Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Орска»
Принята на педагогическом совете Протокол №________ от « » сентября 2019 г. |
УТВЕРЖДАЮ: Директор МОАУ «СОШ № 6 г. Орска» ____________Т.А. Новикова «____»_____________2020 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления «Спортивный час»
для 1-4 классов
1.Пояснительная записка
Программа «Чемпион» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности начальной школы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.
Данная программа составлена с учетом ФГОС нового поколения для начальной школы, Базисного учебного плана нового ФГОС, комплексной программы физического воспитания (Москва, «Просвещение», 2009 г, авторы: доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич ).
Программа является модифицированной. Новизна программы состоит в том, что в ней прописаны УУД, которые необходимо формировать у учащихся начальных классов.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Цель:
-создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
-приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.
Задачи:
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности «Чемпион» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья учащихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию учащегося, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность учащихся, она необходима им для нормального роста и развития.
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.
Игра – ведущая деятельность учащихся. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма с более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы учащихся, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).
Рабочая программа «Чемпион» разработана на весь уровень начального общего образования (1-4) и рассчитана на 1 час в неделю: в 1 классе – 33 часа, во 2-4 классах – 34 часа.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
В сфере познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», характеризовать значение занятий по оздоровлению;
раскрывать понятия: синхронно, выворотно, музыкально, ритмично;
характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха; планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться:
установка на здоровый образ жизни;
основы своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как представителя народа в процессе знакомства с русскими народными играми;
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с играми на развитие сенсорной чувствительности;
знание основных моральных норм на занятиях и ориентации на их выполнение;
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
организовывать места занятий физическими упражнениями и играми с музыкальным сопровождением в сотрудничестве с учителем;
соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий;
оценивать правильность выполнения действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;
проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
организовывать и проводить игры на переменах, утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
учащийся научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ;
договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам;
контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Основы знаний о народной подвижной игре.
- Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры.
- Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры.
Выработка правил.
- Пятнашки.
- Фанты.
- Горелки.
- Лапта.
- Блуждающий мяч.
Игры на свежем воздухе.
- Русские народные игры. «Ловушка».
- Групповые игры. «Охотник и сторож».
- Групповые игры. «Карусель», «Совушка».
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!
- Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек.
Оборудование: скакалки, спортивные обручи, мячи, кегли.
Игры-эстафеты.
- Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам».
- Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».
- Эстафеты с бегом и прыжками.
- Эстафеты с преодолением препятствий.
Подвижные игры разных народов.
-Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки».
-Игры мордовского народа. «Котел» «Салки».
-Игры белорусского народа. « Михасик», «Прела-горела».
-Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок»
-Игры народов Востока. «Скачки» , «Собери яблоки».
-Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».
-Игры
азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч» , «Отдай платочек».
-Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки».
-Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча»
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
- Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».
- Упражнения со скакалками.
- Бег с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением.
- Упражнения со скалками.
Подвижные игры, основанные на элементах:
- гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»;
- легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»;
- лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»;
- спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».
Зимние забавы
-Зимой на воздухе. «Городки».
- Зимой на воздухе. Скатывание шаров. «Гонки снежных комов».
- Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров».
- Эстафета на санках.
- Лыжные гонки.
Техника безопасности.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности учащихся.
