своей социальной роли в семье ­ различение социальных ролей членов семьи ­ представление о бытовой и досуговой деятельности  членов семьи ­ рассказ о своей семье Гигиена тела ­ различение вентилей с горячей и холодной водой ­ регулирование напора струи воды ­ смешивание воды до комфортной температуры ­ вытирание рук полотенцем ­ соблюдение последовательности действий при мытье  и вытирании рук: открывание крана, регулирование  напора струи и температуры воды, намачивание рук,  намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание  крана, вытирание рук ­ соблюдение последовательности действий при мытье  и вытирании лица: открывание крана, регулирование  напора струи и температуры воды, набирание воды в  руки, выливание воды на лицо, протирание лица,  закрывание крана, вытирание лица ­ соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с  зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание  зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов,  полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с  зубной пастой ­ расчесывание волос Туалет ­ сообщение о желании сходить в туалет 16 ­ сидение на унитазе и оправление малой/большой  нужды ­ пользование туалетной бумагой ­ соблюдение последовательности действий в туалете  (поднимание крышки (опускание сидения), спускание  одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на  унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз,  пользование туалетной бумагой, одевание одежды  (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива  воды, мытье рук Одевание и раздевание ­ узнавание (различение) предметов одежды: пальто  (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки  (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки  (джинсы, шорты), носки (колготки) ­ узнавание (различение) деталей предметов одежды:  пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник,  манжеты) ­ узнавание (различение) предметов обуви: сапоги  (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки ­ узнавание (различение) головных уборов (шапка,  шляпа, кепка, панама, платок) ­ выбор одежды для прогулки в зависимости от  погодных условий ­ различение сезонной одежды (зимняя, летняя,  демисезонная) ­ расстегивание (развязывание) липучки (молнии,  пуговицы, ремня, кнопки, шнурка) ­ снятие предмета одежды (например, кофты: захват  кофты за край правого рукава, стягивание правого  рукава кофты, захват кофты за край левого рукава,  стягивание левого рукава кофты ­ снятие обуви (например, ботинок: захват рукой  задней части правого ботинка, стягивание правого  ботинка, захват рукой задней части левого ботинка,  17 стягивание левого ботинка) ­ соблюдение последовательности действий при  раздевании (например, верхней одежды: снятие  варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие  куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). ­ соблюдение последовательности действий при  одевании комплекта одежды (например: надевание  колготок, надевание футболки, надевание юбки,  надевание кофты) ­ контроль своего внешнего вида Прием пищи ­ сообщение о желании пить ­ питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана),  поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки  (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот,  опускание кружки (стакана) на стол ­ наливание жидкости в кружку ­ сообщение о желании есть ­ еда руками ­ еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой  пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту,  снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в  тарелку ­ еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки  кусочка пищи, опускание вилки в тарелку ­ использование салфетки во время приема пищи ­ накладывание пищи в тарелку 3.3. Окружающий социальный мир Школа ­ узнавание (различение) помещений школы ­ знание профессий людей, работающих в школе 18 Квартира, дом, двор ­ представление о частях дома (стена, крыша, окно,  дверь, потолок, пол) ­ представление о типах домов (одноэтажные  /многоэтажные, каменные/ деревянные) ­ представление о помещениях квартиры (комната,  прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон) ­ представление о территории двора (место для  отдыха, игровая площадка, спортивная площадка,  место для парковки автомобилей, место для сушки  белья, место для выбивания ковров, место для  контейнеров с мусором, газон) ­ умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации  (отсутствие света, воды и т.д.) Предметы быта ­ представление об убранстве дома, о предметах  мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло,  кровать, табурет, комод) ­ представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля,  сковорода, чайник, половник, нож) ­ представление об электроприборах (телевизор, утюг,  лампа, электрический чайник, фен) ­ представление о часах ­ представление об электронных устройствах  (телефон, компьютер) Продукты питания ­ представление о напитках (вода, чай, сок, какао,  лимонад, компот, кофе) ­ представление о молочных продуктах (молоко,  йогурт, творог, сметана, кефир, масло, мороженое) ­ представление о кондитерских изделиях (торт,  печенье, пирожное, конфета, шоколад) 19 Предметы и материалы, изготовленные  человеком ­ представление о свойствах бумаги (рвется, мнется,  намокает) ­ представление о предметах, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.) ­ представление о ножницах, с помощью которых  работают с бумагой 4. Искусство 4.1. Музыка и движение Слушание ­ слушание (различение) тихого и