СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.
Оценка 4.7

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

Оценка 4.7
Документация
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
20.01.2017
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.
Классный руководитель - педагог, осуществляющий организацию, координирование и проведение внеурочной воспитательной работы в закреплённом за ним классе. Основная задача классного руководителя - скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений.
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.doc
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ   Классный руководитель ­ педагог, осуществляющий организацию, координирование и  проведение внеурочной воспитательной работы в закреплённом за ним классе.    Основная задача классного руководителя ­ скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды  деятельности и взаимоотношений.    Педагог­воспитатель, классный руководитель призван осуществлять следующие функции:   организаторскую (проведение работы по всем педагогическим аспектам); воспитательную (формирование личности и коллектива) коммуникативную (организация общения); координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между  всеми участниками воспитательного процесса); коррекционную (преобразование, изменение личности); экологическую (защита ребёнка от неблагоприятных воздействий); административную (ведение личных дел учащихся и других официальных  документов).     В системе работы классного руководителя можно выделить следующие направления:   Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических,  медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное  положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и обученности,  индивидуальные особенности и т.д.)  Постановка воспитательных задач ("перспектив") общих для класса или  отдельных групп, учеников класса.  1. 2. 4. 5. 6. 3. Планирование воспитательной работы ­ составление плана для работы с  учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.  Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в  соответствии  с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов,  коллективных творческих дел, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и т.д.  Организация работы с родителями учащихся: систематическое  информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому,  осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к  воспитательной работе с учащимися.  Анализ и оценка результатов воспитания: наблюдение, опросники и другие  методы, позволяющие судить о результатах и ставить новые задачи.    (по материалам книги С.А. Пуймана "Педагогика: основные положения курса", Мн.:1999) ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ  Простейшей формой планирования воспитательной работы является расположение  содержания перспективных дел в классе в календарном порядке. Схема календарного плана  выглядит следующим образом:    КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ   Время проведения Название мероприятия Кто проводит Отметка о выполнении           Недостаток такой формы планирования состоит в том, что все воспитательные мероприятия  сводятся к календарю и план похож на перечень видов деятельности классного руководителя,  расположенных в хронологическом порядке. При этом затруднительно проанализировать систему и  технологию воздействия на учащихся, слабо прослеживается роль классного коллектива.   Оперативная форма планирования является разновидностью календарного плана. Эта  форма позволяет определить виды деятельности учащихся и технологические функции классного  руководителя на каждую неделю. В структуру плана вводится колонка для оценки результатов  проведенной работы.    ОПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ   Учебные недели Коллективные дела учащихся 1­7 сентября 1 сентября.  День знаний . . 3 сентября.  Собрание учащихся на тему "Вопросы, которые тебя волнуют" 6 сентября. Родительское собрание на тему "Как помочь детям организованно начать учебный год?" Оперативная работа классного  руководителя Оценка результатов  проделанной работы Пригласить на встречу научных работников, специалистов различных отраслей Объявить конкурс на лучшее коллективное дело. Распределить обязанности на перспективу. Помочь редколлегии выпустить стенгазету о летних каникулах Выявить и привлечь родителей, способных помочь в организации и проведении намеченных полезных и интересных коллективных дел . . .   В старших классах центр тяжести работы по оперативному планированию переносится на  ученический коллектив. Роль классного руководителя зависит в этом случае от уровня  сплоченности коллектива. Линейно­хронологический план содержит перечень мероприятий, расположенных  понедельно. Например, понедельник как первый день учебной недели контрастирует с воскресным  отдыхом, и в этот день лучше планировать собрания, встречи, линейки и мероприятия  просветительского характера. В понедельник преподаватели истории, литературы могут оказать  помощь информаторам, чтецам, организаторам коллективных дел. Во вторник, когда редакционный  актив занят выпуском стенной печати (газет, бюллетеней, альбомов, журналов, альманахов и пр.),  преподаватели языка и литературы, рисования и труда имеют возможность оказать помощь  школьникам в оформительской работе. В этот же день можно провести родительское собрание и  подготовить выставку творческих работ учащихся. В день трудовых дел ­ прибавляется забот у  преподавателя труда и заведующего хозяйственной частью. Субботу как преддверие дня отдыха  лучше посвятить занятиям по интересам в творческих группах, кружках и факультативах, смотрам  талантов, КВН, турнирам, соревнованиям по физкультуре и спорту. В этот день будут заняты  преподаватели физкультуры и спорта, руководители художественной самодеятельности и других  объединений учащихся. В воскресенье, если таковой день используется для организации свободного времени учащихся, ­ планируется экскурсионная и туристическая работа и в дело включаются  заинтересованные лица из числа преподавателей, родителей и внешкольных учреждений.   