Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

– Рассмотрите центральный кадр киноплёнки перед упр. 185. – Прочитайте название раздела. – Какие буквы (ь и ъ) соответствуют каким стульям? – Как в кадре передаётся ощущение мягкости? А твёрдости? – Приведите примеры мягких звуков. – Вспомните, как в русском языке может быть обозначена мягкость звуков на письме. (С помощью мягкого знака.) Учитель записывает на доске букву ь. – Есть ли другие способы? (Специальные буквы гласных.) – Назовите эти буквы. (е, ё, ю, я, и.) Учитель записывает на доске: буквы гласных е, ё, ю, я, и. – Сколько же существует способов обозначения мягкости согласных звуков? (Два.) – Сформулируйте тему урока на основе записей на доске. Ученики называют тему: «Обозначение мягкости при помощи ь и букв гласных е, ё, ю, я». Либо с помощью учителя: «Способы обозначения мягкости согласных».
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur107.doc
Русский язык ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ Урок 107 (81). Тема: Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. Цель:   –  развитие   умений   различать   буквы   мягких   согласных   звуков   и   определять   способ   обозначения   мягкости   буквами гласных звуков. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) © ООО «Баласс», 2012 1Ι . Актуализация знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».    3   3  Блицопрос. – Закончите предложения: а) Звуки речи делятся на … (гласные и согласные). б) Гласные звуки бывают … (ударные и безударные). в) Согласные звуки делятся на …. и …, а также … и …(твёрдые и мягкие, глухие и звонкие). г) Твёрдые и мягкие звуки бывают … и … (парные и непарные). д) Непарные мягкие звуки – это … ([ч], [щ], [й]). е) Не обозначают звуков буквы … (ь и ъ). Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. II. Формулиро­ вание  проблемы,  планирование  деятельности.   1  3  3 – Рассмотрите центральный кадр киноплёнки перед упр. 185. – Прочитайте название раздела. – Какие буквы (ь и ъ) соответствуют каким стульям? – Как в кадре передаётся ощущение мягкости? А твёрдости? – Приведите примеры мягких звуков. – Вспомните, как в русском языке может быть обозначена мягкость звуков Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  © ООО «Баласс», 2012 2задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. на письме. (С помощью мягкого знака.)  Учитель записывает на доске букву ь. – Есть ли другие способы? (Специальные буквы гласных.) – Назовите эти буквы. (е, ё, ю, я, и.) Учитель записывает на доске: буквы гласных е, ё, ю, я, и. –  Сколько   же   существует   способов   обозначения   мягкости   согласных звуков? (Два.) – Сформулируйте тему урока на основе записей на доске. Ученики называют тему: «Обозначение мягкости при помощи  ь и букв гласных  е, ё, ю, я». Либо с помощью учителя: «Способы обозначения мягкости согласных». – Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) ΙΙI. Развитие  умений –  применение  знания.    1  3  4  3  1  3 1. Работа в учебнике. Повторение изученного в 1­м кл. («Букварь»). Упр. 185 – закрепляется умение находить мягкие согласные в словах и определять способы обозначения мягкости. Коллективно вырабатывается алгоритм работы с опорой на задания учебника. а) – Прочитайте слово. б) – Назовите в нём мягкие согласные. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в  устной форме. © ООО «Баласс», 2012 3в) – Запишите слово. г) – Обозначьте буквы мягких согласных зелёной точкой (как выполняли в «Букваре»). д)  –  Отметьте (если есть) звуки, мягкость которых не зависит от рядом стоящих звуков – эти звуки всегда мягкие. е) – Определите, какими буквами обозначена мягкость согласных. (Буквы гласных е, ё, и, ю, я или буква ь.) Подчеркните эти буквы. Сделайте   вывод:   мягкость   согласных   звуков   на   письме   обозначают гласные буквы е, и, ё, ю, я и буква ь. 2. Самостоятельная работа с опорой на записи на слайде (доске). На слайде слова: Люстра, пальто, морковь, песня, вишня, крепость. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям,  выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. –  Выпишите сначала те слова, в которых мягкость согласных обозначена гласными буквами, а потом те, в которых мягкость согласных обозначена буквой ь. Проверка работы. На слайде появляются две группы: Люстра, песня, вишня, крепость. Пальто, морковь, крепость. – Какое слово выписали дважды? Почему? –  Отметьте   точками   мягкие   звуки,   подчеркните   буквы,   обозначающие мягкость этих звуков. 3. Упр. 186 – развивается умение самостоятельно подбирать слова (3–4 слова),   в   которых   мягкость   согласных   обозначена   буквами   гласных звуков. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма © ООО «Баласс», 2012 4самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. Задание № 1, тема 14 в Рабочей тетради. – Назовите вариант ответа. Обоснуйте свой выбор. – В каких ещё словах мягкость согласного не зависит от буквы гласного? (Чудеса, щавель – звуки [ч'] и [щ'] всегда мягкие.) –  Какими   способами   обозначена   мягкость   согласных   в   слове  ща­вель? (Буквой гласного е и буквой ь.)   4  4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. Упр. 167 («Дидактический материал»). © ООО «Баласс», 2012 5Деятельность учеников:  – Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я. © ООО «Баласс», 2012 6

Посмотрите также