громкого звучания  музыки ­ слушание (различение) колыбельной песни и марша ­ слушание (различение) веселой и грустной музыки ­ узнавание знакомой песни Пение ­ подражание характерным звукам животных во время  звучания знакомой песни ­ подпевание отдельных звуков (слогов, слов),  повторяющихся звуков (слогов, слов) Движение под музыку ­ хлопки в ладоши под музыку ­ покачивание  ­ выполнение под музыку действий с предметами:  кукла, флажок, мяч Игра на музыкальных инструментах ­ освоение приемов игры на музыкальных  инструментах, не имеющих звукоряд (погремушки,  колокольчики, ложки, бубенцы) 20 4.2. Изобразительная деятельность Аппликация ­ сминание бумаги ­ намазывание всей (части) поверхности клеем ­ отрывание бумаги заданной формы (размера) ­ сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по  диагонали) ­ скручивание листа бумаги Лепка ­ узнавание (различение) пластичных материалов:  пластилин, тесто, глина ­ узнавание (различение) инструментов и  приспособлений для работы с пластичными  материалами: нож, форма, подложка, штамп ­ разминание пластилина  ­ отрывание кусочка материала от целого куска ­ отщипывание кусочка материала от целого куска ­ отрезание кусочка материала стекой ­ размазывание пластилина по шаблону (внутри  контура) ­ катание колбаски на доске (в руках) ­ катание шарика на доске (в руках) ­ получение формы путем выдавливания формочкой ­ сгибание колбаски в кольцо Рисование ­ узнавание (различение) материалов и инструментов,  используемых для рисования: краски, карандаши,  фломастеры, палитра, кисти, емкость для воды ­ освоение приемов рисования карандашом 21 ­ соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в  краску, снятие лишней краски о край баночки,  рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и  т.д. ­ выбор цвета для рисования ­ рисование точек ­ рисование вертикальных (горизонтальных,  наклонных) линий ­ соединение точек ­ рисование геометрической фигуры (круг, квадрат,  треугольник) ­ закрашивание внутри контура (заполнение всей  поверхности внутри контура) ­ заполнение контура точками 5. Физическая культура 5.1. Адаптивная физкультура Формирование функциональных двигательных  навыков, которые ребенок в дальнейшем научится использовать в повседневной жизни ­ развитие функции руки, в том числе мелкой  моторики ­ сгибание пальцев в кулак на одной руке с  одновременным разгибанием на другой руке ­ круговые движения кистью ­ сгибание фаланг пальцев ­ круговые движения руками в исходном положении  «руки к плечам» ­ движения плечами вперед (назад, вверх, вниз) ­ движения головой: наклоны вперед (назад, в  стороны), повороты, круговые движения 22 ­ наклоны туловища вперед (в стороны) ­ повороты туловища вправо (влево) Ползание, подлезание ­ ползание на четвереньках ­ подлезание под препятствия на четвереньках 6. Коррекционно­развивающие занятия Артикуляционная (речевая) гимнастика Упражнения для языка Упражнения для губ Логопедические игры 6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР Максимович Р.П. – учитель.  Психолог, логопед ­  занятия проводятся 1 раз в полгода в центре «Лада». 23 7. Программа сотрудничества с семьей Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение  конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей  (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его  семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей  ребенка­инвалида путем организации проведения различных мероприятий:  Задачи:  повышение  осведомленности  родителей  об  особенностях  развития   и специфических образовательных потребностях ребенка;   обеспечение  единства  требований   к   обучающемуся   в   семье   и  на занятиях;  обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР;  организация  регулярного  обмена  информацией   о   ребенке,   о   ходе реализации СИПР и результатах  ее освоения; Мероприятия: Психологическая поддержка семьи, тренинги  Психокоррекционные занятия.  Индивидуальные консультации родителей со специалистами.  Договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и  школой.  Убеждение родителей в необходимости их участия в  разработке СИПР в интересах ребенка.  Договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и  школой.  Консультирование.  Ведение дневника наблюдений (краткие записи).  Личные беседы.  Поощрение активных родителей. Задачи  Мероприятия  Отчет о  проведении  Повышение  осведомленности родителей об особенностях развития и  специфических  образовательных  потребностях ребенка  ­ индивидуальные  консультации родителей со  специалистами (раз в четверть  и по запросу родителей),       ­ консультации родителей по  темам: "Организация  свободного времени дома",  "Реализация СИПР в домашних условиях",  24 "Двигательное развитие  ребенка", "Формирование  предметно­практической  деятельности"  ­ участие родителей в  разработке СИПР,      ­ посещение родителями  уроков/занятий ­  консультирование родителей  по вопросам обучения ребенка  в домашних условиях, выбор  единых подходов и приемов  работы  ­ личные встречи, беседы       ­ ежедневный просмотр и  записи в дневнике ребенка  Обеспечение участия семьи  в разработке и реализации  СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной  организации  Организация регулярного  обмена информацией о  ребенке, о ходе реализации  СИПР и результатах ее  освоения  8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов  Игрушки и предметы со звуковыми эффектами, образцы материалов,  различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности.  