Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им. Чеченова Ш.Ш. г.п. Кашхатау»
«Принято» на заседании МО учителей русского языка и литературы Протокол № _____ «__»_________2019г. Руководитель МО ______ А.З. Чеченова
|
«Согласовано» Зам. директора по УВР
______ А.З. Чеченова
«__»__________2019г. |
Утверждаю Директор МКОУ СОШ им. Чеченова Ш.Ш. г.п. Кашхатау _________ М.Н. Уянаев Приказ от «__» _______2019г № ______
|
Рабочая программа
Русский язык
(образовательная область)
СПЕЦКУРС
( наименование учебного предмета, курса)
Основное общее образование,
(уровень образования)
базовый уровен
9 класс-1 н/ч, 30 ч., ФГОС
(класс, количество недельных часов, всего за год, стандарт)
2019-2020 учебный год
(срок реализации программы)
Кульбаева Лариса Абуллаевна
(Ф.И.О. учителя, разработчика программы)
г.п. Кашхатау- 2019 г.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по предмету и реализуется на базе учебника : Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шанский и др.Русский язык 9 класс. Издательство «Просвещение». 1.2.1.1.4.5.
Нормативные документы для составления рабочей программы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. №273-ФЗ).
- приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении ФГОС ООО» от 17 декабря 2010 г. №1897 (с изменениями и дополнениями).
- приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30 августа 2013 года №1015.
- приказ Министерство образования и науки РФ «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31 марта 2014 г. №253 (с изменениями и дополнениями).
Основными целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:
Цели:
- совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета;
- развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Задачи:
-формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
- интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся;
-воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
-понимание русского языка как одной из основных национально – культурных ценностей русского народа;
-осознание эстетической ценности русского языка;
-достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств.
Метапредметные результаты:
-владение всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение):
-понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информацией);
-владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
-восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт – диски учебного назначения, ресурсы Интернета);
-свободно пользоваться словарями различных видов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
-овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
-умение вести самостоятельный поиск информации;
- способствовать к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
-способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
-адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
-владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог – расспрос, диалог – побуждение, диалог – обмен мнениями; сочетание разных видов диалога);
-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
-способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
-способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
-умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом, участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
-применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способствовать использованию родного языка как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, бурятского, литературы и др.).
Предметные результаты:
-представления об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры в жизни человека и общества;
-понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
-усвоение основных научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная, монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь;
- научный, публицистический, официально – деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально – делового стилей и разговорной речи;
-функционально – смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение; текст, типы текста;
- основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, -основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
-опознавание и анализ единиц языка, грамматических категорий языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
-проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Устное собеседование по русскому языку
1. Чтение текста вслух (3 часа)
Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению текста.
Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.
2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания (3 часа)
Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем исходного текста с соблюдением фактологической точности.
Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст. Применение способов цитирования.
3. Монологическое высказывание (3 часов)
Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий речевой ситуации.
4. Диалог (1 часа)
Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой ситуации и соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм русского языка. Изложение и аргументация своего мнения, умение обращаться с грамматическими структурами, использование необходимого словарного запаса, правильное употребление формулы речевого этикета.
5.Контроль знаний (1 часа)
Раздел 2. Сжатое изложение (4 часа, из них 1 час - практическая работа)
Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ОГЭ. Работа с текстом, границы микротем исходного текста, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. Знакомство и отработка основных приёмов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы.
Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения (1 час)
Раздел 3. Задания с кратким открытым ответом (6 часов, из них 1 час - практическая работа)
Работа с тестом, заполнение бланков/
Практическая работа. Отработка навыков работы с тестами. (1 час)
Раздел 4. Сочинение (5 часов, из них 1 час - практическая работа)
Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему. Написание сочинения на лингвистическую тему. Практическое занятие. Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту. Написание сочинения-рассуждения по тексту.
