СПЕЦИФИКА ЭТИКИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА
Оценка 4.6

СПЕЦИФИКА ЭТИКИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА

Оценка 4.6
Исследовательские работы +2
docx
искусство +1
Взрослым
03.09.2019
СПЕЦИФИКА ЭТИКИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА
Статья содержит описание основных критериев этики педагога-хореографа. Определены значение педагогических способностей, профессиональных качеств и мастерства, знаний в области педагогики, психологии, теории искусства и других творческих дисциплин, а также важность общей культуры поведения преподавателя. В статье также представлены определения таких понятий как этика, педагогическая этика и профессиональная этика хореографа. Автор прослеживает развитие этики педагога в танцевальном искусстве различных исторических эпох и анализирует значение речевого этикета, мимики, жестов и положения тела преподавателя во время изложения учебного материала. В структуре педагогических способностей автор также уделяет отдельное внимание конструктивным, организаторским и коммуникативным способностям преподавателя. Отдельно выделяется понятие педагогического такта и акцентируется значение творческого подхода к организации уроков.
Специфика этики педагога-хореографа.docx
СПЕЦИФИКА ЭТИКИ ПЕДАГОГА­ХОРЕОГРАФА О. В. Роговец Хореография как вид искусства имеет свою специфику, которая в свою очередь   определяет   специфику   профессии   педагога­хореографа.   Наряду   с основательным   знанием   учебных   дисциплин  наиболее   важными   являются педагогические способности, профессиональные качества и мастерство, знание психологии и общая культура поведения. Сейчас   говорить   об   этической   стороне   профессиональной   культуры преподавателя   как   никогда   актуально,   так   как   успешно   решать   сложные учебные   задачи   может   лишь   являющий   собой   образец   высоконравственной личности педагог. Только человек, чьи этические установки безупречны, может раскрыть   учащимся   красоту   человеческих   поступков   и   открыть   яркий   мир искусства. Особый   вклад   в   разработку   вопросов   педагогической   этики   внесли В.И. Андреев, В.И. Писаренко,  В.И. Бакштановский    И.Я. Писаренко, Д.А. Белухин,   П.К. Холмогорцев,   Т.В. Мишаткина,   В.Н. Чернокозова, И.И. Чернокозов   и   другие.   Именно   в   исследованиях   данных   авторов раскрываются   основы   педагогической   этики,   компоненты   и   уникальные характеристики этой системы. Как трактует Большая Советская Энциклопедия, этика – это философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного   сознания,   как   одна   из   важнейших   сторон   жизнедеятельности человека, это специфическое явление общественно исторической жизни [4, с. 200].   Под   этикой   в   широком   смысле   понимается   система   универсальных   и специфических   нравственных   требований   и   норм   поведения,   реализуемых   в процессе общественной жизни.  В   свою   очередь,   педагогическая   этика   –   это   составная   часть   этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных нравственных аспектах деятельности педагога [3,  с. 12]. Еще более узким понятием является профессиональная этика хореографа, включающая   в   себя   профессионализм   преподавания   человека,   полностью осведомленного в своей профессии, в то же время творческую, воспитанную, тактичную и образованную личность, всецело отдающуюся своей профессии.  Истоки этики педагога­хореографа прослеживаются еще со времен Петра І, когда все балы были строго регламентированы правилами этикета. Танцмейстер, который  именовался   в  те  годы   учителем «танцев,  учтивости   и  куплимента», должен   был   воспитывать   своих   учеников,   внушать   им   правила   европейского светского обхождения, «политеса» [2, с. 119]. Основными   категориями   педагогической   этики   можно   считать: профессиональный   педагогический   долг   и   справедливость,   педагогическую честь и авторитет. Педагог­хореограф в своей деятельности не просто учитель, а человек,   который   учит   владеть   «образцовым   языком   выразительности   тела, передающий энергию мысли на расстояние»,  является хранителем танцевальной культуры, традиции, мастерства. Свою профессию хореограф должен не только знать,   он   должен   понимать   её   законы,   уметь   разъяснять   эти   законы   своим ученикам,   но   самое   главное   –   выявлять   и   развивать   способности   своих воспитанников. Соблюдение   педагогической   этики   помогает   осуществлению   личностно­ ориентированного подхода в воспитании, создает условия для особого общения   направленного   на   создание   благоприятного педагога   и   учеников, психологического климата в среде учащихся, способствующего установлению правильных взаимоотношений как в группе, так и с отдельным воспитанником. Соблюдение   этики   помогает   укреплению   авторитета   преподавателя   среди учащихся.  