СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Оценка 4.6

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
классное руководство
1 кл
07.04.2019
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ. (Составлена на основе адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 8.2)) для работы с детьми в общеобразовательной школе. Программа составлена для учащихся 1 классов. Рассчитана на год обучения 1 класс как основной . Календарно тематическое планирование в данной программе.
программа 1.doc
Рабочая программа по  коррекционному курсу  «Предметно­практические действия» для  обучающихся  с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития     Составитель: учитель начальных классов   1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА            Данная  программа   коррекционных   занятий   по   курсу   «Предметно   – практические действия», составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных   Федеральным   государственным   стандартом   и   отраженных   в АООП в варианте 2.   Цели коррекционного курса: 1. Предметные: формирование целенаправленных произвольных движений с различными предметами и материалами. 2. Личностные:  развитие   мотивов   учебно­трудовой   деятельности, формирование внутренний позиции школьника 3. Коррекционные: используя различные многообразные виды деятельности (предметная   деятельность,   игровая,   конструирование,   действия   с   разборными игрушками,   ручной   труд   и   т.   д.)   корригировать   недостатки   восприятия, внимания,   пространственных представлений, наглядно­действенного, наглядно­образного мышления детей и речи  в связи с практической деятельностью.   двигательной   координации,   зрительно­ 4. Социальные:   овладение   учащимися   системой   доступных,   практически значимых знаний, умений и навыков необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе. Задачи : Предметные  освоение простых действий с предметами и материалами;     развитие   умений   следовать   определенному   порядку   при выполнении предметных действий.  формирование элементарных общетрудовых умений и навыков. Личностные:  формирование положительного отношения к обучению и труду;  развитие  активности и самостоятельности , навыков взаимоотношений и опыта совместной деятельности;   формирование положительных качеств личности. Коррекционные     :  корригировать   познавательную   деятельность,   высшие   психические функции у обучающихся; 2  развитие мелкой моторики, зрительно­моторной координации. Социальные: общему решению.  овладение навыками самообслуживания и личной гигиены;  развитие умения работать в коллективе, договариваться и приходить к Общая характеристика учебного предмета Коррекционный курс  "Предметно­ практические действия" (ППД) — это средство,   помогающее   учить   ребенка,   развивать   его.   Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям . Здесь все   дано   в   наглядном,   легко   воспринимаемом   виде.   Разнообразие   видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов. Основным   механизмом   включения   учащихся   в   деятельность   на   уроке является   сотрудничество   взрослого   с   ребенком   в   различных   видах деятельности: совместной (сопряженной) , самостоятельной. Развитию   ППД   предшествует   длительный   период   овладения   действиями   с предметами (хватанием и другими манипуляциями, собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте. На   уроках   ППД   дети   практически   знакомятся   с   материалами,   их свойствами   и   назначением,   учатся   их   узнавать,   различать   и   называть, усваивают   доступные   приемы   их   обработки.   Дети   учатся   правильно пользоваться   инструментами,   практически   осваивают   правила   техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры. Уроки   ППД   способствуют   формированию   мотивационной   готовности   к трудовому   обучению,   развитию   произвольности   (формированию   умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции,   подчинять   свои   действия   заданному   правилу).  «Предметно­ практические   действия»   предполагает   обучение   детей   с   интеллектуальной недостаточностью   умению   подражать   действиям   взрослого,   использованию предметов   как   орудий   в   деятельности.   Важно   показать   детям,   что большинство действий в быту, связанных с трудом, с удовлетворением жиз­ ненных   потребностей,   человек   производит,   используя   предметы­   орудия, вспомогательные средства (стул, ложка, чашка, ножницы и т. д.). В   соответствии   с   указанными   целями   и   задачами   определяется содержание ППД.  Программа состоит из следующих разделов:   Предметно­практические действия  Конструирование  Работа с мозаикой  Работа с пластическими материалами 3  Работа с бумагой и фольгой  Работа с нитками и тканью  Работа с природными материалами.    Основной формой обучения являются занятие.  Типы занятий:  сообщения новых знаний;  закрепления полученных знаний и умений;   упражнение;    обобщение полученных знаний, умений и навыков;   проверки и оценки знаний, умений и навыков;    повторение полученных знаний;  комбинированный. Содержание   разделов   «Конструирование»,   «Работа   с   мозаикой», «Работа   с   пластическими   материалами»,   «Работа   с   бумагой   и   фольгой», «Работа с нитками и тканью», «Работа с природными материалами» отражает предметно­практическую   направленность   различных   видов   ручного   труда, предусматривает развитие и коррекцию сенсорной и умственной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Каждый раздел содержит: ознакомительные упражнения; познавательные сведения; перечень умений, над формированием которых предстоит работать; виды предметно­практической деятельности; операции и приемы предметно­ практической деятельности; перечень изделий, практических работ. Программный   материал   распределен   по   классам.   При   отборе программного   материала   педагогу   необходимо   учитывать   познавательные возможности каждого ребенка и востребованность формируемых умений и знаний   в   его   самостоятельной   повседневной   жизни.  Учителю   дается   право изменять последовательность изучения материала, усложнять или упрощать его, перераспределять по классам, разрабатывать индивидуальные программы обучения,   определять   время   изучения   материала   в   рамках   часов   учебного плана.   