Структуре плановых мероприятий предпосылается краткая характеристика уровня  воспитанности ученического коллектив и очередные задачи. По форме линейно­хронологический  план выглядит следующим образом:  ЛИНЕЙНО­ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛАН КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ    Профиль дня недели Понедельник. День просвещения учащихся 30­я неделя 1/4. Собрание класса "Старт последней четверти"  31­я неделя 8/4. Информация "Мир за неделю"  Апрель 32­я неделя 15/4. Заочное путешествие "По Республике Беларусь" 33­я неделя 22/4. Беседа "Новости культуры" Вторник. День родителей. День стенной печати Среда. Трудовые  2/4. Родительское собрание  3/4. Очистка школьного двора дела учащихся от снега Четверг. Работа с активом класса и школы  4/4. Встреча с организаторами спортивных секций .Пятница. Учебные дела учащихся  5/4. Беседа "Учиться на совесть ­ долг или одолжение"  9/4. Выпуск стенной печати 16/4. Консультация .23/4. Оформление стенда "Учись учиться" родителей 10/4. Участие в школьном смотре­ конкурсе технических изобретений 11/4. Консультация организаторов КТД к очередным мероприятиям  12/4. День космонавтах и (КВН, викторины, беседы, смотры .17/4. Подготовка гнездовий для птиц 18/4. Беседа с активом объединений учащихся (пионеров, скаутов). .19/4. Конференция по результатам кружковой и внеклассной .24/4. Встреча с производствен­ никами'  .25/4. Индивидуальные поручения учащимся .26/4. День  олимпиад по предметам и др.) работы   Перечень приведенных мероприятий и профили дней недели показаны условно. К тому же все  их провести в течение одной недели затруднительно. Поэтому в течение недели могут быть дни,  свободные от внеклассных предметных и воспитательных дел.   Кроме всего прочего, хочу предложить Вашему вниманию план воспитательной работы  который используется в некоторых школах г. Минска.   ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Работа с учащимися Работа с семьёй Дата   Общешк. мероприятия Классные мероприятия Индивид. работа Общешк. мероприятия         Индивид. работа     Традиционными для многих классных руководителей стали календарно­тематические  планы. В них также предусматривается характеристика ученического коллектива и  воспитательные задачи. Содержание воспитательной работы на полугодие или весь учебный год  представлено в виде разделов, система которых отражает основные направления  воспитательной работы в классе:     Организационно­педагогические мероприятия. Воспитание положительного отношения школьников к учению. Политический кругозор учащихся. Воспитание нравственных ценностей у школьников. Подготовка учащихся к труду и выбору профессии. Дисциплина и культура поведения учащихся. Физическая культура и здоровье учащихся. Экологическое воспитание. Свободное время учащихся. Работа с родителями и общественностью.   По каждому из названных разделов подбираются разнообразные формы и методы работы.   (по материалам книги С.А. Пуймана "Педагогика: основные положения курса", Мн.:1999, КЛАССНЫЙ ЧАС             Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с  учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный  день. Обычно классный час проходит в форме лекции, беседы или диспута, но может включать в  себя и элементы викторины, конкурса, игры, а также других форм воспитательной работы.   По мнению Н. Е. Щурковой и Н. С. Финданцевич, классный час выполняет следующие  воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую.               Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний  воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим  наукам. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а  также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т. е. объектом  рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.               Примерные темы: "Как появился этикет", "Наша Конституция", "Проблемы современного  общества" и т. д.               Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного  отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и  духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то  ориентирующая — его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой. Так, трудно  или даже невозможно привить детям любовь к классической музыке, которую они ни разу не  слышали.               Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях. Темы  таких классных часов: "Как стать счастливым?", "Кем быть?", "Каким быть?", "О мужественности и  женственности" и т. д.   Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в  область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как  реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими  жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения  классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на  воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения. Например, классный  час на тему "Международный год ребенка" может завершиться принятием такого коллективного  решения, которое предполагает сбор книг для малышей из Дома ребенка.   Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции: он и  просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.             Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах  классных руководителей. Классные часы могут посвящаться: 1.     морально­этическим проблемам. На них формируется определённое отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т. д.; 2.     проблемам науки и познания. В данном случае цель классных часов заключается в  выработке у воспитанников правильного отношения к учебе, науке, литературе как  источнику духовного развития личности; 3.     эстетическим проблемам. В процессе таких классных часов ученики знакомятся с  основными положениями эстетики. Речь здесь может идти о прекрасном в природе, одежде человека, быту, труде и поведении. Важно, чтобы у школьников сформировалось  эстетическое отношение к жизни, искусству, труду, себе, развился творческий потенциал; 4.     вопросам государства и права. Следует развивать интерес учеников к политическим  событиям, происходящим в мире, чувство ответственности  за действия Родины,  ее успехи на международной арене, учить воспитанников видеть суть государственной политики.  Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от  насыщенности года различными политическими событиями; 5.     вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны  восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека; 6.     психологическим проблемам. Цель таких классных часов заключается в стимулировании процесса самовоспитания и организации элементарного психологического просвещения; 7.     проблемам экологии. Необходимо привить школьникам ответственное отношение к  природе. Как правило, здесь организуются беседы о животном и растительном мире; 8.     общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, юбилейным датам,  праздникам и т. д.).   Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к  серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет и  подготовка помещения к данному мероприятию. Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена. Хорошо бы поставить на стол цветы. Тема классного часа может быть написана на доске или плакате, где, кроме нее, указываются вопросы,  подлежащие обсуждению. На листе бумаги в качестве афоризма можно привести слова выдаю­ щейся личности или цитату из известной книги.   На классном часу воспитанники рассаживаются так, как им хочется.   Продолжительность классного часа должна быть обоснованной. Опытный классный  руководитель старается не затягивать классный час, закончить его до того, как дети  почувствуют усталость. Первый классный час, особенно в 5 классе, может длиться 20—30 минут,  в 9— С 11 классах — более 1 часа (когда рассматривается актуальная тема, которая  заинтересовала каждого школьника). Однако в любом случае  надо учитывать требования к  режиму дня учащихся.   Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач:  определить тему и методы проведения классного часа, место и время его проведения, составить  план подготовки и проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как  можно больше участников, распределить задания между творческими группами и отдельными  учащимися. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности  детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.   В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной. Назначение вступительной части: активизировать внимание учеников, обеспечить  достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение  обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки.   Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.   Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в  самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса.   Содержание классных часов, методы и формы взаимодействия воспитанников с классным  руководителем зависят не только от возраста учащихся, но и их позиции. Если на первых классных часах организатором является классный руководитель и информация исходит в  основном от него, то на последующих классных часах в их проведение Могут включаться и  школьники. Приобщая учеников к ведению разговора о жизни, классный руководитель учит их  анализу жизненных явлений. ПРАВИЛА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ   С ДНЕВНИКАМИ УЧАЩИХСЯ 1.      Дневник должен проверятся классным руководителем 1 раз в неделю   2.      Учащиеся должны четко знать требования, которые предъявляет руководитель к ведению  дневника личные качества ученика.   3.      Дневник ученика должен отражать результаты его учебных достижений без акцента на    4.      Дневники ученика должен отражать активность участия ученика в жизни класса и  результативность его участия в школьной жизни.   5.       Можно предложить классным руководителям еще одно новшество, которое поможет  использовать дневник в положительном смысле. В конце недели учащиеся могут подсчитывать и  фиксировать количество положительных отметок за прошедшую неделю. это приятно и самим  учащимся и не менее приятно родителям заглянуть в дневник ученика и увидеть достижения своего  ребенка за неделю.   6.      Дневники можно и нужно использовать для того, чтобы поддержать ученика в трудную для  нег минуту жизни, чтобы своей записью искренне отметить те успехи и достижения, которые им  достигнуты.           Записи в дневниках учащихся, которые делает классный руководитель, не должны быть  однотипными и стандартными. Ведь учащиеся, особенно на среднем этапе обучения, очень  ревностно относятся к тому, что написал учитель в  дневнике, какие слова нашел, отметить его  достижения, повторил ли эти слова в другом дневнике. Говоря о школьном дневнике, можно  предложить несколько интересных мероприятий, связанных со школьным дневником. Во многих  семьях школьные дневники являются семейной реликвией. В архивах семей находятся дневники  нескольких поколений. Интересным может быть классным час «Дневниковые истории», на который  могут быть приглашены родители учащихся, дедушки и бабушки, которые расскажут о значимости  дневника в школьной жизни в то время, когда они были детьми, поделятся интересными историями,  связанными со школьными со школьным дневником. Интересным мероприятием в классе в рамках  классной юморине может стать «Ода дневнике». Ребята придумывают афоризмы на слово  «дневник», рассказывают фантастические истории о жизни дневника у разных владельцев, сочиняют стихи­ посвящения дневнику, защищают проект дневника ХХI века. КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ  НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ         Данная статья была опубликована в N 45/2002 еженедельника  "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября".         Классный руководитель — профессия и новая и старая одновременно. Можно было бы  романтично охарактеризовать ее как специальность, возрождающуюся из пепла. Но будем  объективны. Правильнее сказать, что те, кто заинтересован в ее возрождении, из последних сил  тащат сами себя из болота за косицу... И думается, вытащат. Особенно если им помогут соседи по  болоту — школьные психологи.         Для решения новых задач, которые ставит перед классными руководителями быстро  меняющаяся школа и окружающая социальная действительность, эти педагоги буквально как в  воздухе нуждаются в новых технологиях и методах работы. Почти все эти технологии и подходы  — психолого­педагогические (а какими еще они могут быть!).         