Культура,   нравственность,   интеллект,   профессионализм   педагога,   его душевные качества и отношение к своим ученикам создают тот микромир, в котором  живут,  совершенствуются,  зреют  будущие   артисты.  Те  моральные   и этические   качества,   которыми   обладает   хореограф,   непосредственно   или косвенно   передаются, учениками.   впитываются,   подсознательно   воспринимаются Стоит отметить, что культура поведения педагога несет в себе двойную нагрузку.   Во­первых,   она   характеризует   его   как   личность,   соответствующую общественному   развитию,  во­вторых,   является   профессиональным   качеством, оказывающим   воспитывающее   воздействие:   только   обладая   культурой поведения, педагог может качественно формировать ее у тех, кто находится в зоне его педагогической деятельности. В работе педагога­хореографа особое место отводится речевому этикету, который   по   мнению   А.К. Михальской   должен   стать   «высшим   образцом, выражающим систему «должных и желаемых ценностей». Речь преподавателя должна   стать   для   обучающихся   «риторическим   идеалом»   не   только   в   плане соблюдения языковых норм, но и с точки зрения выполнения правил речевого этикета.  Однако   для   педагога   хореографических   дисциплин   куда   более   важными являются   мимика,   жесты   и   пластика   тела.  Как   говорил   известный   философ, теолог   и   музыковед   А. Швейцер:   «Истинная   этика   начинается   там,   где  Педагог   должен   четко   осознавать перестают   пользоваться   словами». особенности   своей   позы,   жестов,   правильно   оценивать   эффективность   и адекватность   употребления   каждого   применяемого   взмаха   отдельно   и жестикуляции в целом в процессе обучения и воспитания. Этикетные   нормы   в   принципе   не   предусматривают   объяснений,   однако данные   современной   науки   показывают,   что   многие   правила   хорошего   тона имеют   глубокий   нравственный,   психологический,   коммуникативный   и эстетический   смысл.   Например,   психологи   утверждают,   что   в   большинстве случаев   внешним   показателем   уважения   к   себе,   чувства   собственного достоинства является правильная осанка. Она же составляет основу этикетной кинетики: прямая  спина является  абсолютным  требованием  хорошего тона в любых ситуациях. Интересно, что «стальной апломб корпуса» рассматривается как важнейшее условие профессионального мастерства в хореографии. А.Я. Ваганова писала: «Приобрести aplomb – овладеть устойчивостью в танцах – вопрос центрального значения для всякого танцовщика… Правильно поставленный корпус – основа для всякого pas» [1, с. 36].  Именно   от   умения   правильно   держаться,   двигаться   и   показывать упражнения, стоять, ходить, сидеть, принимать позы и т. п. зависит внешний вид преподавателя.   Основой   грации   и   притягательности   педагога­хореографа является   правильная   осанка,   походка,   плавность,   оптимальная   амплитуда   и координация движений. Важным является и красота лица, которую формируют не столько правильность  внешних черт, сколько доброжелательная мимика и заинтересованный взгляд.  В структуре педагогических способностей немаловажными также являются конструктивные   способности,   позволяющие   видеть   перспективу   развития ученика   и   строить   на   этой   основе   учебно   –   воспитательный   процесс; организаторские способности, благоприятствующие управлению познавательной деятельности   учащихся,   и   коммуникативные   способности,   облегчающие контакты с учащимися разных индивидуальностей. В.А. Сухомлинскому принадлежат слова: «Быть хорошим учителем можно только будучи хорошим воспитателем… Без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым багажом». [5, с. 16] Учащихся воспитывает не только преподавание и внеаудиторное общение, но   и   личные   качества   педагога,   его   культура   поведения.   Великий   русский педагог К.