Государственное управление образования Псковской области
ГБОУДПО «Псковский областной институт повышения квалификации работников
образования»
Центр специального образования
Курсы ПК «Создание оптимальных условий для реализации образовательного
потенциала обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
в период введения ФГОС НОО ОВЗ»
Сроки очно 17-19 октября
дистанционно до 20 ноября
Выпускная итоговая работа
Специфика профессиональной деятельности учителя
в реализации инклюзивной практики
Исполнитель Жданова Любовь Николаевна
учитель начальных классов
Псков, 2016
Введение …............................................................................................ 3
Глава 1 Психолого-педагогическая характеристика................. 4-6
Глава 2 Особенности инклюзивной профессиональной практики 7-9
педагога ….......................................................................................
Заключение ….............................................................................................. 10
Список литературы …............................................................................... 11
Приложение …................................................................................ 12
Введение 3
В практику учителей вошло словосочетание «инклюзивное образование». Звучит непривычно, по-заморски. Между тем, инклюзивное образование закреплено законом «Об образовании в Российской Федерации», условия реализации инклюзивного образования сформулированы в новых Федеральных образовательных стандартах. Такое образование становится всё более привлекательным для родителей детей с ограниченными возможностями. Они всё чаще приводят своих детей в общеобразовательные школы для совместного обучения с другими детьми. В этом учебном году у меня в классе тоже появился такой первоклассник. После адаптационного периода мною замечено , что не всем детям удалось успешно адаптироваться к учебной среде. Таким образом, возникла проблема: что делать? Есть ли выход для педагога , чтобы избежать проблем в обучении взаимодействии с таким ребенком? Мой опыт работы в школе подсказывает то, что владения обычными методиками здесь недостаточно и следует пересмотреть и новое отношение к непохожему ребенку.
Курсы повышения квалификации по созданию оптимальных условий для детей с ограниченными возможностями тоже доказали то, что педагогу необходимо адаптироваться к новым условиям обучения. Учителю необходимо научиться смотреть на класс не в целом, а видеть конкретно каждого ученика с его особенностями, потребностями, возможностями , интересами.
Организация совместного обучения разных детей требует от учителя перестройки методов и способов обучения. Одним словом, учителю необходимо тоже научиться работать в условиях инклюзии.
Цель работы: определить специфику профессиональной деятельности учителя при реализации инклюзивной практики.
Задачи : - определение целей и задач педагогической деятельности в новых условиях;
-выявление ценностей и установок , которые лежат в основе деятельности учителя;
-отбор методов , которые позволяют реализовать задачи инклюзивного образования
на практике;
Методы: педагогическое наблюдение;
самоанализ;
изучение дополнительной литературы, интернет источников
обобщение опыта;
Таким образом, решение поставленных целей и задач должно помочь учителю преодолеть барьер, неуверенность в работе с детьми, которые имеют ограниченные возможности здоровья, умело создать оптимальные условия для развития потенциала каждого ребенка, обучающегося в классе. А вот каков этот ребенок? В чем его особенности? Какие он сможет реализовать возможности? На эти вопросы поможет ответить диагностика и подробная психолого -педагогическая характеристика.
На психолого-педагогическом консилиуме школы мы стараемся заметить и выявить причины «особенного ребенка» еще до поступления в первый класс . Помогаем родителям увидеть эти особенности и адекватно на них реагировать. Вместе создать условия для образовательного пространства и помочь такому ребенку адаптироваться в социуме. Кроме этого, важно оперативно отреагировать на проблемы «особого» ребенка на первых порах его обучения в школе и своевременно помочь к школьной адаптации.