Конечно, многое педагогам придется нарабатывать самим, но если поскрести по нашим родным психологическим сусекам, кое­чем оснастить работу коллег мы можем уже сегодня. Например,  помочь им занять правильную ролевую позицию в отношениях с родителями на собрании. Позицию,  которая поддержала бы профессиональный статус самих педагогов, позволяла решить поставленные задачи, а также активизировать личностные ресурсы присутствующих на собрании родителей. ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ СОПРОТИВЛЕНИЕ?         Какие роли реализует классный руководитель во время родительского собрания?  Естественно, что ответ на этот вопрос зависит от целей собрания. С уверенностью можно говорить,  что практически всегда перед собранием стоит информационная задача, а следовательно, педагог  выступает в роли информатора.         Казалось бы, роль для педагога привычная. Но это только на первый взгляд. Учить и  информировать — задачи совершенно разные, и предполагают они применение разных методов.  Достаточно часто педагог, сам того не замечая, совершает подмену: вместо того чтобы передавать  информацию взрослым людям в той форме, в которой им было бы удобно ее воспринять, он  начинает воздействовать с помощью информации. То есть учить родителей. А это мало кому из  взрослых людей нравится.         В результате информация не только не принимается и не осмысливается, но еще и порождает,  независимо от своего содержания, сопротивление слушателей. В психологической литературе, посвященной работе тренера — ведущего тренинговой группы,  накоплен богатый и очень полезный материал, касающийся реализации ролей информатора и  коммуникатора. ПЕДАГОГ В РОЛИ ФАСИЛИТАТОРА То же самое можно сказать еще об одной роли педагога — ведущего родительское собрание.  Это роль фасилитатора.         В самом примитивном толковании, фасилитатор — это человек, облегчающий общение  двух и более людей, контролирующий ход встречи для того, чтобы участники смогли  сконцентрироваться на обсуждении содержания и решении задач дискуссии. Педагог­ фасилитатор на родительском собрании организует общение родителей и способствует тому, чтобы  дискуссия была продуктивной и вела к решению поставленных вопросов. В качестве фасилитатора  педагог не вносит в групповой процесс собственного содержания, а лишь обеспечивает развитие  того содержания, которое задают сами участники.         Еще недавно для педагога подобная роль, да еще в отношении родителей, была экзотической.  Сейчас потребность в ней возникает все чаще, так как родители претендуют (и не без оснований) на  то, чтобы активно влиять на образовательную среду той школы, в которой учатся, живут,  развиваются их дети.         Психолог может помочь педагогам освоить роли информатора и фасилитатора. Идеальный  вариант — провести небольшой тренинг данных ролевых позиций для классных руководителей. Но  если это невозможно, будет полезным передать в распоряжение классного руководителя ряд  рекомендаций по ведению родительского собрания. ЧТОБЫ ВАС УСЛЫШАЛИ         Главная задача любого информатора — сделать так, чтобы его услышали. То есть в  принципе послушали и услышали именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи и  направлено большинство используемых приемов. Начало разговора         Главное требование — начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по  содержанию. Вот несколько советов.         Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2–3 предложения вашей речи. Они  должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного  волнения.         Правильно представьтесь (если это первая встреча). Коротко, но подчеркнув те стороны  вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей.         Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось,  возникли накладки и какие­то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась  несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию «снизу» и  уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.         Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это  сделать нестандартно, так, чтобы выбранный вами способ не напоминал урок. Например,  решительно встаньте, переставьте вазу с цветами на край стола и начинайте...         Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «Сначала мы с  вами...», «Затем мы рассмотрим...», «В конце разговора нам с вами предстоит...». Обозначьте место  вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше  задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, что на все вопросы, которые  будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги.         Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить  позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой­ либо недавний случай из жизни класса или школы, покажите нечто смешное или интересное,  сделанное детьми и т.п. Если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их. Изложение информации         Мне кажется, следующая цитата из одного пособия для тренеров исчерпывающим образом  характеризует наиболее эффективный подход к информированию: «Расскажите им (то есть  слушателям) о том, о чем вы собираетесь рассказать. Рассказывайте им об этом. Расскажите им, о  чем вы им рассказали». Прочитайте эту фразу несколько раз, вникните в нее и следуйте ей  практически. Это существенно повысит эффективность вашей деятельности. Плюс несколько  советов по самопрезентации в момент изложения информации.         Как и где стоять во время своего монолога? Если класс небольшой или слушателей немного,  лучше сидеть — в общем кругу или сбоку от собственного стола. Ни в коем случает не за столом!  Это такое коварное место — учительский стол! Он молниеносно оживляет в самом педагоге и его  слушателях (а все они — бывшие ученики) вполне конкретные ассоциации и поведенческие  стереотипы. Если класс большой, придется стоять. Опять­таки — рядом со столом, время от  времени несколько перемещаясь. Пространство у доски позволяет управлять вниманием  слушателей. Если вы говорите очень важные вещи, выдвиньтесь немного вперед, к самым партам  или рядам стульев. При подведении итогов, давая слушателям нечто обдумать и осмыслить,  отойдите к доске.         Соотносите голос с размерами сообщения. Вообще, вам пригодятся многие навыки риторики,  которые вы применяете на уроке: повторение последних слов, модулирование акцентов при помощи голоса и т.