Специфика организации работы с обучающимися с ТМНР

  • Образовательные программы
  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • Особые потребности
  • ppt
  • 28.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация выступления на совещании педагогов ГКОУ ЛО "Сланцевская школа-интренат", которая знакомит педагогов с особенностями работы с обучающимися 2 класса (дети с тяжелыми множественными нарушениями развития), рассказывает о ФГОС, учебных программах,работе с родителями,воспитательской работе с детьми данной категории,приводятся примеры,представлены фото материалыПрезентация "ЙСпецифика работы с обучающмися с ТМНР"
Иконка файла материала ТМНР выступление Бабиновой на совещании.ppt
ГКОУ ЛО «Сланцевская школа -интернат» ПОДГОТОВИЛА: БАБИНОВА Л.Г., УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В настоящее время принятие 2­х ФГОС­ов (Приказ Минобрнауки  №1598 и Приказ Минобрнауки №1599) четко определило вектор  развития образования в России: обучение детей с ОВЗ и детей с  умственной отсталостью общеобразовательных учреждениях, но  только при «создании специальных условий для получения без  дискриминации качественного образования лицами с  ограниченными возможностями здоровья, для коррекции  нарушений развития и социальной адаптации» (ст.5 ФЗ №273 «Об  Образовании»)
Под специальными условиями образования  «условия обучения, воспитания и развития обучающихся в ОВЗ понимаются:  обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения, специальных учебников и учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения…» и пр. (ст.79 ФЗ №273 «Об Образовании»). Словом, все то, что имеется в коррекционной школе. Как показывает статистика, количество детей с ОВЗ, детей-инвалидов не уменьшается! Усложняется структура дефекта, а следовательно контингент специальных школ становится более сложными
В стандарте для детей с интеллектуальными организации обучения, организуемых в зависимости нарушениями определено два варианта от степени тяжести умственной отсталости: ВАРИАНТ I Обучение детей с легкой степенью  умственной отсталости В обычной школе (при условии его готовности к эмоциональному и коммуникативном у взаимодействию с другими учениками) Обучение в  коррекционной школе
ВАРИАНТ II Обучение детей с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями) ВАРИАНТ II Обучение на дому Обучение по  специальной  индивидуальной  программе Акцент: на развитие жизненных компетенций
умственной отсталостью умственной отсталостью ФГОС образования обучающихся с ФГОС образования обучающихся с (интеллектуальными нарушениями) (интеллектуальными нарушениями) Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года Определение варианта образовательной программы осуществляется на основе рекомендаций ПМПК
Дифференциация Дифференциация образования образования специального стандарта специального стандарта умственно отсталых детей умственно отсталых детей • ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяет создавать с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся два варианта АООП (варианты 1 и 2), в том числе СИПР, которые содержат дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации.
Спектр нарушений при Спектр нарушений при ТМНР ТМНР
ПОНЯТИЕ тяжелое множественное нарушение развития ТМНР высокая степень выраженности нарушений, в первую очередь интеллекта Совокупность различных психофизических нарушений, преимущественно, вследствие органического поражения центральной нервной системы; потребность в интенсивной помощи, превышающей размеры поддержки, оказываемой при каком-то определенном нарушении
Наиболее характерные особенности обучающихся позволяют выделить,  с точки зрения их потребности в специальных условиях, три условные  группы, каждая из которых включает детей с умеренной, тяжелой,  глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.  (тяжёлые ТМНР нарушения неврологическ ого генеза – сложные формы ДЦП) • УО(аутистические и Глубокая и тяжелая поведенческие расстройства) Умеренная УО
Дети 1 группы Имеют тяжёлые нарушения неврологического генеза – сложные формы ДЦП (спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации и пр. Процесс общения затруднен из-за органического поражения речевого аппарата.
Дети 2 группы Особенности развития обусловлены выраженными нарушениями поведения . Проявляются в: • расторможенности, • «полевом», нередко агрессивном поведении, •стереотипиях, •трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Аутистические проявления затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития, так как контакт с окружающими отсутствует..
Дети 3 группы      Интеллектуальное недоразвитие проявляется преимущественно в  форме умеренной степени умственной отсталости.        Моторная дефицитарность проявляется в замедленности темпа,  недостаточной согласованности и координации движений.        У части детей также наблюдаются деструктивные формы поведения,  стереотипии, избегание контактов с окружающими и другие черты,  сходные с детьми аутистами.
Наполняемость класса/группы обучающихся  по 2 варианту АООП – до пяти человек­  Рекомендуется следующее комплектование класса:  -до 2-х обучающихся из первой 1 обучающийся из второй группы, 2 или 3 обучающихся из третьей группы; группы.