Психолого-педагогическая характеристика 4
обучающегося 1в класса МБОУ СОШ №5 им. В.В.Смирнова
В первый класс данной школы поступил в возрасте 7лет 9месяцев. Детский сад не посещал, подготовкой к школе занимались в семье. Обучается по общеобразовательной программе, но возникли проблемы в процессе её усвоения. Со слов матери ребенок умеет читать небольшие слова и писать буквы. На самом деле мальчик может назвать только гласные звуки, а письмо даже элементов букв искаженное и неопрятное. На уроке не умеет быть сосредоточенным даже короткое время, невнимателен, требует постоянной помощи и контроля со стороны учителя. Плохо понимает инструкцию взрослого, бывает выкрикивает, тем самым мешает работе классу.
Уровень восприятия низкий. Преобладает наглядно-образное мышление. Способность к абстрагированию, классификации, обобщению носят низкий уровень. Низкий уровень развития памяти, доминирует зрительный вид памяти. Внимание неустойчивое, скорость выполнения заданий на время — очень низкая. При предъявлении требований может проявлять агрессивность, импульсивность. спокоен, но склонен к эмоциональным вспышкам.
Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события. Заключения психологического обследования подтверждают о неразвитости основных процессов ребенка или их коррекции.
Самооценка низкая. Уровень притязаний низкий. Низкий уровень развития познавательных процессов. Нарушение речи. Медлительность. Низкая школьная мотивация. Склонность к эмоциональным вспышкам. Испытывает трудности в усвоении инструкции. В общении с окружающими людьми избирателен. Испытывает трудности в установлении межличностных контактов с окружающими людьми.
Письменные работы Никиты отличаются неаккуратностью и хаотичностью выполнения. Быстро утомляется, поэтому задание не выполняет до конца. По математике плохо различает клетку, и все элементы « прыгают». Плохо развита мелкая моторика пальцев рук, поэтому письмо угловатое и отрывистое. Не усвоены основные цвета и размеры предметов.
Речь ребенка напоминает бормотание. На поставленные вопросы отвечает невнятно и односложно. Нарушения речи не дают возможности понятно выражать свои мысли на уровне первоклассника. На обращенную речь реагирует слабо, требует постоянного контроля и индивидуального подхода, отказывается выполнять задания педагога. Занятия с логопедом пока безрезультатны.
В классе с ребятами ведет себя осторожно, не любит общение, замкнут, но не агрессивен. На контакт со взрослыми идет неохотно, предпочитает играть одному.
Ребенок воспитывается в неполной семье, мать мало времени может уделить воспитанию сына. Ребенок не в полной мере владеет сведениями о себе, о своих близких и окружающем мире.
Физически развит плохо. По медицинским показаниям у мальчика сколиоз 1степени и наблюдается мышечная расторможенность. Даже на перемене требуется постоянное внимание и помощь взрослого при передвижении ребенка.
Внешний вид неряшлив. Учебные принадлежности тоже неаккуратны. Ребенок требует к себе внимания не только со стороны педагога, логопеда, но и психолога.
Нуждается в постоянном контроле и индивидуальном подходе со стороны педагога, внимания других специалистов.
14.09.16 Директор школы
Классный руководитель
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 5
1. Фамилия, имя, отчество
2. Название учебного учреждения Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 имени
Героя Советского Союза Вячеслава Васильевича Смирнова» города Невеля
Псковской области
Вид учебного учреждения (подчеркнуть):
Массовая общеобразовательная
школа общего типа, обучение по адаптированной основной общеобразовательной
программе для детей с умственной отсталостью (форма обучения:
индивидуальное).1класс класс.
4. Режим занятий (подчеркнуть):
индивидуальное обучение;
чередование учёбы и отдыха (указать): В соответствии с расписанием
школы.
