Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №12 г. Мытищи
« Способы и методы развития логического мышления
младших школьников »
Учитель начальных классов:
А. А. Головань
Мытищи
2020г.
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
Адольф Дистервег ( немецкий педагог)
Почему одни люди легко решают сложные, запутанные проблемы, а других даже простая житейская задачка ставит в тупик? Как научиться правильно, оценивать ситуацию, чтобы всегда принимать верное решение? Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться жизненного успеха?
Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению.
Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.
С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка. Тем самым мышление становится доминирующей функцией.
К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь - уже прошли достаточно долгий путь развития.
Психологические исследования показывают, что в этот период именно мышление в большей степени влияет на развитие всех психических процессов.
Развивая детей на уроках, учителю следует обращать внимание на формирование не только наглядно-действенного мышления, но также стремиться выработать и развить у младших школьников наглядно-образное и логическое мышления. Споры о том, в каком возрасте ребенок способен логически мыслить, ведутся уже давно. Например, по мнению швейцарского психолога Ж. Пиаже, дети до 7 лет не способны к построению логического рассуждения, они не в состоянии оценить точку зрения другого человека. Более поздние теоретические исследования и эксперименты во многом опровергают эту точку зрения.
Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо.
Работа, направленная на развитие у младших школьников способностей делать самостоятельно выводы, должна осуществляться на различных этапах обучения: на этапе ознакомления с новым материалом, на этапе закрепления вычислительных приемов, при решении задач по математике и орфографических задачах по русскому языку, а также при выполнении логических заданий и упражнений, побуждающих детей к размышлению.
Развитие логического мышления учащихся на всех уроках – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения.
В процессе решения учебных задач у детей формируются такие операции логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация.
Все операции логического мышления тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе.
Дети ещё не умеют организовывать смысловое запоминание: не умеют разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста.
Занятия способствуют развитию у детей логического мышления, обучению их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Работа, направленная на развитие у младших школьников способностей делать самостоятельно выводы, должна осуществляться на различных этапах обучения: на этапе ознакомления с новым материалом, на этапе закрепления вычислительных приемов, при решении задач по математике и орфографических задачах по русскому языку, а также при выполнении логических заданий и упражнений.
В.А. Сухомлинский писал: “…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал”.
Поэтому обучение и развитие ребёнка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства.
По мере развития, усиливается роль и удельный вес словесно-логического запоминания (по сравнению с наглядно-образным); формируется возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). Развитие словесно-логической памяти происходит в результате развития логического мышления.
К переходу в среднее звено у учащегося должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений.
Упражнения, направленные на развитие логических операций мышления:
« Найди нужные слова»
Учитель предлагает ряд слов: пять слов даётся в скобках, а одно – перед ними. Ученики должны за 20 секунд исключить из скобок ( то есть выделить) два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками. Достаточно предложить из данного перечня по 5 заданий.
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля);
Растение, земля.
Река ( берег, рыба, тина, рыболов, вода);
Берег, вода.
Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево);
«Угадай слово»
В приведённых словах буквы переставлены местами.
1) лбко; 2) раяи; 3) еравшн; 4) ркдети; 5) рбкадоле.
Упражнение: «Найди нужное слово»
Даны 3 слова. Два первых находятся в определённой связи. Третье и одно из 4 приведённых ниже находятся в такой же связи. Найдите и запишите четвёртое слово.
1) Песня: композитор = самолёт:?
а) горючее; б) лётчик; в) конструктор; г) аэродром.
2) прямоугольник: плоскость = куб:?
а) пространство; б) ребро; в) высота; г) треугольник.
3) школа: обучение = больница:?
а) доктор; б) больной; в) лечение; г) учреждение.
4) ухо: слышать = зубы:?
а) видеть; б) лечить; в) жевать; г) рот.
"Логическая задача" (математика).
1. Меня зовут Лена. У моего брата только одна сестра. Как зовут сестру моего брата?
2. Термометр показывает 10 градусов тепла. Сколько градусов показывают два таких термометра?
3. На яблоне висело 5 груш и 3 яблока. Сколько всего фруктов висело на яблоне?
Задание "Эхо".
Цель: развить у ребёнка мыслительные операции анализа и синтеза.
Задание: из данных слов составьте новые; вам помогут вопросы.
ЧЕМПИОН 1) Какой цветок вручили чемпиону?
СТРЯПУХА 2) Какое блюдо приготовила стряпуха?
ГРЕЧКА 3) Как называется водный поток?
ХОМУТ 4) Куда забросили хомут?
ТЮЛЕНЬ 5) Почему поймали тюленя?
Для "красного карандаша".
Рыбная ловля.
Костя Чайкин жыл в деревне дубровка. Он ходил с братом юрой на рыбалку. На рике тихо. Шумят камышы. Малчики закинули удочьки. Косьтя поймал щюку. Юра – ерша. Хорош улоф! Будет рыпка и коту барсику.
Так же на «Ура» воспринимаются детьми такие задания, которые играют немаловажную роль в развитии логического мышления, как «Лабиринт», игра «Соедини буквы», упражнение «Дорисуй фигуры», ребусы.
Одна из важных задач современной школы - создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала.
Таким образом, в процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй, самое важное - научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для “умственного прорыва”. Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения.
Учитель не открывает истины, он — проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Хороший учитель — лишь катализатор.
Брюс Ли
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.