Специальный курс по обществознанию на тему" Человек и общество" (9 класс, обществознание)
Оценка 5
Образовательные программы
docx
обществознание
9 кл
26.01.2018
Спецкурс по разделу "Обществознание" составлен для учащихся 9 класса общеобразовательных учебных заведений. Данная рабочая программа направлена на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Спецкурс раскрывает более подробно широкий круг вопросов по всем разделам обществознания за 8 и 9 классы, помогая максимально подготовиться к основному государственному экзамену (ОГЭ)
спецкурс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа» №70
ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол № 1
от 29.08. 2016 года
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей гуманитарного
цикла
Руководитель ШМО учителей
гуманитарного цикла
___________/Еленец С.Н./.
Протокол №__1___
от «_29_»_августа__2016 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по
УВР »
__________/
Камбарова Л.Г./
«_______»__________2016г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ СШ №70
_____________/
Дмитриева О.В../
«_______»________2016г.
Рабочая программа учителя
I квалификационной
категории
Кузнецовой Юлии Анатольевны
по специальному учебному курсу «Обществознание»
9 класс
Программа разработана на основе
Количество часов: всего 34 часа; в неделю – 1 час.
2017 – 2018 учебный год Пояснительная записка.
«Спецкурс по обществознанию» для 9 класса основной школы направлен на реализацию нового содержания
обществоведческого образования. Обществознание, являясь интегративным курсом, охватывает широкий круг вопросов по
общественным наукам, раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и общественных процессов. Занятия по
подготовке к ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к
Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение,
систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся
9 класса к экзамену.
Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях,
взаимосвязях.
Задачи курса:
способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с
современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме ГИА (ОГЭ) или экзамена;
стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально –
гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;
отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для
решения задач познавательного и практического характера;
содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях.
Планирование к данному учебному курсу составлено в соответствии:
со Стандартом основного общего образования по предмету обществознание с требованиями к ГИА (ОГЭ)
на основе Государственной общеобразовательной программы, утвержденной Министерством Образования РФ.
Курс «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» для 9 класса основной школы направлен на реализацию нового содержания
обществоведческого образования. Курс является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук:
социологии,
экономической теории,
политологии,
правоведения,
психологии,
этики
в адаптированной для учеников 9 класса педагогически целесообразной форме.
Программой предусмотрено проведение занятий в 9 классе – 34 часа в год, 1 час в неделю.
Курс включает 5 тем, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично
развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной
подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те, темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой
аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 89классы».
При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой
по предмету. Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, урок – диспут, комбинированные
уроки, практические занятия. Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для
подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной
работы по типу ЕГЭ.
Средства обучения: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для
этапа контроля, открытый банк заданий ГИА (http://opengia.ru/subjects/social9/topics/)
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
биосоциальную сущность человека;
основные этапы и факторы социализации личности;
место и роль человека в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
основные социальные институты и процессы;
особенности социальногуманитарного познания.
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и
значение в жизни общества как целостной системы;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать
соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами
и понятиями;
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных
наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица,
диаграмма,); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научнопопулярных, публицистических и др.)
знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию;
различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между
существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять
различные научные подходы; оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с
точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по
определенным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения для
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического
восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе
Конституции Российской Федерации;
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права. Прогнозируемый результат:
к окончанию года обучения обучающиеся должны:
знать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого
признака
термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом
контексте обществоведческие термины и понятия;
характерные черты социального объекта, элементы его описания;
уметь:
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций,
регулируемых различными социальными нормами
осуществлять поиск социальной информации в различных источниках
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями,
полученными при изучении курса; применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса,
осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями,
полученными при изучении курса;
применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса,
осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
применять социальногуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих
актуальные проблемы жизни человека и общества;
формулировать на основе приобретенных социальногуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по
определенным проблемам;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
«Спецкурс по обществознанию» формирует у обучающихся следующие умения:
Рефлексивные:
соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
определять основания и способы своих и чужих действий;
определять способы видения мира другими людьми;
Логические:
сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственноконкретного к абстрактному;
выдвигать гипотезы; Коммуникативные:
определять основания разных точек зрения;
вести дискуссию;
проявлять толерантность.
Программа
Введение (1ч.)
ГИА (ОГЭ) как форма итоговой аттестации по обществознанию.
Тема 1. Современное общество.(4 ч.)
Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной
сфер общества. Важнейшие социальные институты.
На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное,
индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества.
Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества.
Социальные конфликты, пути их решения.
Тема 2. Человек среди людей. (9ч.)
Биологическое и социальное в человеке.
Человек и его ближайшее окружение.