учебная нагрузка в день, в неделю (в часах): 2-3часа в день, 8 часов в
неделю
объём изучаемого материала (% от объёма учебной программы): 50%
5.Успеваемость и причины её нарушения (неправильно сформировавшееся отношение к учёбе; отсутствие правильных навыков учебной работы; особенности познавательных и учебных интересов; трудности в усвоении учебного материала; переносимость учебных нагрузок): У ребенка нет самостоятельности, требуется постоянная опека взрослых. Низкий уровень развития познавательных процессов. Память кратковременная, смешанного типа. Особенности памяти вызывают значительные трудности при изучении нового материала, необходимо многократно повторять пройденный материал. Словесно-логическое мышление не развито. Самостоятельная речь отсутствует. Ребенок может повторять слова за взрослым, не понимая их значения. Работа в тетрадях вызывает затруднения. Плохо ориентируется в тетради, нет последовательности в работах. Пишет в тетрадях только с помощью взрослого, не соблюдая строки и пробелы. Не понимает какой учебник и тетрадь требуется для урока. Недостаточно сформированы тонкие движения пальцев рук. Работает левой рукой. Выполнение учебных заданий возможно только под контролем педагога и родителей. На требования и замечания учителя реагирует не всегда адекватно.. Положительная мотивация учения.
6. Степень адаптации учащегося (взаимоотношения со сверстниками и учителями, перепады настроения, активность, тревожность, уход в себя, враждебность, асоциальное поведение): физически развита слабо. Часто болеет. Наблюдаются перепады настроения. Часто обижается, делает все по своему усмотрению, замыкается. Короткое время поддерживает контакт со взрослыми, проявляя интерес к взаимодействию. Проявляется потребность в одобрении со стороны окружающих. Любит общение с ребятами в школе. Играть со сверстниками не умеет, проявляет капризность, упрямство.
7. Личностные особенности учащегося (способности, интересы, ценностные ориентации Не знает правила поведения вне школы и в школе, но не всегда их выполняет. В школу идет с хорошим настроением, хочет учиться. Не владеет элементарными навыками самообслуживания, не выполняет несложные бытовые действия. Способна контролировать свои физиологические потребности, соблюдая гигиену. Внешний вид ребенка опрятный, в школу приходит в школьной форме.. Плохо ориентируется в окружающем мире. Временные представления не сформированы. Ограничены знания о себе, семье, ближайшем окружении. На уроках медленно работает. Быстро устаёт. Волевых усилий не проявляет. Неустойчивый интерес к предлагаемой деятельности. Требуется многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать. В процессе работы предлагаемая программа действий не удерживается. Способна к подражанию и совместным действиям со взрослыми. Низкий уровень развития познавательных способностей.
При группировке предметов с учетом формы, цвета,
величины требуется организующая и направляющая помощь. Самостоятельно не устанавливает причинно- следственные связи. На этапе запоминания и воспроизведения предлагаемого материала необходимы различные наглядные, звуковые, тактильные и другие опоры. Самостоятельно использовать приемы запоминания не может. Испытывает трудности при решении проблемных ситуаций, требующих установления причинно-следственных связей. Задания словесно-логического характера не выполняются. Понимание обращенной речи ограничено. Словарный запас ограничен. Трудности в построении фразы. Объем внимания- низкий уровень. Любит и умеет складывать пазлы, мозаику. Рисовать самостоятельно не умеет, раскрашивает быстро и небрежно. Неуверенно знает цвета карандашей.
8. Взаимоотношения в семье с ребёнком.
Семья- полная. Особенно девочка привязана к маме, любит бабушку. Дома
выполняется режим дня. Жилищно-бытовые условия проживания хорошие. Родители
работают, материально семья обеспечена . Родители достаточно времени уделяют
воспитанию и развитию ребенка. Девочка посещает занятия школьного логопеда и
психолога.
9. Посещаемость занятий (указать количество пропущенных дней по
болезни, без причины, др.):
школьные занятия пропускает по болезни или по уважительной причине.
Руководитель учреждения ______________
Куратор _______________
12.02.2016 год
М.П.