Объем   и   сроки   реализации   содержания   программы   определяются возможностями   учащихся   в   овладении   предусмотренными   программой базовыми технологическими операциями. Обычно учащиеся затрудняются в усвоении   не   всех,   а   части   приемов   сложной   для   них   технологической операции,   которые   выявляются   на   уровне   отдельных   действий.   Поэтому необходимо   уточнять   содержание   обучения   применительно   к   каждому ребенку,  чему   может   способствовать   использование   диагностических   карт. При их составлении следует выделить приемы и действия, которые наиболее важны   для   освоения   данной   технологической   операции.   Возможно 4 составление диагностических карт, в которых отражаются достижения всех учеников   класса.   Результаты   заполнения   диагностических   карт   позволят выявить степень владения технологическими операциями и конкретизировать содержание   дальнейшего   обучения   каждого   учащегося.   Ученики   одного класса   могут   работать   с   программным   материалом   разных   классов   по индивидуальным   программам,   разработанным   учителем   и   утвержденным директором учреждения образования. Эффективность педагогического процесса зависит от используемых  методов и приемов обучения.   Место курса «Предметно­практические действия» в учебном плане: «Предметно­практические   действия» входит в образовательную область «Коррекционные   занятия»   варианта   2,   примерной   основной   образовательной программы для умственно отсталых детей. На его изучение отведено 4 года  (1­4 класс), 3 часа в неделю, 102 часа в год, 401 час за весь курс. Личностные и предметные результаты  освоения учебного курса В   соответствии   с   требованиями   ФГОС   к   АООП   для   обучающихся   с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность   обучения   каждого   обучающегося   оценивается   с   учетом особенностей   его   психофизического   развития   и   особых   образовательных потребностей.   Основным   ожидаемым   результатом   освоения   обучающимися АООП 2 варианта является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими   возможностями)   в   решении   повседневных   жизненных   задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.   Личностные результаты: Минимальный уровень:   Формирование минимального  интереса к обучению, труду  предметному рукотворному миру; Овладение элементарными  навыками предметно­практической   деятельности как необходимой основой для самообслуживания,  коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.  минимальный  опыт конструктивного взаимодействия с  взрослыми и сверстниками  минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе  учебной, игровой, других видах доступной деятельности. 5 Достаточный уровень:   Формирование   интереса к обучению, труду предметному  рукотворному миру;  Овладение  навыками предметно­практической деятельности как   необходимой основой для самообслуживания, коммуникации,  изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.  владение  навыками коммуникации и принятыми нормами  социального взаимодействия   опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и  сверстниками  умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой,  других видах доступной деятельности.  потребность  участвовать в совместной с другими деятельности,  направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и  помощь близким. Предметные результаты  : Минимальный уровень:  ­   освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами ­использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал; бумага и картон; нитки, тканью. ­уметь фиксировать взгляд на предметно ­ манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом). ­ уметь захватывать и удерживать предмет;  ­уметь сминать лист бумаги; ­ уметь открывать емкости для хранения; ­ уметь разрывать полоски бумаги на кусочки;  ­ уметь погружать руки в сухой бассейн;  ­ уметь доставать из сухого бассейна предметы;  ­ уметь пересыпать крупы с помощью кулака;  ­ уметь отбирать крупы (единичные представители круп); Достаточный уровень:  ­ освоение простых действий с предметами и материалами. ­умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при  выполнении предметных действий. ­умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань,  6 природный материал и т.д.;   ­ уметь фиксировать взгляд на предметно ­ манипулятивной деятельности  педагога;  ­ уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;  ­ уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой  руке;  ­ уметь открывать и закрывать емкости для хранения; ­  уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной  фактуры, скатывать из бумаги шарики; ­рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы ­выполнять последовательно организованные движения; ­играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д; ­ уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием  на основу;  ­ уметь погружать руки в сухой бассейн ; ­ уметь доставать из сухого бассейна предметы; ­ уметь пересыпать крупы с помощью кулака, стакана; ­ уметь пересыпать крупы из одного стакана в другой; ­ уметь сортировать крупы (3 вида);                                                     ­  складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами); ­ разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек,   разрывать   пластилин   на   мелкие   и   большие   части,   соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям. ­ играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.); ­ узнавать материалы на ощупь, по звуку; ­ наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами; ­ играть с конструктивными материалами. ­  формирование   умения   фиксировать   взгляд   на   статичном   и   движущимся предмете и объекте.  ­ формирование умения захватывать, удерживать, перекладывать предмет;  ­ формирование умения погружать руки в сухой бассейн и доставать из него предметы;  ­ формирование умения пересыпать крупы с помощью стакана, кулака. Содержание программы коррекционного курса «Предметно­практические действия» I КЛАСС 7 ­ Предметно­практические действия. ­ Наблюдение за предметно­манипулятивной деятельностью педагога.  