Личность и межличностные отношения. Семья как малая группа
Особенности подросткового возраста.
Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило
нравственности». Воспитательная роль морали.
Мышление и речь
Межличностные конфликты, их конструктивное решение.
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (8ч.)
Экономика и её роль в жизни общества.
Экономические системы.
Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности.
Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Предпринимательство.
Рынок и рыночный механизм.
Экономические цели и функции государства.
Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
Налоги, уплачиваемые гражданами Тема 4. Политика и право. (8ч.)
Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ.
Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура
граждан.
Политический режим. Демократия.
Правовое государство и гражданское общество
Власть. Роль политики в жизни общества.
Правоохранительные органы в Российской федерации.
Органы государственной власти Российской федерации.
Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.
Тема 5. Духовная жизнь общества. (3ч.)
Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры.
Наука в жизни современного общества.
Образование и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным
ценностям.
Итоговое повторение (1 ч.)
Учебнотематический план
№ п/п Названия тем, уроков
Количество 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Введение. ГИА как форма итоговой аттестации
Природное и общественное в человеке
Мировоззрение, его виды и формы.
Основные институты общества
Образование, его значение для человека и общества
Религия. Искусство.Мораль
Наука. Основные особенности научного мышления.
Экономика и экономическая наука
Экономические системы
Рынок труда. Безработица
Роль государства в экономике. Налоги. Государственный бюджет
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 12
Мировая экономика
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Молодежь как социальная группа
Этнические общности. Межнациональные отношения
Отклоняющееся поведение
Повторение
Социализация индивида
Право в системе социальных норм
Система российского права
Понятие и виды юридической ответственности
Конституция РФ. Выборы
Имущественные и неимущественные отношения
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 23
24
25
26
27
28
29
30
Право на благоприятную окружающую среду. Способы защиты
Права и обязанности налогоплательщиков. Правоохранительные органы
Понятие власти. Государство и его функции
Гражданское общество и государство
СМИ в политической системе.
Органы государственной власти
Органы государственной власти
Федеративное устройство России
Повторение
31
Подготовка к ОГЭ. Тесты
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1 32
33
34
Подготовка к ОГЭ. Тесты
Подготовка к ОГЭ. Тесты
Итоговое повторение
Литература
1
1
1
1. «Обществознание» 9 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2013;
2. Методические рекомендации по курсу «Обществознание»: 9 класс / Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановского. М.: Просвещение,
2009;
3. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М., АСТ:Астрель, 2013
4. Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А. Ю. Лабезникова, О. А. Котова . – М.: Издательство «Экзамен»,2016.
5. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина. – М., 2012.
6. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М., М. : ВИТА ПРЕСС, 2013.
7. Конституция РФ. СанктПетербург 2015
8. Мухаев Р. Т. Политология. И – М., 2000
9. Обществознание 8 кл./ Под ред. А. Ф. Боголюбова– М.: Просвещение 2013
10. Обществознание 9 кл./под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. – М.: Просвещение 2013 .
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
1. Основные Internetадреса:
http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки
http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
http://www.vesbook.ru Официальный информационные портал единого государственного экзамена
o http://www.consultant.ru/ Официальный сайт компании "КонсультантПлюс"
2. Электронные учебные пособия:
1С: Школа. Экономика и право,911 классы.
Учимся вместе. Обществознание. 811 классы.
Проверь себя. Тесты для абитуриентов. Обществознание
Специальный курс по обществознанию на тему" Человек и общество" (9 класс, обществознание)
Специальный курс по обществознанию на тему" Человек и общество" (9 класс, обществознание)
Специальный курс по обществознанию на тему" Человек и общество" (9 класс, обществознание)
Специальный курс по обществознанию на тему" Человек и общество" (9 класс, обществознание)
Специальный курс по обществознанию на тему" Человек и общество" (9 класс, обществознание)
Специальный курс по обществознанию на тему" Человек и общество" (9 класс, обществознание)
Специальный курс по обществознанию на тему" Человек и общество" (9 класс, обществознание)
Специальный курс по обществознанию на тему" Человек и общество" (9 класс, обществознание)
Специальный курс по обществознанию на тему" Человек и общество" (9 класс, обществознание)
Специальный курс по обществознанию на тему" Человек и общество" (9 класс, обществознание)
Специальный курс по обществознанию на тему" Человек и общество" (9 класс, обществознание)
Специальный курс по обществознанию на тему" Человек и общество" (9 класс, обществознание)
Специальный курс по обществознанию на тему" Человек и общество" (9 класс, обществознание)
Специальный курс по обществознанию на тему" Человек и общество" (9 класс, обществознание)
Специальный курс по обществознанию на тему" Человек и общество" (9 класс, обществознание)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.