Специфика разработки АООП (АОП)
в рамках реализации ФГОС
начального общего образования обучающихся с ОВЗ
Актуальность проблемы
2
Право на образование ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. (в ред. от 27.05.2000 г. № 78-ДВ).
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 79
4.Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. )
Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
ФГОС - ОВЗ основа АООП НОО
Адаптированная основная общеобразовательная
программа начального общего образования-
разрабатывается в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее-Стандарт) и представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения слабовидящих обучающихся с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей.
Стандарт является основой для разработки примерных АООП НОО обучающихся с ОВЗ:
глухих,
слабослышащих, позднооглохших;
слепых,
слабовидящих;
с тяжелыми нарушениями речи;
с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
с задержкой психического развития;
с расстройствами аутистического спектра.
Категория детей | Варианты |
1. Глухие дети | 1.1 1.2 1.3 1.4 |
2. Слабослышащие и позднооглохшие дети | 2.1 2.2 2.3 - |
3. Слепые дети | 3.1 3.2 3.3 3.4 |
4. Слабовидящие | 4.1 4.2 4.3 - |
5. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) | 5.1 5.2 - - |
6. Дети с двигательными нарушениями (НОДА) | 6.1 6.2 6.3 6.4 |
7. Дети с ЗПР | 7.1 7.2 - - |
8. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) | 8.1 8.2 8.3 8.4 |
Слабовидящие обучающиеся
Вариант 4.1. | Вариант 4.2. | Вариант 4.3. |
Слабовидящие обучающиеся, которые достигают уровня развития, близкого к возрастной норме | Слабовидящие обучающиеся, которые не достигают уровня развития, близкого к возрастной норме | Слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Получение образования, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями слепых сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Сроки обучения: 5 лет (1-5 класс) |
АООП НОО
для слабовидящих наряду с обучением и воспитанием обучающихся обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО
самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательной организацией (далее ОО),
осуществляющей образовательную деятельность в соответствии со Стандартом и с учетом
примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (далее Пр АООП НОО) для слабовидящих обучающихся.
АООП НОО
Для слабовидящих обучающихся
определяет содержание
образования, ожидаемые результаты
и условия ее реализации.
Структура АООП НОО для слабовидящих обучающихся в соответствии со Стандартомдолжна содержать три раздела
целевой;
содержательный раздел;
организационный раздел
Целевой
определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО для слабовидящих
обучающихся, а также способы определения достижения этих целей и
результатов.
Целевой раздел включает:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения
слабовидящими обучающимися АООП НОО;
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный раздел
определяет общее содержание АООП НОО для слабовидящих обучающихся и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (зависимости от варианта АООП НОО содержательный раздел может быть ориентирован на достижение только личностных и предметных результатов):
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся (в зависимости от варианта АООП НОО –базовых учебных действий);
программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
программу духовно-нравственного развития, воспитания слабовидящих
обучающихся при получении НОО (в зависимости от варианта АООП НОО –
нравственного развития, воспитания);
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
Организационный раздел включает:
учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности;
Учебный план НОО слабовидящих обучающихся (далее –Учебный план) является основным организационным механизмом реализации АООП НОО;
систему условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.
В соответствии со Стандартом АООП НОО для слабовидящих обучающихся включает три варианта программ, различных по уровню сложности и направленности с учетом возрастных особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся –варианты 4.1, 4.2, 4.3.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся
В основу разработки АООП НОО для слабовидящих обучающихся заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход
предполагает учет неоднородности их особых образовательных потребностей (в том числе индивидуальных), типологических особенностей обучения. Это обусловливает необходимость
создания разных вариантов АООП НОО. Варианты АООП НОО создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями Стандарта к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Деятельностный подход
основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности образования
с учетом специфики развития личности
слабовидящих обучающихся.
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является организация учебно-
познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающая овладение ими содержанием образования.
Реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного
развития на основе формирования УУД.
В основу формирования АООП НОО для слабовидящих обучающихся положены следующие принципы:
-принципы государственной политики РФ в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации, светский характер
образования, общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся и воспитанников и др.);
-принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
-принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
-принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий на развитие личности обучающегося и расширение
его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных
потребностей;
-принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и
непрерывность образования слабовидящих обучающихся на
всех ступенях обучения;
-принцип целостности содержания образования, поскольку
в основу структуры содержания образования положено
не понятие предмета, а «образовательной области»;
-принцип направленности на формирование деятельности,
обеспечивает возможность овладения слабовидящими
обучающимися всеми видами доступной им предметно-
практической деятельности, способами и приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной
деятельности и нормативным поведением;
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.