7
Изучение дополнительной литературы дает возможность определить специфические, особые профессиональные задачи в чем-то очень похожие на привычные, а в чем-то-совершенно новые. Они напоминают собой алгоритм действий педагога в данной ситуации:
*Определение категории детей в классе, которым нужно создавать специальные образовательные условия. В этом могут помочь и специалисты дополнительного сопровождения: психолог, логопед, дефектолог, медик, социальный педагог и другие.
*Организация в классе доступной среды в зависимости от потребностей конкретного ребенка.
*Создание в детском коллективе атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого из детей.
*Освоение современных технологий и методов, приемов, форм организации учебной работы, а также их адекватное применение согласно возникшей ситуации.
*Адаптация имеющихся или разработка новых учебных материалов.
*Освоение и использование адекватных возможностям детей способов оценки учебных достижений, продуктов учебной и внеурочной деятельности.
*Организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.
Описанные задачи показывают, что работа учителя с ребенком ОВЗ специфична и требует освоения новых профессиональных умений.
Прежде всего, работа в новых условиях требует изменения профессиональных приоритетов, индивидуального стиля деятельности учителя. В данном случае важна ценностная, моральная основа индивидуального стиля учителя. При этом основой профессиональной деятельности педагога должна стать уверенность в том, что каждый ребенок способен учиться при создании тех или иных специальных условий .
Инклюзивное образование требует реализации индивидуального подхода не на словах, а на деле. Изучение опыта работы учителей нашей школы показывает, что наибольших успехов достигают те из них, кто обладает достаточной степенью личностной и профессиональной гибкости, выдержки, готовностью к разрешению возникающих проблем, позитивно относится к себе и к результатам собственной деятельности.
Работа учителя становится эффективной, если при подготовке к уроку, внеклассному мероприятию проанализированы когнитивные, коммуникативные, поведенческие особенности, индивидуальный стиль усвоения материала каждого ученика класса, включая «особенного ребенка».
Педагогу легче подобрать форму и содержание работы, распределить свои силы и детей, если он будет конкретизировать цель и задачи деятельности для каждого ученика и всех вместе.
Подбирать материал и наглядные средства по теме урока следует с учетом особенностей детей. Учитель может сформировать группы детей, которые будут выполнять схожие задания, требующие командного способа работы. Это дает возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями развития.
Инклюзивное образование может быть эффективным только в том случае, если педагог умеет работать в сотрудничестве с другими специалистами. Проектирование образовательного процесса, построение индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ -сложная задача для одного учителя. Привлечение к ней координатора по вопросам инклюзивного образования, психолога, логопеда,учителя-дефектолога, социального педагога, тьютора, учителей-предметников, воспитателей, родителей является необходимым для достижения поставленной цели. Кроме этого, только при целенаправленной работе администрации школы по формированию инклюзивной культуры, выстраиванию инклюзивной политики может состояться инклюзивная практика, которую реализует педагог. Для методической и психологической поддержки учителя немаловажную роль играет сотрудничество со специалистами ресурсного психолого-педагогического и медико-социального центра и методического центра. 8
Разрабатывая индивидуальную образовательную программу для ребенка с ОВЗ, команда учителей и специалистов психолого-педагогического сопровождения определяет, какие показатели будут являться критериями ее достижений. При это можно использовать уже разработанные планируемые результаты начального общего образования. А исходя из возможностей обучающихся формируются критерии индивидуального продвижения каждого ребенка-как в освоении основной образовательной программы, так и в формировании навыков , необходимых для успешной социализации.
Таким образом, педагогу необходимо осваивать новые подходы к оценке достижений своих учеников.
Специфика деятельности учителя отражается в каждодневной работе, на каждом её этапе.
Учителю-практику важно знать особенности работы на каждом из них.
На первом этапе организации инклюзивной практики происходит знакомство и формирование основ сотрудничества всех участников образовательного процесса. В процессе знакомства учитель может заметить особенности каждого ребенка.
Формы работы на этом этапе:
-экскурсия по школе,
-тренинг знакомства,
-анкетирование родителей,
-личная беседа,
-пожелания специалистов.
