Специфика работы логопеда в ДОУ по формированию речи у детей с 4-8 лет с РАС и с интеллектуальным недоразвитием.
Современные отечественные и зарубежные исследователи (Никольская О.С., Морозов С.А., Либлинг М.М. и другие) отмечают, что одним из главных недостатков, препятствующих успешной адаптации детей с РАС и с интеллектуальной недостаточностью, является нарушение коммуникативных навыков. Данное нарушение проявляется в виде отставание или отсутствия разговорной речи. Занятия с данной категорией детей заметно отличается от занятий с другими детьми. Это проявляется не только в объеме, но и подборкой определенного содержания материала, а также нетрадиционными и специфическими приемами и методами проведения занятий. Это связано с особенностями развития ребенка. Прежде чем разработать систему занятий для детей с РАС и с умственной отсталостью необходимо провести углубленную диагностику и наблюдения за поведением воспитанника. Это самый тяжелый период, отягощенный максимумом поведенческих проблем у ребенка: боязнь всего нового, негативизм, агрессия, отказ от визуального контакта, самоизоляцией, чрезмерно стереотипностью поведения, страхами, самоагрессией. Яркой особенностью выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность во владении детьми новыми для них словами. В самостоятельном общении некоторые дети могут употреблять отдельные звуки и их сочетания-звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов. При определении содержания коррекционно-логопедической работы выявляем проблемы в структуре дефекта, определяем сохранные элементы и потенциальные возможности для развития ребенка. Ведь в отличие от обычных детей, которые стремятся с помощью сенсорных ощущений познакомиться с окружающими предметами, детей аутистов и с интеллектуальным недоразвитием следует побуждать, подталкивать к этим познаниям, так как они имеют низкую потребность в речевом общении, равнодушие, негативное отношение к занятиям. Для развития речи у таких детей среда выступает не только как условие, но и источник его развития. Поэтому логопеду необходимо тщательно продумать оснащение дидактического и наглядного материала в своем кабинете, что способствовало бы развитию у детей мелкой моторики, вниманию, мышлению, сенсорному развитию, целостному восприятию, развитию речи. Логопедические занятия должны проводиться небольшими подгруппами или индивидуально, так как дети не в полном объеме владеют пониманием речи, они усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, у них снижена работоспособность, объем внимания и памяти. Специфика коррекционной работы логопеда с детьми РАС и с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста связана с формированием коммуникативной мотивации, умением детей привлекать внимание окружающих людей адекватным способом, выражать различные просьбы, используя вокализации или указательные жесты (при отсутствии речи), сочетание слогов, слов, однословные высказывания тесно связанные с непосредственной ситуацией общения, а также пониманию детей простых действий, инструкций. Таким детям необходимо предлагать различные упражнения и игры простые по структуре, моделируя различные ситуации, которые строятся с учётом их физиологических и индивидуальных особенностей, потребностей, с учётом их интересов и желаний. Содержание каждого занятия в зависимости от задач речевого развития включает в себя несколько направлений: 1 Развитие понимания речи. 2. Формирование активной подражательной деятельности. Для развития понимания речи у детей с РАС и с умственно отсталыми детьми могут использоваться следующие задания: - Игра «Покажи» (показ предметов, игрушек, частей тела и тд., ребенок находит предмет опираясь на вопрос «где?», «кто?», «что?»). - Игра «Найди такой же предмет» (ребенок находит второй такой же предмет или картинку). - Игра «Покажи действие» (педагог называет действие, а ребенок показывает на картинке: лошадка скачет, мальчик катается, девочка читает и тд.). - Игра «Найди предмет» (педагог называет: «Покажи мячик, покажи флажок……..», ребенок показывает». Педагог: «Покажи, где мячики, где флажки») связана с пониманием категории числа существительных. В ходе формирования навыка подражания используются многократные повторения материала. Сначала формируем навыки подражания движениям. До обучения речевым навыкам ребенок должен научиться повторять за взрослым простые артикуляционные движения в ответ на инструкции: «Делай так», «Повтори за мной». Потом простые звуки, затем более сложные и их сочетания. Звуки и движения нужно выбирать индивидуально в соответствии с предпочтениями ребенка. Когда дошкольник научится произносить несколько звуков, их количество следует увеличить, используя звукосочетания, звукоподражания. Из отработанных звуков в дальнейшем формируют первые слова. Здесь мы можем использовать такие игры и упражнения как: - «Артикуляционную гимнастику». - «Дыхательную гимнастику». -«Логопедические распеки» (са-са-са- к нам летит оса, ав-ав-ав- громко лает пес, коко-ко- курочка поет и тд.). - «Музыкальные инструменты». -«Пальчиковые гимнастики с речевым сопровождением». Главная задача - установление контроля над подражанием, что достигается при помощи правильного использования подкрепления. Если ребенок не повторяет звуки, то лучше вернуться к этапу имитации движений. Опыт работы показывает, что в проведение игры и упражнений включение музыкального сопровождения в структуру логопедического занятия повышает мотивацию, интерес таких детей, воздействуя на его эмоциональную сферу. Можно проводить также и пальчиковую гимнастику и артикуляционную под музыкальное сопровождение, а также при активизации словаря за счет звукоподражаний. При помощи музыки можно дать понятие о силе и высоте голоса, паузах. Использование музыкальных упражнений позволяет обеспечивать личностно-ориентированный подход к коррекции речевых нарушений и существенно повышать эффективность коррекционной работы логопеда. Как бы ни была тяжела степень выраженности РДА и интеллектуальное недоразвитие у ребенка, упорные систематические, многократные занятия с ним в результате дадут положительную динамику. Даже незначительные изменения в речи таких детей это огромное достижение
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.