Наблюдение за движущимися заводными игрушками. Ожидание появления  игрушки из­за экрана в определенном месте. ­ Прослеживание движения показываемого учителем предмета за экраном.  Ожидание появления предмета в двух определенных местах. Узнавание  знакомых предметов. Нахождение знакомых предметов среди 2—3  незнакомых. ­ Выбор своей игрушки среди других. Выбор игрушки, которую назвал  педагог, из 2—3 других. Запоминание игрушек, которые находятся на столе у  педагога, их нахождение в классе. ­ Узнавание, нахождение, показ и отбор парных предметов. Соотнесение  предмета с его изображением на картинке. ­ Выполнение простых подражательных движений: «делаем вместе» —  движения рук, кистей. ­ Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию следующих  действий с предметами: катание шариков в определенном направлении; складывание шариков в  емкости; перекладывание предметов из одной емкости в другую; открывание и  закрывание двери, коробок, матрешек; нажатие на кнопку звонка для  длительного (кратковременного) звучания; складывание предметов в коробку так, чтобы ее можно было закрыть  крышкой; нанизывание предметов одинакового размера с отверстиями на стержень; закручивание руками крупных пластмассовых или деревянных гаек на  толстом стержне с резьбой, закручивание крышек; складывание двухместной  матрешки. ­ Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия: использование стула (скамейки) для доставания предмета, находящегося  высоко; выбор предмета для доставания объекта, находящегося в труднодоступном  месте. ­ Действия с предметами разного цвета, формы, величины. ­ Узнавание предметов и различение их: по цвету (красный, синий, желтый); по форме (шар, куб); по размеру (большой, маленький). ­ Выбор совместно, полусопряженно, по подражанию, по образцу предметов  одного цвета (формы, размера) из 5—6 предметов двух контрастных цветов  (объемных форм, двух контрастных размеров). ­ Сравнение предметов по цвету (форме, размеру) путем прикладывания их  друг к другу. 8 ­ Группировка однородных предметов по цвету (форме, размеру).  Нанизывание предметов определенного цвета на стержень (шнур) такого же  цвета. Размещение кубиков одного цвета на таблицах соответствующего  цвета. Выкладывание цветных предметов на лентах (полосках)  соответствующего цвета. ­ Отбор и нанизывание больших и маленьких колец на стержни. ­ Размещение в ряд различных по размеру предметов. ­ Конструирование ­ Знакомство со строительным материалом (объемными фигурами): куб,  параллелепипед (кирпичик), треугольная призма. Действия с ним:  ощупывание, манипулирование, наложение друг на друга. Постройка и  обыгрывание с помощью педагога из наборов строительных материалов: башни из 2—3 кубов одинакового размера; дорожки из брусков одинакового  размера; дома из куба и призмы; ворот из кубов и параллелепипеда. ­ Пространственное расположение деталей одной формы и разных (не более  двух) форм: забор из кубиков; забор из кубиков и кирпичиков; рельсы для  поезда; стол и стул. ­ Практическое знакомство со счетными палочками. Раскладывание их на  столе произвольно. Узнавание, различение и отбор счетных палочек с учетом  цвета. Накладывание счетных палочек на контурное изображение. Складывание из счетных палочек простейших фигур (совместно, по  подражанию и по образцу): ворота; дорожки, тропинки; окно, домики; конура; грибок, качели; стульчик. ­ Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя. Складывание разрезных картинок из двух частей, разрезанных по вертикали  или горизонтали, с предварительным рассматриванием целостного  изображения. ­ Работа с мозаикой Практическое знакомство с мозаикой, правилами обращения с ней: брать аккуратно тремя пальцами правой руки; поворачивать ножкой к панели; придерживать панель левой рукой; плотно вставлять ножку в отверстие  панели. ­ Заполнение панели мозаикой произвольно. Узнавание и различение мозаики  по цвету. Заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из  разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора). ­ Совместно с педагогом и по подражанию выкладывание прямого ряда из  мозаики одного цвета. Выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов. Выкладывание узоров с соблюдением цвета: домики и флажки (один ряд из белой мозаики — домики, над домиками  флажки — второй ряд из красной мозаики); курочки и цыплята (один ряд из белой мозаики — курочки, второй ряд из  желтой — цыплята). 9 ­ Работа с пластическими материалами (тесто, пластилин) ­ Правила работы с тестом и пластилином. Цвет пластилина, свойства теста и  пластилина. Лепка учителем предметов с комментированием. Упражнения в  узнавании в лепных поделках реальных объектов, в распознавании в  ближайшем окружении предметов из теста (хлебобулочные, кондитерские  изделия). ­ Формование пластических материалов специальными формами, крышечками от баночек, коробочками и т. д. Обыгрывание выполняемых действий под  руководством учителя. ­ Обучение разнообразным приемам действий с пластическими материалами: отрывание кусочков теста, пластилина пальцами; сплющивание кусочков  теста, пластилина между ладонями; разминание (ладонью и пальцами на  подкладной доске, двумя ладонями); «шлепанье» (похлопывание ладонью по тесту или пластилину); разрывание кусочков пластилина, теста; раскатывание небольших кусочков  теста и пластилина ладонью на подкладной доске (палочки, столбики); соединение концов палочки в кольцо, с примазыванием места соединения; разрезание палочки стекой. ­ Изготовление совместно с педагогом из палочек на основе образца: забора из палочек (столбиков) одинаковой длины и толщины; лесенки; больших и маленьких бубликов; колец одинакового (разного) диаметра и цвета; цепочки из колец; пирамидки из колец; геометрических фигур. ­ Скатывание шара из пластических материалов на подкладной доске и в  ладонях. Совместное с педагогом изготовление предметов шаровидной  формы: большой и маленький мячи; конфеты­шарики разного цвета и размера; бусы, колобок, фрукты. ­ Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя. Работа с бумагой и фольгой ­ Практическое знакомство с бумагой и фольгой. Упражнения с бумагой и  фольгой: сминание; разглаживание ладонью; разрывание; отрывание небольших кусочков; сгибание по прямым линиям произвольно (в любом направлении); разгибание и разглаживание листа по месту сгиба. Свойства бумаги и фольги.  