д. Следите за паузами: они должны быть. Помните, что вы имеете дело не с  гиперактивными детишками, которых страшно на две секунды отпустить в свободное общение, а со  взрослыми людьми. Они умеют думать. А думается лучше всего в паузах.         Следите за невербальной информацией, которую вы вольно и невольно транслируете при  помощи своих жестов, позы и мимики. При волнении трудно управлять мимикой, и все же она  должна соответствовать содержанию передаваемой информации и изменяться в такт ей. Позы и  жесты желательно применять преимущественно открытые, доброжелательные: движение рук при  жестикуляции — от себя, а не на себя, и многое другое, что уже хорошо известно современным  педагогам.         Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги. И вообще: не  используйте ситуацию, когда родители собрались все вместе и наконец вас слушают, для того чтобы выдать все эмоции, всю информацию, все проблемы, которые у вас накопились. Не позволяйте себе  в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону. Четко определите тему и  придерживайтесь ее.         Можно слегка заинтриговать родителей: «Мы могли бы поговорить и об этом...», «Мне есть что рассказать вам по такому вопросу, как...» Пусть у них останется ощущение, что следующая встреча  крайне важна и ее не стоит откладывать в их же собственных интересах.         И еще. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно  и заканчиваются определенным результатом. А для этого информация должна подаваться  дозированно, последовательно и четко. После того как вся необходимая информация передана, можно переходить к ее обсуждению и  принятию определенных решений. А это уже совсем другая история...         Организация обсуждения проблемы в родительской группе требует от педагога иных навыков  — фасилитации. Они внутренне приняты психологами, но пока с трудом приживаются в  педагогической среде. Но за ними — будущее, и, кстати, не только в отношениях педагога с  родителями, но и с самими учащимися. О педагоге как фасилитаторе в общении с родительской  группой мы поговорим в следующий раз. Марина БИТЯНОВА, кандидат психологических наук ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ   ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ Прими все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью). Ищи истину вместе с ребенком, Старайся ничему не учит ребенка напрямую ­ учись сам. Искренне восхищайтесь всем красивым, что есть вокруг. Считайте своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком. Помни, серьезное разрушается смехом, смех ­ серьезным. Помни, что ты существуешь ради ребенка, а не он ради тебя. ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАНИЯ от Дэвида Льюиса Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез. Покажите ребенку, что его любят и принимают, безусловно, т. е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения. Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения. Не унижайте ребенка, не давайте ему почувствовать, что  он чем­то хуже вас. Приучайте ребенка мыслить самостоятельно. Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренно. Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. Учите ребенка общаться со взрослыми любого возраста. Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей. Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых. Верьте в здравый смысл ребенка и доверяйте ему. Десятибалльная система оценки Ведущими целями введения 10­балльной системы оценивания являются:     повышение объективности оценки и качества учебно­познавательной деятельности учащихся и ее  результатов;  обеспечение социальной защищенности личности учащегося,  реализация интегративного подхода в оценке учебных достижений учащихся в единстве знаний,  умений, навыков, с учетом индивидуальных свойств личности (индивидуальности) и личностных  качеств;  создание условий для стимулирования учебно­познавательной деятельности учащихся и  достижения более высоких результатов на основе введения инвариантной оценочной шкалы,  применимой к разноуровневому обучению;  обеспечение условий для формирования адекватной самооценки личности и реализации принципа  социальной справедливости в оценивании учебных достижений учащихся и др.       Уважаемые посетители, здесь Вы можете познакомиться с примерными нормами оценки учебной  деятельности учащихся по различным предметам, а также получить сведения об общих положениях  и нормах касающихся десятибалльной системы оценки. МОЖНО ЛИ ОБСУЖДАТЬ УЧИТЕЛЯ?         На днях спросила внучку, (она учится в третьем классе) о школьных делах. А в ответ  услышала: "Англичанка придирается, больше тройки не ставит. Мама, говорит, она деньги из  нас вымогает. Добивается, чтобы мы ее репетитором наняли. А мама не хочет. Из принципа.  Мы и так все время то за одно, то за другое платим. Мама вообще про учителей говорит…" И  дальше весьма нелестные высказывания, мамы. Наверное, я что­то не понимаю в сегодняшней  жизни, но разве можно обсуждать с ребенком действия учителей? Ирина Михайловна         Прежде чем открыть ребенку "суровую правда жизни", взрослым стоит задаться вопросом: чего они этим достигнут? Дискредитируя школу, они лишаются. важных рычагов; воздействия на детей.         Во­первых, потоку, что процесс обучения во многом зиждется именно на авторитете учителя. У большинства школьников интерес к предметам и, соответственно, усердие в их изучении  появляются не сами по себе, а под влиянием педагогов. Если учителей ни в грош не ставят, то и  дисциплина начинает хромать.         Во­вторых, лишая ребенка авторитетных взрослых в школе, мы своими руками подталкиваем  его к поискам авторитетов на стороне. А ведь далеко не всегда ему попадутся достойные люди. Да  и потом, к педагогу еще можно предъявить претензии, а с "неформальных лидеров" какой спрос?          Если у ребенка в школе проблемы, поддержите его, но ни в коем случае не подогревайте  недовольство. Скажите, что вы поможете ему наладить отношения с педагогом. И постарайтесь  понять, что вызывает у учительницы нарекания. Как правило, они не бывают на пустом месте.         