Специфика коррекционной работы с детьми и подростками с ЗПР
Оценка 5

Специфика коррекционной работы с детьми и подростками с ЗПР

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
1 кл
09.03.2018
Специфика коррекционной работы с детьми и подростками с ЗПР
Основной целью работы с детьми с задержкой психического развития является осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ. Учитель изучает личность каждого ребенка, выявляет уровень и особенности развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоциональноличностной зрелости, уровня развития речи.
Специфика коррекционной работы с детьми и подростками с ЗПР.docx
Специфика коррекционной работы с детьми и подростками с ЗПР Основной   целью   работы   с   детьми   с   задержкой   психического   развития   является осуществление   индивидуально­ориентированной   педагогической   помощи   детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ. Щадящий режим: ­ строгое соблюдение норм предельно допустимой нагрузки на ученика, соблюдение   режима   рационального   питания   и   отдыха,   снйжение   объема   заданий, предусматривается  дополнительный  день отдыха (разгрузочный) в течение недели. „ Учитель изучает личность каждого ребенка, выявляет уровень и особенности развития познавательной деятельности,   памяти,   внимания,   работоспособности,   эмоциональноличностной   зрелости, уровня развития речи. Выявляет резервные возможности ребенка, разрабатывает рекомендации для   дифференцированного   подхода,   выбирает   оптимальную   учебную   нагрузку   Готовит подробное   заключение   о   состоянии   развития   и   здоровья   обучаемого   для   предоставления   в ПМПк. Обучение организуется по учебникам массовых классов с учетом уровня школьников. Основные задачи коррекционно­развивающего обучения: • Активизация познавательной деятельности учащихся. • Повышение уровня их умственного развития. • Нормализация учебной деятельности. • Коррекция недостатков эмоционально­личностного и социального  развития. • Социально­ трудовая адаптация. Создаются специальные условия обучения: • Индивидуальная помощь в случаях затруднения. • Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала. • Более   частое   использование   наглядных   дидактических   пособий   и индивидуальных карточек. • Вариативные приемы обучения: • Поэлементная инструкция. • Планы ­ алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные),  Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный) Речевой образец о Демонстрация действий. Визуализация представлений (мысленное вызывание ощущений разной  модальности), о Опора на ощущения разных модальностей,  • • • Подбор по аналогии, о Подбор по противопоставлению,  • Пиктограмма • Чередование легких и трудных заданий  (вопросов) Совместные действия,  • • Имитационные действия,  • Начало действия. • Описание и анализ ситуаций с исключение 1 детали (молния без грома),  • Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные детали (это  правда или нет, что зимою черен снег). Разведение соединенных объектов и нахождение последствий этого (рыба без воды). Сведение несоединимых объектов, нахождение новой функции (ручка и травинка), • • • Многократное усиление функции,  • •  Создание проблемных ситуаций. Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением  выполнения задания,  Работа со словарями на время,  Сравнение (чем похожи и чем отличаются)  • Обращение к товарищу с вопросами,  • • • Наблюдение и анализ (что изменилось и почему?)  • Найди ошибку. • Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов, заданий),  • • Исключение лишнего,  • Кроссворды и ребусы, • Повтор инструкции Группировка по общности признаков,  • Введение физминуток через 15­20 минут урока. • Создание ситуации успеха на занятии. • Динамическое   наблюдение   за   каждым   (не   реже   1   раза   в   четверть   обсуждение результатов наблюдений на консилиумах или малых педсоветах). Введение   дополнительных   занятий  индивидуальных   и групповых   занятий,  развитие мыслительной деятельности, закрепление поставленных логопедом звуков, обогащение и систематизация словаря, подготовка   к   восприятию   трудных   тем,   ликвидация   пробелов   предшествующего обучения). Коррекционно   ­   развивающий   учебно   ­   воспитательный   процесс   строится   в соответствии со следующими основными положениями: • • пребывание   ребенка   в   комфортном   психологическом   режиме   с   оптимальной наполняемостью   класса   (для   реализации   принципа   дифференцированного   и индивидуального обучения на всех этапах урока).   