Резерв. (4)
4. Тематическое планирование
№ |
Разделы |
Кол-во часов |
Практическая часть |
||||||
|
Кол-во к / работ |
Кол-во сочи нений |
Кол-во изло жений |
Кол-во тестов |
|||||
|
Раздел 1. Устное собеседование по русскому языку (10)
|
||||||||
1 |
Чтение текста вслух |
3 |
|
|
|
|
|||
2 |
Пересказ текста с включением приведённого высказывания |
3 |
|
|
|
|
|||
3 |
Монологическое высказывание |
3 |
|
|
|
|
|||
4 |
Диалог |
1 |
1 |
|
|
|
|||
|
Раздел 2. Сжатое изложение (4) |
||||||||
5 |
Сжатое изложение |
4 |
|
|
1 |
|
|||
|
Раздел 3. Задания с кратким открытым ответом (6) |
||||||||
6 |
Работа с тестами |
6 |
|
|
|
1 |
|||
Раздел 4. Сочинение (5) |
|||||||||
7 |
Знакомство с алгоритмом написания сочинения |
5 |
|
|
|
2 |
|||
Резерв. (4)
|
|||||||||
Календарно-тематическое планирование
№ |
Названия разделов и тем |
Кол-во часов |
дата |
|
|
|||
по плану |
факт |
Примечание |
||||||
Устное собеседование по русскому языку. Чтение текста вслух (4 часа)
|
||||||||
1. |
Структура итогового собеседования по русскому языку. Критерии оценки заданий
|
1 |
5.10 |
|
|
|||
2 |
Основные правила выразительного чтения текста
|
1 |
12.10 |
|
|
|||
3 |
Интонационное соответствие пунктуационному оформлению текста.
|
1 |
19.10 |
|
|
|||
4. |
Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче текста. Контроль.
|
1 |
26.10 |
|
|
|||
Пересказ текста с включением приведённого высказывания (4 часа)
|
||||||||
5. |
Способы запоминания текста.
|
1 |
9.11 |
|
|
|||
6. |
Способы цитирования текста
|
1 |
16.11 |
|
|
|||
7. |
Уместное, логичное включение цитаты в текст.
|
1 |
23.11 |
|
|
|||
8. |
Пересказ текста с включением цитаты. Контроль. |
1 |
30.11 |
|
|
|||
Монологическое высказывание (3 часов)
|
||||||||
9. |
Культура ведения монолога. Тип речи повествование. |
1 |
7.12 |
|
|
|||
10. |
Грамматические нормы.
|
1 |
14.12 |
|
|
|||
11 |
. Речевые нормы. Орфоэпические нормы.
|
1 |
21.12 |
|
|
|||
|
Диалог (2 часа)
|
|||||||
12 |
Понятие о диалоге. Структура диалога. Особенности диалога. Основные правила ведения диалога.
|
1 |
28.12 |
|
|
|||
Контроль знаний (2 часа)
|
||||||||
13 |
Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку
|
1 |
11.01 |
|
|
|||
Раздел 2 Сжатое изложение.
|
||||||||
14 |
Знакомство с тестом в формате ОГЭ. Комментарий заданий
|
1 |
18.01 |
|
|
|||
15 |
Структура задания 1. Способы сжатия текста
|
1 |
25.01 |
|
|
|||
16 |
Способы сжатия текста
|
1 |
1.02 |
|
|
|||
17 |
Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения
|
1 |
8.02 |
|
|
|||
Раздел 3 Задания с кратким открытым ответом |
||||||||
18 |
Тестовые задания. Фонетика и графика.
|
1 |
15.02 |
|
|
|||
19 |
Лексика и фразеология.
|
1 |
22.02 |
|
|
|||
20 |
Орфография.
|
1 |
29.02 |
|
|
|||
21 |
Синтаксис и пунктуация.
|
1 |
7.03 |
|
|
|||
22 |
Синтаксис и пунктуация.
|
1 |
14.03 |
|
|
|||
23 |
Практическая работа. Отработка навыков работы с тестами.
|
1 |
21.03 |
|
|
|||
. Раздел 4. Сочинение 6. |
||||||||
24 |
Задание 15. Структура сочинения-рассуждения.
|
1 |
4.04 |
|
|
|||
25 |
Строим тезис.
|
1 |
11.04 |
|
|
|||
26 |
Приводим аргументы.
|
1 |
18.04 |
|
|
|||
27 |
Пишем заключение.
|
1 |
25.04 |
|
|
|||
28 |
Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. |
1 |
2.05 |
|
|
|||
29-30 |
Работа с вариантом ОГЭ.
|
2 |
16.05 23.05 |
|
|
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.