Второй этап-это период адаптации, который переживает каждый ребенок. В первом классе особенно важным является создание условий для успешной адаптации ребенка ОВЗ к школе. Особенно детям с нарушением интеллектуального развития необходимо помочь ориентироваться в школе. Для этого можно предложить ребенку план дня в картинках. Психолог и тьютор должны провести работу по формированию у детей алгоритма деятельности в различных жизненных ситуациях. Что делать ,если...
-прозвенел звонок
-следующий урок-физкультура
-необходимо идти в столовую
-класс идет на прогулку
-подготовиться к следующему уроку и др.
Специалисты сопровождения в дальнейшем должны перейти к меньшей опеке, предоставить ребенку больше самостоятельности.
У детей с особенностями развития часто снижен темп работы, поэтому каждому из них важно предоставить возможность работать в своем темпе. Постепенно объём работы может увеличиваться и согласовываться с индивидуальным темпом работы. Это дает возможность ребенку чувствовать себя успешным и причастным к общей работе. Во время выполнения работы ребенку предоставляется возможность отдохнуть в специально отведенной зоне отдыха. При этом важно регламентировать время отдыха с помощью сигнала, песочных часов, одобряя ситуацию, когда ребенок возвращается к работе с классом.
На следующем этапе задачей учителя и всех специалистов будет включение ребенка во взаимодействие с одноклассниками. Здесь важен этап знакомства с «особенным» ребенком. Если учитель показывает положительное отношение, организует взаимодействие на уроке, перемене, то и в классе формируется отношение доверия, сотрудничества и взаимопомощи.
На практике для лучшего запоминания имен детей ребенку ОВЗ можно предложить альбом с именами детей класса.
Четвертый этап заключается в организации пространства не только внутри класса, но и вне его. Очень часто учитель не понимает причин затруднений, которые возникают у детей в новом для них пространстве. Чтобы включение детей, которые нуждаются в специальном образовательном пространстве, было эффективным необходимо подключить к работе
9
специалистов школы-дефектолога, логопеда, психолога. Они помогут учителю определить
особые образовательные потребности и разработать рекомендации по организации образовательного процесса, организовать психолого-педагогическое сопровождение .
Следуя общим правилам и способам организации учебной деятельности на уроках, учитель должен помнить и учитывать тонкости включения в работу ребенка , у которого отмечаются особенности познавательной деятельности, поведения, коммуникации. Часто такой ученик выполняет задание на уровне, доступном ему, но ниже уровня освоения содержания темы, предмета его одноклассниками. Учитель, создавая сценарий урока должен помнить следующее:
1. При организации индивидуальной работы на уроке необходимо учитывать желание ребенка с ОВЗ «быть как все», выполнять задание с одноклассниками. Если учитель дает карточку только одному ученику, создается ситуация искусственного выделения его из общей учебной работы. Важно, чтобы карточки с индивидуальными заданиями получили еще несколько учеников, но содержание и форма задания будут соответствовать уровню освоения материала каждым учеником.
2. В инклюзивном образовании важное место занимает парное обучение. Обычно более успешный ученик учит менее успевающего учащегося. Взаимное обучение полезно, когда необходимо развитие навыков путем повторения, или на этапе закрепления полученных знаний. Включение ребенка с трудностями в обучении и поведении в парную работу должно происходить постепенно. На первых порах учителем одобряется не только сам результат , сколько согласованность, сплоченность и умение сотрудничать. Основными критериями эффективности работы на уроке являются не ориентация на успех «кто больше и лучше», а ориентация на взаимовыручку, поддержку, совместное принятие решений, выработку компромиссных решений. Эти же критерии становятся ведущими не только на уроках, но и во внеклассных мероприятиях.