1 класса
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во |
Основные виды учебной деятельности |
1. |
Русские народные игры. |
6 |
Знать правила поведения при играх. Самостоятельно играть в разученные игры. Через народные игры познавать традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. |
2. |
Игры на развитие психических процессов. |
6 |
Знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры. Развитие восприятия, памяти, мышления, внимания. Коррекция эмоциональной сферы учащихся. |
3. |
Подвижные игры. |
13 |
Разучивать правила поведения при играх, разучивать правила игры.Умение сотрудничать в коллективе сверстников в процессе проведения подвижных игр. Учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. |
4. |
Спортивные игры. |
8 |
Разучивать и знать правила поведения во время игры. Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками. |
Всего: |
33 |
2 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во |
Основные виды учебной деятельности |
1. |
Вводное занятие |
2 |
Основы знаний о народной подвижной игре .Понимание роли и значения занятий изическими упражнениями и играми для укрепления здоровья; высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.Оздоровительная минутка. Разыгрывание ситуации на тему «Здоровье». |
2. |
Игры на свежем воздухе |
6 |
Развитие выносливости. Развитие скоростно-силовых способностей. Знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры. |
3. |
Подвижные игры разных народов |
22 |
Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр. Знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры. Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками. Учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. |
4. |
Эстафеты |
2 |
Умение выполнять общеразвивающие упражнения, эстафету с бегом и прыжками, с преодолением препятствий, самостоятельно играть в разученные игры. Развитие скоростно-силовых способностей. |
5. |
Резервные часы |
2 |
Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр. Знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры. |
Всего: |
34 |
3 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Кол- часов |
Основные виды учебной деятельности |
1. |
Вводное занятие |
1 |
Понимание роли и значения занятий физическими упражнениями и играми для укрепления здоровья; высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни. Оздоровительная минутка. Разыгрывание ситуации на тему «Здоровье». |
2. |
Техника безопасности |
3 |
Знать технику безопасности во время занятий спортивной деятельностью. Организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий |
3. |
Беседы |
3 |
Уметь ухаживать за своим организмом, знать правила личной гигиены, знать как закаливать организм. |
4. |
Игры |
27 |
Знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры.Умение выполнять общеразвивающие упражнения, эстафету с бегом, самостоятельно играть в разученные игры. Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками. |
Всего: |
34 |
4 класс
№ п/ |
Тема занятия |
Кол часо |
Основные виды учебной деятельности |
1. |
Вводное занятие |
1 |
Понимание роли и значения занятий изическими упражнениями и играми для укрепления здоровья; высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни. |
2. |
Техника безопасности |
2 |
Знать технику безопасности при занятиях подвижными играми на свежем воздухе.. |
3. |
Беседы |
2 |
Здоровьесберегающие беседы. «Как сохранить здоровье, где можно и где нельзя играть». Организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий |
4. |
Подвижные игры |
17 |
Научиться планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий. Знать правила поведения при играх, самостоятельно играть в разученные игры. Представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки учащегося. |
5. |
Эстафеты |
9 |
Развитие выносливости. Развитие скоростно-силовых способностей. Знать правила поведения во время игры, самостоятельно играть в различные игры. Умение выполнять общеобразовательные упражнения. |
6. |
Резервные часы. |
3 |
|
Всего: |
34 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
1. Бутин И.М., Викулов А.Д. Развитие физических способностей детей 1-4 классов. М: Владос 2002 2. Гришков В.И. Детские подвижные игры. 3. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М: Вако 2004 4. Лях В.И. «Мой друг – физкультура: 1-4 кл.» М. Просвещение 2001 г. 5. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. М: Владос 2003 6. Обухов Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы 1-4 классы. М: Вако 2008 7. Смирнова Л.А. Общеобразовательные упражнения для младших школьников. М: Владос 2003 8. Смирнова Л.А. Общеобразовательные упражнения с предметами для младших школьников. М: Владос 2003
Приложение1 Календарно - тематическое планирование 1 класс
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Календарно –тематическое планирование 2 класс
№ п/п |
Тема занятия |
|
Дата проведения |
||
1-2. |
Введение. Основы знаний о народной подвижной игре. - Пятнашки. |
|
3-4. |
Игры на свежем воздухе. - Лапта. |
|
5. |
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! Игра « Блуждающий мяч». |
|
6-7. |
Игры-эстафеты. Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам». |
|
8-9. |
Подвижные игры разных народов. «Не упусти мяч» |
|
10-11. |
Групповые игры. «Карусель», «Совушка». |
|
12-13. |
Игры русского народа. «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки». |
|
14-15. |
Игры мордовского народа. «Котел» «Салки». |
|
16-17. |
Игры белорусского народа. « Михасик», «Прела-горела». |
|
18-19. |
Игры татарского народа. «Серый волк» «Скок-перескок» |
|
20-21. |
Игры народов Востока. «Скачки» , «Собери яблоки». |
|
22-23. |
Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун». |
|
24-25. |
Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч» «Отдай платочек». |
|
26-27. |
Игры чувашского народа. «Хищник в море», «Рыбки». |
|
28-29. |
Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча» |
|
30. |
Эстафеты с бегом и прыжками. |
|
31. |
Эстафеты с преодолением препятствий. |
|
32. |
Игры на свежем воздухе. |
|
33-34. |
Резервные часы. |
Календарно - тематическое планирование 3 класс.
