Специфика коррекционной работы с детьми и подростками с ЗПР
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
1 кл
09.03.2018
Основной целью работы с детьми с задержкой психического развития является осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ. Учитель изучает личность каждого ребенка, выявляет уровень и особенности развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоциональноличностной зрелости, уровня развития речи.
Специфика коррекционной работы с детьми и подростками с ЗПР.docx
Специфика коррекционной работы с детьми и подростками с ЗПР
Основной целью работы с детьми с задержкой психического развития является
осуществление индивидуальноориентированной педагогической помощи детям,
испытывающим трудности в усвоении образовательных программ.
Щадящий режим: строгое соблюдение норм предельно допустимой нагрузки на ученика,
соблюдение режима рационального питания и отдыха, снйжение объема заданий,
предусматривается дополнительный день отдыха (разгрузочный) в течение недели. „ Учитель
изучает личность каждого ребенка, выявляет уровень и особенности развития познавательной
деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоциональноличностной зрелости,
уровня развития речи. Выявляет резервные возможности ребенка, разрабатывает рекомендации
для дифференцированного подхода, выбирает оптимальную учебную нагрузку Готовит
подробное заключение о состоянии развития и здоровья обучаемого для предоставления в
ПМПк.
Обучение организуется по учебникам массовых классов с учетом уровня школьников.
Основные задачи коррекционноразвивающего обучения:
• Активизация познавательной деятельности учащихся.
• Повышение уровня их умственного развития.
• Нормализация учебной деятельности.
• Коррекция недостатков эмоциональноличностного и социального
развития.
• Социально трудовая адаптация.
Создаются специальные условия обучения:
• Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
• Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
•
Более частое использование наглядных дидактических пособий и
индивидуальных карточек.
• Вариативные приемы обучения:
• Поэлементная инструкция.
• Планы алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные),
Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный)
Речевой образец о Демонстрация действий.
Визуализация представлений (мысленное вызывание ощущений разной
модальности), о Опора на ощущения разных модальностей,
•
•
• Подбор по аналогии, о Подбор по противопоставлению,
• Пиктограмма
• Чередование легких и трудных заданий
(вопросов)
Совместные действия,
•
• Имитационные действия,
• Начало действия.
• Описание и анализ ситуаций с исключение 1 детали (молния без грома),
• Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные детали (это
правда или нет, что зимою черен снег). Разведение соединенных объектов и нахождение последствий этого (рыба без воды).
Сведение несоединимых объектов, нахождение новой функции (ручка и травинка),
•
•
• Многократное усиление функции,
•
•
Создание проблемных ситуаций.
Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением
выполнения задания,
Работа со словарями на время,
Сравнение (чем похожи и чем отличаются)
• Обращение к товарищу с вопросами,
•
•
• Наблюдение и анализ (что изменилось и почему?)
• Найди ошибку.
• Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов, заданий),
•
• Исключение лишнего,
• Кроссворды и ребусы,
• Повтор инструкции
Группировка по общности признаков,
• Введение физминуток через 1520 минут урока.
• Создание ситуации успеха на занятии.
• Динамическое наблюдение за каждым (не реже 1 раза в четверть обсуждение
результатов наблюдений на консилиумах или малых педсоветах).
Введение дополнительных занятий индивидуальных и групповых занятий, развитие
мыслительной деятельности, закрепление поставленных логопедом звуков, обогащение и
систематизация словаря,
подготовка к восприятию трудных тем, ликвидация пробелов предшествующего
обучения).
Коррекционно развивающий учебно воспитательный процесс строится в
соответствии со следующими основными положениями:
•
•
пребывание ребенка в комфортном психологическом режиме с оптимальной
наполняемостью класса (для реализации принципа дифференцированного и
индивидуального обучения на всех этапах урока).
Коррекционная направленность всех учебных предметов,
общеобразовательными задачами ставятся коррекционные.
наряду с
• Комплексное воздействие на ребенка при тесном взаимодействии учителя,
•
психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога.
Индивидуальные пакеты
поддерживающие мотивацию успеха.
учебно методического
оснащения,
• Формирование навыков самооценки и самоконтроля как на начальной, так и на
основной ступенях обучения.
Принципы построения содержания учебного материала:
•
• усиление роли практической направленности изучаемого материала
выделение существенных признаков изучаемых явлений
опора на жизненный опыт ребенка
опора на внутренние связи в содержании изучаемого предмета и между предметами
соблюдение в определении объема изучаемого материла принципа необходимости и
достаточности введение в содержание рабочих программ коррекционных разделов, предусматривающих
активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений, формирование
значимых для школы функций.
Виды помощи.
• По форме фронтальную направленную ко всему классу, и индивидуально
направленную (конкретному ученику).
• По характеру: направляющую, стимулирующую и обучающую.
а
„
• вид стимулирующая Используется, когда ребенок не включается в работу после получения
задания или когда работа завершена, но выполнена неверно. В первом случае учитель сам
подходит к ребенку и помогает ему мобилизовать себя, нацелить на решение задачи (ободряет,
успокаивает, вселяет уверенность, спрашивает, понял ли задание, если нет то разъясняет его).
Во втором случае учитель указывает на наличие ошибки и необходимость проверки решения.
Доза помощи различна в зависимости от возможностей ребенка.
• вид направляющая помощь. Используется, когда у ребенка возникают затруднения в
определении средств, способов действий, в планировании в определении первого шага и
последующих действиях. Эти затруднения могут быть обнаружены в процессе работы, если
ученик спрашивает учителя. И после окончания работы, когда выясняется неправильное решение.
Учитель косвенно или прямо обращает внимание ребенка на правильный путь, таблицу,
наглядную опору, аналогичный пример решения в другой задаче, образец разных вариантов
решений на выбор или помогает составить план действий, начать первый шаг решения.
• вид обучающая помощь Используют, когда другие виды помощи не помогают.
Непосредственно показывают, как делать, что и в какой последовательности, чтобы решить
задачу. Любой вид помощи фиксируется.
Формы учета данных о динамике личностного развития ребенка:
• Дневник наблюдений.
Записи 1 раз в 12 недели, только самое существенное и важное, раскрывающее характер
ребенка, его развитие, индивидуальность, особенности. Записываются конкретные события,
обстановка (причины и следствия) и проявления ученика Можно записывать в виде таблицы:
• Педагогическая характеристика
Составляют 1 раз в год. Первый способ сводка фактических данных, полученных разными
методами в порядке принятой программы. После чего резюме об уровне готовности, о
направлениях индивидуального подхода.
Второй способ Не придерживаться программы, а сразу выписывать те положения, которые
характеризуют ребенка на данном этапе развития. Вывод подкрепляет примерами.
Дата
Педагогические мероприятия
Наблюдения
Специфика коррекционной работы с детьми и подростками с ЗПР
Специфика коррекционной работы с детьми и подростками с ЗПР
Специфика коррекционной работы с детьми и подростками с ЗПР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.