Способы создания благоприятного психологического климата на уроке
Оценка 4.6

Способы создания благоприятного психологического климата на уроке

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
преподавание
01.11.2024
Способы создания благоприятного психологического климата на уроке
Одной из самых главных и сложных задач в работе педагога с детьми является создание психологической атмосферы в течение урока
Способы создания благоприятногоклимата на уроке.doc

Способы создания благоприятного психологического климата на уроке

 

 Свое выступление хочу начать  с таких слов  "Учитель на уроке, как артист на сцене, должен быть всегда достоин своего места и роли".      

Одной из самых главных и сложных задач в работе педагога с детьми является создание психологической атмосферы в течение урока. Благодаря этому ребенок развивается, показывает свой талант,  на что способен, активно общается с преподавателем и сверстниками, или, наоборот, становится пассивным, замкнутым и отстраненным

Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока.

Отношение учащихся к учителю - это важнейшая составляющая психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие на восприятие учителя учащимися и на их отношение к нему.

Педагог должен уметь настроить себя на жизнерадостное общение с детьми.

Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.

Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональные состояния отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.

          Шаталов писал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Важно - создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу? Эта  задача каждого учителя.

Так, педагогу во время своего урока важно наблюдать и контролировать эмоциональное состояние классного коллектива, ведь положительное эмоциональное настроение помогает эффективному усвоению изучаемого материала детьми и способствует разностороннему развитию индивидуальности ребенка.

Существует несколько факторов, которые помогают создать доброжелательную эмоциональную атмосферу:
- педагог должен заходить к детям с прекрасным настроением и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Педагог должен желать общаться с ребятами, и общаться в дружелюбной обстановке.
- каким бы ни было настроение учителя, он должен держать себя в руках и быть деликатен и вежлив. 
- знание психологии детей любого возраста, педагогическая наблюдательность, сила воли, умение гибко и адекватно оценить ту или иную обстановку на своем уроке – это одни из немногих требований, которым должен соответствовать современный учитель.

Я считаю , что составляющими благоприятного психологического климата на уроке

является использование методов эмоциональной раскачки, упражнения на рефлексию.

Я приведу несколько таких видов

Упражнение «Комплименты».

Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.

Игра «Вам-сообщение».

По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.

Задания «Поделись радостью». «Нарисуй свое настроение» и т. д.

Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую».

ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует.

«Эмоциональное поглаживание",когда  учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит "молодец", "умница ", "Ребятки, я горжусь вами!".

Упражнение «Умышленная ошибка»

Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя!

Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, ко­торый используется в доказательстве в качестве опорного знания.

Прием  «Эврика»

Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

Эффективным является и использование  таких форм мотивации как

присуждение за урок (или серию уроков) званий «Самый активный на уроке», «Самый дисциплинированный» и т.д.

Не менее важным является размещение в кабинете лучших работ учащихся (сообщений, рефератов, исследовательских работ), грамот. Это мотивирует ребят на качественное и интересное для всех выполнение индивидуальных и групповых работ.

Использование нестандартных уроков, таких как уроки в форме соревнований и игр, викторин и т.п.

Созданию ситуации успеха способствует  использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно.

Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетания педагогом репродуктивных, проблемно – поисковых и творческих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке.

Я считаю, что одним из самых важных этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний. Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися (например, с различным уровнем самооценки). Психологически важно не захваливать хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса

Использование рефлексии  так же позволяет ученику и учителю увидеть организацию собственной деятельности и оценить ее и скорректировать, а также обеспечивает ученику ситуацию успеха.

Мне бы хотелось посоветовать

Правила, обеспечивающие ситуацию успеха.

 

  -Начинайте урок энергично. Не задевайте вопрос о том, кто не выполнил домашнего задания.

   -Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.

   -Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.

    - Не наказывайте отрицательной отметкой, грубой критикой в адрес  ученика.

        -Подбадривайте за малейший успех, одобряйте за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.

        -Своевременно отметьте успехи и достижения учеников во всех видах деятельности .       Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.

        -Используйте на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата.

-Прекращайте урок со звонком.

      -Удерживайтесь от излишних замечаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Способы создания благоприятного психологического климата на уроке

Способы создания благоприятного психологического климата на уроке

Я приведу несколько таких видов

Я приведу несколько таких видов

Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно

Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно

Способы создания благоприятного психологического климата на уроке

Способы создания благоприятного психологического климата на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2024