Если же контакта с педагогом не получается, то лучше не тратить свои и детские нервы, а  перевести ребенка в другой класс или даже в другую школу. Два года назад мы с мужем  столкнулись именно с такой ситуацией и жалеем теперь только о том, что несколько затянули со  сменой преподавателя. Решись мы на это раньше, наш ребенок был бы сейчас гораздо спокойнее и  не отлынивал от школы при каждом удобном случае. Татьяна ШИШОВА Психолог Ваш ребёнок сдаёт экзамены     Слово «экзамен» в буквальном переводе с латыни ­ «испытание».     Дети в большинстве своем так и относятся к нему ­ как к очень серьезному жизненному  испытанию: с повышенным чувством ответственности (вне зависимости от возраста и оценок в  классном журнале).     Но даже если ваш ребенок всегда был самостоятельным в вопросах учебы (а если  несамостоятельным ­ тем более!), контролировать его подготовку к экзаменам все равно придется.  Всегда будьте готовы предложить свою помощь.     Посвящайте вашему ребенку как можно больше времени. Даже если вы, например, далеки от  проблем химии или физики, все же наберитесь терпения и выслушайте до конца рассказ о кислороде или биноме Ньютона. С одной стороны, это будет своеобразной репетицией перед экзаменом, а с  другой, что не менее важно, ­ ребенок почувствует, что его экзамены так же важны для вас, как и  для него.     Вступая в эпоху экзаменов, ребенок должен знать, что родители останутся его друзьями, каков  бы ни был результат (на «отлично» он сдаст или провалится). Если же его оценка действительно  окажется плохой, не делайте из этого трагедии. Никакой экзамен не может и не должен  «дисквалифицировать» ребенка в ваших глазах. В такой момент ему более всего нужны ваши  любовь и понимание. Если вы сейчас отшатнетесь от него, можете потерять доверие ребенка  бесповоротно.     Не попрекайте ребенка деньгами, заплаченными репетитору. Это может вызвать чувство вины, а  значит, и еще один стресс. Не обещайте за хорошо сданные экзамены золотые горы. Мало того что ребенок будет думать во  время подготовки больше о награде, чем об экзамене и его результатах, так еще и на самом  экзамене ребенок не сможет сконцентрироваться. О стрессе в случае неудачи можно и не говорить.     Перед экзаменами не мешает заглянуть в поликлинику, тем более если у вашего ребенка есть  хроническое заболевание. В стрессовой ситуации оно может обостриться и привести к серьезным  последствиям. Учтите советы врача. Может быть, накануне экзаменов потребуется пройти  профилактическое лечение. Не отказывайтесь, если врач, учитывая состояние ребенка, посоветует  вам освободить его от экзаменов. Кстати, в любой поликлинике и у директора школы есть  инструкция со списком заболеваний (если вам откажутся его показать, обратитесь в районо, гороно  или редакцию «ДМ»), при которых врач просто обязан освободить вашего ребенка от экзаменов,  тем более что... аттестат ему должны выдать в любом случае, а на медаль он не претендует.  Помните, здоровье вашего ребенка важнее, чем оценка.     Наверное, в доме в эту пору должно быть тише и спокойнее, чем обычно. Атмосфера в семье  вообще много стоит, а теперь и подавно. Избегайте конфликтов и снимайте напряжение. Научите  детей верить, что им обязательно повезет. И не только на экзамене! КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ: ВРЕД ИЛИ ПОЛЬЗА?     Ученые из Института психологии РАН считают, что компьютерные игры не вызывают опасных  психических расстройств у детей и подростков.     Проблема влияния компьютерных игр на подростков приобрела широкий общественный резонанс. При чем информация об этой проблеме поступает преимущественно из двух источников ­ средств  массовой информации и эмпирических исследований, каждый из которых обладает своей  спецификой.  Кандидат психологических наук, научный сотрудник Института психологии РАН собрал и обобщил  многочисленные психологические исследования, отечественные и зарубежные (преимущественно  немецких и американских авторов), которые были посвящены этой проблеме.      С 80­х годов в средствах массовой информации появляется много сообщений, предупреждающих  об опасном влиянии компьютера в целом и компьютерных игр в частности на психику подростков.  Среди основных обвинений ­ зависимость, которая выражается в психопатологических симптомах  (неспособность подростка переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства  над окружающими, оскудение эмоциональной сферы и т.д.). Некоторые компьютерные игры  провоцируют, по мнению авторов статей, агрессивное поведение, возвеличивание войн и насилия,  правого экстремизма. В качестве негативных последствий указывают сужение круга интересов  подростка, стремление к созданию собственного мира, уход от реальности. Занятия с компьютером  один на один, часто в ущерб общению со сверстниками, приводят к социальной изоляции и  трудностям в межличностных контактах. Негативную картину дополняют соматические нарушения  (снижение остроты зрения, быстрая утомляемость и др.), которые, как полагают, ­ прямое следствие "компьютеризации" свободного времени подростков. Приведенные выше мнения высказывают не только в СМИ, но и находят поддержку в научном  сообществе. Названные проблемы сделали необходимым исследования, которые могли бы выявить  особенности подростков, проводящих большое количество времени за компьютерными играми.      Исследование пользователей 9­16 лет в течение 5 месяцев показало, что введение компьютерных  игр в структуру увлечений изменяет предпочтения других видов досуговой активности и их  интенсивность лишь на несколько недель; в течение трех месяцев у большинства пользователей  восстанавливается прежняя структура хобби. Интересен и другой результат, который опровергает  расхожее мнение: у игроков в компьютерные игры, по сравнению с их сверстниками, наблюдается  более адаптивное социальное поведение. У подростков не обнаружили и серьезных нарушений  психической деятельности или симптомов "компьютерной" зависимости. Есть лишь данные о  переутомлении, боли в ногах (у игроков с компьютерными автоматами), боли в кистях рук (от  судорожного сжимания джойстика), рези в глазах, общей возбужденности, трудности с засыпанием.      В западном обществе одна из центральных тем психологических исследований ­ проблема  агрессивности несовершеннолетних и связанных с ней правонарушений. Однако данные  многочисленных работ на эту тему свидетельствуют о том, что игры с агрессивным содержанием  способны стимулировать агрессивность только у детей младшего школьного возраста (6­9 лет). Так  же влияют на детей телепрограммы и рекламные ролики с элементами насилия.      