3. Для учителя и тьютора важно тоже включаться в работу групп, предотвращать конфликтные ситуации. Учитель-дефектолог на коррекционных занятиях также формирует у «особого» ребенка навык работы в группе,помогает учителю адаптировать содержание учебного материала по теме, организовывает опережающее обучение программному материалу.
4. Формирование социальных навыков через подражание предполагает взаимообучение детей: более компетентный в какой-то области ребенок становится примером для подражания другим детям. Обучение через подражание важно для любого ребенка, но особенно оно важно для обучения детей с задержкой психического развития, для детей с расстройством аутистического спектра.
Важнейшими показателями эффективной работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения будет положительная динамика развития ребенка, прогресс в освоении образовательной программы, формирование социальной компетентности.
При этом содержание оценки «движения» ребенка в определенный период времени напрямую связано с теми задачами, которые поставил учитель, родители и специалисты сопровождения при разработке индивидуальной образовательной программы.
Для овладения учителем технологии общения с родителями требуются специальные знания и большой практический опыт. Внедрение инклюзивной практики носит для учителя-практика инновационный характер, который требует от учителя значительных личностных и профессиональных ресурсов.
10
Заключение
Поставленные цель и задачи работы помогли определить специфику работы учителя с детьми ОВЗ. При этом необходимо помнить главные моменты:
-педагогу необходимо адаптироваться к новым условиям обучения.
-основой профессиональной деятельности педагога должна стать уверенность в том, что каждый ребенок способен учиться при создании тех или иных специальных условий .
-учителю необходимо научиться смотреть на класс не в целом, а видеть конкретно каждого ученика с его особенностями, потребностями, возможностями, интересами.
-инклюзивное образование может быть эффективным только в том случае, если педагог умеет работать в сотрудничестве с другими специалистами.
-педагогу необходимо осваивать новые подходы к оценке достижений своих учеников.
Выполнение данной работы позволило мне, учителю-практику по-новому смотреть на «особого» ребенка в своем классе и находить новые подходы к его обучению и социализации. В моей работе помощниками стали не только специалисты службы сопровождения, но и администрация школы, родители.
Работа интересна и теоретическими положениями, появилось желание продолжить работу над темой и проинформировать коллег.
11
Список литературы :
1. Гайдукевич С.Е. Средовой подход в инклюзивном образовании //Инклюзивное образование:состояние, проблемы, перспективы. Минск: Четыре четверти, 2007, с.34.
2. Дмитриева Т. П., Сабельникова С.И., Хотылева Т.Ю. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе / Под ред. Е.В.Самсоновой. М., 2012. (Инклюзивное образование).
3. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. М.: Воронеж, 1995.
4. Инклюзивное образование в России. Юнисеф: Перспектива: МГППУ, 2011.
5. Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования/Под ред. В.И.Рыскиной, Е.Самсоновой. М.: Форум, 2012.
6. Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. М.: 2010. (Инклюзивное образование).
Мы – ромашка добрых дел 12
(Внеклассное мероприятие
для обучающихся 1 класса)
Цель мероприятия: Формирование нравственных понятий и представлений первоклассников, обогащение нравственного опыта поведения.
Задачи: 1. Расширить, углубить представления детей о доброте.
2. Воспитывать стремление к добрым поступкам в реальной жизни.
3. Развитие эмпатии.
Участники: первоклассники, родители, библиотекарь, классный руководитель.
Пролог (подготовка).
Дети вместе родителями готовят рассказ о своем добром деле, поступке.
Библиотекарь подбирает пословицы о добре.
На стенде прикрепляются лепестки ромашки с пословицами.
Классный руководитель готовит карточки-памятки.
Дети разучивают песенку В. Шаинского «Улыбка».
Ход мероприятия.
Психологический этюд.
Звучит песенка «Улыбка», дети рассаживаются в классе по кругу, приглашаются родители и гости.
Ведущий. Ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о добре и добрых делах. Улыбнитесь друг другу и скажите доброе слово. (Доброе утро, в добрый час, всего доброго, добро пожаловать и другие)
Беседа о добре.