Состав 2 класса по видам нарушений: • 1 группа-1 человек (Станислав Д.) • 2 группа-2 человека (Александр Б., Степан М.) • 3 группа- 2 человека (Егор Т. ,Кирилл Х.)
Цель АООП (2 вариант)  Развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям,  формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни
На основе АООП (вариант 2) образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной Программа отсталостью: разрабатывается на один год. В разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком, при участии родителей.
Специальная индивидуальная программа  развития  Специальная индивидуальная программа  развития  (СИПР) (СИПР) Структура СИПР включает: Структура СИПР включает: 1.Общие сведения о ребенке; 2. Характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления его воспитания и обучения; 3.Индивидуальный учебный план (отражает учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность, соответствующие актуальному уровню развития ребенка и устанавливает объем недельной нагрузки для обучающегося); 4. Содержание образования в условиях семьи; 5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре; 6. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР; 7.Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося; 8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов; 9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Образовательный модуль учебного плана для  Образовательный модуль учебного плана для  детей с ТМНР детей с ТМНР Количество часов в неделю. Количество часов в неделю. Учебные предметы Учебные предметы Предметные области Предметные области 1. Язык и речевая 1. Язык и речевая практика практика 2.Математика 2.Математика 3. Окружающий мир 3. Окружающий мир 4. Искусство 4. Искусство      1.1 Речь и альтернативная 1.1 Речь и альтернативная коммуникация коммуникация 2.1.Математические 2.1.Математические представления представления 3.1 Окружающий природный мир 3.1 Окружающий природный мир 3.2 Человек 3.2 Человек 3.3 Домоводство 3.3 Домоводство 3.4. Окружающий 3.4. Окружающий социальный мир социальный мир 4.1 Музыка и движение 4.1 Музыка и движение 4.2Изобразительная 4.2Изобразительная деятельность деятельность 5.1 Адаптивная 5.1 Адаптивная физкультура физкультура 6.1 Профильный труд . 6.1 Профильный труд . 1 кл. 1 кл. (2015\16 уч.г) (2015\16 уч.г) 33 22 22 33 -- 11 22 33 22 -- 22 2020 2020 2 кл. 2 кл. (2016\17 (2016\17 уч.г) уч.г) 33 3 кл. 3 кл. (2017\1 (2017\1 8 уч.г) 8 уч.г) 22 4 кл. 4 кл. (2018\1 (2018\1 9 уч.г) 9 уч.г) 22 22 22 33 -- 11 22 33 22 -- 22 2020 2020 22 22 22 33 22 22 33 22 -- 22 2222 2222 22 22 22 33 22 22 33 22 -- 22 2222 2222 5. Физическая 5. Физическая культура культура 6. Технологии 6. Технологии 7.Коррекционно-развивающие занятия 7.Коррекционно-развивающие занятия Итого Итого Максимально допустимая недельная нагрузка Максимально допустимая недельная нагрузка (при5-дневной учебной неделе) (при5-дневной учебной неделе)
Учебный предмет  «Речь и альтернативная коммуникация»   формирует и развивает у учеников с ТМНР навык  коммуникативного  взаимодействия со взрослым или  другим ребенком.  Ребенок учится:  устанавливать и поддерживать зрительный контакт в   реагировать на собственное имя, приветствовать  процессе общения, собеседника,  привлекать к себе внимание различными средствами,  выражать свои желания, согласие\несогласие,  обращаться с просьбой о помощи, отвечать на вопросы.  благодарность,
Речь и альтернативная Речь и альтернативная коммуникация коммуникация
II. Часть, формируемая II. Часть, формируемая участниками образовательных участниками образовательных отношений. отношений. Коррекционные курсы Коррекционные курсы 1 кл. 1 кл. 2 кл. 2 кл. 3 кл. 3 кл. 4 кл. 4 кл. 1. Сенсорное развитие 1. Сенсорное развитие 2. Предметно-практические 2. Предметно-практические действия действия 3. Двигательное развитие 3. Двигательное развитие 4. Альтернативная коммуникация 4. Альтернативная коммуникация Итого коррекционные курсы Итого коррекционные курсы 22 22 11 33 22 22 11 33 22 22 11 33 22 22 11 33 1010 1010 1010 1010
Обучение ведется на занятиях  интегрировано, когда одна область  внедряется в другую, перекрывает,  дополняет ее. В индивидуальных учебных планах детей с  наиболее тяжелыми нарушениями развития,  как правило, преобладают коррекционные  образовательные области. курсы, у детей с менее выраженными  нарушениями развития больший объём  учебной нагрузки распределится на
Сенсорное развитие Сенсорное развитие