Способы и методы взаимодействия с агрессивными детьми
Оценка 4.9

Способы и методы взаимодействия с агрессивными детьми

Оценка 4.9
docx
26.12.2022
Способы и методы взаимодействия с агрессивными детьми
Семинар.docx

Семинар-практикум для педагогов

«Взаимодействие с агрессивными детьми»

 

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам эмоционального развития детей, познакомить педагогов с психологическими особенностями агрессивных детей, причинами такого поведения; научить педагогов способам взаимодействия с агрессивными детьми.

 

Задачи:

1. ознакомление педагогов с основными аспектами понятий «агрессия» и «агрессивное поведение»

2. раскрытие и анализ важности отреагирования негативных эмоций, как детьми, так и взрослыми

3. обучение педагогов практическим приемам и упражнениям выражения гнева социально приемлемыми способами

4. рекомендации для педагогов по профилактике агрессивного поведения детей

 

Ход занятия:

Психолог: Все дети разные, каждый ребенок индивидуальность. Есть дети, с которыми общаться одно удовольствие: им все интересно, они вежливы, способны и очень милы, кажется, что все у них легко и быстро, получается (достать из коробки принца). А есть, на первый взгляд очень спокойные: посадишь его, и он сидит, поставишь – стоит, с ним спокойно взрослым, а спокойно ли ему в этом состоянии (достать черепаху). Есть и такие дети. А есть дети очень противоречивые: 5 минут он спокойный и милый, а потом, вдруг начинает непонятно себя вести, бегать в разные стороны, потом вроде опять успокаивается, а потом все повторяется (собака). А еще есть дети очень - очень подвижные: им трудно удержаться на одном месте (поросенок). Бывают дети, у которых много-много колючек, острые зубки (динозаврик): то они начинают спорить со взрослыми, то дерутся с другими детьми. А может ему очень плохо с такими острыми зубками, с колючим характером?.

Все дети разные, они не похожи друг на друга. Главная задача взрослых: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой?». Он такой, надо постараться это понять и принять. А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь? Что я смогу сделать, чтобы он был счастлив?».

Мини-лекция «Понятия «агрессия», «агрессивное поведение».

Всем участникам группы предлагается продолжить фразы «Агрессия - это…».

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям.

Агрессия – это намеренные действия, направленные «на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному».

Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии»; это готовность к совершению действий.

 

 

 

Выделяют 5 видов агрессии:

ü  физическая (действия против кого-либо),

ü  раздражение (вспыльчивость, грубость),

ü  вербальная (угрозы, крики, ругательства),

ü  косвенная (сплетни, злобные шутки, топание, выкрики в толпе),

ü  аутоагрессия (направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.

Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства.

Факторы, влияющие на появление агрессии.

На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние множество факторов:

1. Проявлению агрессивных качеств у ребенка могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.

2. Просмотр агрессивных телепередач, компьютерные игры со сценами насилия.

3. Ссоры, конфликты, грубость в семье.

4. Регулярное проявление у родителей одного или нескольких из вышеуказанных видов агрессивного поведения.

5. Неразумные, не соответствующие возрасту требования, ограничения и наказания, накладываемые родителями по отношению к ребенку.

6. Строгое наказание, без проведения разъяснительных бесед, за любое проявление агрессивности у ребенка. В этом случае ребенок учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любых других ситуациях. Напротив такое поведение родителей взращивает, развивает в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию.

7. Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности.

8. Недостаточное время, уделяемое родителями ребенку. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого.

9. Ревность к другим детям.

10. Дети, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными.

11. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего.

Агрессивное поведение проявляется как:

Ø  Стремление привлечь внимание окружающих. Например, ребенок не выделяется среди сверстников умением петь или рисовать, но если он разрушит снежную крепость, которую дети строили вместе с педагогом, его непременно заметят и будут говорить о происшествии весь день. Рецепт здесь только один: действия и слова взрослых должны постоянно убеждать ребенка в том, что его любят не за что-то, а несмотря ни на что;

Ø  удовлетворение потребности в чем-либо (самоутверждение); защита от окружающего мира (лучший способ обороны - это нападение). Такое поведение свойственно детям, чьи родители не имеют четкой стратегии в воспитании и могут по-разному оценивать поступки своего чада в зависимости от настроения, наличия рядом посторонних. Ребенок знает, что от людей можно ожидать всего, что угодно, не доверяет окружающим и поэтому ведет себя агрессивно - на всякий случай;

Ø  разрядка, снятие напряжения, направленные как на других, так и на себя (аутоагрессия). Одна из причин аутоагрессии - строгий запрет на проявление агрессии по отношению к другим людям. Труднее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на сильных и могущественных взрослых, особенно на родителей, любовь которых он боится потерять. В этом случае не стоит ждать, пока ребенок сам успокоится, следует сразу ему помочь.

