Специфика коммуникативных навыков у подростков с общим недоразвитием речи
Для более удобной работы с детьми с нарушениями речи, для наиболее лучшего изучения таких детей, среди некоторых исследователей приняторазделять их на группы. Так, в первую группу входят дети, имеющие фонетико-фонематические нарушения. Сюда относятся дети с преимущественными недостатками звукопроизношения: с функциональными и механическими дислалиями, ринолалиями, легкими формами дизартрии.
Вторую группу составляют дети, у которых отмечается общее недоразвитие речи. Среди нарушений можно выделить преимущественные недостатки лексико-грамматической стороны речи, со сложными формами дизартрии, алалиями, афазиями, дислексиями и алексиями, дисграфиями и аграфиями.
И в последнюю группу включены дети,
имеющие недостатки
мелодико-интонационной (ринофонией, дисфонией, афонией) и
темпо-ритмической стороны речи (с заиканием, итерацией, тахилалией, брадилалией).
Общее недоразвитие речи у детей отражается на всем развитии
ребенка. Так, у них страдает коммуникативная функция, недостаточно развито
внимание и другие познавательные процессы. Помимо этого, отмечаются отклонения в
эмоционально-волевой сфере, нарушения самоконтроля. Так, существует несколько
уровней недоразвития речи. Первый уровень характеризуется отсутствием
общеупотребительной речи. Такие дети высказываются с помощью жестов. Второй
уровень отличается тем, что здесь отмечаются зачатки речи, ребенок способен
сказать предложение из нескольких слов. Однако, речь
практически непонятна. Третий уровень означает, что у ребенка наблюдается развернутая фразовая речь. Однако, на данном уровне очень распространены
лексико - грамматические
ошибки, фонетические. К четвертому уровню речевого развития при ОНР относятся дети с остаточными явлениями недоразвития
лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Как показывает анализ
психолого-педагогической литературы, для всех данных уровней
характерно снижение коммуникации, только в разной степени.
Как уже говорилось ранее, некоторые исследователи под коммуникативными способностями понимают коммуникативную компетентность. В ней отмечаются несколько основных компонентов: когнитивный, аффективный и поведенческий. Остановимся более подробно на рассмотрении каждого из данных компонентов. Когнитивный компонент представляет собой те умения и знания, которые необходимы для овладения информацией, для понимания других людей. Аффективный компонент означает способность к созданию межличностных отношений. Регулятивный компонент включает в себя способности к контролю своего поведения, а также поведения иных людей, организация совместной деятельности.
Мы можем предположить, что каждый из данных компонентов влияет на развитие навыков. Как показывает анализ литературных источников, у детей с общим недоразвитием речи страдают все компоненты. Так, таким подросткам сложно проявлять самоконтроль, который входит в регулятивный компонент. Кроме того, у них иначе формируются когнитивные процессы, которые являются важной частью первого компонента коммуникативной способности.
Из-за своих особенностей детям сложнее наладить контакты со своими сверстниками. Да и ровесники могут их не принимать потому, что он не такой как все. Как правило, подростки с нарушениями в речи малообщительны, они не проявляют инициативы с другими, у них затруднена адаптация к новому коллективу или же при переходе в другую среду.
Наблюдаемые у детей с общим недоразвитием речи трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с другими детьми.
Исследования педагога и логопеда Л.Г. Соловьевой показали, что у рассматриваемых нами подростков имеются свои особенности в коммуникации. Так, она отмечает, что общение затруднено из-занедостаточного словарного запаса, из-за своеобразия высказывания. Так, не все ровесники могут понимать его речь, порой может отсутствовать смысл высказывания или его логичность. По данной причине подростки с нарушениями речи закрываются в себе, становятся малообщительными.Появляются незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.
Похожее мнение имеет и О. Е. Грибова. Так она считает, у таких подростков иные цели коммуникации. Педагог рассматривает следующие особенности коммуникации при речевом недоразвитии:
а) неумение обращаться с просьбами;
б) игнорирование собеседника, может происходить не диалог, а монолог;
в) дети не считают себя участниками коммуникативной ситуации до тех пор, пока каждый не получит прямого указания;
г) проведение формализированной вопросно-ответной «беседы»;
д) доминирование одного из партнеров общения в беседе.
Как показывает анализ литературы, в различных исследованиях выделяются некоторые причины, влияющие на общение подростков с общим недоразвитием речи со сверстниками: фиксированность на дефекте речи, речевой негативизм, чувство неполноценности, низкая потребность кобщению, неадекватность речевых и поведенческих реакций, неумение правильно использовать вербальные и невербальные средства коммуникации.
В свою очередь, Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина считают, что избегание общения детей с общим недоразвитием речи с другими людьми может происходить по следующим причинам :
- потеря интереса к теме беседы,
- ограниченность словарного запаса, что мешает сформулировать свой ответ или вопрос,
- понимание обращенной речи в целом, без деталей. Последняя причина приводит к неполному пониманию контекста беседы.
Кроме того, Т. Б. Филичева считает, что детям с общим недоразвитием речи имеют следующие черты: замкнутость, резкость, застенчивость, зажатость, скованность, безразличие. Также им свойственна повышенная чувствительность, эмоциональная возбудимость, агрессивность. У них отмечается очень частая смена настроения без видимых на то причин. По причине своего речевого дефекта у детей развивается неуверенность в семье, они полагают, что над ними смеются окружающие люди. Порой дети могут испытывать ненависть к людям, которые их окружают.
С точки зрения М.А. Хазановой коммуникативные навыки включают в себя владение языком, умение сделать прогноз в модели поведения объекта общения. Именно из-за того, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдается слабое владение языком, отмечаются и слабо развиты коммуникативные навыки.
Таким образом, можно сделать вывод, что
развитие коммуникативных навыков у подростков с нарушениями речи имеет свои
особенности. Такиедети, как правило, малообщительны, в
общении не проявляют инициативу. В общении дети пользуются
простыми распространенными предложениями изтрех-четырех слов, сложные
предложения в речи отсутствуют. Отмечается ограниченность словарного запаса,
лексико-грамматические и
фонетико-фонематические ошибки, что мешает правильному пониманию
речи, а также влияет на поддержание беседы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.