"СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ"
Оценка 4.8

"СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ"

Оценка 4.8
Документация
docx
русский язык
6 кл—11 кл
11.02.2024
"СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ"
СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ.docx

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Одной из проблем развития современного общества можно считать значительное снижение уровня речевой культуры. В настоящее время стало модным усиленно наводнять язык вульгаризмами, пытаться узаконить применение ненормативной лексики, без разбора использовать заимствования, регулярно демонстрировать в средствах массовой информации стилистическую небрежность. Таким образом, актуальным является формирование у студента устойчиво высокого уровня речевой культуры на основе осмысленного отношения к русскому языку как духовной сокровищнице нации.

В период становления Луганской Народной Республики как молодого государства довольно актуальным является вопрос о воспитании образованного подрастающего поколения. В частности, речь идет о языковой культуре подростков. Поскольку высокий уровень языковой культуры является неотъемлемым элементом профессионализма будущего специалиста в любой сфере деятельности.

Перед учебными учреждениями ставится задача, предполагающая владение студентом богатым словарным запасом, грамматически правильно оформленной устной и письменной речью, умением четко и логично отвечать на поставленные вопросы. В связи с этим среди подрастающего поколения необходимо популяризировать лингвистические знания.

В первую очередь, перед педагогами для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1) усовершенствование собственных знаний и навыков;

2) усовершенствование знаний и навыков студентов;

3) помощь в овладении обучающимися нормами литературного языка;

4) коррекция таких умений студентов, как: а) правильное выражение собственных мыслей; б) целенаправленное употребление слов и выражений; в) умение выбирать слова согласно теме высказывания и ситуации общения.

В лингвистических источниках сосредоточено определение культуры речи следующего характера: определенный уровень развития языка, отражающий принятые литературные нормы данного языка, правильное и адекватное использование языковых единиц, языковых средств, которое способствует накоплению и сохранению языкового опыта.

В тесной взаимосвязи с языковой культурой находятся такие термины, как: языковая компетенция и лингвокультурологическая компетентность.

Так, И.Н. Горелов трактует языковую компетентность как реальное знание языка, хранящееся как в общей памяти народа, так и в персональной памяти каждого человека. Иначе говоря, это система языковых знаков, правил их сочетаемости и употребления.

По мнению М.В. Вятютнева, под языковой компетентностью следует понимать приобретенное знание небольшого количества правил, лежащих в основе построения глубинных структур языка, преобразуемых в процессе общения в разнообразные высказывания, т.е. поверхностные структуры.

Что касается лингвокультурологической компетенции, то ее необходимо толковать как знания идеальным говорящим – слушающим всей системы культурных ценностей, выраженных в языке.

Л.А. Шкатова считает, что лингвокультурологическая компетенция состоит из «овнешненных» языком базовых знаний во всех сферах человеческой деятельности, позволяющие адекватно понять неспециальную информацию для ориентации в современном мире. Под «овнешненными» языком базовыми данными понимаются якызовые единицы, выраженные в ключевых словах, словосочетаниях, фразеологических единицах и прецендентных текстах.

Важно отметить, что для полноценного участия в жизни современного общества человеку недостаточно обладать элементарной грамотностью (умением читать и писать). Ему еще важно ориентироваться в информационном пространстве, грамотно оппонировать своему собеседнику. Иначе говоря, у него должна быть развита высокая культура речи.

Принято считать, что составляющими высокой культуры речи являются такие компоненты, как: 1) уверенное знание норм литературного языка для правильного и точного высказывания собственных мыслей; 2) умение выразительно, стилистически дифференцированно (употребляя законы литературного языка) излагать свою точку зрения.

Для достижения высокого уровня языковой культуры студентов работникам образования (в первую очередь, учителям) необходимо формировать у подростков лексические навыки, учитывая их индивидуальные особенности. Данный процесс зачастую происходит на уроках русского языка и литературы при выполнении заданий речевой деятельности: аудирования, чтения, говорения и письма.

Стоит отметить, что базисом такой деятельности выступают орфоэпические, лексические, грамматические нормы литературного языка. Именно поэтому значительная роль отводится в подготовке к занятию (урок или внеклассное мероприятие).