Ø  Выброс энергии. Часто вспышки агрессивного поведения напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. У детей, особенно у  активных, накапливается много энергии. Которая обязательно должна расходоваться. Согласно первому закону физики энергия не исчезает бесследно, а ведь у ребенка ее предостаточно. Если запрещать детям играть, бегать, прыгать и даже шуметь и галдеть, то непременно столкнешься с детской агрессией. Организм ребенка найдет именно такой выход из положения, чтобы не «взорваться» от переизбытка энергии

Практическая работа

Обсуждение «Портрет» агрессивного ребенка.

«Следует отличать агрессивность от проявления возрастных кризисов.

Если отклонения поведения связаны с кризисом - это не расстройство поведения, необходимо пережить это, быть гибкими, перестроить свое отношение к ребенку на более терпимое. В этом нам поможет составление портрета агрессивного ребенка».

Педагогам предлагается дать характеристику агрессивного ребенка, предложив свои качества и возможные варианты поведения.

Агрессивный ребенок:

· не понимает чувств и переживаний других людей;

· ощущает себя отверженным;

· часто ругается со взрослыми;

· создает конфликтные ситуации;

· сваливает вину на других;

· часто спорит со взрослыми;

· теряет контроль над собой;

· импульсивен (только в момент агрессии);

· часто дерется;

· не может адекватно оценить свое поведение;

· имеет мускульное напряжение (руки, ладони, скулы);

· часто специально раздражает взрослых;

· толкает, ломает, крушит все кругом;

· завистлив, мстителен;

· раздражителен;

· винит других в своих ошибках;

· стремится разозлить маму, воспитателей;

· думает, что он не хуже других;

· имеет низкий уровень эмпатии;

· часто сердится и отказывается что-либо делать.

уточнение: только когда эти признаки проявляются на протяжении 6 месяцев, можно говорить о том, что ребенок агрессивный

Причины агрессивности:

Очень часто агрессивными бывают дети, имеющие тот или иной неврологический диагноз. Здесь могут сыграть неблагоприятную роль два фактора. Первый - это собственно поражение нервной системы, а второй - неправильное в связи с этим воспитание ребенка в семье. Ребенок нервный, больной, следовательно, чтобы он не волновался, ему больше уступают, закрывают глаза на его серьезные проступки, стараются исполнить все его желания.

Достаточно часто у маленьких агрессивных детей обнаруживается повышение болевого порога. Такой ребенок не плачет, когда падает, спокойно и даже равнодушно переносит медицинские процедуры, увлекшись игрой, может не заметить достаточно серьезной царапины или ушиба.

У агрессивных детей часто наблюдаются те или иные нарушения развития эмоциональной сферы. Такие дети плохо чувствуют состояние других людей, не умеют и не любят сочувствовать, жалеть. Они часто грубы (но не злобны) в повседневном обращении, с трудом усваивают правила вежливости.

Почти всегда в семье, где растет агрессивный ребенок, наблюдаются те или иные нарушения воспитания и семейных взаимодействий. Наиболее распространенными из них являются чрезмерно строгое, запугивающее воспитание, вседозволенность или разные стили воспитания у разных членов семьи, направленные на одного и того же ребенка.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений, и вселят в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников.

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают, как вести себя в конфликтных ситуациях. На этом этапе очень важны сюжетно ролевые игры, показывающие взаимодействие между людьми в различных ситуациях. И конечно, сами взрослые должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей. Кроме того, формирование таких позитивных качеств личности, как эмпатия, доверие к людям, доброта, происходит во время позитивного общения с ребенком, за совместным обсуждением книг, просмотром фильмов и передач и прочее. Если мы будем помнить, что за любыми вспышками ярости или гнева у детей скрывается боль, обида или разочарование, то нам будет легче справиться со своей агрессивностью, удержать свои негативные эмоции для того, чтобы понять своего ребенка и помочь ему.