Коррекционная   направленность   всех   учебных   предметов, общеобразовательными задачами ставятся коррекционные.   наряду   с • Комплексное   воздействие   на   ребенка   при   тесном   взаимодействии   учителя, • психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога.  Индивидуальные пакеты поддерживающие мотивацию успеха. учебно­ методического оснащения, • Формирование   навыков   самооценки   и   самоконтроля   как   на   начальной,   так   и   на основной ступенях обучения. Принципы построения содержания учебного материала: • • усиление роли практической направленности изучаемого материала выделение существенных признаков изучаемых явлений  ­опора на жизненный опыт ребенка ­опора на внутренние связи в содержании изучаемого предмета и между предметами  ­соблюдение в определении объема изучаемого материла принципа необходимости и  достаточности ­введение   в   содержание   рабочих   программ   коррекционных   разделов,   предусматривающих активизацию   познавательной   деятельности,   усвоенных   ранее   знаний   и   умений,   формирование значимых для школы функций. Виды помощи. • По форме ­ фронтальную ­ направленную ко всему классу, и индивидуально направленную (конкретному ученику). • По характеру: направляющую, стимулирующую и обучающую. а „ • вид ­ стимулирующая  ­ Используется, когда ребенок не включается в работу после получения задания   или   когда   работа   завершена,   но   выполнена   неверно.   В   первом   случае   учитель   сам подходит к ребенку и помогает ему мобилизовать себя, нацелить на решение задачи (ободряет, успокаивает, вселяет уверенность, спрашивает, понял ли задание, если нет ­ то разъясняет его). Во  втором   случае  учитель   указывает   на наличие  ошибки   и  необходимость   проверки  решения. Доза помощи различна в зависимости от возможностей ребенка. • вид   ­   направляющая   помощь.  ­   Используется,   когда   у   ребенка   возникают   затруднения   в определении   средств,   способов   действий,   в   планировании   ­   в   определении   первого   шага   и последующих   действиях.   Эти   затруднения   могут   быть   обнаружены   в   процессе   работы,   если ученик спрашивает учителя. И после окончания работы, когда выясняется неправильное решение. Учитель   косвенно   или   прямо   обращает   внимание   ребенка   на   правильный   путь,   таблицу, наглядную   опору,   аналогичный   пример   решения   в   другой   задаче,   образец   разных   вариантов решений на выбор или помогает составить план действий, начать первый шаг решения. • вид   ­   обучающая   помощь  ­   Используют,   когда   другие   виды   помощи   не   помогают. Непосредственно   показывают,   как   делать,   что   и   в   какой   последовательности,   чтобы   решить задачу. Любой вид помощи фиксируется. Формы учета данных о динамике личностного развития ребенка: • Дневник наблюдений. Записи 1 раз в 1­2 недели, только самое существенное и важное, раскрывающее характер  ребенка, его развитие, индивидуальность, особенности. Записываются конкретные события,  обстановка (причины и следствия) и проявления ученика Можно записывать в виде таблицы: • Педагогическая характеристика Составляют   1   раз   в   год.   Первый   способ   ­   сводка   фактических   данных,   полученных   разными методами   в   порядке   принятой   программы.   После   чего   ­   резюме   об   уровне   готовности,   о направлениях индивидуального подхода. Второй   способ   ­   Не   придерживаться   программы,   а   сразу   выписывать   те   положения,   которые характеризуют ребенка на данном этапе развития. Вывод подкрепляет примерами. Дата Педагогические мероприятия Наблюдения

Специфика коррекционной работы с детьми и подростками с ЗПР

Специфика коррекционной работы с детьми и подростками с ЗПР

Специфика коррекционной работы с детьми и подростками с ЗПР

Специфика коррекционной работы с детьми и подростками с ЗПР

Специфика коррекционной работы с детьми и подростками с ЗПР

Специфика коррекционной работы с детьми и подростками с ЗПР