Директор
« »______г. Приказ №___
(печать, подпись)
Рассмотрено
и согласовано
на заседании кафедры
« »_______г.
Программа спецкурса
«Живое слово»
6-7 класс
составитель программы
учитель
русского языка
Юминова Наталья Аркадьевна.
Кирово-Чепецк
Пояснительная записка:
Курс «Живое слово» предназначен для учащихся, имеющих устойчивый интерес к углубленному изучению русского языка. Курс содержит 5 разделов: «Современное русское письмо и звучащая речь», «Русское словообразование», «Этимология», «Ономастика», «Словари русского языка». Программа предполагает систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на «чутье языка», обогащение речи новыми лексическими и грамматическими категориями. Сведения о языке и речи систематизируются через работу со словом, предложением, текстом, через наблюдение и сравнение их признаков. Занятия подготовят учащихся к олимпиадам и конкурсам по русскому язык.
Цель курса:
на занимательном лингвистическом материале расширить и закрепить у школьников знания по русскому языку, убедить учащихся, что лингвистика - увлекательная наука о законах родного языка.
Основные задачи курса:
· Создание оптимальных условий для выявления одаренных школьников, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации;.
· Формирование общеучебных компетентностей филологически одаренного ребенка;
· Формирование интереса к решению филологических (лингвистических) задач;
· Формирование круга чтения ребенка (научить школьника читать словари, специальную лингвистическую литературу)
Категория слушателей: курс рассчитан на учащихся 6-7 классов, планирование времени на изучение каждой темы учитывает возрастные особенности учащихся.
Форма проведения занятий: традиционная урочная.
Режим занятий: 1 час в неделю.
Содержание курса
Раздел 1.
Современное русское письмо и звучащая речь.
Общий характер (тип) письма. Славянская азбука. Церковно-славянский язык и его роль. Фонетические средства русского языка: звук и ударение, интонация. Понятие «фонема» и состав фонем русского языка. Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка. Основные фонетические законы современного русского литературного языка. Приметы старославянских и исконно-русских по происхождению слов. Ряды позиционно чередующихся звуков. Исторические чередования в русском языке. Русская графика и ее особенности. Название букв кириллицы. Сакральный смысл русской азбуки. Теоретические основы русской орфографии. Реформы русской орфографии. История буквы «ять». Русское литературное произношение. Московская норма произношения. Изобразительные средства звучащей речи.
Раздел 2.
Русское словообразование.
Исторические изменения в составе слова. Процесс переразложения в русском языке и его последствия. Суть процесса «сращения». Иноязычные аффиксы. Морфемный разбор иноязычных слов. Исторически родственные слова. Словообразовательные славянизмы.
Раздел 3.
Этимология .
Понятие об этимологии. Мотивированное и немотивированное значение слова. Внутренняя форма слова. Народная этимология. Этимологический словарь. Суть процесса опрощение. Словарь иностранных слов. Заимствованные слова в русском языке. Заимствования из латинского языка. Значение заимствованных иноязычных терминов. Этимологический анализ слов. История самостоятельных и служебных частей речи русского языка.
Раздел 4.
Ономастика .
Ономастика – раздел языкознания, который изучает собственные имена. Антропонимика и топонимика. Антропонимика и топонимика. Краткий топонимический словарь В.А.Никонова.
Раздел 5.
Словари русского языка.
Подвиг В.И.Даля. Корневое значение слова. Ветвенное значение слова. Лексическое значение слова. Строение словарной статьи в словаре Даля. Основные виды словарей. Русские пословицы и поговорки о языке и речи. Фразеологический словарь и его особенности. Основные источники происхождения фразеологизмов, их роль в художественном тексте.
Учебно-тематическое планирование
занятий «Живое слово»
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Виды деятельности |
Примечания |
1.
|
Раздел 1. Введение
|
1
|
1.Беседе по вопросам: Почему наука, изучающая язык, называется языкознанием или лингвистикой? С какими разделами языкознания вы встречались в школьном курсе? Как вы понимаете положение о том, что язык представляет собой сложное устройство (систему)? 2.Чтение информации о ученых-лингвистах и подготовка сообщений об одном из ученых.
|
|
2 |
Общий характер (тип) письма.
|
1 |
1.Сравнение и расшифровка образцов пиктографического и иероглифического письма. 2.Сопоставление обоих типов письма. Беседа по вопросам. 3.Пересказ текста о создании славянской азбуки с выделением главной информации, которая подлежит заучиванию 4.Формулировка понятия буквенно-звуковое письмо и сопоставление своей формулировки с научным определением.
|
|
3 |
Фонетические средства русского языка: звук и ударение, интонация
|
2 |
Работа в группах, работа с источником информации, подготовка сообщений, составление лингвистических шарад, загадок, викторин, используя материалы данного занятия.
|
Реферативно-исследовательская работа «Язык животных»
|
|
Понятие «фонема» и состав фонем русского языка.
|
|
Работа с учебной статьёй об известном русском ученом А. А. Потебня. Наблюдения над собственной артикуляцией. Работа с таблицами, составление таблиц.
|
Информация, которая подлежит заучиванию: Падение редуцированных , последствия этого процесса в истории языка Фонетические старославянизмы
|
4 |
Основные фонетические законы современного русского литературного языка.
