СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ
Оценка 4.9

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
5 кл—11 кл
11.03.2019
СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ
В материале рассматриваются критерии контроля воспитательного процесса в суворовском военном училище.Корректирующий контроль в образовательном учреждении обладает особой значимостью, так как позволяет в полной мере реализовать единство обучающей, воспитывающей и развивающей функций контроля. Приводится анализ особенностей контроля воспитательного процесса по сравнению с контролем процесса обучения. Рассматриваются технологии контроля воспитательного процесса у разных авторов.
корректирующий контроль.docx
СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ   Развитие   и   воспитание   учащихся   в     духовно­нравственном   аспекте сегодня   прописано   в   федеральных   государственных   образовательных стандартах   и   «является   одним   из   значимых   направлений   в   деятельности любого образовательного учреждения»  [7, с. 4].   В  Федеральном законе об   единство   народа   и образовании     говорится   следующее:   «духовное   объединяющие   нас   моральные   ценности   –   это   такой   же   важный   фактор развития, как политическая и экономическая стабильность» [6, c. 15]. Образ выпускника средней школы, предложенный   ФГОС,   предписывает   научить обучаемого   отождествлять   себя   со   своим   народом,   ощущать   себя   «быть   толерантным   в   современном гражданином   своей   Родины, многонациональном   и   поликультурном   обществе,   оставаясь   при   этом социально активным, осознавая ответственность за свои поступки» [7, с. 17]. Следовательно,  перед  образовательными учреждениями ставится цель –       подготовка     ответственного     гражданина,     знающего   традиции   своего народа,  способного  самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. В этой связи исследования в области современной  педагогической  науки все чаще связаны с  исследованием оптимальных  путей и средств совершенствования качества образования в целом и в частности, качества обучения. В   современных   условиях   развития   общества   совершенствование образовательной системы чаще всего ассоциируют с потребностью управления качеством образовательных услуг.  Иными словами, понятие «качество» стало не только значимым   критерием, характеризующим те или иные процессы в сфере   экономики,   но   и   актуальной   проблемой   педагогической   науки. Заказчики   образовательных услуг особое внимание отводят их качеству. В 1 связи   с   этим,   востребованной категорией.    качество   образования   становится   также   социально Исследования в области современной  педагогической  науки  все чаще связаны с  исследованием оптимальных  путей и средств совершенствования качества образования в целом и качества обучения в частности. В связи с   исследователями   пересматриваются   базовые   компоненты этим, педагогического   процесса,   анализируется   их   эффективность,   а   также   В   этом   аспекте создаются   инновационные   технологии   обучения. педагогический контроль становится основным компонентом педагогического процесса и каждой технологии обучения, приобретая   особую значимость.  В   то   же   время,   анализ   литературы   по   проблеме   контроля   и исследование   практики   его   организации   в   образовательном   учреждении выявляют   определенное   несоответствие   в   реализации   контролирующей деятельности со стороны педагога (в большей степени  это касается текущего и промежуточного контроля): –   проведение   и   реализация   контроля   представляет   собой   процесс субьект­объектного взаимодействия обучаемого  и педагога;  – итогом   контроля   является количественная оценка,   не в полной   учитывающая качественно­количественную мере характеристику учебно­познавательной деятельности обучаемых; разнообразную     –   процесс   осуществления   контроля   и   оценивания   знаний   и   умений обучаемых,   как   правило,   носит   констатирующий   характер,   в   связи   с   чем, недостаточно   используется   обучающий,   развивающий   и   воспитывающий потенциал контроля.  –   реализуемые   на   практике   формы   контроля   и   оценивания   не формируют необходимых  «устойчивых навыков взаимо­ и самоконтроля»  [2, с. 15].  2 Учитывая   вышесказанное,   можно   утверждать,   что   корректирующий контроль в  образовательном учреждении приобретает особую значимость, так   позволяет   в   полной   мере   реализовать   единство   обучающей, как   воспитывающей   и   развивающей   функций   контроля,   обладая   при   этом, достаточно большим потенциалом для повышения качества обучения.  В   процессе   учебной   и   внеучебной   деятельности   контроль   в деятельности   педагога   ориентирован   на   два   основных   объекта:   сам проводимый   педагогический   процесс,   а   также   результат   педагогической деятельности. Полученные в ходе учебной деятельности  результаты контроля составляют   базу   для   определения   цели     и   ее   достижения;   кроме   того, контрольный срез знаний  достаточно непредвзято отображает эффективность проводимой   педагогом   работы,   и,   конечно,   достигнутые   учащимися результаты.  