Тем не менее, накопленные эмпирические данные и результаты проведенного исследования не  позволяют говорить об однозначно негативных влияниях компьютерных игр на психику детей и  подростков. Неумеренное использование компьютерных игр (как и любого досуга) может приводить к  психопатологическим симптомам. Однако подобные феномены наблюдаются лишь у одной десятой  части исследуемых. Очевидно, что в группе патологических игроков налицо явная "передозировка"  игры как терапевтического средства. Логично предположить, что использование ее в разумных  пределах может дать положительный эффект.  Агентство Инфоpмнаука  ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ? Каждый педагог заинтересован в том, чтобы его ученики росли идейно зрелыми,  нравственно стойкими и духовно богатыми людьми. Но всегда ли мы добиваемся успехов, несмотря на все наши усилия? Всегда ли  педагогический труд доставляет нам радость и удовлетворение? От чего это зависит?  Попробуем разобраться в этих, отнюдь не праздных вопросах. В школах немало педагогов с высокой эстетической культурой. Их отличает любовь к  искусству, художественному творчеству, высокоразвитый вкус, стремление к  постоянному эстетическому самообразованию и самовоспитанию. Талантом делиться  своим духовным богатством с учащимися, заражать их своей увлеченностью многие  учителя и преподаватели. Однако надо не только иметь чем делиться, но и знать, как это делается, то есть  владеть техникой педагогического общения. Однажды в разговоре с учителями о  важности морально­психологического климата в классном коллективе пришлось  услышать такие мнения: «Почему я должна заботиться о педагогическом такте, если  сами ученики грубят, нарушают дисциплину?», «Меня совершенно не волнует, что думают обо мне ученики. Главное, чтобы была дисциплина и знания», «Кому какое дело до того, как я одета и каким тоном разговариваю с учениками?» Но большая часть педагогов  разделила точку зрения А. С. Макаренко, что «... не может быть хорошим воспитатель,  который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого  выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать,  ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы  каждое движение его воспитывало ...» Давайте посмотрим на себя со стороны, глазами наших учеников. На вопрос «Какой  учитель в вашем понимании хороший?» восьмиклассники отвечали: «Справедливый,  строгий и добрый. Чтобы умел развеселить класс, если все устали, обладал чувством  юмора», «Чтобы был внешне красивым, одет модно, современно и со вкусом», «У учителя  должна быть терпеливость по отношению к нам и способность увлечь нас на уроке даже  неинтересным материалом». По этим ответам можно судить, какое большое место  школьники отводят внешней и внутренней культуре учителя, манере поведения, умению  владеть собой, артистизму. Эстетическое воспитание немыслимо без духовного контакта с учащимися. Но как  найти заветный ключик к сердцам ребят, раскрыть огромные резервы их эстетического  развития? Ответ может быть только один: изучать возрастные и индивидуальные  особенности школьников. Успешному эстетическому развитию учащихся способствует богатство сенсорной  культуры (наличие музыкального слуха, чувства цвета, ритма, развитость обоняния и  др.), умение мыслить образами, эмоционально реагировать на эстетические ценности  предметов и явлений окружающего мира и т. д. Как же выявить потенциальные  возможности ученика для развития его эстетических способностей? Вот возьмем простой пример. После обеда дети идут на прогулку. В лес далеко ходить не надо, он рядом. Кажется, на  первый взгляд, повезло педагогу. Вот она, природа! Но в этом тоже есть свои  сложности: дети могут привыкнуть к тому, что их окружает, и перестанут замечать  красоту. И каждый раз, выходя со школьниками на прогулку, Галина Семеновна  обдумывает, о чем рассказать им сегодня, на что обратить внимание... Наблюдая за детьми, она обнаруживает, что они по­разному ведут себя в лесу. Несмотря на запрет, Коля уже успел наломать веток, а Таня нарвала букет цветов и несет его  учительнице. Саша с восторгом разглядывает муравья, тянувшего свою тяжелую ношу. У  Вовы сразу возникает тысяча «почему?», не успеваешь отвечать. Что ни ребенок, то своя реакция на мир. Важно вовремя подметить эти особенности, поощрить одних ребят,  тактично сделать замечание другим. Ну а лучше всего, считает Галина Семеновна, дать  ребятам задания: «Найдите «удивительное» дерево и объясните свой выбор»,  «Попробуйте отыскать растение с гармоничным, приятным для глаза, сочетанием цветов, но не рвите его», «Кто больше услышит звуков в лесу?», «Придумайте сказку про лес и  лесных обитателей». Какое богатство чувств, фантазии, воображения,  наблюдательности выявляет она у своих питомцев! В классе могут быть дети с недостаточно развитыми художественными способностями.  Не стоит отчаиваться! С помощью специальных занятий можно развивать чувство ритма, музыкальный слух, воображение, ощущения, образную память, фантазию, так  необходимые во всех видах художественно­творческой деятельности. Например,  полезно включить ребят в коллективные творческие дела. Вот некоторые из них: конкурс защиты фантастических проектов, театрализованные споры о каком­либо литературном  герое, кинофильме и т. п., этюды на «абсурдные» темы, концерты­экспромты и др.  