Гимнастические мячи разного диаметра, коврики.  Пена, тесто, пластилин, пальчиковые краски, крупы, природный  материал (каштаны, желуди, шишки)  Аудиозаписи, презентации.   Набор предметов для группировки по цвету, форме и величине,  вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино,  геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал,  разрезные картинки для составления изображения из 2­3 частей.  Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный)  материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние  животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года»,  «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и  обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии».  Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски,  кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные  карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной  картон, клей, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки. 25 9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание  результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой  оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций  ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг результатов обучения  проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга  специалисты образовательной организации оценивают уровень  сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.  Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются  описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный  год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий  учебный период. СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ Уровни освоения (выполнения) действий / операций 1. Пассивное участие / соучастие. ­ действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что­либо  сделать с ним). 2. Активное участие. действие выполняется ребёнком: ­ со значительной помощью взрослого ­ с частичной помощью взрослого ­ по последовательной инструкции (изображения или вербально) ­ по подражанию или по образцу  ­ самостоятельно с ошибками ­ самостоятельно  Сформированность представлений 1. Представление отсутствует 2. Не выявить наличие представлений 3. Представление на уровне: ­ использования по прямой подсказке ­ использование с косвенной подсказкой (изображение)  ­ самостоятельное использование  +/­ зп чп пи по со с ­ н пп кп с 26 Учитель:  ______________________ Родители:   _____________________                                                                                                              Приложение 1 Содержание образования специальной индивидуальной программы развития Образовательные области (возможные  (ожидаемые) результаты обучения и воспитания  ребенка на определенный учебный период  (полгода)). Оценка результативности освоения Предметные области и предметы СИПР I II Язык и речевая практика Речь и альтернативная коммуникация Элементарные движения на артикуляционного аппарата развитие органов  Восприятие и понимание речи Выполнение одного действия по словесной  инструкции («Иди сюда») Выполнение двух действий по словесной  инструкции («Иди сюда, посмотри на меня») Выполнение одного, двух, трех действий по  словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на  меня, сядь») Математика Математические представления Выбрать названный предмет из двух Принести названный предмет, выбрав из ряда объектов Указать названную часть тела Ориентировка в пространстве ДДИ 27 Знание и реагирование на понятия   «рядом», «около» Перемещение «косточек» по проволочной  рамкеНавыки невербального общения: Установление визуального контакта с  собеседником Ориентация на лицо взрослого Удерживание позы во время диалога Соблюдение коммуникативной и  физической дистанции Адекватное использование мимики и  выражения лица Искусство Изобразительная  деятельность Сминание бумаги Сгибание и разгибание бумаги Разрывание бумаги на части Раскатывание пластилина Деление пластилина на части Размазывание пластилина  на  плоскости Музыка и движение Умение сидеть на музыкальное произведение стуле и воспринимать Эмоциональная  отзывчивость на  музыку Реагирование на изменение громкости  звучания музыкального произведения Реагирование на начало и конец музыки Реакция  на  учителя Умение следовать несложной словесной  инструкции учителя 28 Умение пользоваться невербальными  средствами общения Умывание (рук и лица, удерживая воду в  руках – руки делать как лодочка, намыливать  руки с тыльной и внутренней сторон, аккуратно  смывать мыло водой, а затем вытирать их  Чистка зубов, пользование туалетной  бумагой, влажными салфетками Умение обращать внимание на действия по  уходу за своим телом и одеждой Умение во время еды правильно удерживать  ложку и есть, не проливая суп Умение пить из чашки и из стакана Умение надевать и снимать предметы  одежды (обуви) Умение выполнять различные способы  застегивания и расстегивания одежды,  пользоваться молнией и «липучками», кнопками  Умение класть вещи на место (учить вешать  одежду и ставить обувь в свой шкафчик). Ежедневная  гигиена тела Знание названий частей тела человека Физическая культура Умение показать себя (реакция на «я», свое  имя) Реакция на учителя, воспитателя Умение следовать несложной словесной  инструкции учителя Умение пользоваться невербальными  средствами общения 29 Коррекционно – развивающие занятия Артикуляционная (речевая) гимнастика Упражнения  для  языка Упражнения для губ Логопедические игры 30 31

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2018