Цвет бумаги и фольги. Наблюдение за использованием бумаги и фольги. Сминание отходов бумаги (фольги) в комки, помещение их в корзину для  мусора. Изготовление шариков из тонкой (газетной) бумаги, фольги,  выполнение с ними игровых действий. ­ Обертывание тонкой цветной бумагой, фольгой небольших предметов  10 шаровидной и цилиндрической формы: конфеты в обертке, «волшебная  палочка», вазочка — стакан, обернутый фольгой. Складывание бумаги (фольги). Приемы складывания: расположение листа на столе; сгибание части листа; совмещение сторон и углов листа; проглаживание линии сгиба. Участие в изготовлении педагогом летающих игрушек (про­ глаживание линии сгиба), выполнение с ними игровых действий. Складывание бумажных салфеток. Размещение их в салфет­ ницах. Составление наборов цветной бумаги (3—4 листа). Складывание прямоугольных полосок бумаги вдвое. Составление из них с  помощью педагога «книжечек». Подвижная аппликации из готовых деталей: «Мои игрушки», «Листопад»,  «Овощи рассыпались» и др. Составление предметных изображений, состоящих из одной части. Узнавание,  нахождение, показывание, называние предметных изображений, накладывание  их на контурное изображение, включение в несложные композиции. Предметная аппликация из готовых форм: «Солнышко лучистое», «Румяный  колобок», «Пушистая елочка», «Мой кораблик», «Воздушный шарик» и др. Работа с нитками и тканью Знакомство с тканью. Действия с тканью: захват, удержание, сминание,  разглаживание, вытягивание. Обыгрывание выполняемых действий с помощью учителя. Наблюдения за шитьем и пришиванием пуговиц, выполняемым педагогом. Применение ниток. Свойства ниток: толщина, цвет, прочность. Разрывание тонких, непрочных ниток. Наматывание ниток на картонку, катушку из дерева, из пластмассы. Сматывание ниток в клубок. Размотка трикотажного срыва. Работа с природными материалами Правила поведения на экскурсии в природе. Экскурсия в природу с целью  сбора природных материалов. Узнавание, различение, называние растений и  собираемых природных материалов (желуди, листья, каштаны). Вместе с  педагогом сбор природных материалов (поднимание, отрывание). Сортировка, первичная обработка, размещение на хранение природных материалов. Составление букетов из осенних листьев. Подвижная аппликация из сухих  листьев. Накладывание совместно с учителем сухих листьев на  соответствующее контурное изображение без наклеивания. 11 II КЛАСС Предметно­практические действия Повторение и закрепление умений, приобретенных в I классе. Выполнение по  подражанию, с помощью учителя и самостоятельно следующих действий: собирание листов бумаги, монет; открывание и закрывание ящиков, водопроводных кранов; подбор крышек к  разным по размеру коробкам; открывание и закрывание сосудов с  завинчивающимися крышками, пробками; пользование клавишными и кнопочными выключателями; заполнение мелкими предметами сосудов с широким и узким горлышком; набирание ложкой сахара (крупы); опускание больших (маленьких) шаров в соответствующие отверстия; нанизывание колец на штырь; нанизывание крупных бус на проволоку, шпагат, тонкий шнур; нанизывание колец пирамидки с учетом цвета; удерживание предмета одной  (двумя) руками, подбрасывание его, толкание; складывание трех составной матрешки. Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия: выбор предметов различной длины для доставания объекта, находящегося в  труднодоступном месте (достать мяч из­под шкафа, дивана); использование ключа (задвижки) для закрывания, открывания двери. Обучение ощупыванию предметов двумя и одной рукой. Узнавание знакомых  предметов на ощупь (при выборе из 2—3). Поиск предметов в окружающем пространстве. Нахождение собственных  вещей, учебных принадлежностей, предметов личного пользования.  Нахождение парных предметов. Нахождение предметов, соответствующих  показанной картинке. Выполнение подражательных движений рук: «Мельница», «Замочек», «Бокс»,  «Топор». Воспроизведение действий, движений, изображенных на картинке.  Упражнения для пальцев рук. Выполнение подражательных действий со сменой вида движений: «стучим —  прячем». Действия с предметами разного цвета, формы, величины. Узнавание, различение и называние предметов по цвету (основные цвета),  форме, размеру. Группировка по цвету (размеру) предметов двух контрастных цветов  (размеров). Раскладывание их в коробки, ведерки, стаканы соответствующего  цвета (размера). Раскладывание однородных предметов разных форм на две группы. Сравнение предметов. Нахождение такого же предмета в группе других  12 предметов по качественному признаку — цвет (форма, размер). Чередование предметов через один элемент: по цвету (красный — синий — красный — синий); по форме (шар — куб — шар — куб); по размеру (большой — маленький — большой — маленький). Выкладывание их в ряд. Размещение плоскостных вкладок типа «доски Сегена» (3—5 фигур). Узнавание и различение предметов по размеру (длинный — короткий). Различение на ощупь величины предметов (большой, маленький) при выборе  из двух резко контрастных по величине. Конструирование Повторение и закрепление умений, приобретенных в I классе. Работа со строительным материалом (объемными фигурами), действия с ним:  ощупывание, манипулирование, прием наложения друг на друга (постройка  башни из 2—4 кубов одного размера, разного размера; постройка стола (куб и  параллелепипед), скамейки (кубы и параллелепипед); прием приложения друг  к другу (постройка дорожек из кубов, параллелепипедов), постройка стула,  дивана, кровати). Выполнение построек из одноцветных деталей, выбирая из  разноцветных. Обыгрывание выполняемых действий под руководством  учителя («Комната для куклы»). Складывание из счетных палочек (спичек и других материалов) различных  фигур по показу, образцу и словесной инструкции: дерево, куст, елочка,  кормушка, лестница. Накладывание счетных палочек на их контурное  изображение с учетом цвета: флажок, травка, колодец, качели. Обыгрывание  выполняемых действий под руководством учителя. Складывание по подражанию и по образцу разрезных картинок из 2—3 частей, разрезанных по диагонали; из 4—5 частей, разрезанных по горизонтали и  вертикали, с помощью учителя. Работа с мозаикой Повторение и закрепление умений, приобретенных в I