Примечательно, что все практические задания учителю необходимо разрабатывать, учитывая языковые уровни, способствующие совершенствованию устной и письменной речи.

Рассмотрим более детально способы повышения языковой культуры студентов на уроках русского языка при изучении таких тем, как грамматика, лексика, словообразование, орфография, стилистика.

Во-первых, речевая культура обучающихся формируется в момент:

1) получения новых знаний, включая не только предметный материал, но и информацию с разных направлений науки и техники;

2) получения и анализа материала из средств массовой информации;

3) работы с художественной, научной, публицистической литературой.

Во-вторых, усовершенствование навыков языковой культуры происходит с помощью расширения языкового кругозора и, собственно, знаний о языке.

В-третьих, обогащение словарного запаса – успешная составляющая речевой грамотности студентов.

В-четвертых, благодаря развитому слуховому восприятию улучшаются навыки речевого общения.

В-пятых, осуществление вербальной коммуникации: организация и проведение бесед и переговоров различной тематики, публичные выступления перед учебной аудиторией, участие в дебатах и дискуссиях и т.п. – отличный способ совершенствования языковой культуры студентов.

В-шестых, изучение основ ораторского искусства позволяет развивать красноречие, дикцию и речевую импровизацию.

В-седьмых, элементарная работа с текстом (чтение и его анализ) способствуют формированию языковой компетенции.

В-восьмых, технологии коммуникативного общения формируют коммуникативную грамотность, необходимую обучающимся в дальнейшей профессиональной среде.

Помимо вышеперечисленного, преподавателю необходимо во время урочной деятельности обращаться к заданиям и упражнениям, развивающих письменную деятельность. Так, к примеру, работа со словарями способствует обогащению словарного запаса обучающихся, формирует у них представление о языковом богатстве и языковой структуре русского языка. Не стоит забывать об изложениях, сочинениях, написаниях писем. Данный вид деятельности снижает количество ошибок, позволяет отточить слог и найти собственный стиль.

Большой вклад в развитие и совершенствование навыков языковой культуры приносят нестандартные виды работ:

- исследовательская и поисковая деятельность;

- проблемные ситуации и ролевые игры;

- научные дискуссии;

- коллективное решение языковых задач и др.

В ходе вышеперечисленных форм организации занятия в рамках образовательного процесса обучающиеся познают и моделируют разнообразные ситуации общения, отрабатывают речевые коммуникации, связанные с будущей профессиональной деятельностью, принимают участие в языковых играх.

Таким образом, правильно подобранные методы работы на уроках русского языка и литературы (и не только), во время проведения внеклассных мероприятий способствуют развитию и повышению уровня языковой культуры студентов.


 

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

В лингвистических источниках сосредоточено определение культуры речи следующего характера: определенный уровень развития языка, отражающий принятые литературные нормы данного языка, правильное и адекватное использование языковых единиц,…

В лингвистических источниках сосредоточено определение культуры речи следующего характера: определенный уровень развития языка, отражающий принятые литературные нормы данного языка, правильное и адекватное использование языковых единиц,…

Принято считать, что составляющими высокой культуры речи являются такие компоненты, как: 1) уверенное знание норм литературного языка для правильного и точного высказывания собственных мыслей; 2)…

Принято считать, что составляющими высокой культуры речи являются такие компоненты, как: 1) уверенное знание норм литературного языка для правильного и точного высказывания собственных мыслей; 2)…

В-третьих, обогащение словарного запаса – успешная составляющая речевой грамотности студентов

В-третьих, обогащение словарного запаса – успешная составляющая речевой грамотности студентов

В ходе вышеперечисленных форм организации занятия в рамках образовательного процесса обучающиеся познают и моделируют разнообразные ситуации общения, отрабатывают речевые коммуникации, связанные с будущей профессиональной деятельностью,…

В ходе вышеперечисленных форм организации занятия в рамках образовательного процесса обучающиеся познают и моделируют разнообразные ситуации общения, отрабатывают речевые коммуникации, связанные с будущей профессиональной деятельностью,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2024