Ведущий. А что значит добро для Вас? ( Солнце, мама, весна, радость и другое).
Знаете ли Вы историю слова «Добро». Что об этом сказано в книге «Мудрости». Это слово является исконно русским. Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
Какого человека мы можем назвать добрым?
- тот, кто помогает попавшему в беду, не ожидает благодарности, потому что делает доброе дело по велению своего сердца.
- заботится о родных и окружающих людях.
- посильно помогает страдающему или обездоленному.
- умение прощать, сочувствовать.
3.Презентация своих добрых дел.
Очень важно, чтобы не только слова, но и дела были добрыми. Ведь даром пословица гласит: «Не одежда красит человека, а его добрые дела».
На нашем празднике гостья – Фея добрых дел.
Появляется Фея добра, взмахивает волшебной палочкой и произносит слова:
Лети, лети лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Прилетели в свой удел.
Вы – ромашка добрых дел.
1 ученик. Добрым быть совсем
непросто,
Не зависит доброта
от роста.
Доброта – не пряник,
не конфета.
Мы старались и расскажем Вам об этом. ( Ученик подходит к ромашке, отрывает лепесток, читает пословицу: «Все добро – просто», «улетает»)
2 ученик. Добро будет побеждать
Ближним надо помогать
Сергей Мише помогает,
И тот уже читает!
3 ученик. Вам мы скажем, малыши,
Своей книгой не шурши,
Положи туда закладку,
Станет книжица в порядке. ( «улетает», с пословицей «Добрый человек в добре проживет век»)
4 ученик. Целый день я сам не свой,
Средь мальчишек я – герой.
В гардеробе дам пальто,
Стану вежливым! А то?
На дворе стоит апрель,
Лене я несу портфель.
5 девочка. Наш Антон такой внимательный,
Среди мальчишек самый обаятельный.
Лепесток улетает «Доброта сама себя хвалит».
6 ученик. Немного надо человеку
Любовь, забота, малость.
И это нам подарит
Рождественская радость!
Сувениры для родителей, друзей,
А внимание их важней.
(«О человеке судят по его поступкам»)
7 ученик. Покормлю я птиц зимой,
Пусть со всех концов,
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
8 ученик. Не забыли лебедей
На реке своей.
Сколько гибнет их –
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
« Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить»
Затем дети рассказывают о своих добрых делах, родители демонстрируют фотографии, слайды презентации.
Фея. Ребята, как много добрых дел в вашем классе! Кто из вас любит сказки?
Как заканчивается большинство сказок? (добро побеждает зло)
Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть сказочного героя, а вы
отвечаете, добрый он или злой. Если добрый – хлопаете в ладоши, если
злой – закрываете лицо руками. ( Водяной, Золушка, Баба-Яга, Морозко
и другие ) Молодцы!
Наша добрая ромашка разлетелась:
Кто куда?
Ждут её, я знаю,
Новые дела.
Эпилог.
Ведущий. В классе правила простые
Стараемся соблюдать
И друг друга уважать.
Карточки-памятки для детей.
5. Награда за помощь.
6. Молодец! Ты был добр.
7. Спасибо тебе за помощь.
8. Вот здорово ты поделился с друзьями!
9. Твою вежливость заметили.
10. Ты вспомнил про «Спасибо»!
Наш классный час подходит к концу. И сейчас я хочу каждому из вас раздать маленькое солнышко. Это солнышко – добро. Она нужна и вам самим, и вашим родителям и друзьям, и просто тем, кто вас окружает. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел, которые сделают нашу планету Земля еще красивей.
Стань добрым волшебником!
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Принять и исполнить
Желанье другого-
Одно удовольствие,
Честное слово!
Литература
Ø Н. И. Никитина. Сборник пословиц и поговорок. Москва, Просвещение, 1984
В. С. Жиренко. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Москва, Сфера, 2006
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.