Важно не только открыть в каждом ребенке «художника» и создать условия для  развития его природных задатков, но и знать о закономерностях эстетического развития учащихся в разные возрастные периоды. Младшие школьники уже имеют некоторый опыт художественно­эстетической  деятельности, обладают определенным запасом знаний в области искусства, культуры  поведения. В их творческих работах (сочинениях, сказках, поделках) проявляется  богатство фантазии, воображения, образного мышления. Этому возрасту свойственны  пытливость и любознательность, стремление проявить себя в общественной  деятельности, в художественном творчестве. Свое отношение к прекрасному они  выражают в бурных восторгах, ярких переживаниях. Эстетические предпочтения у них  еще недостаточно ярко выражены. Как девочки, так и мальчики с одинаковым  удовольствием танцуют, поют, читают стихи, лепят, рисуют, ухаживают за растениями и  животными, коллекционируют марки, открытки, репродукции картин. В силу своей  эмоциональности и подвижности дети в этом возрасте не способны длительное время  слушать музыку, рассматривать картину и т. д., поэтому восприятие искусства у них  довольно поверхностное. После просмотра фильма или спектакля они могут пересказать действия отдельных героев, эпизоды, яркие сцены, но не уловить основную идею  произведения. Рассматривая картину, они, наоборот, больше внимания уделяют  содержанию (что изображено на картине), но еще не способны осмыслить  художественные достоинства произведения. Учащиеся среднего подросткового возраста отличаются повышенной эмоциональной  возбудимостью, неуравновешенностью, несдержанностью, частой сменой настроения.  Формируется самосознание, интеллект, обостряется любознательность. Эстетические  чувства так же, как и прежде, проявляются ярко и непосредственно, но более  осознанно. Ребята стремятся разобраться в прекрасных и безобразных сторонах  окружающей действительности. В этом возрасте начинает проявляться избирательное  отношение к искусству. Подростков привлекают картины художников­баталистов,  литературные произведения исторического содержания, приключенческие и научно­ фантастические кинофильмы, «боевики». Эстетический идеал только формируется,  неустойчив, объектом подражания может служить комический герой или любой смелый,  решительный человек, даже если он совершает антиобщественные и безнравственные  поступки. В старшем подростковом возрасте наблюдается резкая разница в эстетических  предпочтениях, взглядах и вкусах у мальчиков и девочек. У мальчиков начинается ломка  голоса, появляются первые признаки взросления, возмужания. Стремление выглядеть  независимыми, взрослыми и боязнь быть осмеянными за чрезмерную чувствительность,  эмоциональность выражаются подчас в намеренно развязной манере поведения, в  пренебрежительном отношении к своему внешнему виду, в употреблении жаргонных  словечек. У девочек проявляется большой интерес к своей внешности. Они начинают  пользоваться косметикой, носят серьги, перстни, цепочки и другие украшения.  Стремление «быть, как все», выглядеть не хуже других характерно для многих  школьниц. Наибольший интерес у них вызывают лирические произведения и фильмы о  любви. Появляются записные книжки, альбомы, дневники, в которых записываются  песни, полюбившиеся стихи, высказывания, собственные мысли. Все чаще старших подростков волнуют вопросы: какое место я занимаю в коллективе,  есть ли у меня друзья. Раздумывая о счастье, о смысле жизни, о красоте человека, учащиеся способны делать глубокие обобщения, давать правильную эмоционально­ эстетическую оценку событиям, поступкам. Высоко ценится дружба в коллективе,  красота взаимоотношений между мальчиками и девочками. Зачастую авторитетным  является мнение не учителя или родителей, а сверстников, одноклассников. Выбор  будущей профессии у них связан с романтическими мечтами или красивой формой  одежды того или иного специалиста (летчик, стюардесса, капитан дальнего плавания,  врач, сотрудник милиции, проводник железнодорожных экспрессов). Ранняя юность — это период активного формирования мировоззрения, моральных  качеств, эстетических вкусов и идеалов. Критическое отношение к миру и самому себе  накладывает определенный отпечаток на поведение старшеклассников. Вместо желания «быть, как все» появляется потребность выделиться, продемонстрировать свою  индивидуальность. Они высоко ценят общую культуру и эрудицию своих старших друзей,  учителей, доброжелательный, уважительный тон по отношению к ним. Темы бесед и собраний  для родителей. 1. Начало школьного обучения – важный этап в жизни ребенка. 2. Воспитание   уважения   и   любви   к   родителям,   родной   земле   и   истории   своего   народа   (по 1­4 классы. национальному воспитанию). 3. Младший школьный возраст и его особенности. 4. Хочу и должен  (по профилактике правонарушений). 5. Как выявлять и развивать способности детей. 6. Создание атмосферы эмоциональной защищенности, тепла и любви в семье. 7. Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста. 8. Воспитание характера ребенка в семье. 9. Режим для младшего школьника как способ охраны здоровья. 10. Закон, семья, ребенок (нравственное и правовое воспитание детей в семье). 11. Отцы и дети (роль личного примера родителей в правовом воспитании младших школьников). 12. Новое в системе национального воспитания. 13. Использование различных видов искусств в эстетическом воспитании детей в школе. 14. Семейные прогулки в природу, как важный фактор экологического и физического воспитания детей. 15. Сохранение семейных традиций, семейных реликвий. 5 – 6 классы. 1. Новое в системе национального воспитания. 2. Роль семьи в формировании у подростков сознательной потребности в системе труда. 3. Содержание морально­эстетического воспитания  подростков в семье. 4. Организация летнего труда и отдыха детей в семье. 5. Воспитание здорового ребенка в семье. Сохранение генотипа. 6. Возможности семьи в развитии познавательной самостоятельности учащихся 7. Использование семейных традиций и праздников в патриотическом воспитании. 8. Вред алкоголя и курения. 7 – 9 классы. 1. Пример родителей в воспитании детей. 2. Особенности воспитания подростков в семье. 3. Половое развитие и методы полового воспитания. 4. Книга в семье. Формирование у детей читательских интересов. 5. Активные формы отдыха в вашей семье. 6. Методы профессиональной ориентации школьников в семье. 7. Особенности юношеского возраста и учет их в семейном воспитании. 8. Учебная деятельность старшего школьника и руководство ею в семье. 9. Роль семьи в готовности подрастающего поколения к труду. 10. Привитие   любви   к   красоте   родной   природы,   творения   искусства,   живописи,   литературы   и музыки в семье. 11. Изучения корней семейного рода. 12. Утверждение в семье принципов общечеловеческой морали. 10 – 11 классы. 1. Основные направления воспитания в семье. 2. Психолого­педагогическое   самообразование   родителей,   как   важный   фактор   повышения   их педагогической компетенции. 3. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017