Ряды позиционно чередующихся звуков
|
1 |
Решение языковых задач; объяснительный словарный диктант.
|
|
5 |
Русская графика и ее особенности
|
1 |
Работа с источниками информации, подготовка сообщений.
|
Темы сообщений: Русский алфавит и его история. Азбучный имяслов. Основной принцип русской графики и т.д. |
6 |
Теоретические основы русской орфографии
|
1 |
Работа в группах, разработка символики буквы, |
Темы сообщений: История буквы ять. Слитное и раздельное написание с не. Реформы русской орфографии. Современные приметы старинных слов. |
7 |
Русское литературное произношение
Изобразительные средства звучащей речи |
2 |
запись основных положений лекции учителя; решение языковых задач; работа с текстом; поиск в художественных текстах
|
Исследовательская работа «Звучащее слово в поэзии А.С.Пушкина»
|
8 |
Раздел 2. Общее понятие о структуре слова
|
2 |
решение языковых задач;
|
|
Исторические изменения в составе слова.
|
составление вопросника к лекции
|
|||
9 |
Процесс переразложения в русском языке и его последствия. Иноязычные аффиксы.
|
1 |
составление вопросника к лекции составление таблиц
|
|
10 |
К истокам слова
|
2 |
самостоятельная работа с текстом учебной статьи, работа со словарями,
|
Просмотрите материалы местных газет, Интернет. Дайте оценочные характеристики использования аббревиатур. |
Словообразовательные славянизмы.
|
составление таблиц, работа с текстами
|
|
||
11 |
Раздел 3. Понятие об этимологии. Мотивированное и немотивированное значение слова. |
3 |
самостоятельная работа с текстом учебной статьи, работа со словарями, запись тезисов, анализ художественных текстов.
|
Нахождение в предложенных словах внутренней формы слова. |
Внутренняя форма слова.
|
Сравните словарные статьи в этимологическом словаре и толковом словаре. В чем их различие? |
|||
Народная этимология. Этимологический словарь. Суть процесса опрощение.
|
Найдите в рассказе Н.С.Лескова «Левша» примеры народной этимологии. Какие ассоциации послужили основанием для переосмысления слов, их видоизменения. |
|||
12 |
Словарь иностранных слов. Заимствованные слова в русском языке. Заимствования из латинского языка. Значение заимствованных иноязычных терминов. |
1 |
Интеллектуальная игра объяснительный словарный диктант;
|
|
13 |
Этимологический анализ слов.
|
1 |
решение олимпиадных задач;
|
Составление краткого этимологического словарика (Например, словарик литературоведческих терминов, словарик слов, относящихся к школьной жизни и т.п.) |
14 |
Происхождение названий русских падежей.
История падежных форм имени существительного.
|
1 |
запись основных положений лекции; решение языковых задач;
|
|
15 |
Происхождение полных имен прилагательных. Особенности склонения прилагательных
|
1 |
мини-исследование; коллективное обсуждение
|
|
16 |
Количество в числе. История происхождения имени числительного.
|
1 |
Составление текста на основе ключевых слов и анализа таблицы |
Прочитав материал учебника, попробуйте дать лексико-грамматическую характеристику числительных и местоимений. |
17 |
История изменения личных местоимений и возвратного местоимения себя. Следы устаревших форм местоимений в русском языке
|
1 |
беседа ; мини-исследование;
|
|
18 |
История развития форм глагола
|
1 |
работа в группах, подготовка сообщений
|
|
19 |
История наречных форм История наречия как части речи
|
1 |
составление вопросника к лекции интеллектуальная игра;
|
|
20 |
Происхождение производных предлогов. Происхождение союзов и частиц
|
1 |
решение языковых задач;
|
|
21 |
Раздел 4. Ономастика – раздел языкознания, который изучает собственные имена. Антропонимика и топонимика. |
1 |
самостоятельная работа с текстом учебной статьи; беседа;
|
Коллективные проекты «Что в имени тебе моем?» «Топонимическая Карта Кировской Области» и т.д. |
22 |
Антропонимика и топонимика. Краткий топонимический словарь В.А.Никонова.
|
1 |
работа со словарями, работа в группах, подготовка сообщений |
|
23 |
Раздел 5. Подвиг В.И.Даля. Корневое значение слова. Ветвенное значение слова.
|
1 |
запись основных положений лекции; решение языковых задач; коллективное обсуждение
|
Реферативно-исследовательские работы об авторах словарей и их трудах |
24 |
Лексическое значение слова. Строение словарной статьи в словаре Даля. Основные виды словарей.
|
1 |
работа со словарями, работа в группах, подготовка сообщений решение олимпиадных задач;
|
|
25 |
Русские пословицы и поговорки о языке и речи.
|
1 |
работа с текстами
защита мини – проектов
|
|
26 |
Фразеологический словарь и его особенности.
|
1 |
работа со словарями; решение олимпиадных задач;
|
|
27 |
Основные источники происхождения фразеологизмов, их роль в художественном тексте.
|
1 |
работа с текстами; поиск в художественных текстах; решение олимпиадных задач;
|
|
28. |
Итоговое занятие. |
1 |
Защита проектов |
Выпуск газеты (журнала) «Живое слово» |
Литература.
1. Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку. – М.: Экзамен 2013
2. Хабургаев Г.А. Старославянский язык.- М.: Просвещение, 1986
3. Бернштейн С.Б. Константин Философ и Мефодий. Начальные главы из истории славянской письменности. – Изд-во МГУ, 1984
4. Утевская П. Слов драгоценные клады. – М.: Детгиз,1985
5. Энциклопедический словарь юного филолога. – М.: Педагогика, 1984
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.