№ п/п |
Содержание занятий |
Дата проведения |
1. |
Техника безопасности при занятиях подвижными играми. Разучивание игры «Стань правильно», «Карлики и великаны». |
|
2. |
Разучивание игры «К своим флажкам», «Запрещенные движения». |
|
3. |
Разучивание игры «У ребят порядок строгий», «Быстро по местам». |
|
4. |
Разучивание игры «Фигуры», «Флюгер». |
|
5. |
Разучивание игры «Совушка», «Воробьи - попрыгунчики». |
|
6. |
Беседа личная гигиена. «Летает - не летает», «Статуя». |
|
7. |
«Кот идет», «Товарищ командир» |
|
8. |
«Не ошибись», «Беги и собирай». |
|
9. |
«Берегись, Буратино», «Жмурки». |
|
10. |
«Дети и медведь», «Гуси - лебеди». |
|
11. |
«Зима - лето», «Космонавты». |
|
12. |
Беседа. Твой организм. «Кот проснулся» |
|
13. |
« Пчелки», «красная шапочка». |
|
14. |
Веселые эстафеты с предметами. |
|
15. |
«Пустое место, «Кот идет». |
|
16. |
«Птица без гнезда», «Быстро по местам». |
|
17. |
«Ловишки», «Карлики и великаны». |
|
18. |
«Пятнашки», «Зима- лето». |
|
19. |
«Зайцы, сторож и жучка», веселые старты. |
|
20. |
«Колдунчики», Пчелки». |
|
21. |
«Через ручеек», «У ребят порядок строгий». |
|
22. |
«Стая», «Быстро по местам». |
|
23. |
«Летучие рыбки», «Жмурки». |
|
24. |
«Пчелы и медвежата», «Зима – лето». |
|
25. |
«Проведи», «Пчелки». |
|
26. |
«Светофор», «Гуси – лебеди». |
|
27. |
«Хитрая лиса», «Птицы без гнезда». |
|
28. |
«Шишки, желуди, орехи», «Зима - лето». |
|
29. |
«Волк во рву», «Пустое место». |
|
30. |
Беседа. Закаливание организма. «Кошки - мышки». |
|
31. |
«Воробушки», «Берегись, Буратино». |
|
32. |
«Зима - лето», «Космонавты». |
|
33. |
«Через ручеек», «У ребят порядок строгий». |
|
34. |
«Летает - не летает», «Статуя». |
Календарно – тематическое планирование 4 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Дата проведения |
1. |
«Кот идет», «Товарищ командир» |
|
2. |
«День и ночь», «Воробьи вороны». |
|
3. |
Шишки, желуди, орехи», «Зима - лето». |
|
4. |
«Колдунчик», «Салки- выручали». |
|
5. |
«Гуси и волк», «Салки -выручали». |
|
6. |
«Проведи», «Пчелки». |
|
7. |
«Хитрая лиса», «Зима – лето». |
|
8. |
Полоса препятствий. |
|
9. |
«День ночь», «Мы веселые ребята». |
|
10. |
«Волк во рву», «Пустое место». |
|
11. |
«Зима - лето», «Космонавты». |
|
12. |
Веселые эстафеты с мечами. |
|
13. |
Техника безопасности при занятиях подвижными играми на свежем воздухе. Игры на свежем воздухе «Два мороза». |
|
14. |
«Пчелы и медвежата», «Зима – лето». |
|
15. |
Шишки, желуди, орехи», «Зима - лето». |
|
16. |
Игры на свежем воздухе. «Зима лето». |
|
17. |
«Салки-выручали», «Волк во рву». |
|
18. |
Игры на свежем воздухе. «Попади снежком в цель». |
|
19-20. |
Веселые эстафеты на свежем воздухе. |
|
21. |
«Волк во рву», «Пустое место». |
|
22. |
«Класс смирно», «Веселые старты» |
|
23. |
« К своим флажкам», «Два мороза». |
|
24. |
«Гуси и волк», «Салки выручали». |
|
25. |
«Хитрая лиса», «Птицы без гнезда». |
|
26. |
Техника безопасности при занятиях подвижными играми. «Салки - выручалки», «Волк во рву». |
|
27. |
«День и ночь», «Воробьи вороны». |
|
28. |
«Воробушки», Берегись Буратино». |
|
29-30. |
Веселые старты с баскетбольными мячами. |
|
31. |
«Зайцы, сторож и жучка», веселые старты. |
|
32. |
Игры на свежем воздухе. «Зима лето». |
|
33. |
Игры с мячом и обручем. |
|
34. |
Беседа. Где можно и где нельзя играть. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.