Специфика разработки АООП (АОП) в рамках реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ

  • ppt
  • 06.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала АООП ФГОС-ОВЗ.ppt


Специфика разработки АООП (АОП)
в рамках реализации ФГОС
начального общего образования обучающихся с ОВЗ

Актуальность проблемы
Доля здоровых новорожденных за последние годы снизилась с 48% до 26%
74% новорожденных рождаются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья.
До 86% имеют неврологическую патологию (перинатальное поражение ЦНС).
Не более 10% детей дошкольного возраста и 4% детей подросткового возраста абсолютно здоровы.

2

Право на образование ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. (в ред. от 27.05.2000 г. № 78-ДВ).
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 79

4.Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. )

Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья


3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

ФГОС - ОВЗ основа АООП НОО

Адаптированная основная общеобразовательная
программа начального общего образования-

разрабатывается в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее-Стандарт) и представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения слабовидящих обучающихся с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей, а также особых образовательных потребностей.



Стандарт является основой для разработки примерных АООП НОО обучающихся с ОВЗ:

глухих,
слабослышащих, позднооглохших;
слепых,
слабовидящих;
с тяжелыми нарушениями речи;
с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
с задержкой психического развития;
с расстройствами аутистического спектра.

Категория детей
с ОВЗ

Варианты
ФГОС

1. Глухие дети

1.1 1.2 1.3 1.4

2. Слабослышащие и позднооглохшие дети

2.1 2.2 2.3 -

3. Слепые дети

3.1 3.2 3.3 3.4

4. Слабовидящие

4.1 4.2 4.3 -

5. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)

5.1 5.2 - -

6. Дети с двигательными нарушениями (НОДА)

6.1 6.2 6.3 6.4

7. Дети с ЗПР

7.1 7.2 - -

8. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС)

8.1 8.2 8.3 8.4

Слабовидящие обучающиеся

Вариант 4.1.

Вариант 4.2.

Вариант 4.3.

Слабовидящие обучающиеся, которые достигают уровня развития, близкого к возрастной норме
Получение образования полностью соответствующее образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностями здоровья, в те же сроки обучения
(1-4 класс)

Слабовидящие обучающиеся, которые не достигают уровня развития, близкого к возрастной норме
Получение образования соответствующее образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностями здоровья, в пролонгированные сроки обучения: 5 лет (1-5 класс)

Слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Получение образования, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями слепых сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Сроки обучения: 5 лет (1-5 класс)

АООП НОО

для слабовидящих наряду с обучением и воспитанием обучающихся обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

АООП НОО

самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательной организацией (далее ОО),
осуществляющей образовательную деятельность в соответствии со Стандартом и с учетом
примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (далее Пр АООП НОО) для слабовидящих обучающихся.

АООП НОО

Для слабовидящих обучающихся
определяет содержание
образования, ожидаемые результаты
и условия ее реализации.

Структура АООП НОО для слабовидящих обучающихся в соответствии со Стандартом должна содержать три раздела

целевой;
содержательный раздел;
организационный раздел

Целевой

определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО для слабовидящих
обучающихся, а также способы определения достижения этих целей и
результатов.

Целевой раздел включает:

пояснительную записку;

планируемые результаты освоения
слабовидящими обучающимися АООП НОО;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.

Содержательный раздел

определяет общее содержание АООП НОО для слабовидящих обучающихся и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (зависимости от варианта АООП НОО содержательный раздел может быть ориентирован на достижение только личностных и предметных результатов):

программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся (в зависимости от варианта АООП НОО –базовых учебных действий);

программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;
программу духовно-нравственного развития, воспитания слабовидящих
обучающихся при получении НОО (в зависимости от варианта АООП НОО –
нравственного развития, воспитания);
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

программу коррекционной работы
программу внеурочной деятельности.

Организационный раздел включает:

учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности;

Учебный план НОО слабовидящих обучающихся (далее –Учебный план) является основным организационным механизмом реализации АООП НОО;

систему условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.

В соответствии со Стандартом АООП НОО для слабовидящих обучающихся включает три варианта программ, различных по уровню сложности и направленности с учетом возрастных особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся –варианты 4.1, 4.2, 4.3.

Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся

В основу разработки АООП НОО для слабовидящих обучающихся заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.

ПОДХОДЫ

подходы

деятельностный

дифференцированный

Дифференцированный подход

предполагает учет неоднородности их особых образовательных потребностей (в том числе индивидуальных), типологических особенностей обучения. Это обусловливает необходимость
создания разных вариантов АООП НОО. Варианты АООП НОО создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями Стандарта к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

Деятельностный подход

основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности образования
с учетом специфики развития личности
слабовидящих обучающихся.

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является организация учебно-
познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающая овладение ими содержанием образования.

Реализация деятельностного подхода обеспечивает:

придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
обеспечение условий для общекультурного и личностного
развития на основе формирования УУД.



В основу формирования АООП НОО для слабовидящих обучающихся положены следующие принципы:

-принципы государственной политики РФ в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации, светский характер
образования, общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся и воспитанников и др.);
-принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
-принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
-принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий на развитие личности обучающегося и расширение
его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных
потребностей;



-принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и
непрерывность образования слабовидящих обучающихся на
всех ступенях обучения;
-принцип целостности содержания образования, поскольку
в основу структуры содержания образования положено
не понятие предмета, а «образовательной области»;
-принцип направленности на формирование деятельности,
обеспечивает возможность овладения слабовидящими
обучающимися всеми видами доступной им предметно-
практической деятельности, способами и приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной
деятельности и нормативным поведением;

-принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и
отношений, сформированных в условиях учебной ситуации,
в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире;

-принцип сотрудничества с семьей.