Именно  это дает возможность   преподавателю  скорректировать свою деятельность и  вносит в нее необходимые изменения. Иная специфика у контроля воспитательного процесса, обладающего значительными особенностями  в сравнении  с контролем процесса обучения. Его характеризует определённая сложность, разнообразие подходов. Следует также   отметить,   что     плановость     воспитания     обучаемого   как   субъекта воспитания   осложняют   всесторонний   контроль   процесса   и   результатов воспитания.     Следующей   особенностью   является   то,   что   воспитательный процесс   и   задействованные   в   нем   субъекты   деятельны,   изменчивы.   контролировать   воспитательный   процесс   с   помощью Следовательно,   заданных и неизменяющихся критериев крайне сложно, а в отдельных случаях –   невозможно.   Как   отмечает   Кортов   С.   В.,   «…между   явлениями воспитательного   процесса   нет   линейной   зависимости   типа:   чем   грамотнее организован   воспитательный   процесс,   тем   выше   его   результативность   – зависимость   имеет   значительно   более   сложный   характер   и   определяется законами функционирования и развития сложных неравновесных систем» [4, 3 с. 37]. Для контроля воспитательного процесса важным критерием являются отношения   между   педагогом   и   воспитанником,   эмоциональная   атмосфера воспитательного процесса.  В этой связи педагогу следует проявлять особую корректность   и   доверительность   в   процессе   осуществления   контроля, заботясь, тем самым, о достоинстве субъектов воспитания. Контроль воспитательного процесса обладает существенными  особенностями по сравнению с контролем процесса обучения: ∙ сложность, многомерность и многофакторность воспитания и человека  как субъекта воспитания затрудняют всесторонний контроль процесса и  результатов воспитания; ∙ воспитательный процесс и включенные в него субъекты динамичны,  изменчивы, а потому контролировать воспитательный процесс с  помощью неизменных, раз и навсегда заданных критериев невозможно; ∙ между явлениями воспитательного процесса нет линейной зависимости  типа: чем более грамотно организован воспитательный процесс, чем  более грамотно осуществляется педагогическая деятельность, тем выше  ее результативность – зависимость между педагогическими явлениями  имеет значительно более сложный характер  ∙ в воспитании, в отличие от обучения, нет стандарта, поэтому контроль  воспитательного процесса может производиться либо по отношению к  возможностям (индивидуально­личностного потенциала воспитанника  или условий воспитательной работы), либо по динамике результатов  педагогической деятельности; ∙ для контроля воспитательного процесса важным показателем являются  отношения, эмоциональная атмосфера воспитательного процесса; в связи с этим требуется особая корректность и доверительность в процессе  осуществления контроля, забота о достоинстве субъектов воспитания. Для контроля воспитательного процесса Н. Е. Щуркова  предлагает технологию послойного анализа (так называемая методика  «луковица»): «Суть протекающего формирования личности спрятана как бы в луковице, многослойные одежки скрывают сердцевину. Снимая  один слой за другим, мы можем добраться до ядра и обнаружить  соответствие предмета установленному критерию» 4 Целью технологии послойного анализа выступает выявление меры  присвоения воспитанником ценностей и социально­ценностных  отношений. Данная технология учитывает двудоминантный характер  воспитательного процесса – участие в нем как педагогов, так и  воспитанников. Поэтому контроль воспитательного процесса также  имеет две стороны: с одной стороны, рассматривается профессиональная работа педагога по организации воспитательного процесса, с другой –  жизнедеятельность воспитанника и мера его воспитанности как продукт  воспитания. Логика контроля воспитательного результата такова: от поверхностного  впечатления о ребенке к анализу его ценностных предпочтений. Общим  критерием оценки при этом выступает присвоение воспитанником мира  как ценности и обретение личностного смысла в ценностях жизни. Первый слой – внешний вид воспитанника. Этот показатель, как  правило, неразрывно связан с внутренним миром ребенка. Однако  необходимо учитывать и возможность противоречивости этой связи,  дисгармонии внутреннего и внешнего, что особенно характерно для  подросткового возраста. Второй слой – физическое и психическое здоровье обучающихся. Здесь  изучается как поведение детей, так и школьная документация.  