классе. Выкладывание по подражанию и по образцу: прямого длинного ряда из одноцветной мозаики; двух параллельных длинных прямых рядов из мозаики двух цветов; чередующегося ряда через один элемент (красный — синий — красный —  синий); Выкладывание узоров с соблюдением цвета: «Елочки и грибочки» (зеленый, красный, зеленый, красный); «Башня и флаг» (вертикально 3 белых и 1 красный элемент); «Гуси с гусятами» (1 белый элемент, 2 желтых, 1 белый, 2 желтых); «Ромашка», «Цветок на стебле» (1 желтый элемент, вокруг 6 элементов  белого цвета). Работа с пластическими материалами (тесто, пластилин) Практическое закрепление приобретенных в I классе навыков работы с  13 пластическими материалами (раскатывания, разминания, разрывания,  сплющивания), правил работы с ними. Формование пластических материалов  различными формами. Обыгрывание выполняемых действий под  руководством учителя. Лепка по образцу и самостоятельно изделий, выполня­ емых в I классе. Освоение новых способов лепки. Отщипывание пальцами кусочков пластилина и скатывание мелких шариков.  Лепка мелких шарообразных предметов из теста и пластилина: вишни, бусы,  конфеты. Сплющивание шара между ладонями. Лепка по подражанию и по образцу  предметов плоской формы: лепешки, блины, шляпки грибов. Обыгрывание  выполняемых действий. Вдавливание небольших углублений на поверхности шара большим  (указательным) пальцем. Лепка изделий путем вдавливания: миска, тарелка,  блюдце. Раскатывание шара в ладонях в овал и конус. Лепка по подражанию и по  образцу предметов овальной и конической формы: слива, огурец, морковь,  яйцо, батон. Сплющивание и вытягивание шара для получения грушевидной формы. Лепка предметов грушевидной формы: груша, перец. Обыгрывание ситуаций с использованием данных поделок. Освоение приемов размазывания и надавливания совместно с учителем: надавливание на пластилиновый шарик для прикрепления его к основе (доска, картон); размазывание пластилина по поверхности, контуру (солнышко, туча, дождик); дополнение пластилиновой картинки мелкими деталями (белые точки на  шляпке мухомора, яблоки на дереве, точки на спине у божьей коровки). Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя. Работа с бумагой и фольгой Закрепление приобретенных в I классе навыков работы с бумагой и фольгой. Упражнения с бумагой и фольгой: сгибание листа пополам; складывание листа бумаги, фольги с угла на угол, по средней линии; разглаживание листа от центра к краю; разрывание бумаги, фольги по сгибу. Изготовление закладки из цветной бумаги путем сгибания. Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги (фольги) на  полосе картона в определенной последовательности слева направо или  чередуя по цвету. Составление предметных изображений, состоящих из одной (двух) частей.  Узнавание, нахождение, показывание, называние предметных изображений,  состоящих из одной (двух) частей, накладывание их на контурное  14 изображение, составление целого из частей, включение в несложные  композиции. Предметная аппликация из готовых форм: «Скворечник»,  «Веселый снеговик», «Подводное царство» и др. Изготовление из бумаги стола, скамейки (без применения клея), елочных  украшений. Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя. Изготовление из фольги объемных и плоских предметов: шарики разного  цвета и размера, кубики, столбики, колбаска, лепешка (монетка), колечко (из  колбаски), украшения для новогодней елки и т. д. Обыгрывание выполняемых  действий под руководством учителя. Работа с нитками и тканью Закрепление приобретенных в I классе навыков работы с нитками и тканью.  Действия с тканью: складывание в коробку, мешок; заворачивание в ткань, различную по фактуре, предметов разной формы; укрывание (раскрывание) тканью куклы, себя самого, товарища. Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя. Разрывание ниток (нитей) разной длины и толщины. Сортировка  (группировка) ниток и лоскутов ткани по цвету. Наматывание ниток на картонку, катушку, сматывание в клубок. Скручивание нескольких толстых ниток в одну. Изготовление изделий из толстых ниток: шнурок для закрепления волос; поясок; ручки для сумки. Работа с природными материалами Закрепление правил поведения на экскурсии в природу. Экскурсия в лес  (парк) с целью сбора природных материалов. Сбор, сортировка по форме,  размеру природных материалов с помощью учителя. Участие в первичной обработке природных материалов.  Различение, выбор и называние природных материалов: сухие веточки, хвоя,  крылатки, семена. Размещение природных материалов на хранение. Экскурсии на выставки работ из природных материалов. Предметная  аппликация без наклеивания: «Осенние листья», «Узор из семян». Комбинированные работы из природных материалов и пластилина Практическое усвоение приемов труда при совместном с учителем  изготовлении: грибов (ножка — пластилин, шляпка — каштан); ежика (туловище из  пластилина, иголки из хвои). Составление композиций: «Ежик на лесной  дорожке», «Ежик и грибы». III КЛАСС 15 Предметно­практические действия Повторение и закрепление умений, приобретенных в I и II классах. Выполнение по подражанию, с помощью учителя и самостоятельно  следующих действий: сортировка мелких предметов (гороха, крупы, бобов); нанизывание колец  пирамидки (из 4—6 колец) с учетом величины колец; нанизывание мелких бус на шнур, леску; пристегивание пластмассовых  (деревянных) бельевых прищепок; снятие предметов со стены; завод механических игрушек, часов; опускание объемных фигур в соответствующие по форме прорези коробки,  зрительно соотнося их; разборка и складывание трех­, четырех­, пятисоставной матрешки; умение  сложить каждую матрешку отдельно; расположение матрешек в ряд по  величине; открывание и закрывание различных кранов до упора; наполнение сосудов водой; перенос сосудов, наполненных водой, с одного места на другое; полив комнатных растений. Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия: выбор предмета (палки, ложки, вилки) для доставания объекта из сосуда. Сортировка предметов по их назначению. Нахождение в окружающей обстановке предмета с заданным признаком  (определенного цвета, формы, величины). Узнавание на ощупь знакомых предметов при выборе из 3—4. Определение на ощупь формы, величины предметов; гладкой, шершавой  поверхности; мягких и твердых тел. Действия с предметами разного цвета: определение и называние цвета предмета; соотнесение предметов по цвету;  составление простых сочетаний из 2—3 цветов; группировка однородных  предметов по цвету; чередование предметов по цвету через два элемента; вы­ кладывание их в ряд; нахождение предметов по указанному цвету; классификация предметов по  цвету. Действия с предметами разной формы: формирование представлений о геометрических фигурах (круг, треугольник,  квадрат); различение геометрических фигур; группировка геометрических фигур по  форме; составление упорядоченного ряда геометрических фигур; подбор  предметов к модели геометрической фигуры; составление узоров различной  формы; выкладывание узоров из геометрических фигур по образцу; классификация  предметов по цвету и форме. 16 Действия с предметами разной величины: узнавание и различение предметов по высоте (высокий — низкий), по ширине  (широкий — узкий); нахождение на ощупь по образцу предмета большого размера его меньшую  пару; составление сериационного ряда из трех предметов по размеру (самый  большой — немного меньше — самый маленький); составление сериационного ряда из трех предметов по длине (самый длинный  — короче — самый короткий); подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине  (подходящие к коробкам, баночкам крышки; пробки, подходящие к  бутылочкам; мячи, шары, подходящие к отверстиям). Конструирование Повторение и закрепление умений, приобретенных в I и II классах. Закрепление приемов наложения и приложения в работе со строительным  материалом (объемными фигурами). Выполнение построек и фигур из 5—6  объемных и плоских форм по показу и по образцу: постройка башни из 3—5 кубов одинаковых и разных по размеру, цвету; постройка двухэтажного и выше дома с крышей из кубов и призмы, с  воротами, гаражом; постройка дорожек, заборов из различного по форме материала; постройка поезда, автомобиля. Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя. Выполнение знакомых построек по словесной инструкции. Составление из счетных палочек предметов, узоров, фигур по образцу,  картинке, вербальной инструкции: дом, машина, молоток, ворота и др. Складывание разрезных картинок из 5—7 частей разных форм. Заполнение  вкладок в сказочных иллюстрациях с вырезанными частями. Складывание  картинки из 4—6 кубиков с картинками. Складывание простых изображений из разобщенных частей по образцу: кот  (голова, хвост, туловище), елочка, неваляшка, кукла, машина. Работа с мозаикой Повторение и закрепление умений и навыков, приобретенных в I и II классах. Выкладывание по подражанию и образцу чередующихся рядов из деталей двух цветов через два элемента (красный — два синих — красный и т. д.). Выкладывание чередующихся рядов из деталей трех цветов (красный —  зеленый — белый и т. д.). Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных  размеров и цветов по опорным точкам: треугольник, прямоугольник, квадрат. Выкладывание простых узоров и сюжетов по показу и по образцу: букет из трех цветов разного цвета на стеблях; дом с крышей и трубой; елочка; 17 снежинка; коврик. Работа с пластическими материалами (тесто, пластилин) Практическое закрепление приобретенных в I и II классах умений и навыков  работы с пластическими материалами. Узнавание, различение, называние объектов лепки и необходимых материалов  и инструментов. Предварительное наблюдение за реальным предметом, который будут лепить.  Его тактильное обследование. Выделение характерных признаков предмета,  его частей (элементов) с помощью учителя. Анализ образца изделия с помощью учителя. Лепка по подражанию (образцу) предметов, включающих несколько  элементов шаровидной формы: снеговик, пирамидка, кукла­неваляшка и др. Лепка знакомых букв (цифр). Использование при лепке всех приобретенных  ранее навыков. Освоение новых приемов лепки: соединение деталей примазыванием;  прищипывание; вдавливание; простейшее оттягивание небольших деталей (клюв). Создание пластилиновых  картин. Резание шара ниткой на две половинки. Лепка посуды из одного куска пластилина (тарелка, миска, блюдце), из двух  кусков (чашка, ложка, кувшин). Лепка предметов из 2—5 частей: рыбка,  грибы разной величины, большая и маленькая чашки, корзина с ручкой,  пирамидка, снеговик, утенок, зайчик. Составление композиций: «Грибная поляна», «Фрукты на подносе», «Корзина  с фруктами». Размещение поделок на столе, полке. Обыгрывание ситуаций с поделками. Работа с бумагой и фольгой Закрепление приобретенных в I и II классах навыков работы с бумагой и  фольгой. Упражнения с бумагой и фольгой: сгибание бумаги, фольги до обозначенной  линии; сгибание квадратного листа бумаги (фольги) с угла на угол по  диагонали; разгибание и разглаживание бумаги (фольги) ладонью и пальцами. Узнавание, различение, называние инструментов для работы с бумагой  (фольгой): клеевой карандаш, карандаш, линейка, ножницы, клей, кисточка,  шаблоны. Изготовление изделий из бумаги: тетрадь из 3—4 листов бумаги с обложкой,  конверт, письмо­треугольник, пакетик для семян. Изготовление из фольги различных предметов: мисочка (тарелочка), чашка,  стул, стол (из одной или двух частей), скамейка, корона и т. д. Обыгрывание  ситуаций с использованием поделок под руководством учителя. Назначение клеевого карандаша. Приемы наклеивания клеевым карандашом: 18 размещение деталей наклеиваемой стороной вверх; правильное держание  клеевого карандаша; равномерное нанесение клея на наклеиваемую деталь;  размещение детали на листе наклеивания; прижимание и приглаживание  детали тряпочкой. Наклеивание с использованием клеевого карандаша гото­ вых геометрических фигур на закладки, коробки. Наклеивание простых  готовых форм на контур. Аппликация с наклеиванием: «Елочки», «Желуди», «Тучки», «Подсолнухи». Складывание и наклеивание фигур, предметных изображений, состоящих из  одной (двух) готовых частей. Выполнение изделий из бумаги с применением клеевого карандаша: флажки из цветной бумаги, цепочки из двух разноцветных полос, елочные украшения. Работа с ножницами. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Приемы резания: держание заготовки одной рукой; правильный захват ножниц пальцами второй руки; широкое разведение лезвий ножниц и неполное их сведение. Резание с помощью педагога бумаги (фольги) по прямой линии. Вырезание полос по предварительной разметке педагога. Резание полосы бумаги (фольги) на квадраты и прямоугольники. Резание квадрата на треугольники по разметке педагога. Изготовление геометрического материала. Работа с нитками и тканью Закрепление навыков работы с нитками и тканью, приобретенных в I и II  классах. Использование ткани в качестве элемента одежды: шарф, косынка, лента.  Использование ткани в качестве предметов быта: салфетки, скатерть,  покрывало, занавески (накрывание стола, застилание кровати и т. д.).  Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя. Распределение ниток, лоскутов ткани по цвету, длине, толщине. Составление коллекции ниток и наклеивание их на картон. Наматывание  ниток на катушку («Кто быстрее?»). Сматывание ниток в клубок  («Волшебный клубок»). Плетение шнура из двух толстых ниток разного цвета. Изготовление закладки для книг. Завязывание узелков на концах ниток.  Связывание ниток. Завязывание толстых ниток бантиком. Разрезание ниток и  ткани ножницами. Упражнения в шнуровке в виде геометрических фигур и предметных  изображений с несложным контуром через постепенно уменьшающиеся  отверстия в картоне. Использование различных видов застежек на ткани. Аппликация из ниток: «Осенний лес». Работа с природными материалами Охрана природы при заготовке природных материалов. Правила сбора и  хранения природных материалов. Виды природных материалов, возможности  их использования при изготовлении поделок. 19 Первичная обработка природных материалов в процессе сбора и подготовки к хранению. Изготовление изделий по показу (образцу): стрекоза, бабочка (туловище из  пластилина, крылья — крылатки клена); мышка (туловище — желудь, хвост — нитки (проволока)); паук (туловище —  скорлупа грецкого ореха, заполненная пластилином, лапки — тонкие  палочки). Соединение деталей с помощью пластилина. Предметная аппликация из сухих листьев, зерна. Размещение и закрепление  поделок на подставке. Игровые действия с поделками. IV КЛАСС Предметно­практические действия Повторение и закрепление умений, приобретенных в I— III классах. Выполнение по образцу и самостоятельно следующих действий: открывание и закрывание коробок (футляров) с механической защелкой;  определение того, что в них можно поместить; использование ключа для открывания и закрывания замка в шкафу или ящике  стола; открывание и закрывание задвижек и щеколд на окнах, дверцах шкафа; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний. Определение причины явления, когда она хорошо видна: почему не задвигается ящик стола (найти  предмет, который мешает); устранение источника опасности на пути  (отодвинуть мешающий проходу предмет, убрать разбросанные игрушки, стул  на пути и др.). Определение на ощупь формы, величины предмета, мягких и твердых тел,  температурных характеристик (холодный, теплый, горячий). Складывание пирамидки из 6—8 колец по возрастающей и убывающей  величине. Сборка и разборка трех­, четырех­, пятисоставных матрешек. Вкладывание  одной матрешки в другую с учетом величины. Включение матрешек и других  предметов в ряд по величине. Действия с предметами разного цвета: подбор предметов по слову, обозначающему цвет; обобщение предметов по  признаку «цвет»; соотнесение разнородных предметов по цвету; составление  простых сочетаний из 5—6 цветов; подбор разнородных предметов по цвету;  исключение лишнего предмета по цвету. Действия с предметами разной формы: различение и называние геометрических фигур; сравнение предметов по  форме; обводка фигур по контуру; штриховка геометрических фигур; подбор  предметов к эталону — форме; 20 расположение моделей геометрических фигур, чередуя их цвет; исключение  лишнего предмета по форме. Действия с предметами разной величины: опускание больших и маленьких шариков в соответствующие отверстия; соотнесение разнородных предметов по размеру; различение, группировка,  сериация предметов по размерам (большой — маленький, высокий — низкий,  длинный —короткий); составление сериационных рядов по высоте и длине; исключение лишнего по  величине. Классификация предметов по цвету, форме, величине. Конструирование Повторение и закрепление умений и навыков работы со строительным  материалом, приобретенных в I—III классах. Постройка различных зданий из 6—10 элементов (дом в несколько этажей и т. д.). Постройка из строительного материала улицы после предварительного  наблюдения за действиями учителя и описания особенностей улицы (дома,  забор, машины). Обыгрывание различных ситуаций под руководством  учителя. Составление из счетных палочек (спичек, соломинок, полосок картона)  различных фигур, узоров, букв, цифр. Складывание разрезных предметных и сюжетных картинок. Составление из сборно­разборных деталей различных предметов. Составление предметов из частей, разных по форме и цвету: кувшин, рыбка,  бабочка, гриб. Составление предметов из геометрических фигур: кукла, машина, цыпленок,  утенок. Составление узоров, орнаментов из геометрических фигур в полосе (в  квадрате, в круге). Работа с мозаикой Повторение и закрепление умений и навыков, приобретенных в I—III классах. Выкладывание чередующихся рядов из деталей трехчетырех цветов через два­ три элемента. Выкладывание по образцу и самостоятельно: геометрических фигур разных размеров и цветов; несложных узоров; простых сюжетов; букв, цифр. Работа с пластическими материалами (тесто, пластилин) Практическое повторение и закрепление приобретенных в I—III классах  умений и навыков работы с пластическими материалами. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены при работе с  пластическими материалами. Организация рабочего места. Способы подготовки пластических материалов к 21 работе. Лепка по заданию учителя и по собственному выбору знакомых предметов:  посуда, игрушки. Лепка предметов шарообразной, конической, грушевидной  формы после их наблюдения и тактильного обследования: овощи, фрукты,  ягоды. Составление композиций: «Фрукты на подносе», «Овощи в корзине». Сравнение предметов по форме, цвету, величине с помощью учителя.  Определение сходства и различия. Анализ образца, выделение  конструктивных частей изделия с помощью учителя. Нахождение и показ  элементов изделия, выделение признаков, которые называет педагог.  