«Как помочь агрессивному ребенку». Способы и приемы. Часть игр и упражнений проигрывается с педагогами.

Работа педагогов должна проводиться в следующих направлениях:

1. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение умению владеть собой, приемам саморегуляции.

3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

4. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.

Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева

Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой.

Психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать гнев, поскольку, таким образом, мы можем стать своеобразной «копилкой гнева».

Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто слабее и не сможет дать отпор. От гнева нужно освобождаться. Это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев неразрушительными способами:

1. Например: в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника, и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорбленному». Подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

2.Способ выразить вербальную агрессию - поиграть с ними в игру «Обзывалки». У детей, услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг дуга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов… Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…». Например: «А ты – морковка!»

В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты – моя радость».

Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

3.Перед началом урока каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом, он «избавляется» от своего крика на время занятия. После занятия дети могут «забрать» свой крик обратно. Обычно в конце урока дети с шутками и смехом оставляют содержимое «Мешочка» учителю на память.

Другой вариант – «Мешочек криков»: если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «мешочком криков». Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.

4. Из глины (пластилина) можно слепить фигурку своего обидчика (а можно даже нацарапать чем-то острым его имя), разбить, смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить. Так, когда ребенок лепит фигурку обидчика из глины, он испытывает ощущение контроля ситуации: он может ее создать, сплющить, растоптать и, при желании, снова восстановить. Причем именно то, что ребенок по собственному желанию может уничтожать и восстанавливать свое произведение, и привлекает детей больше всего.

5.Техники физического отведения гнева - подходят любые интенсивные физические упражнения. Лучше всего, если они связаны с ударами: игры с мячом, ракеткой или ритмичные движения — плавание, бег и т. д. Все, что дает возможность выплеснуть негативную энергию гнева в действие.

Легкие мячики, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить, — все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

Обучение умению владеть собой, приемам саморегуляции.

В процессе коррекционной работы можно говорить с ребенком о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой и владеть своими эмоциями.

Расскажите ему, прежде всего, о том, что агрессия является нормальным человеческим проявлением в определенных ситуациях, когда остальные методы решения проблемы неэффективны (лучше сразу привести примеры таких ситуаций или попросить ребенка это сделать). Можно также обсудить то, что у агрессии есть некоторые проявления, которые не только не осуждаются обществом, но даже поощряются. К таким проявлениям относятся, например, настойчивость в достижении цели и умение защитить себя и других людей.

После того как ребенок уяснил, что агрессия - это не всегда плохо, вы можете ожидать от него признания в себе этого качества. Спросите вашего сына или дочь, когда он (она) сам ведет себя агрессивно по отношению к окружающим? Есть ли какие-то обстоятельства, в которых он почти всегда себя так ведет? Есть ли люди, постоянно вызывающие агрессивные желания у ребенка? Отнеситесь внимательно к этим ответам, в них прозвучат "хронические проблемы", которые нужно анализировать и над которыми придется систематически работать. Постарайтесь подробно обсудить типичные ситуации возникновения гнева и агрессивного поведения у ребенка. Что чувствовал ваш ребенок в тот момент? О чем подумал? Что ему захотелось сделать? Как он реально поступил? Что за этим последовало? Можно ли было поступить иначе, чтобы избежать негативных последствий?

«Стоп»

Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе «СТОП».

Всякий раз, когда захочется ударить или толкнуть кого-либо или проявить активную вербальную агрессию, нужно дотронуться до кармашка, где лежит знак «Стоп» или просто его представить. Кайму кружка следует раскрасить в спокойные цвета (синий, голубой, зеленый, оранжевый) и подобрать соответствующий цвет к слову «Стоп». Например, к синей кайме подойдет «Стоп» оранжевого или золотого цвета, к голубой - зеленого.

«Прежде, чем»

• Прежде чем перейдешь к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10

• Прежде чем перейти к действию, сильно сожми кулаки и разожми их. Так можно делать до 10 раз.

• Прежде, чем перейдёшь к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать.

• Как только почувствуешь, что хочется кого-то стукнуть: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека.

Отработка навыков общения

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно в группе обсудить с детьми, наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации.

Иногда дети поступают так или иначе не потому, что им это нравится, а из-за того, что не знают, как можно сделать по-другому.

Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра.

Во время подобных обсуждений можно разыгрывать и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает твою вещь, что делать, если тебя дразнят, как поступить, если тебя толкнули и ты упал, и др.

Иногда, и довольно часто, дети предлагают агрессивные способы выхода из создавшейся ситуации, например, закричать на друга, ударить, отобрать вещь, припугнуть и т.д. В этом случае взрослый не должен критиковать и давать оценку предложению ребенка. В процессе обсуждения, дети, как правило, сами убеждаются в неэффективности такого подхода к проблеме.

Целенаправленная работа помогает ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.

Следующий способ: проигрывание сказочных сюжетов. Пример, сказка «Теремок». Если медведь придет снова, когда звери построят новый дом, как поведут себя герои.

 

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию

Агрессивные дети имеют низкий уровень эмпатии: это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных детей не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо.

Взрослым тоже не помешает избавиться от привычки обвинять агрессивного ребенка во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, книги, можно, конечно, сказать ему: «Ты - негодник! От тебя одни проблемы». Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение «негодника». В таком случае полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я», а не «ты». Например, вместо «Ты почему не убрал игрушки?», можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны». Вы говорите о чувствах, о своих ощущениях.

«Словарик добрых слов»

Агрессивные дети часто страдают от бедного словарного запаса, вследствие чего даже при общении с симпатичными им людьми они часто употребляют привычные грубые выражения. Язык не только отражает наш внутренний мир, но и может влиять на него: вместе с появлением хороших слов наше внимание акцентируется на тех приятных качествах и явлениях, которые они обозначают.

Заведите с ребенком особый словарь. В него по алфавиту вы будете записывать различные прилагательные, причастия и существительные, которыми можно описать характер или внешность человека, то есть ответить на вопрос, каким может быть человек. При этом нужно соблюдать важное ограничение - все слова должны быть добрыми, вежливыми, подходящими для описания приятных (или нейтральных) качеств в людях. Так, на букву «Б» у вас могут быть записаны как слова, описывающие внешность: «блондин», «брюнет», «белокожий», «белокурый» и др., так и слова, относящиеся к описанию характера: «бескорыстный», «бережливый», «благородный», «беззащитный», «безотказный» и др. или описывающие деятельность человека в какой-то сфере: «безупречный», «безукоризненный», «блестящий» и пр. Если в голову вашему ребенку приходят слова типа «бестолковый» или «болтун», то обсудите с ним, что такие слова тоже есть в русском языке и мы их употребляем, но являются ли они приятными, хотел бы он услышать их в свой адрес! Если нет, то в словарике добрых слов им не место.


 

Семинар-практикум для педагогов «Взаимодействие с агрессивными детьми»

Семинар-практикум для педагогов «Взаимодействие с агрессивными детьми»

Выделяют 5 видов агрессии: ü физическая (действия против кого-либо), ü раздражение (вспыльчивость, грубость), ü вербальная (угрозы, крики, ругательства), ü косвенная (сплетни, злобные шутки, топание, выкрики…

Выделяют 5 видов агрессии: ü физическая (действия против кого-либо), ü раздражение (вспыльчивость, грубость), ü вербальная (угрозы, крики, ругательства), ü косвенная (сплетни, злобные шутки, топание, выкрики…

Ребенок знает, что от людей можно ожидать всего, что угодно, не доверяет окружающим и поэтому ведет себя агрессивно - на всякий случай; Ø разрядка, снятие…

Ребенок знает, что от людей можно ожидать всего, что угодно, не доверяет окружающим и поэтому ведет себя агрессивно - на всякий случай; Ø разрядка, снятие…

Причины агрессивности: Очень часто агрессивными бывают дети, имеющие тот или иной неврологический диагноз

Причины агрессивности: Очень часто агрессивными бывают дети, имеющие тот или иной неврологический диагноз

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т

Все, что дает возможность выплеснуть негативную энергию гнева в действие

Все, что дает возможность выплеснуть негативную энергию гнева в действие

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств

Если в голову вашему ребенку приходят слова типа «бестолковый» или «болтун», то обсудите с ним, что такие слова тоже есть в русском языке и мы…

Если в голову вашему ребенку приходят слова типа «бестолковый» или «болтун», то обсудите с ним, что такие слова тоже есть в русском языке и мы…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2022