Состояние суворовцев необходимо прослеживать не в течение одного  дня, а на протяжении длительного промежутка времени. Третий слой – характер деятельности обучающихся, ее качественный  результат. Во внимание принимаются все виды деятельности. Их  предметный результат очевиден, доступен для восприятия, почти всегда  имеет материализованную форму, поэтому легко поддается изучению и  оценке. Четвертый слой – поведение обучающихся, по которому можно судить о  мере усвоения ими культуры общества. При этом следует учитывать  зависимость поведения от настроения и самочувствия ребенка, от  конкретных ситуаций, в которые он оказывается включенным, его  стремление к подражанию разным людям. Поэтому поведение должно  рассматриваться в разных ситуациях и в разных видах деятельности. Пятый слой – взаимоотношения суворовцев между собой, с педагогами  и другими людьми. При этом особое внимание обращается на ценностные предпочтения воспитанников, наличие смыслов по отношению к  наивысшим ценностям жизни. Для определения характера  5 взаимоотношений необходимо использовать широкий диапазон  диагностических методик, а также наблюдение, беседу и другие методы. Шестой слой – отношение воспитанника к самому себе, мера  осмысления им своего «Я», что служит основанием для производимого  постоянно жизненного выбора. Таким образом, технология послойного анализа воспитательного  процесса отвечает признаку структурности, поскольку предполагает  достаточно жесткий алгоритм деятельности педагога, осуществляющего  контроль. Одновременное послойное рассмотрение («встречное движение»)  характеристик организованного воспитательного процесса позволяет  соотносить результаты контроля профессиональной деятельности  педагога и результаты контроля воспитательного результата. Целью     духовно­нравственного   развития   и   воспитания   в   училище является   социально­педагогическая   поддержка   становления   и   развития высоконравственного,   творческого,   компетентного   гражданина   России, принимающего   судьбу   Отечества   как   свою   личную,   осознающего ответственность за настоящее и будущее   своей   страны. Приведем пример работы по проведению технологии корректирующего контроля в СК СВУ.    В настоящее время в педагогике используется понятие мониторинга. «Мониторинг – непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта,   в   сравнении   с   заданными   критериями»   [5,   с.   14].Суть   данной методики   заключается   в   непрерывности   слежения   за   состоянием образовательной   системы   или   ее   элементов.   Объектом   педагогического мониторинга могут быть образовательные результаты, а также   процесс их достижения. Наряду с традиционным контролем, мониторинг предполагает: 6 – анализ причин выявленных рассогласований,  – поиск путей их преодоления; внесение соответствующих корректив; – в процессе мониторинга обязательно используются количественные данные.  Допустим,   наблюдая   агрессию   у   суворовцев   по   отношению   друг   к другу,   настороженность   к   преподавателям,   готовность   высмеять   слабого человека, невнимательность и отсутствие интереса к учебе, у  педагога  есть возможность внести некоторые коррективы с целью  усиления планируемого влияния   на   формирование   у   воспитанников   чуткого   отношения   к окружающим его людям. Здесь нельзя не согласиться с Багутдиновой Н. в том,   что   «общая   удовлетворяющая   педагога   картина   воспитательного результата, вычерченная в мониторинге, – это кривая, устремленная вверх. Обратный вариант свидетельствует о неуспешности воспитательного процесса либо о его полном отсутствии в образовательном заведении» [1, с. 26]. Эффективным   приемом,   позволяющим   проводить   контроль   знаний суворовцев, и в то же время, проводить работу по их духовно­нравственному воспитанию,   может   быть   технология   проведения   ролевой   игры   «Защита сертификатов». Алгоритм сертификационной технологии достаточно прост и включает   три   взаимосвязанных   между   собой   этапа.     На   подготовительном этапе педагог разрабатывает структуру сертификата, вопросы по основным темам   учебной   дисциплины,темам   проектов,   внеклассных   мероприятий,   а   дополнительные   вопросы   к   каждой   теме.   По также   разрабатывает   результатам   работы   суворовцев   педагог   определяет   «педагогов»   и «консультантов»   из   числа   воспитанников.   Каждый   «педагог»   закреплен   за определенными   двумя   ­   тремя   темами,   знания   по   которым   определяются преподавателем   до   начала   защиты   сертификатов.   «Консультантами» назначаются   два­три   суворовца,   которые   продемонстрировали   глубокие знания и интерес к предмету. Готовясь к уроку,  например, суворовец  каждое 7 теоретическое положение  должен проиллюстрировать примером из учебника или специальной литературы. Следующий этап –   защита сертификата, которая проходит в классе. Всем обучаемым, в том числе и «педагогам», и «консультантам» выдается «Сертификат компетенции». В аудитории «педагоги» ­ ученики распределены таким образом, чтобы   они не мешали друг другу, а ученики   не слышали ответов своих одноклассников. Консультанты играют важную роль, так как в какой­то мере координируют процесс обучения в аудитории.   Каждый ученик имеет возможность обратиться к консультанту только по одному вопросу. При   этом   одна   консультация   не   снижает   общей   оценки.   