Способы создания благоприятного психологического климата на уроке
Свое выступление хочу начать с таких слов "Учитель на уроке, как артист на сцене, должен быть всегда достоин своего места и роли".
Одной из самых главных и сложных задач в работе педагога с детьми является создание психологической атмосферы в течение урока. Благодаря этому ребенок развивается, показывает свой талант, на что способен, активно общается с преподавателем и сверстниками, или, наоборот, становится пассивным, замкнутым и отстраненным
Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока.
Отношение учащихся к учителю - это важнейшая составляющая психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие на восприятие учителя учащимися и на их отношение к нему.
Педагог должен уметь настроить себя на жизнерадостное общение с детьми.
Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональные состояния отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.
Шаталов писал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Важно - создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу? Эта задача каждого учителя.
Так, педагогу во время своего урока важно наблюдать и контролировать эмоциональное состояние классного коллектива, ведь положительное эмоциональное настроение помогает эффективному усвоению изучаемого материала детьми и способствует разностороннему развитию индивидуальности ребенка.
Существует
несколько факторов, которые помогают создать доброжелательную эмоциональную
атмосферу:
- педагог должен заходить к детям с прекрасным настроением и уметь настроить
себя на жизнерадостную с детьми параллель. Педагог должен желать общаться с
ребятами, и общаться в дружелюбной обстановке.
- каким бы ни было настроение учителя, он должен держать себя в руках и быть
деликатен и вежлив.
- знание психологии детей любого возраста, педагогическая наблюдательность,
сила воли, умение гибко и адекватно оценить ту или иную обстановку на своем
уроке – это одни из немногих требований, которым должен соответствовать
современный учитель.
Я считаю , что составляющими благоприятного психологического климата на уроке
является использование методов эмоциональной раскачки, упражнения на рефлексию.
Я приведу несколько таких видов
Упражнение «Комплименты».
Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.
Игра «Вам-сообщение».
По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.
Задания «Поделись радостью». «Нарисуй свое настроение» и т. д.
Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую».
ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует.
«Эмоциональное поглаживание",когда учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит "молодец", "умница ", "Ребятки, я горжусь вами!".
Упражнение «Умышленная ошибка»
Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя!
Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.
Прием «Эврика»
Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
Эффективным является и использование таких форм мотивации как
присуждение за урок (или серию уроков) званий «Самый активный на уроке», «Самый дисциплинированный» и т.д.
Не менее важным является размещение в кабинете лучших работ учащихся (сообщений, рефератов, исследовательских работ), грамот. Это мотивирует ребят на качественное и интересное для всех выполнение индивидуальных и групповых работ.
Использование нестандартных уроков, таких как уроки в форме соревнований и игр, викторин и т.п.
Созданию ситуации успеха способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно.
Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетания педагогом репродуктивных, проблемно – поисковых и творческих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке.
Я считаю, что одним из самых важных этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний. Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися (например, с различным уровнем самооценки). Психологически важно не захваливать хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса
Использование рефлексии так же позволяет ученику и учителю увидеть организацию собственной деятельности и оценить ее и скорректировать, а также обеспечивает ученику ситуацию успеха.
Мне бы хотелось посоветовать
Правила, обеспечивающие ситуацию успеха.
-Начинайте урок энергично. Не задевайте вопрос о том, кто не выполнил домашнего задания.
-Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.
-Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
- Не наказывайте отрицательной отметкой, грубой критикой в адрес ученика.
-Подбадривайте за малейший успех, одобряйте за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.
-Своевременно отметьте успехи и достижения учеников во всех видах деятельности . Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.
-Используйте на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата.
-Прекращайте урок со звонком.
-Удерживайтесь от излишних замечаний.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.