Д. Ушинский говорил о том, что в самой личности педагога заключена воспитательная сила. За этими словами стоит нравственный облик учителя, его этика. Под этикой в данном случае следует понимать систему нравственных и моральных принципов, которые лежат в основе педагогической профессии. Для   педагога   важно   обладать   острой   наблюдательностью   и   хорошей памятью.   Он   должен   быть   активным   и   сдержанным,   эмоциональным   и уравновешенным,   настойчивым   и   терпеливым,   уметь   концентрировать   свое внимание и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Говоря о педагогической этике, нельзя не упомянуть о таком понятии, как педагогический   такт –  это  чувство   меры   в  поведении   и  действиях   педагога, включающее   в   себя   высокую   гуманность,   уважение   достоинства   ученика, справедливость,   выдержку   и   самообладание.   Педагогический   такт   –   одна   из форм реализации педагогической этики, главным признаком которой является его принадлежность к нравственной культуре личности педагога. Это умение слушать   собеседника,   не   выражая   безразличия   и   своего   превосходства, уравновешенность,   деловитость   без   раздражительности,   сухости,   холодности, требовательность без грубости и мелочной придирчивости, воздействие в форме внушений   без   подавления   и   унижения   личности,   простота   обращения,   не   принципиальность   и допускающая   фамильярности   и   панибратства, настойчивость   без   упрямства,   внимательность   и   чуткость   к   обучающимся. Профессиональный   такт   также   проявляется   в   хорошем   знании   возрастных   и индивидуальных особенностей учащихся и самокритичной оценке своего труда.  Также   важным   пунктом   для   педагога­хореографа   является   стремление отказываться от привычных форм урока, искать для него различные творческие конфигурации,   строения,   изображать   урок   артистично,   увлекательно,   ярко. Поиск новых творческих приемов –   вот что должно стать одной из главных целей для педагога­хореографа.  Итак,   можно   сделать   вывод,   что   профессиональная   этика   педагога­ хореографа – это один из основополагающих критериев профессии педагога. Человек,   который   передает   свои   знания   другим,   несмотря   на   свои   личные проблемы,   должен   быть   ответственным,   воспитанным,   доброжелательным   и он   должен   стараться справедливым. усовершенствовать   не   только   знания,   умения   и   навыки   учеников,   но   и   свои   С   каждым   новым   уроком,   Педагог­хореограф   несомненно   должен   придерживаться собственные. моральных принципов и норм этики, быть образцом, примером для подражания, наставником   и   другом.  Поэтому   владение   нормами   современного   этикета является   непременным   условием   профессиональной   подготовки   педагога­ хореографа.   Воспитание   хороших   манер   должно   входить   в   курс   подготовки преподавателей хореографии – в контексте формирования культуры движения, курсов   по   риторике,   педагогическому   мастерству   и   т.   п.   В   свою   очередь контроль   этикетного   поведения   представляет   собою   наиболее   доступный, постоянный   и   эффективный   тренинг,   формирующий   культуру   движения педагога­хореографии, а также его культуру в целом. ЛИТЕРАТУРА 1. Ваганова, А.Я. Основы классического танца / А.Я. Ваганова – СПб.: Лань, 2000. – 192 с.  2. Захарова О. Бал эпохи Петра Великого / О. Захарова //Родина. – 1995. – №1.­ С.117­119. 3. Лаврентьева Н.Б., Нечаева А.В. Педагогическая этика / Н.Б. Лаврентьева, А.В. Нечаева. – Барнаул: изд­во АлтГТУ, 2010. – 155 с. 4. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. – 5­е изд. – М.: Политиздат, 1983. – 445 с.  5. Сухомлинский В.А. / О воспитании. – Москва: Политическая литература, 1982. – 270 с.

СПЕЦИФИКА ЭТИКИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА

СПЕЦИФИКА ЭТИКИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА

СПЕЦИФИКА ЭТИКИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА

СПЕЦИФИКА ЭТИКИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА

СПЕЦИФИКА ЭТИКИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА

СПЕЦИФИКА ЭТИКИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА

СПЕЦИФИКА ЭТИКИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА

СПЕЦИФИКА ЭТИКИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА

СПЕЦИФИКА ЭТИКИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА

СПЕЦИФИКА ЭТИКИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА

СПЕЦИФИКА ЭТИКИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА

СПЕЦИФИКА ЭТИКИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.09.2019