«Специфические особенности воздействие классической, эстрадной, рок музыки и массовой молодежной субкультуры на ценностные ориентиры и модель поведения, молодежи»

  • pptx
  • 07.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проект 6А (3) (1).pptx

МБОУ Пушкинского муниципального района Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов

Информационно-исследовательский проект по предмету «Музыка»
«Специфические особенности воздействие классической, эстрадной, рок музыки и массовой молодежной субкультуры на ценностные ориентиры и модель поведения, молодежи»

Проект подготовлен коллективом обучающихся 6 «А» класса
Крылов Илья, Макаров Степан, Якимова Нина

Пушкино, 2019

Цель проекта: Путем изучения научной литературы, исследовательских экспериментов, проводимых российскими и зарубежными учеными проверить гипотезу: существует ли взаимосвязь между музыкально - эстетическими установками личности подростка и ее стереотипами поведения, мышления, манерой общения, ценностных ориентиров.

Задачи:
1. Путем изучения научно-педагогической, психологической, философской литературы установить: может ли музыка оказывать воздействия на поведенческие реакции, формировать групповую модель поведения.
2. Исследовать имеющийся в науке экспериментальный опыт в области воздействия музыки на поведение, манеру общения и ценностные ориентиры личности.
3. Провести исследование в классе на предмет выявления взаимосвязи между музыкой разных эстетических направлений и спецификой поведенческих реакций, мышления, ассоциативного восприятия.
Гипотеза исследования: Музыка способна оказывать влияние на поведенческие реакции, ценностные ориентиры трансформируя ценностные ориентиры личности на уровне подсознания.

План работы над проектом:

Ознакомиться с трудами ученых в области музыкальной психологии: В.И. Петрушин «Музыкальная психология». Б. М. Теплов «Психология музыкальных способностей. Ответить на вопрос: что изучает музыкальная психология?
Найти ответ на вопрос: что является музыкальным восприятием, изучив, как музыка различных направлений влияет на поведение людей.
Установить путем изучения исследований в области влияния музыки: какое действие на подростковую модель поведения оказывают современные направления рок, рэп, массовой молодежной субкультуры.
Провести эксперимент в классе
Обобщить и систематизировать информацию в целях подготовки вывода о проведенном исследовании.

Что изучает музыкальная психология

Музыкальная психология – это наука, исследующая психологические процессы, механизмы и законы воздействия музыкальной деятельности на личность человека, а также их действие на формирование музыкальной речи, музыкального восприятия, музыкального вкуса.

Ученые древности предполагали

Что музыка способна оказывать воздействие на
духовную сущность человека:
На интеллект
На физическое тело
Пифагор основал теорию «музыки небесных сфер», утвердив музыку, как точную науку.

Основоположник музыкальной психологии в России ученый Валентин Петрушин.

В процессе развития «Музыкальной психологии» стало многое ясно:

сочетание разных звуков, тембров, ритма способно вызывать у человека различные, иногда неконтролируемые эмоциональные состояния, всплески чувств, ввергать в состояние паники и агрессии, вызывать эйфорию. Почему так происходит?

Воздействие классики

Молодежь, посещающая концерты классической музыки формирует внутреннюю духовную культуру, позволяющую понимать людей без слов. Классическая стиль одежды, адекватная модель поведения в обществе, сдержанность и чувство такта – непременный результат воздействия классики.

Мы заинтересовались: а какую музыку слушают в нашей школе и решили провести собственное исследование к которому подключились «юные корреспонденты» Правдинской СОШ №2

Цель анкетирования: выяснить, какие музыкальные направления популярны среди сверстников, (5-9 класс) установить: способна ли музыка определять формат мировоззрения, манеру общения, модель поведения школьников, а также формировать те или иные эстетические предпочтения.

Текст анкеты был составлен участниками проекта, а сбор а информации осуществлялся также учащимися 5 «Б», 5 «В», 6 «А» классов, оказывающих содействие в подготовке материала.

Вопросы анкетирования

Как тебя зовут?
В каком классе ты учишься?
Какую музыку ты слушаешь наиболее часто и почему?
Какая музыка тебе помогает подготовиться к контрольной работе или экзамену?
Какую музыку ты чаще всего предпочитаешь когда тебе на душе дискомфортно и хочется уединиться?
Как часто ты бываешь на концертах классической музыки?
Нужна ли классика сегодня?
Назови любимых исполнителей или композиторов
Как ты думаешь: может ли музыка определять стиль жизни?
Если да, то каким образом это проявляется

Результаты опроса:

90 % опрошенных среди обучающихся 5-8 классов утверждают, что сферу их интересов определяют музыка рок и рэп направлений. Причем среди опрошенных были обучающиеся, посещающие музыкальные школы и вокальные студии. Выбор предпочтения в виде данных направлений обуславливается в первую очередь желанием найти новых друзей, снять стресс, «выбросить» лишний негатив. В минуты тоски и печали рэп становится самым «лучшим лекарством», так как позволяет повторяя рифмованный речитатив быстро войти в нужный эмоциональный тонус. К посещению концертов классической музыки многие относятся как к «обязаловке» со стороны родителей.

Результаты опроса обучающихся 9х классов

60% опрошенных отдают предпочтение именно классической музыке и ее современной интерпретации - неоклассике. При этом ребята живо интересуются концертной жизнью Столицы, некоторые из опрошенных сами принимают участия в различных музыкальных конкурсах и фестивалях. Джаз, рок, блюз, классика, эстрада – вот полный список интересов ребят старших классов. Такое разнообразие свидетельствует о гармоничном художественном развитии. При этом ребят интересующихся роком (40% )в школе видно очень хорошо. Многие из них делают стрижки, подражая своим любимым исполнителям, носят футболки с логотипами своих музыкальных кумиров. Причем важно заметить, что ничего подобного нет у любителей классики. У ребят больше тяготеющих к классической музыке чувствуется академический стиль одежды, сдержанная манера общения, порядок в мыслях.

Выводы проекта:

Музыка обладает мощным фактором воздействия.
Она способна формировать личность, взращивая те или иные качества, трансформируя модель поведения, ценностные ориентиры независимо от сознания самого человека.
Знаменитый ученый и врач эпохи античности Гиппократ сказал, что мы то, что мы едим. Внешность человека, мимика, жесты, речь, манера одеваться во многом определяется той культурой, к которой тянется человек. Классика – это совершенство, и тот кто ее отвергает, не может выглядеть как гармонично развитая личность.