Способы формирования УУД на уроках географии

  • doc
  • 03.01.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Способы формирования УУД на уроках географии.doc

Способы формирования УУД на уроках географии.

И.М.Филиппова

«Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет

много знать и кто умеет добывать эти знания».

                                                                                В.П. Вахтеров

Для реализации главной цели образования-формирования активной творческой личности, процесс обучения должен быть таким, чтобы обучающиеся на уроках имели возможность развивать свои способности. А для этого необходимо грамотно организовывать их активную самостоятельную познавательную деятельность.

На уроке должно быть большое внимание уделено индивидуализации процесса обучения и воспитания. Учить обучающихся сравнивать, обобщать, делать выводы, можно при помощи разных типов заданий. При составлении заданий необходимо учитывать возраст обучающихся и дифференцировать задания по уровню сложности.

Ниже приводятся примеры некоторых типов заданий, используемых мною на уроках.

Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.    

Внедрение компьютерных технологий позволяет использовать на уроках мультимедийные ресурсы, благодаря которым учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: слайдов, видеофрагментов. Например, при изучении раздела «Атмосфера» в 6 классе, элементы анимации позволяют смоделировать на экране процессы образования ветра, атмосферного давления и осадков. Обучающиеся сами готовят презентации к некоторым урокам и выступают в роли учителя.                                                             

При моделировании также можно использовать бумагу и  пластилин. Например, при изучении темы «Формы рельефа Земли» в 6 классе, обучающимся предлагается сделать из гофрированной бумаги  модель горы. И на своей модели они могут познакомиться с некоторыми характеристиками изучаемого объекта (вершина горы, пологие и крутые  склоны  и т. д.).

Задания при работе с текстом.

При работе с текстом обучающиеся должны выявлять причину изучаемого объекта или явления, раскрывать причинно-следственные связи. Делая выписки отдельных фактов, ученик разбирается с содержанием текста, устанавливает причинно-следственные связи. Для работы с текстом  можно использовать заполнение таблиц, вставлять пропущенные слова в текст, исправлять ошибки,  составлять  опорные конспекты, схемы. Примером  схем является составление кластеров, которые можно составлять как по тексту учебника, так и по рисункам.

Растения смешанных лесов

 


                      Хвойные                           Широколиственные

                                                                                                                        

                       Ель           ?         ?                       ?            Клён             ?

 

Графические диктанты

Графические  задания позволяют быстро проверить материал, так как в результате правильного выполнения задания получается какая-то фигура. Для этого составляются тесты по пройденной теме. Для построения этого теста берётся лист бумаги в клеточку и отмечается, откуда будет идти отсчет. Читая первый вопрос, ученик отбирает номер ответа, например 3 и откладывает 3 клеточки по заданной траектории, потом следующий читает вопрос и отвечает на него,  откладывая столько клеточек, какой ответ он выбирает. Например, при изучении темы «Ориентирование на местности» в 5 классе за направление отсчёта были выбраны стороны горизонта, и при правильном решении этого теста у  обучающихся получился домик с крышей. Фигуры могут быть любые, но они должны строиться по замкнутой траектории. Поэтому  сначала на листе бумаги я рисую фигуру, а потом по ней составляю тест.