"Способы оценивания метапредметных результатов обучающихся на примере учебной дисциплине физика»
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических), лабораторных работ, домашнего эксперимента, портфолио. Задания на уроке формулируем таким образом, чтобы студент не только получил определенные знания по предмету, но и смог ими пользоваться в жизненных ситуациях, т. е. задания, которые требуют от студента преимущественно познавательных, регулятивных, коммуникативных действий. Приоритетными в диагностике (контрольные работы, тесты и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки.
Оценивание уровня сформированности метапредметных результатов ( целеполагание, планирование) может основываться на устных и письменных ответах студентов, а также на наблюдениях учителя за участием студентов в групповой и парной работе, лабораторных работах.
Здесь очень важную роль играет самооценка учащегося. (Я иногда прошу студентов поставить себе отметку, опираясь на алгоритм самооценки) Для адекватного оценивания студент должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки. (Студентам предлагаю ставить знаки вопроса или восклицательные знаки в конспекте около материала, который по их мнению ими не освоен)Привести пример организация работы на лабораторных работах(Алгоритм самооценки: вопросы, на которые отвечает студент):
1. Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? Для ответа на этот вопрос студенту нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение, либо руководствоваться реакцией учителя и группы на собственное решение – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.
4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
Уроки строю в рамках системно-деятельностного подхода, который предполагает совместное определение темы, формулировку целей и задач урока, планирование работы на уроке , поэтому очень важно для меня отследить формирование данных умений. Например, выполняя определенные задания ученик оценивает себя, его оценивает учитель, если результаты не совпадают в личной беседе со студентом приходим к одному результату.
Студент должен
Осознание данной информации, её регулярное пополнение позволяет студенту осмысливать свой текущий уровень развития и самостоятельно (при поддержке взрослых) планировать новые рубежи своих достижений, а преподавателю планировать свою работу.
Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений студента и учебной среды. Студент превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть. Нужно помогать студенту с первых дней обучения овладевать контролем, показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно приучить его самого контролировать и оценивать свои действия – вот задача, которая встает перед взрослыми.
Повторюсь, оценка метапредметных результатов в образовательном событии это - ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ т.е. - умение обращаться к разным источникам информации, делать запрос на поиск; - обработка информации, формулирование выводов; -умение выделять существенную информацию; - удержание нескольких условий в рамках одной задачи; - составление «похожих» заданий; -понимание информации, сообщаемой в различных формах (текст, график, диаграмма, таблица и т.п.); -использование различных форм при создании собственно -го «продукта»; знаково-символическая грамотность. Пример: работа над проектом с участием в НПК
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.