Называние поделок. Ответы на вопросы учителя о выполненных действиях. Закрепление приемов размазывания и надавливания: изготовление  пластилиновых аппликаций, дополнение картинки недостающими деталями,  нанизывание пластилиновых шариков на твердую основу (палочку, спичку). Освоение приема вдавливания: использование различных материалов  (ракушки, камешки, крышки от бутылок, пуговицы, бусины, палочки, крупы,  горох, фасоль и т. д.) для вдавливания в пластилиновую или тестовую основу,  создание сюжетных композиций (булочка с изюмом, шоколад с орехами,  огород, гусеница, цветок и т. д.). Обыгрывание ситуаций с предметами под  руководством учителя. Лепка предметов, состоящих из нескольких элементов: чайник для заварки,  кувшин с ручкой, чашка с блюдцем. Организация выставки работ учащихся. Работа с бумагой и фольгой Повторение и закрепление умений и навыков работы с бумагой (фольгой),  приобретенных в I—III классах. Складывание бумаги. Изготовление с помощью педагога и самостоятельно  летающих игрушек (3—5 сгибов). Разметка по трафаретам и шаблонам: расположение изделия на столе;  размещение на изделии трафарета (шаблона); обведение по внутреннему  контуру (трафарет); обведение по внешнему контуру (шаблон). Раскрашивание и штриховка фигур цветными карандашами и фломастерами. Техника безопасности при работе с ножницами. Резание по пунктирной линии. Разметка бумаги сгибанием. Резание бумаги по сгибу. Резание ножницами по  дуге, кривым линиям. Вырезание из листа бумаги, сложенного пополам,  изображений овощей, фруктов по разметке. Вырезание ножницами геометри­ ческих фигур по шаблонам. Обыгрывание выполняемых действий. Изготовление стаканчиков, пакетиков, закладок, открыток из бумаги. Изготовление бус, гирлянд из кубов, шариков, лепешек, колбасок, сделанных  из фольги разного цвета. Обыгрывание ситуаций, связанных с использованием  данных поделок. Наклеивание с использованием клея и кисточки. Приемы наклеивания.  Умение пользоваться клеем и кисточкой. Соблюдение последовательности и  аккуратности в работе. 22 Наклеивание простейших форм на контур. Выполнение предметных и  сюжетных аппликаций. Называние объектов аппликации и необходимых  материалов. Рациональное размещение деталей аппликации. Намазывание и  наклеивание деталей аппликации. Ремонт учебников, книг. Составление по образцу орнамента в полосе (круге,  квадрате) из геометрических фигур, цветов, листьев. Украшение геометрическим орнаментом, фигурами из фольги и предметной  аппликацией закладок, открыток, коробочек. Аппликации из фольги: бант, грибок, цветок, месяц, звезды, телевизор,  геометрические фигуры. Обыгрывание выполняемых действий под  руководством учителя. Работа с нитками и тканью Повторение и закрепление умений и навыков работы с нитками и тканью,  приобретенных в I—III классах. Разрезание ткани ножницами в произвольном порядке и по разметке. Завязывание и развязывание косынки, ленты, узлов на ткани. Витье шнура из толстых ниток различного цвета. Завязывание узелка на  шнурке, завязывание шнурка бантиком. Вдевание шнура через отверстия (шнуровка обуви, одежды, геометрических  фигур, букв, других предметов с несложным контуром). Знакомство с иглой. Правила безопасного хранения игл. Техника безопасной  работы с иглой. Прокалывание иглой бумаги, картона, ткани по контуру.  Отматывание и отрезание нитки нужной длины. Вдевание нитки в иголку с  широким ушком. Завязывание узелка на конце нити. Нанизывание на нить  пуговиц, бусинок, бисера. Шитье по проколам способом «игла вверх — игла  вниз» на полоске картона (закладка для книг), на ткани. Наблюдение за пришиванием пуговиц с двумя отверстиями педагогом.  Выполнение этого действия под руководством педагога. Выполнение аппликации из ниток: «Аист ходит по болоту» и др. Работа с природными материалами Повторение и закрепление умений и навыков работы, приобретенных в I—III  классах. Сбор, первичная обработка, сортировка по форме, размеру и другим  признакам природных материалов, размещение их на хранение. Составление коллекции природных материалов. Сходство природных  материалов с изображаемыми объектами по форме и другим признакам. Хрупкость засушенных листьев. Правила их наклеивания. Аппликации из сухих листьев: узоры в полосе, круге, предметные  изображения («Осень», «Попугай», «Аист», «Зайка и морковка» и др.).  Аппликации из лепестков, травинок, зерна, семян: «Курица и цыплята»,  «Цветок». Выполнение изделий по образцу: птичка (туловище из шишки ели, голова — желудь, крылья — листья,  23 веточки, проволока); кораблик (основание — скорлупа грецкого ореха, мачта — палочка, парус —  лист дерева, соединяющий материал — пластилин); рыбка (туловище — шишка, плавники — пластилин, хвост — перо). Составление композиций: «Птичка на ветке», «Рыбка и кораблик». Размещение и закрепление поделок на подставке. Выставка поделок. Материально­техническое обеспечение курса ­ учебные столы;  ­ доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);  ­ персональный компьютер;  ­ предметы     для     нанизывания     на     стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);    ­ звучащие   предметы   для   встряхивания; ­     предметы     для     сжимания   (мячи     различно  йй диаметра); ­  вставления (стаканчики одинаково  величины);  ­   различные     по   форме,   величине,   цвету     наборы     материала   (в     т.ч.    природного);  ­ наборы    предметов для занятии (типа «Нумикон», Монтессори­материал и др.);  ­ пазлы, (из   2­х, 3­х, 4­х часте  (до  ­ мозаики;  ­ пиктограммы   с   изображениями   занятии моментов и др. событии?     фактуры,   разного      10);  йй йй Освоение     учебного   предмета   «Предметно   практические     действия» йй предполагает   использование разнообразного дидактического материала:  ­ предметов различно  формы, ­ изображении предметов, людеи, объектов природы, цифр и др.;  ­ оборудования, позволяющего     выполнять     упражнения     на     сортировку, группировку     различных     предметов, их     соотнесения     по     определенным признакам  величины, цвета;  Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:  ­ специально подобранные предметы; ­ презентации к урокам; ­ графические /  печатные  изображения  (тематические  наборы  фотографий, рисунков,   а  также   составленные   из   них   индивидуальные   коммуникативные альбомы).  24

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Скачать файл