Однако неоднократное обращение учащегося к консультантам может снизить оценку на один балл. В Сертификате следует изложить  все основные темы учебной дисциплины, в том числе,  количество вопросов по каждой конкретной теме. Каждый   учащийся   имеет   право   сам   определить   очередность   сдачи   тем. Однако  внутри темы учащимся следует  отвечать на вопросы в порядке их формулировок. Только при этом условии обучаемый отвечает в обязательном порядке  на дополнительные, заранее подготовленные педагогом  вопросы.  Отличительной стороной является то, что оценка знаний со стороны одноклассников     помогает   ученику   самому   разобраться   в   уровне   своих знаний. Как показывает практика, данный прием работы дает   возможность одним     суворовцам   избавиться     от   излишней   самоуверенности,   другим   же верный   ответ   на   вопрос   придает   уверенность   в   собственных   силах, способствует воспитанию чувства собственного достоинства, и что важно, – помогает завоевать авторитет в группе. Главное, что все суворовцы  уверены в объективности   оценки   их   знаний,   никаких   претензий   к   «педагогам»   и «консультантам» они не высказывают.  После сдачи всех тем, то есть полной защиты сертификата, суворовец беседует   с   преподавателем,   который   проверяет   заполнение   сертификата, 8 выводит   общую   оценку   и   выставляет   ее   в   журнал.   Если   учащийся демонстрирует     уровень   знаний   между   двумя   оценками,   например   между отметкой 4 или 5, 4 или 3, то в этом случае ему предоставляется возможность скорректировать свою оценку. Например, подготовить доклад или реферат по определенной теме, презентацию, в устной или письменной форме ответить на вопросы,   выполнить   тест   и   т.д.Это   дает   возможность   педагогу скорректировать уровень знаний суворовца по изучаемой дисциплине, выявить «пробелы», а  воспитаннику, до выставления преподавателем итоговой оценки по предмету,  повысить итоговый балл.  В ходе третьего этапа подводятся итоги.  Педагог дает характеристику знаниям каждого суворовца, объясняет достоинства и недостатки ответов, а также основные темы, по которым были типичные замечания. Как правило, оценка педагога мотивирована и действует убедительно на обучаемых.  Построенный   таким   образом   процесс   обучения   в   военном   училище,   высокий   результат   усвоения   учебного   материала.   Опыт дает   более   педагогической   деятельности   показал,   что   описанные   формы   и   приемы работы   по     контролю     знаний   суворовцев   приводят   к   повышению   их заинтересованности в учебе, ориентируя  воспитанников  на самостоятельное углубленное изучение учебной дисциплины. Данный вид контроля позволяет не только повысить требовательность к знаниям обучаемых, но и разнообразит воспитательную   работу   с   суворовцами   через   изучение   предмета. Отличительной   стороной   описанной     методики   является     еще   и   то,   что воспитание   в   процессе   обучения   протекает   ненавязчиво:   одновременно совершенствуется   профессиональная   подготовка   суворовцев,   а   также повышается их учебная мотивация к изучаемому предмету. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 9 1 Багутдинова Н. Управление качеством образования  // Стандарты и качество. 2012. № 9. – С. 25­28. 2 Изотова Н.В. Корректирующий контроль как фактор повышения качества обучения // Начальное образование XXI века: Межвузовский сборник научно­методических статей / Под ред. Р.И.Желбановой. ­ Брянск:  Изд­во БГУ, 2002. – С.14­18.  3 Изотова Н.В. Качество обучения как актуальная педагогическая проблема   // Вестник Московского психолого­социального института. 2003. №2. – С. 38­40. 4 Кортов   С.   В.   Проблема   оценки   качества   профессионального образования специалиста // Университетское управление: практика и анализ. 2003. №1 (24). – С. 37. 5 профессионально­педагогического   колледжа. Магнитогорск: МаГУ. 2013. – 81 с.  Назарова О.Л. Управление качеством образовательного процесса   пособие.   Учебно­метод. 6 Федеральный   закон 273­ФЗ   «Об   образовании в РФ» 2016 новый 273­ФЗ.рф.   Электронный   ресурс: http://www.assessor.ru/zakon/273­fz­zakon­ ob­obrazovanii­2013/ 7 Федеральный   государственный   образовательный   стандарт начального   общего   образования   /   Министерство   образования   и   науки Российской   Федерации.   –   М.:   Просвещение.   ­     2010.   –   31с.   Электронный ресурс: http://pohsvu.ru/post/open/472 8 Чураков С.В. Воспитание суворовцев – важнейшее направление в подготовке военных кадров современной России // НАУКА­ВУЗ­ШКОЛА : сб.   науч.   тр.   молодых   исследователей   /   под   ред.   :   З.М.   Уметбаева,   А.М. Колобовой, Е.В. Гавриловой. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – Вып. 15. – С. 100­104. 9 Шестопалов Т.С. Качество образования в условиях модернизации Российского   образования   //   Методические   рекомендации.   Барнаул:   БГПУ, 2014. – 49 с. 10

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКТИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2019